коробке театрального здания, все это в массовом действе находит свое интенсивное применение.
Слово, звук, шум также требуют от режиссера особых методов. Здесь— радио открывает исклю
чительные перспективы, позволяя благодаря уси
лителям использовать индивидуальную читку, сольное пение, звучание отдельных инструментов. Хор, коллективная декламация, оркестр через радио получают небывалую звучность.
Кино в массовом действе может быть использовано не только как проекция лозунгов или пояс
нительных фильм, но и как средство, усиливающее общую динамичность спектакля. Когда в фи
нале пионерского действа было пущено кино, то индустриальная фильма воспринималась зрителем чисто эмоционально. Снятие движения машин вос
принималось именно как движение, сливаясь с общим стремительным темпом «концовки».
Работа человека в массовом действе отлична от игры в театре. Уже самое понятие «массовости
говорит об отрицании индивидуального персонажа как такового. «Группы», «отряды», «колонны»— вот амплуа действа. Только в очень редких слу
чаях приходится выделить «героя», но и от этого героя не требуется какой-нибудь особой игры, а только наиболее четкое выполнение сценического задания. Актер, играющий Керенского в театре, должен думать о психологической характерно
сти, Керенский в массовом действе это только условная «маска», дающая возможность зрителю сказать—«вот Керенский», не более. Причем это «вот Керенский» не претендует ни на какую порт
ретную иллюзорность. Как общее правило, в массовом действе «ролей» нет, ибо для восприятия этих ролей нет никаких условий. Зритель все равно «мелких» движений не заметит. Он, как и все участники действа, мыслит большими цифрами и большими величинами.
Сходство массового действа с «военным деломотражается и на организационной стороне. Выра
жение «режиссерский штаб» здесь уместно. Именно штаб, т.-е. группа лиц, связанных между собою строгим разделением и согласованием функций,
характерных для массового действа. В массовом действе «связь» и «управление» имеют чрезвычайное значение. Каждое художественное задание
здесьмыслится как задание оперативное. Спектакль имеет свою стратегическую карту и без полевых телефонов, радио-передач и особых «вестовых» — «сражения не выиграешь», т.-е. не доведешь спектакля до победного конца.
Радлов, как режиссер массового действа, как раз и соединяет в себе искусство постановщика с искусством организатора. Наблюдая на пионерском действе не только за «полем», но и за режис
серским штабом,можно было легко прийти к мысли о необходимости «военной» организации спектакля. Также как шахматист должен знать и чувствовать доску, качество фигур, их значение в дина
мике игры, так и режиссер массового действа должен соединять в себе способность к общему охвату и к глубокому анализу всех звеньев театрального боя.
Все приемы, на основе которых строится массовое действо, должны быть в конце концов стя
нуты к основной цели этого вида художественной работы. Цель массового действа одна—слить в единую коллективную эмоцию многотысячную толпу зрителей, превратить в одно дыхание — ды
хание тысяч грудей. Массовое действо есть школа коллективного энтузиазма, театр, где объектом воздействия служит масса в прямом и непосред
ственном значении этого слова. Через созерцание к действию, через возбуждение чувств к борьбе —
вот тот метод массового действа, который соединяет воедино движение человека, лучи прожектора, полет аэроплана, огни фейерверка и ружейные выстрелы.
Массовое действо есть искусство, которому можно учиться. Этому искусству у нас не учатся. А между тем в условиях гигантского переустройства хозяйственного уклада страны массовое дей
ство приобретает особое агитационное значение. Но для его осуществления нужны художественнограмотные, специально подготовленные инструк
тора. Радлов мечтает об «Институте массового празднества». Это — наиболее радикальный и ре
шительный выход. А пока этого института нет — не заняться ли нашим театральным школам серь
езным изучением и обучением технике и теории массового зрелища?
Н. ВОЛКОВ
Всесоюзный слет пионеров Массовое действо на закрытии слета (ночной снимок)