Н

е так давно были подведены итоги прошедшего зимнего сезона 1927/28 г. Летний период, сменивший зимний театральный сезон, по дур
ной установившейся традиции, ничего не прибавил и не убавил к балансу 1927/28 года в области театра.
Театральный занавес поднимается, поэтому, как бы после летнего «перерыва» заново. С новыми
силами, в обстановке новой коньюнктуры, в известной мере с новыми задачами профессиональный и самодеятельный театр готовятся к сезону 1928/29 года.
Слишком, однако, органично строится вся наша культурно-просветительная, в том числе,
театральная работа, слишком много еще не решенных задач от прошедших лет на участке худо
жественной работы, чтобы наша сцена и питающие ее силы не должны были в первую очередь вспом
нить об этих нерешенных задачах. Напомним их в преддверии начинающейся бурной работы, остановившись в первую очередь на пробелах и меньше всего на достижениях.
На первый план всплывают вопросы организационные. Не проведено до сих пор
в полной мере уравнение различных групп театра в финансовом отношении. Не разрешен до сих пор вопрос о пределах снижения цен на билеты. Не разрешены с достаточной четкостью вопросы о молодняке в драме, опере, балете, вопрос о театральной школе. Не создано до сих пор Обще
ства друзей советского театра. Нельзя признать достаточно проработанный и разрешенным вопрос о кадрах вообще: директорских, администраторских, актерских, литературно-критических. Сюда входит также целая сумма вопросов, специально касающихся провинции, в частности вопрос о более плановом подборе трупп, о хоз. стороне дела, взаимоном обмене силами, о гастролях.
В области репертуарно-идеологической театр в основе своей, как уже не раз отмечалось, дал ряд положительных результатов. Однако и здесь прожектор самокри
тики сигнализирует о ряде явлений и мероприятий, требующих пристального внимания со стороны театров и руководящих органов. Столичные театры в этом году недостаточно насытили, пока что, свой репертуарный план новыми пьесами. Нельзя не отметить проявляемую большинством театров значительную энергию в этом направлений. Несомненно, наиболее энергичные репертуарно-ху
дожественные аппараты отдельных театров коечего добились, как например, театр Вахтагнова, включивший в свой план четыре новых постановки, из них три современных, Студия Малого Театра, включившая 2 постановки, театр Пролеткульта,
включивший три современных пьесы, театр Революции, и др. Наоборот, некоторые крупнейшие театры, как: МХАТ I, МХАТ II, отчасти Малый, к сегодняшнему дню значительных реальных ре
зультатов в этом направлении еще не обнаружили. В провинции ряд крупных городов также еще не может стать на рельсы советского репертуара (Нов
город, Пенза, Ярославль, Ульяновск и др.). Необходимо отметить, что даже основные театры Ленинграда (Акдрама) не обеспечены пьесами в нужном количестве.
Если так характеризуется общая линия в области репертуара, то отдельные театры в этой области находятся в состоянии очевидного и резкого кризиса. Туманны и не внушают уверенности в успехе репертуарные планы театра им. Мейерхольда, пока что не выходящего из рамок обычных для этого театра неопределенных указаний на «переговоры с авторами». Эту же судьбу, примерно, разделяет другой, отсталый в репертуарном отношении театр — МХАТ II. Здесь несомненно играет важнейшую роль кризис в руководстве этими театрами. Общественное внимание, как раз в последние дни, было приковано к вопросам об отходе М. А. Чехова от своего
театра (в данную минуту отход на время), о стремлении В. Э. Мейерхольда к заграничным гастролям, в связи с его пессимизмом в отношении к нашей драматургии. Апелляция по этому вопросу «Комсомольской Правды» к В. Э. Мейер
хольду и Главискусству, в ответ на это энергич
нейший призыв Главискусства в лице т. А. И. Свидерского к перестройке обоих этих театров на принципе коллективного руководства, призванного сменить прежнее индивидуальное художественное руководство — таково лучшее доказа
тельство значення организационного вопроса в театре на сегодняшнем этапе его развития. Важнейший вывод назревает в результате этого: драматургия у нас есть и может быть еще более расширена и укреплена за счет обших писательских кадров, молодых подрастающих сил. Но эта драматургия отличается той особенностью, что с нею необходима непрерывная, неустанная и искренняя работа со стороны театра. Наличие та
кой неустанной работы театра с драматургом дает неизменно положительный эффект: Малый театр, театр МГСПС, Театр Вахтангова, за последний сезон МХАТ и Театр Революции. Отсутствие этой
работы, задержка ее или несерьезное ее осуществление загоняют театр в репертуарный кризис, а порой и в тупик. Не менее убедительно это
проявляется, как мы видим, на примере провинциальных театров, положение которых в огромной степени определяется той же работой столичных театров, так как в значительной степени их репер
туаром питаются провинциальные театры. Они поднимают театральное дело на большую идеологиче
скую и художественную высоту на материале таких пьес, как «Бронепоезд», «Рельсы гудят», «Шторм», «Виринея», «Разлом» и т. д. Установить подлинно правильную пропорцию между классиками и современной драматургией, с удвоенной

СЕЗОН ОТКРЫЛСЯ