БЕСХРЕБЕТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

1.
Ha-днях нам в руки попал авторский экземпляр одной пьесы, уже показанной в прошлом се
зоне на сцене. Экземпляр был приготовлен к печати для одного из театральных издательств. В него было внесено много авторских изменений.
Так была введена новая сцена, показывающая заключение договора на социалистическое соревно
вание. Еще для одной картины авторская ремарка красными чернилами указывала: «через всю сцену висит плакат с лозунгами о социалистическом соревновании». В остальном тексте время от вре
мени попадались упоминания на ту же тему.
И, наоборот, любовные сцены пьесы оказались сильно сокращенными. Таким образом, «прорабо
танным» оказался почти весь текст пьесы. Автор чрезвычайно просто приспособил свое произведе
ние к лозунгам сегодняшнего дня. Этот пример показывает, насколько неорганично пишется большинство современных пьес. Они могут, так ска
зать, «на ходу» пополняться новым материалом, попутно выбрасывая устаревший балласт. По существу они не имеют определенной темы. От лег
кой акцентировки в ту или иную сторону тема меняется и перемещается. И та пьеса, о которой мы здесь говорили, была написана в свое время на тему о любви. Несколько персонажей различных социальных категорий разрешали проблему любви и пола на индустриальном фоне. Теперь же через полгода, после соответствующей переделки пьеса легко может пойти на сцене под лозунгами социалистического соревнования. Темой станет инду
стриализация, а фоном—любовные переживания нескольких персонажей. По крайней мере, так утверждал один восторженный режиссер из АНР’а, ухватившийся за пьесу в новой редакции и увезший ее в провинцию, чтобы ставить к 12-й годовщине Октябрьской революции.
2.Постановление весеннего съезда инженеров о ликвидации форменной фуражки больно ударило
по тем драматургам, которые специализировались на темах о вредительстве.
Инженер-контрреволюционер не мыслится дра
матургом иначе, как в инженерской фуражке. Другое дело — честный спец. Он может быть показан просто в помятой кепке или даже лучше совсем без головного убора: пусть публика видит, что ему не до шляпы, что он весь на производстве.
Но и положительный спец, конечно, тоже теряет от ликвидации фуражки: не так ясна будет на сцене разница между ним и вредителем. При
дется лишние слова давать тому и другому. А это сложнее.
Между тем, инженер буквально становится властителем дум советского драматурга. Без инженера не обходится сейчас ни одна пьеса.
если только она не безнадежно историческая или деревенская.
За последнее время в драматургии стала плодиться разновидность инженера: инженер-изоб
ретатель. Повидимому, мы сейчас стали перед
потоком «изобретательских» пьес. Уже сейчас стали складываться для них стандартные образцы.
Обычно в этих пьесах инженера-изобретателя всячески затирают; он почти побежден. В довер
шение всех бед его жена начинает его ревновать к изобретенной машине. Но инженер остается стойким, тем более, что у него есть союзник: очаровательная девица — либо секретарь мест
кома, фабкома, комсомольской ячейки, либо сестра местного лесника, нач. станции и т. д. Эту девицу в свою очередь кто-то ревнует к инженеру. В результате все ненавидят изобрета
теля и решают уничтожить его машину. Понятливый читатель догадается об остальном. Конечно, девица разоблачает всех врагов инженера. Конечно, машина спасена для дела индустриализа
ции, а инженер, отказавшись от премии, обняв девицу, идет с ней навстречу утреннему солнцу.
Пусть не думает читатель, что это — пародия. Буквально так кончается одна пьеса, изданная недавно под заманчивым названием и идущая сейчас во многих провинциальных театрах и клубах. А с незначительными отклонениями от рассказанного сюжета написаны очень многие пьесы.
3.
Небезызвестный драматург, за три года написавший около двух десятков пьес на различные темы и имеющий финансовый вес в МОДПиК’овских кругах, однажды, среди своих друзей, непричастных ни к театру, ни к искусству — жаловался на свою грустную судьбу, судьбу плодовитого и популярного драматурга:
— Все темы исчерпаны. Не о чем больше писать. Конечно, если пойти в историю, то кое-что
найдется. Но в современности — едва ли. Жизнь удивительно однообразная вещь. Какую тему ни возьми—всюду обязательно председатели местко
мов, секретари ячеек, директора чего-нибудь и т. д.
А если из них кто влюблен, то все уже заранее известно. Прямо можешь и не интересоваться, чем кончится.
Этот драматург был убежден, что скучен не он со своими мертвящим штампом, а скучна сама
жизнь. К сожалению, их вовсе немало—этих гробокопателей, специалистов по обескровливанию живых людей. Целой армией они рассыпа
лись по клубным площадкам, по провинциальным сценам. Все чаще и настойчивее они проникают и на сцены центральных театров.
Борьба с драматургическими штампами, с механическими приспособлениями старых сюжетов к новой теме — становится боевой задачей театрального сегодня.