Далее весьма важно указание, что число членов худсоветов не должно превышать 30 человек, из которых четырнадцать являются рабочими, непосредственными представителями фабрик и заводов.
Этими мероприятиями худсовет одновременно избавляется от бюрократического разбухания и обеспечивается достаточным представительством тех, кто является подлинными рабочими зрителями— основным посетителем советских театров.
Новое положение возлагает на худсоветов организацию общественных просмотров, генеральных репетиций, расширенных заседаний совместно со зрителем, организацию читок пьес на фабриках и заводах, ознакомление с режиссерской трактовкой той или иной пьесы и т. д. и т. п.
Эти мероприятия не только дают худсоветам права, но возлагают на них и большую ответствен
ность. Худсоветы таким образом должны вести большую, широко развернутую работу с рабочим зрителем, быть крепко связанными с пославшими их рабочими массами, отчитываться перед ними.
Новое положение открывает грандиозные возможности перед творческой инициативой и само
деятельностью рабочего класса в области театра. Оно также и театрам обеспечивает большие успехи перед лицом рабочего зрителя, большее «попадание в точку». Роль театра несомненно активизируется в возрастающей степени.
Нужно только обоюдное доверие, поддержка
и дружная работа по-новому.

ПРИБЛИЖАЕТСЯ ОКТЯБРЬ Наша страна небогата праздниками.

Конечно, праздновать нам есть что, ра
доваться есть чему. Но впереди — долгие годы суровой борьбы, наш боевой лозунг— трудовые будни, которые мы научаемся постепенно любить. И наши праздники полная противоположность старым красным календарным датам, символизировавшим собой обжорство, пьянство, колено
преклонение и всеобщую «праздность». Вот этой праздности советский праздник (неподходящее,
старое слово!), в основе которого обычно лежит большая революционная идея, должен противопоставить действие, активность, массовую энергию, массовый подъем. Наш праздник позволяет развер
нуть массовую работу в грандиозных, возможных только у нас масштабах. Организация революционного праздника, казалось бы, должна быть одной
из главных задач массовой работы. — Этого нет на деле. Наоборот, из года в год наш праздник бледнеет, сереет, тускнеет, безобразно омещанивается, становится почти «казенным» и в результате — политически обесценивается.
Разве в этом не сказывается наступающая на нас по всем фронтам реакция? Разве не нужно бороться всеми силами с этой физиономией классового врага, выглядывающего из-за спины обывательского «развенчивания» советского празд
ника? Вопрос этот глубоко важный; между тем, нашей общественностью обращено на него недопу
стимо мало внимания. Вот приближается Октябрь, двенадцатый наш революционный Октябрь, выдви
нувший большие новые задачи перед советской страной. Как его мы будем праздновать?..
Немного времени осталось до Октября. Но клубами ничего еще пока не сделано. Двенадцатый октябрь обещает быть таким же унылым, как и прошлые. Опять будут серые колонны рабочих «месить грязь по мостовым», опять по вечерам будут устроены сомнительные спектакли драмкружков в закупоренных коробочках-клубах...
Что же нужно сделать? Что можно предпринять? Как спасти положение? — а что его нужно «спасать», об этом не может быть и речи.
Прежде всего — нужно немедленно приняться за дело. Инициатива должна принадлежать, конечно, профсоюзам. Без обычной инертности, без оглядки друг на друга, без этого «неверия» в массы,
которым заражены именно руководители (плохие руководители) массовой работой, — ибо без любви, без инициативы, без смелых размахов и большой
доли здоровой фантазии, конечно, мы ничего не сделаем, и наши праздники будут всегда, как это было до сих пор, в несчетное количество раз бледнее наших будней, насыщенных жизнью до отказа.
Важнейший вопрос — художественное оформление праздника: демонстраций, карнавалов, улиц, рабочих дворцов. Тут должен нам притти на по
мощь, скажем, ВХУТЕИН. — Несколько месяцев тому назад Парк культуры и отдыха организовал под руководством культотдела МГСПС массовый карнавал, вернее — инсценированную демонстрацию на тему «Советский Союз— оплот мировой ре
волюции» (империализм, военная опасность, Красная армия, угнетенные народы Востока, революционное движение на Западе, Советский Союз и пятилетка и др.). Карнавал шел по Москве в июнь
***
с многозначительной и глупой усмешкой на губах... Вопиющий этот факт характеризует «уровень» художественного и политического образо
вания некоторых кружковцев. А вот — в Москве в прошлом году в октябрьские дни кое-где были показаны такие пьесы, как «Белый передник» и
«Овод», эстрадные «перлы» в роде «цыганского хора», «Яблочка» и др. Многие клубы вообще, наполовину пустовали, не сумев развернуть живую работу. Клубы, сделавшие что-то, чтобы заин
тересовать своих членов, были вынуждены
из-за тесноты помещений ставить милицию у входа и гнать в шею рабочих, пришедших на празд
ник в клуб «сверх комплекта». — «Да здравствуетпри таких условиях, «самодеятельность и широкая инициатива масс!!»...
И профсоюзам, в лице представителей культотделов и клубных работников, повидимому, даже не снится, какое политическое преступление заключается в подобном срыве массового праздника...
* * *
Что рабочий обычно видит в этот свой праздничный день? Говоря откровенно, вот что: днем участие в скучной демонстрации, организуемой настолько бюрократически, «по-солдатски», из года в год все по тому же трафарету, что вместо воодушевления эта демонстрация вызывает у ее ежегод
ных участников лишь неудовлетворенный протест, вырастающий в глубоко-вредный социальный реф
лекс. Вечером общественная жизнь протекает в клубах. Идут обычно скучные доклады, и после — в большинстве случаев непервосортные выступления клубных художественных кружков и профессиональных театральных коллективов.
В Ленинграде год или два тому назад в день Октябрьской годовщины с клубной сцены распевали под непрерывный хохот зрителей куплеты о том (факт!), как легко и просто изнасиловать пятнадцатилетнюю девчонку, но нет— «ты по
пробуй старушонку в шестьдесят, примерно, лет»,— заканчивает свой замечательный куплет «артист