Это большая опасность: психика молодежи на таких песнях, плясках плюс всякая кино
пошлость и переводная полубульварная литература может окончательно не расцветши протух
нуть, прогнить. Сознание рабочей молодежи от таких влияний через искусство может размагнититься, «демобилизоваться».
Еще одна демонстрация показала всю нелепость «ножниц» между нашими социалистическими задачами и не нашими, но широко используемыми нами средствами искусства, в то время как искус
ство в условиях диктатуры пролетариата олжно помочь последнему и его смене быть всегда вооруженным до зубов на всех фронтах и всех участках. Об этом пора забить тревогу.
Оформление.
Внешне все революционно, выдержанно. Но какой штамп! Какое однообразие! Какая убогость!
Вот уж действительно можно сказать: «Как двенадцать лет назад».
Короче говоря — ничего не переменилось. А зрелищная часть демонстрации?
Разъезжают на грузовиках вычурные, жалкие, исключительно бесвкусно «вне стиля и эпохразодетые и намазанные рабочие ребята из клубных кружков.
Они, небыстро, при невероятном шуме, исполнив свой какой-нибудь далеко немюдовский но
мер, едут целую версту молча. И как они скучны в этот момент, гораздо скучнее самого рядового демонстранта.
Единственным проблеском на этом затасканном «немюдовском» фоне была небольшая военная игра, увлекшая собой несколько сотен молодежи.
Разрывались с громом фейерверки — это артиллерия «фашистов» и «двухглавого орла» обо
ронялась от наступления красных. Слепили глаза бенгальские огни—это огненная, дымовая завеса. Ринулась вперед с криками «ура» моло
дежь, вооруженная деревянными ружьями — это красные пошли в атаку.
«Фашисты» разбиты, люди поют «Молодую гвардию», потрясают в воздухе оружием, кидают шапки. Тут «занялось» на несколько минут несколько десятков молодежи.
А ведь в этот день в Парке культуры и отдыха были десятки тысяч молодежи. Но она была рас
пылена, не организована. Она слишком «празднопраздновала свой именины. Обилие же публики «вообще», зрелищ «вообще», аттракционов «вооб
ще», окончательно стирали все признаки того, что сегодня здесь день молодежи—XV МЮД.
В 8—10 часов вечера, когда Парк кишел молодежью — она ничем не была занята. На большой
площадке для игр несколько групп вяло играли в «Третьего лишнего». Большинство слонялось без дела. Было скучно.
Когда же по Парку прямо на улицу двинулась ватага ребят с фонарями, гармошкой и заливной песней разбитных девчат, когда вся эта лавина готова была ринуться по ночным кварталам Мо
сквы разбудить комсомольской удалью салопниц Новинского бульвара, руководители остановили всех, отобрали фонари и любезно пожелали молодым, горячим, пышащим задором ребятам:
— Покойной ночи!
Было всего половина одиннадцатого.
*
* *
XV МЮД еще один урок, еще один упрек нашей рутине, косности, стандартности и вопиющей неизобретательности.
Довольно «только» демонстраций! Довольно «только» докладов «с художественной частью»! Довольно праздности десятков тысяч!
На смену рампам, «третьим лишним» должно притти насквозь театральное, захватывающее, гигантское действо десятков тысяч. Действо, достой
ное масштабов революционных празднеств страны социализма. д. ПОПОВ
«Цыганочка черная, ты мне погадай!»
«ПОКОЙНОЙ ночи
«МЫ С МИЛЕНКОН ЦЕЛОВАЛИСЬ
Газетные сообщения и афиши заманчиво обещали нечто грандиозное в этот день в Парке культуры и отдыха.
Был митинг, выступал А. И. Рыков, гремели оркестры, пели люди. Митинг прошел с большим подъемом, энтузиазм-масс был налицо.
Ну, а потом?..
А потом, на одной из площадок выступил украинский хор в самом приторном бомбоньерном оформлении, с глупейшими песнями в стиле:
«Комара, оженившегося на мухе».
Кто-то вспоминал старые времена, второразрядные рестораны и рафинированное «искус
ство национальностей» дореволюционной эпохи, подававшееся «а la fourchette» к рюмке коньяку.
На площади «Смычка» — в течение шести часов подряд была эстрадная программа. И кроме не
мецкого коллектива» «Красные рупора» и ансамбля ЦДКА никто ничем никак не напомнил, не только
о МЮД’е, но даже о том, что все-таки существует молодое революционное искусство со своей новой формой, а главное — новой тематикой.
Москвичи очень любят заслуженно популярный хор текстильщиков. Вот где подлинное на
родное искусство, без всякой фальсификации и крашеных мордочек.
Но объективность заставляет упрекнуть этот хор весьма основательно. Репертуар у него боль
шой, а что он в этот день «предлагал» вниманию зрителей? Такие частушки, как:
«Мы с миленком целовались
Я ему руку сломала,
Он мне выбил зуб ногой» —
заставляют отнести его тоже к числу номеров, не отвечающих задачам дня.
Дальше клоуны, жонглеры, велосипедисты, танцоры, одним словом, вся та желтенькая, деше
вая программа, которую москвичи привыкли всегда и везде видеть. Ничего особенного, ничего занимательного.