В Нью-Иорке имеется целая «школа — народной музыки», имеющая специальные методические учебники по джаз-музыке.
Естественно поэтому, что своеобразная ритмика джаз-банда и его новая мелодика оказывают необычайное влияние на таких мастеров-новаторов, как Стравинский, Мило, Казелло и т. д., восстающих против традиционной, гармонической изысканности в музыке и ищущих новых средств музыкальной выразительности.
Достаточно будет всего уже сказанного, чтобы задать вопрос — правильно ли огульное причисление джаз-музыки к «кабацкой», а джаз-банда к принадлежности «буржуазного разложения».
Не лучше ли было бы, изъяв из джаз-музыки все, что наслоилось на нее впоследствии от ресто
рана (музыка типа Бианка Бачичи и т. д.), использовать ее бодрость, динамику и ритмику, ее подлинную современность для создания нового музыкального репертуара?

РЕВЮ

В связи с вопросом о «приемлемом» на новой эстраде, из того, что культивируется сейчас на Западе, неоднократно на всякого рода совещаниях возникали споры о «ревю». Защитники ревю (обозрения) говорили о его динамичности, о его красочности, о возможности отражения в ревю в са
тирическом разрезе наиболее острых политических проблем.
Это, конечно, наивно и говорит о непонимании самой сущности ревю. Ревю — типичный продукт капиталистического Запада. Если хотите, в этом виде зрелище наиболее ярко отражается влияние экономического базиса на искусство.
Ревю с его пышностью, богатством, грандиозностью, как зрелище, явилось результатом необ
ходимости для европейского капитала создать новый вид рекламы продуктам своего производ
ства. Суммы, затрачиваемые на постановку ревю театрами, не составляют и одной пятидесятой части средств, расходуемых на нее торговыми
фирмами. Самое содержание и оформление обозрений на Западе построены таким образом, чтобы охватить наибольшее количество возможных к по
казу товаров. Достаточно указать, что в этом смысле дошли до того, что одна из постановок была сделана по заказам дирекции алмазных россыпей, а в другой Герлен, прежде чем выпустить новые духи в свет, устроил на сцене целые фонтаны из драгоценной эссенции.
Было бы образцом советской глупости, если бы при нынешней недостаче товаров, мы заставили какие-нибудь тресты, вроде Теже или Москвошвея, вкладывать средства в рекламу.
Именно в непригодности для нас ревю сказывается все противоречие между системами нашего и капиталистического хозяйства.
Но есть в ревю отдельные элементы, которые с успехом могут быть использованы и у нас. Это система массового группового действия на сцене.
В этих массовых движениях есть отражение той стройности, напряженности ритма, динамич

ности, которыми наполнены ревю, и так ярко отражены в «Герлс».

Первая труппа «Герлс» — «Тиллер-герлс» появилась в Америке в 1923 г. Сейчас их сотни, о них имеется целая литература, в которой нужно отметить книгу Фрица Гиза — «Герлкультур», выпущенную известным издательством по вопросам физической культуры и искусству движения «Дельфин» в Мюнхене.
Появление «Герлс» было вызвано с одной стороны повсеместным в Европе и Америке увлече
нием современной буржуазии спортом и физической культурой, а с другой—влиянием эконо
мики на изменение психологии массового зрителя,

у которого выработались новые жизнеощущения— у него явилась потребность в зрелище, наполнен

ном движением, сжатом во времени, упрощенном по форме.
«Герлс» — это обычно группа девушек, очень хорошо физкультурно подготовленных, которые, помимо обучения по линии акробатики, пластики
и эксцентрики, проходят совершенно особый «тренинг» в смысле однообразия и стройности группового движения.
Несомненно, что если отбросить некоторые неприемлемые для нас наслоения на «Герлс», связанные с общим характером ревю, составной частью которого они являются, самый метод созда

ния таких ударных групп, отлично тренированных и могущих быть ядром массового действия, вполне пригоден для нашего театра.

Это массовое действие может быть увязано с так называемым живогазетным театром-обозрением, являющимся более художественной формой «Синей блузы». Это своеобразный вид театра с обнаженным игровым приемом, с театральной нарочитостью, сведением масок, кукол, танцев и т. д. — т.-е. все
ми свойствами народного театра, от театра Лесажа до комедии Дель-арте. По своей динамичности, злободневности содержания (он должен опираться
на два полюса—патетику и сатиру) и другим свойствам — он заменяет западно-буржуазное ревю.

Мы имеем первоначальные опыты в этой области и достаточно определившийся кадр авторов: Алуев, Арго, Ардов, Масс, Типот, и т. д. РАВИЧ

НА БОРЬБУ С УПАДОЧНОЙ ПЕСНЕЙ В

опрос о малом эстрадном искусстве пока еще, к сожалению, не входил в достаточной мере в кругозор серьезной музыкальной критики. Вследствие этого на эстраду самотеком пошли самые антихудожественные произведения, буквально срывавшие дело социалистического худо
жественного просвещения. В результате такого
положения дел на советской эстраде «окопалисьсамые ненужные антисоциальные элементы нашего искусства. Не совсем соглашаясь с несколько преувеличенной оценкой «подлинной» цыганской песни, делаемой автором статьи тов. Равичем, я все же полагаю, что при очень внимательном
анализе в том жанре можно найти кое-что ценное для советской эстрады. Главная энергия
должна быть направлена на борьбу с ложно-революционной и упадочной песней богемы, вер
бующей, к сожалению, сторонников и в рабочей
среде. Разрешение эстрадного кризиса—в росте здоровой бытовой продукции нашего композиторского молодняка и широкой пропаганде квалифицированной музыки с яркими жизнерадост
ными красками и ритмами, что характерно и для
некоторых лучших образцов джаз-музыки. Ее очень много. Надо только уметь найти ее и в этом направлении за последние годы было сделано немало удачных находок на Западе. Итак, разре
шение кризиса—в улучшении бытовой музыки ее поставщиков, а также в поднятии музыкальной грамотности как руководителей эстрад, так и слушательской массы.

Е. БРАУДО

В портфеле редакции по данному вопросу имеются еще статьи Н. А. Рославца и Р. Пикеля, которые разделяют точку зрения т. Равича. За недостатком места статьи эти откладываются до следующего номера.