энергией связаться с драматургом, усилить взаимодействие между театром и драматургией, — такова трудная и благодарная задача на этот сезон.
В художественном отношении театр в предстоящем сезоне стоит не столько перед трудностями отыскания нового, сколько перед отчетливой задачей окончательного определения
своего стиля. Большинство театров за последние два сезона почти стабилизовало свои режиссерские кадры, свои принципы актерской игры,
своих художников и музыкантов. Только в отдельных случаях мы—еще наблюдаем своеобразную внутреннюю черезполосицу стилей и принципов
внутри театра. В одних случаях это свидетельствует просто о болезни театра (пример мистиче
ской струи в МХАТ’е II), в других—о болезни роста (пример Театра Революции, вобравшего в себя силы двух школ—мейерхольдовской и мхатов
ской — и ныне ведущего работу по переплавке этого прекрасного актерского материала в единый организм). Точно также в области оформления лишь в отдельных случаях бьет струя совершенно неожиданного приема, как, например, опыты художника Акимова в театре Вахтангова, затем
в Театре Революции. В подавляющей же массе каждый театр имеет свои сложившиеся силы и свой стиль, тесно связанный с его репертуарной линией. В этом сезоне все театры сумеют занять каждый по своему столь же четкую позицию в этом смысле, как например, занимает МХАТ, или Камерный, или театр Мейерхольда (до его кризиса) за все время своего развития, что, как показал опыт, не только не мешает, но и является предпо
сылкой для хорошей работы. Тут, разумеется, роли режиссера и актера не нуждаются в противопоставлении. Наоборот, на основе единого стиля совместность усилий обеспечивает победу.
Вопрос о зрителе решает в предстоящем сезоне судьбу театров еще в большей степени, чем до сих пор. Производственный план театральных касс не случайно увеличен против прошлого года на полмиллиона рублей. Абонементная система в районе, в профсоюзе, на заводе делает новый прыжок вперед. Районные кассы увеличи
ваются в своем числе и охвате, имея своей тенденцией проникнуть уже и в уезд. Задачей не мень
шей важности является и дальнейшее развитие целевых спектаклей. Культурный рост населения, рост заинтересованности профсоюзов и партии до низовой ячейки включительно в вопросах театра,
вытеснение уличного зрителя («нэпмана») из зрительного зала, борьба с эстрадой в пивной, заби
равшей у театра ежевечерне в десять раз больше рабочего зрителя, чем во всех театрах,—все это обещает в предстоящем сезоне дальнейшее привлечение рабочего зрителя в театральный зал. Коньюнктурные колебания театрального рынка, как на
пример, сокрашение числа иногородних зрителей, в связи с походом против командировок и пр., не могут поколебать этой основной тенденции,
если только органами распределения театральных билетов и театрами будет вестись неустанная, активная и согласная политика с ориентацией на 100% рабочего зрителя. Политика кредита себя, в частности, блестяще оправдала в прошлом сезоне по опыту Центральной Театральной кассы. Параллельно успехи репертуара идеологически питали это движение рабочего зрителя в театр. Совокупностью указанных мероприятий в надви
гающемся сезоне театр должен быть еще полнее завоеван новым социальным заказчиком театра —- организованным зрителем. Районные кассы следует общественно контролировать на конференциях путем открытых отчетов.
В Соответствии со всем этим большую внутреннюю работу следует проделать в области критики. Профессиональная критика в обла
сти театра должна быть углублена и в необходимой степени перевоспитана в том направлении, как это отчетливо наметило партийное совещание. Это следует делать не только путем индивидуаль
ного самовоспитания критика, но и путем решительного оживления Ассоциации критиков, уста
новления рабочей трибуны в области театральной критики, оживления стенгазет в этом направлении, введения в организованные русла и на рельсы ре
гулярности устной критики в форме диспута, конференции держателей абонементов и т. д. Опыт провинции не мешало бы усвоить и столицам.
Если так обстоит дело с профтеатром, то еще больше работы выпадает на долю клубнохудожественногои деревенского театра. Клубное строительство растет. Теа
тральная часть новых клубных зданий даже обнаруживает перегибы, порою превращая клуб в
придаток к театру. Выросли исполнительские кадры и художественное руководство в клубном
театре. Но все это может быть сведено на нет, если не будет разрешен узловой вопрос в этой области, а именно проблема клубной драматургии.
ТРАМ’ы сами создают свой репертуар. Клуб, в своей массе, на одном своем репертуаре далеко не уедет. Между тем профдраматурги не пишут
клубных пьес до решения вопроса о поспектакльном сборе на клубной сцене, а кадры клубных драматургов блуждают между издательствами, давая частенько «товар второго сорта». Здесь необхо
димы мероприятия по обоим направлениям. Еще более это применимо к деревенскому репертуару.
Помимо общих благоприятных коньюнктурных данных для нового сезона, при всех трудно
стях нашего строительства на культурном фронте, немаловажную роль в деле осуществления очер
ченных задач играет вопрос о руководстве. Имеется ли тут сдвиг? Конец сезона
1927—28 года уже характеризовался оживлением в этой области. Расширился по составу, по объему работ, по общественному охвату Главный Репер
туарный Комитет, усиливший руководство гублитами на местах. Создан специальный руководящий орган по художественным вопросам в Агитпропе ЦК ВКП (б). Организовано и уже работает Глав
искусство. В воздухе носится идея Всесоюзного
актерского съезда и театральной Олимпиады.
По ряду театров реорганизация поставлена на очередь: ГАБТ реорганизуется, для МХАТ’а II и театра им. Мейерхольда поставлены задачи коренной реорганизации на началах коллективного руководства. Должны начать работу на но
вых началах художественные советы, получившие новое Положение. Вопросы национального театра и провинции, как и другие слабейшие участки художественной работы, приковали, наконец, к себе общественное внимание. Наряду с общей объективной почвой укрепляется таким образом субъективный фактор организо
ванного воздействия. Трудности и пробелы на фронте театра еще огромны, но при правильной координации всех частей театрального производ
ства и руководства им предстоящий сезон может пройти под знаком роста.
А. ОРЛИНСКИЙ
Статья А. И. Свидерского по поводу юбилея Толстого и статьи в связи с открытием сезона,
не вошедшие в настоящий номер по техническим условиям, будут помещены в следующих номерах «Современного Театра».