ТОЛСТОЙ НА СЦЕНЕ

‹‹Власть тьмы». Акт V. Художеств. театр. 19o2 г.
В. Грибунин—Никита. А. Артем—Аким. А. Помялова—Матрена.
М. Николаева—Акулина.

Д

раматургическое наследие Льва Толстого составляют следую
щие пьесы: «Зараженное семейство», «Нигилист» (1863—1864
г.), «Петр Хлебник» (1884 г.), авторская инсценировка рассказа «Как чертенок краюшку выкупал«Первый винокур», «Власть тьмы(1886 г.), «Аггей» (1886 г.), «Пло
ды просвещения», «Свет во тьме светит» (1900 — 1902 г.), «Живой труп» (1900 г.), «От ней все качества» (1910 г.). Не все из перечисленного стало достоянием театра. Так, никогда не игралось «Зараженное семейство», хотя и пред
назначавшееся для Малого театра и прочитанное А. Н. Островским; «Аггей» — обработка старинной
«Повести о царе Аггее и како пострада гордостию», написанный для народного театра, идея создания которого очень увлекала Льва
Николаевича; только на домашней—любительской сцене —в Ясной Поляне шел «Нигилист», а к постановке пьесы «Свет во тьме светит» приступил, было, Художественный театр, но не осуществил ее. «Свет во тьме светит» все же попал в репертуар
провинциальных крупных театров в сезоне 1917—1918 г.
Не все пьесы шли при жизни Толстого: «Первый винокур», «Петр Хлебник», «От нее все качестваи «Живой труп» были сыграны после его смерти.
Десять драматических произведений, составляющих «театр Толстого», далеко не равноценны. Среди этих десяти пьес есть вещи, не имеющие за собою никаких прав на бессмертие. «Зараженное семейство»,—-комедия, написанная Толстым в момент его решительного отказа от всех идей 60-тых годов и тематически представляющая собою сатиру на «новых людей», по форме чрез
вычайно слаба. Не говоря уже об идеологическом ее содержании, она и по чисто сценическим своим свойствам,—точнее сказать — по отсутствию в ней элементов подлинной театральности, — представляет интерес исключительно историко-литератур
ный. Еще меньше значения имеет шутка в двух действиях «Нигилист», являющаяся как бы водевильным откликом на ту же тему осмеяния «ниги
лизма», как и чрезвычайно серьезное по своему заданию «Зараженное семейство». Впрочем, Тол
стой и предназначал этот почти фарс с традиционными куплетами в стиле водевиля 40-х—50-х годов исключительно для домашнего спектакля.
Три пьесы — «Петр Хлебник», «Первый винокур» и «Аггей» составляют цикл «народных пьесс вполне определенной тенденцией, выражающей религиозно-нравственные принципы Толстого. По форме очень интересен «Аггей», — разбитый на ряд коротких эпизодов и напоминающий скорей кино
сценарий. Как ни парадоксально это прозвучит для Толстого — яростного отрицателя Шекспира,
но нужно отметить то несомненное шекспировское воздействие, под которым находился автор «Аггея» и «Петра Хлебника», когда в построение своих пьес включал элементы самого настоящего шекспировского театра. К этим народным пьесам уже не вернется современный репертуар. Тенденциозность их философии, в которой очень ярко раскрыто и «непротивленчество» и «мужицкий анархизм» Толстого, — эта тенденциозность уби
вает обычную для Толстого яркость образов и мощную выразительность подлинно народного языка.
Одно время —в период между 1917 и приблизительно 1922 годами — большой популярностью в репертуаре как профессиональных, так и самодеятельных — рабоче-крестьянских и красноармейских театров пользовалась комедия «От ней все качества». Но это было время, когда еще не появлялись пьесы современной советской драма
тургии. С их появлением как-тο потускнел успех толстовской комедии. И опять, конечно, в силу все той же тенденции непротивленчества и елейного христианства, которое выпячивается и в этой сильно написанной пьесе. Кстати сказать, роль прохожего, того самого, который, по слабости
своей к водке, становится вором, нашла замечательнейшего исполнителя в лице знаменитого Александра Моисси. Впрочем, Моисси играл здесь не столько «быт» — пропившегося крестьяни
на, «зараженного» городской цивилизацией, — сколько ту художественную проекцию, в какой рисовалось ему толстовство, как таковое. В сущности, Моисси и в «Живом трупе» играл не Федора
Протасова, как он рисуется русским зрителям, —- а того среднего европейского человека, становящегося как бы последователем толстовского учения о непротивлении злу.
Трудно себе представить сейчас на сцене и вполне автобиографическую пьесу Толстого «И свет во тьме светит». Два момента являются серьезнейшим препятствием к ее появленню на театральных подмостках. Это, во-первых, именно то, что составляет ее автобиографичность — жуткая и
обнаженная картина тех трагических и сложных семейных отношений, которые составляли личную драму Льва Николаевича и его жены, — а во-вто
рых, опять таки, — апология тому «христианскому» непротивленчеству, которое и составляет в сущности идейную основу пьесы.
Остаются — «Власть тьмы», «Плоды просвещения» и «Живой труп». Эти пьесы и в чисто театрально-сценическом отношении наиболее значительные в толстовском репертуаре, — наиболее ценны и в
смысле своих огромных художественных достоинств.
История появления на сцене «Власти тьмы
в достаточной мере сложна. Эту трагедию о темной