НОВЫЕ ЗАДАЧИ ПОЛЕНОВСКОГО ДОМА

Переживаемый нами период напряженного строительства — ответственнейший для деревенской политико-просветительной работы. Враг начинает прибегать к террору, ведет уси
ленную агитацию, мастерски используя самые разнообразные средства воздействия. Так было напр. в с. Рождественском Астраханского округа
при проведении праздника Красной борозды. Кулаки всячески борются против политпросветительной работы. Распускают слухи, что избачитальня — место нечистое. По ночам зажигаются огни, слышен стук и визг. Суеверная деревня легко поддается гипнозу.
По мере подготовки к празднику весеннего сева события начали развиваться головокружительной быстротой.
По ночам «граждане» стали слышать в храме плач и рыдания. Нашлась продувная шельма, которая поведала, что сама видела:
— Мать пресвятая Богородица слезами заливается. Просит уберечься от участия в советском празднике.
Верующие «вняли». Поутру посевной лозунг на избе-читальне заклеили газетной бумагой, на которой дегтем было написано: не верь агроному, надейся на бога.
Во время демонстрации в карнавальную группу летели камни и тухлые яйца.
Кулак потом в откровенной беседе сам признался, что «богородицыны слезы» влезли ему в копеечку.
Где вымыслом, где подкупом, а, если нужно, и угрозой зажиточная верхушка отчаянно борется за свое влияние на бедняцко-середняцкие кадры.
В последнее время все больше начинают прибегать к постановке массовых инсценировок на открытом воздухе. Мы обязаны неустанно напоминать: руководство худож. работой организовано только в 2—3 округах. Повсюду организаторы массовых празднеств, имеющих колоссаль
ное политическое значение, задают один и тот же воп рос:
— За 12 лет у нас никто не был для руководства культурной работой. Кто виноват в том, что нас оставили одних, когда мы сами не разбираемся в деле.
Художественные выступления на 30% увеличивают посещаемость полит-просветительных учре
ждений. Во время перевыборов в Астраханском округе п/п. сетью было охвачено до 120.000 чело
век. Из них 75% обслужено художественными кружками.
Общественно-политическое значение деревенской худож. работы неизмеримо выше и серьезнее той работы, которая выполняется в адрес городского зрителя. Деревня понимает учительскую
роль искусства и расценивает его как «лучшую школу».
Состоявшаяся на-днях первая Всероссийская конференция по деревенской худож. работе должна явиться переломным моментом в художественном просвещении деревни. Прежде всего пред
стоит борьба, за бюджет как в центре, так и на местах, в краевых, областных и окружных управленческих аппаратах. Добиться даже минимальных ассигнований на деревню без содействия партийно-комсомольских, профсоюзных, кооператив
ных и др. организаций будет крайне трудно, так как худож. работе в деревне не уделяют должного внимания даже местные отделы образования.
На очереди стоит вопрос организации идеологического руководства 600-тысячной армией худож. актива деревни. Необходимо развернуть сеть краевых и областных домов по худож. работе. В округах предстоит создать инструктивно-опытные базы, в районах-—опорные пункты. По всей руководя
щей линии создаются худож. советы, в областях и округах вводится институт разъездных инспекторов-методистов.
«В этих органах должны быть объединены все руководящие мероприятия и материальные средства и общее планирование по деревенской художественной работе всех государственных, партийных, комсомольских, профсоюзных, кооперативных, колхозных, совхозных, шефских и др. обще
ственных и хозяйственных организаций». Все пере
численные организации в центре свое участие объединяют в Наркомпросе в лице Центр. Дома деревенск. худож. п/п. работы. Для перечисленных организаций Дом Поленова, который конфе
ренция постановила переименовать в Дом им. Н. К. Крупской, становится общим практическим руководящим органом.
Отмечая героическую по выдержке работоспособность сотрудников Поленовского дома, конфе
ренция одобрила целевую установку и план работы Дома. В новом операционном году предстоит подготовить многочисленные кадры руководящих работников, обслужить ряд областей и национальных республик инструктивно-показа
тельной работой, издать до 30 методических пособий и более 50 репертуарных сборников.
Пятилетний план социалистического строительства положен в основу работ Поленовского дома. Организо
вав руководящий аппарат по всей
линии, мы будем иметь в лице 50.000 деревен. худож. кружков огромную организующую крестьянство силу.
Деревенский театр был и останется передовым бойцом на культурном фронте революции, но его надо перевооружить. Н. КАЛАШНИКОВ
Передвижная выставка по театру «Поленовского дома
«Политпросветработа в деревне с точки зрения победы социализма
является важнейшей». (Из резолюции XIII партсъезда).