ский воскресный день в составе 40 автомобилей, мотоциклов, катафалка, конных отрядов и т. п. Участвовали клубные хоры, оркестры, драмати
ческие клубные коллективы, части Красной армии, отряды Осоавиахима. «Привлечены» были к участию даже животные из зоопарка... Все художе
ственное оформление этой интереснейшей попытки превратить скучное шествие в шумный, веселый, яркий праздник советской улицы было выполнено студентами декоративного и скульптурного отделе
ния ВХУТЕИНА(под общим руководством проф. И. Рабиновича). Студенты - вхутеиновцы проявили в этом деле большую инициативу, выдумку и добросовестность (это была их зачетная работа).
Почему же октябрьский праздник нельзя оживить таким же образом, только, конечно, грандиознее, шире в масштабах?.. Почему бы не вынести и вечерние клубные спектакли, игры и ор
кестры на улицу, на площадь, на фабричный двор?.. В ночь под пасху такие попытки «культ
похода против церкви» были, правда, сделаны, но как то случайно, вяло. Нужного эффекта не получилось. Между тем, вынесение зрелища под открытое небо — первый шаг к массовому действу.
В частности безобразием было бы не показать на московских площадях представления интересного и яркого «Балагана» строителей. Но кроме вынесе
ния представлений на улицу требуется также создание специального зрелища, рассчитанного на втягивание самих масс в действие. В Ленинграде есть специалист этого дела — Радлов. У нас об этом вообще мало заботятся. Вспоминаются «мрачные» по своей неорганизованности опыты мас
совых игр (в широком смысле слова игр) союза совторгслужащих. Другие губотделы вовсе игнорируют массовое действо, отговариваясь отсут
ствием средств и расходуя в то же самое время уйму денег совсем нецелесообразно. Театры наши столь же пассивны в этом деле, не желая помочь профсоюзам, тогда как, казалось бы, именно театрам больше всего недопустимо оставаться в стороне от этой общей задачи.
В то время когда наша страна переживает сложнейший момент, когда надо всеми силами
будить активность масс, разъясняя им попутно очередные наши задачи (а хорошо организованный массовый праздник — прекрасное для этого средство), мы, наоборот, душим, усыпляем эту массовую инициативу.
Еще не окончательно поздно. Полтора месяца еще есть впереди. Нельзя терять ни одной минуты Все силы—на подготовку к Октябрю.
А. КАСАТКИНА
ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!
За последние годы советский театр, охватывающий своей художественно-воспитательной работой многомиллионные массы рабочих, крестьян и служащих, сделался одним из мощных рычагов куль
турной революции. Важнейшим условием его дальнейшего роста является создание непрерывной живой связи между работниками театра всех национальных республик. Между тем, в то время как русский (главным образом столичный) театр более или менее знаком другим республикам, театры последних остаются неизвестными как друг другу, так и русскому зрителю. В то же время художественные достиже
ния наиболее передовых нац. театров настолько значительны, что не только могут быть поставлены в ряде с лучшими театрами РСФСР, но и должны сделаться известными широко за пределами СССР. Достаточно упомянуть такие театры, как театр Березиль, театр им. Франко, Белорусский державный
театр, госеты УССР и БССР, театр им. Руставели и др. Установление постоянного общения, творческой связи между всеми этими театрами даст мощный толчок развитию каждого из них и развитию советского театра в целом. Такое общение особенно необходимо и естественно в условиях широко развертывающегося социалистического соревнования, органической частью которого оно должно являться.
Созванное Главискусством РСФСР, по инициативе творческого объединения «Пролетарский Театр», совещание с участием представителей организаций, связанных с театром, и товарищей из нацпредставительств, единодушно признало неотложную необходимость проведения такого соревнования между нацтеатрами и постановило поставить перед всеми республиками вопрос об организации ежегодных олим
пиад советского национального театра. Олимпиада должна быть местом встречи лучших театров СССР, обмена опытом, учебы друг у друга, повышения квалификации путем проведения лекций по марксист
скому искусствоведению и т. д. Ежегодно должны распределяться установленные призы различного характера (театрам в целом, за лучшую пьесу, лучшую режиссерскую, актерскую работу, лучшее оформление, лучшие формы работы со зрителем и пр.). Известная доля расходов по проведению ежегодных соревнований бесспорно может и должна быть включен в в культурную пятилетку каждого республикан
ского бюджета, каждой профсоюзной организации. Но возможно и должно организовать театральную олимпиаду в большой доле на самоокупаемости, путем заблаговременной организации абонементов,
проведения гастролей каждого театра в ряде городов, помимо олимпиады, привлечения иностранного туризма и т. д.
Считая необходимым организовать первую олимпиаду советских нац. театров не позже мая 1930 г., совещание постановило обратиться к широкой общественности, к работникам театра, к печати нацио
нальных республик с настоятельным призывом немедленно поставить в порядке дня вопрос о теа-олимпиаде и участии в ней театров каждой данной республики, вынести этот вопрос на обсуждение печати самих театров, соответствующих организаций. Не позже ноября с.-г. необходимо образовать в каждой
республике общественный комитет содействия театральной олимпиаде, чтобы уже в декабре возможен был созыв всесоюзного совещания национальных комитетов и установление порядка и состава участников первой олимпиады. Будучи уверенными, что наш призыв найдет горячий отклик во всех нацреспубликах, мы просим все местные комитеты содействия установить связь с Глависскусством РСФСР.
По поручению совещания Л. ОБОЛЕНСКИЙ (Главискусство РСФСР)
А. ГЛЕБОВ (Творч. объед. «Пролет. театр»)
С. ЯНСКИЙ (Полн. предст-во УССР).

Ко всем работникам театра национальных республик, национальным наркомпросам, партийным, профсоюзным организациям, соприкасающимся с театром