XV МЮД
Люди, знакомые с переводной французской литературой, хотя бы с отдельными романами Маргарита, захлебываясь, с громад
ным возбуждением, с ощущением великой радости «по поводу», читают почти всегда встречающиеся описания общенародного французского праздника 14 июля, посвященного взятию Бастилии в 1789 г.
Несмотря на то, что полуфашистский режим современной Франции почти уничтожил всякий революционный привкус этого праздника, рож
денного героизмом санкюлотов — он уже в силу традиции является подлинным общенародным праздником Франции.
Почти поголовный маскарад на Елисейских полях и просто прилегающих к этому району города улицах, переулках и тупиках, тысячи са
мых затейливых карнавальных шествий, сотни веселых пьянящих своей удалью летучих выступ
лений балаганов, каскады огня, красок, света сливаются с океаном смеха, песни и плясок.
Народ празднует. Народ в этот день превращается в громадное, захватывающее своей яркостью, блеском, пышностью, зрелище.
В этот день в толщах населения Парижа до отказа вскрывается потенция к искусству, творчеству. Сотни тысяч людей в этот день эмоциональ
но превращаются в целую армию великолепно действующих актеров.
Праздник 14 июля действительно представляет собой массовое театральное действо.
Никто ни на минуту не смеет подвергнуть сомнению политическую, общественную значимость
празднования МЮД’а. «Что»—не должно даже тер
петь возражений, а вот «как» прежде всего в ин
тересах этого «что» должно встречать иногда самые резкие замечания, буде они заслужены. Вот об этом «как» XV МЮД’а и следует поговорить.
Надо прямо сказать, что в этот день в Москве нечем было порадовать глаз или уши, почти не было ничего такого, что могло бы вызвать в ко
лоннах демонстрантов, просто во всех тех, кто в этот день вышел на улицу, высокого подъема, энтузиазма, горения.
В этот день было серо на небе, серо и на земле. Опять часовые беспредметные стоянки, которые может быть неизбежны, но для которых ничего не придумано.
Разъезжают на грузовике вычурные намазанные ребята
А песни «под ногу».
Затасканный, нелепый «Сергей-поп», сентиментально-слюнявый «моряк красивый сам собою(!?)»—или разухабистая «Сыпь, Семеновна».
Причем и этот скудный (а может быть—паскудный) репертуарчик поется исключительно неорганизованно, нескладно, с кривлянием, с пе
ренапряжением голосовых связок, с отсутствием голосовых данных.
Идут сто человек, а в воздухе вразнобой несется:
«Сергей—моряк красивый
«Дьякон и дьячок по морям, по волнам». «Самоварничала в... синем море» и т. д.
Недурно в день МЮД’а звучит и «старушка«Коробочка».
На стягах «Дадим отпор кулаку и нэпману», а из-под стяга доносится:
«Раскладай товар, купец» И опять же:
«Цыганочка—ока, ока Цыганочка черноока, Цыганочка черная, Ты мне погадай».
В день международной солидарности рабочей молодежи всего мира, в момент угрозы войны, в эпоху строительства социализма коммунистическая молодежь СССР полусознательно, некрити
чески шествуя по проштампованной дорожке одиннадцатилетнего проведения МЮД’а в совет
ских условиях, наивно и беззаботно распевает «Коробочки», «Самоварчики» и прочую вредную галиматью.
Вспоминаются первые годы Комсомола, когда молодежь не только на демонстрации, но и в стенах общежитий, в столовых, в клубах, пела бодрые, революционные, зовущие в бой «вооружающие» песни «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянку», «Молодую гвардию».
Могут возразить — то было в эпоху гражданской войны.
Отвечаем вопросом: «А разве сейчас мы не— стоим перед возможностью войны? Кроме того, разве в эпоху социалистического строительства, соревнования, реконструкции соответствуют за
дачам момента такие перлы, как «Ухарь-купец», или «Чай пила, самоварничала»? (ВПЕЧАТЛЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ)
Немножечко танца «Шамиля», кусочек пивной по
шлейшей «Цыганочки», коечто от «Яблочка» и это все.
Достаточно вглядеться в корни этих танцев, чтобы обнаружить их полную несовместимость с международной коммунистической демонстрацией, просто с советским искусством.
«Молитва Шамиля» — религиозный танец фанатичных мусульман. «Цыганочка» пришла из табора, от анархо-богемного народа, еще до сих пор, как сотни лет назад, появляющегося в своих кибитках на фоне социалистических гигантов Волховстроя, Шатуры, Днепростроя; «Яблочко»—
зародившись в зеленых бандах Одесовщины, вскоре превратилось в официальный гимн и... пляску царства махновского.
Нет стало быть новых массовых комсомольских танцев, которые вместо отвратительного «плечедрыга» и глупейшей чечетки могли бы носить в себе общественно-полезное начало, формирующее эмоции и тело нашей рабочей молодежи.
«дьячок ПО ВОЛНАМ
«ЯБЛОЧКО ВЕЗДЕСУЩЕЕ