Пляска и танец пока еще медленно, но верно завоевывают свое место у нас среди других видов искусства. От полного запрещения тан
цев и до проведения их на пионерской спартакиаде дистанция огромного размера. Конечно, здесь быть может не все было удачно, есть еще много промахов, но главное сделано: заострено внимание широких кругов на вопросе о плясках и танцах в детском возрасте — в пионерской среде.
Ставка была на массовые-коллективные и зрелищные пляски и танцы. Несмотря набольшие трудности (Белорусскому коллективу фор
менно приходилось выпрашивать деньги на поездку и в тяжелых условиях сорганизовывать группу для поездки) все же съехалось 9 коллективов, которые выступили с 65 плясками; из них 27 кол
лективных-массовых и зрелищных, остальные парные и индивидуальные пляски и танцы; 5 кол
лективов: Армении, Белоруссии, Сев. Кавказа, Урала и Сибири участвовали в конкурсе по 2-м разделам: массовых и зрелищных плясок.
Закавказье, Сев. Кавказ и отчасти Белоруссия привезли национальные пляски, часть из них коллективных. Своеобразная музыка, яркие на
циональные костюмы, бодрые, четкие движения и спаянность коллектива —вот наиболее характерные черты этого рода плясок. Чувствуется, что эти пляски вошли в плоть и кровь исполнителей. Как на наиболее характерные и наиболее удачно вы
полненные можно указать на армянские коллективные пляски: Мшухр и Криги.
С другой стороны—были показаны массовые танцы из сборника, выпущенного Зеленко (Сибирь). Мы видим, таким образом, что танцы, приводимые в ряде сборников, на местах прививаются и внедряются в массы.
И, наконец, были показаны вновь нарождающиеся массовые пляски и танцы (Белоруссия, Урал). В основу части из них положены танцы ритмистов (пионерский галоп) или характерный танец (матло). Особняком стоит совершенно своеобразный танец, созданный бывшими беспризорниками, теперь пионерами (Урала). В нем любо
пытны сочетания движений по прямым линиямшеренгам, со включением сюда элементов чечетки.
Жажда танцев у ребят огромна. Наряду с коллективными плясками им хотелось показать свое искусство в парных и, особенно, в индивидуальных плясках.
Крупную роль должны сыграть наши Современные композиторы. До сих пор они стоят от
этого дела далеко. Нет хорошей, художественно ценной музыки для массовых плясок и танцев. Невольно поэтому масса и берет то, что ей попа
дает под руку, т.-е. различного рода пошленькие мотивы (в роде «Сербианочки»), и под эту музыку пляшут все. Довольно композиторам изощряться
в писании различного рода фокстротов, пора взяться за создание музыки для массового танца.
Делу массового танца должно быть уделено самое серьезное внимание. Необходимо подумать о том, как его вынести на свежий воздух: на площадки, стадионы. Необходимо подумать и начать теперь же подготовку к специальной танцевальной Спартакиаде.
За здоровый советский танец!
Ю. ЖАВОРОНКОВ
☛ Наверху: лезгинка и национальный белорусский танец, в кругу: физкультурный танец, внизу: коллектив
ный армянский танец.