У студентов Центрального театрального техникума, не только младших, но и старших кур
сов, до сих пор не было производственной практики, если не считать двух мест по наряду Наркомтруда на 40 студентов старшего курса и слу
чайного использования нескольких студентов драмотделения в труппе театра Зам. Совета.
Поэтому ЦЕТЕТИС, получив от Главискусства бумажку, в которой сообщалось, что поездка практикантской группы согласована и Главискус
ство просит оказать содействие в деле организации спектаклей по клубным площадкам,— приступил самостоятельно к налаживанию летних дел.
Весьма внимательно к практике теа-молодежи отнеслись культотделы ВЦСПС и ЦК РАБИС, которые своим местным организациям дали подроб
ные и серьезные указания о значении производственной практики теа-студентов.
По маршруту, согласованному с Посредрабисом, в начале июня выехали 2 группы—оперная и дра
матическая. Впервые за 50 лет существования театральной школы администрация техникума организовала выступление теа-молодежи в провинции.
За полтора месяца оперная группа дала 41 спектакль, а драматическая за 2 месяца—53 спектакля.
Отзывы печати и отдельных советских, профес
сиональных и партийных организаций дали единодушно положительную оценку как художественной, так и общественной стороне дела. Астра
ханский «Коммунист» 21/VI писал о постановке «Чио-Чио-Сан», что «это лучший оперный спектакль
не только в ЦЕТЕТИСе, но и в оперной жизни. Астрахани. По сценическому оформлению, по сыгранности, по владению исполнителями драма
тическим искусством, спектакль стоит на большой высоте».
Таганрогская «Донская правда» 27/VI после 3 спектаклей пришла к выводу, что «в каждом спектакле дается цельная музыкальная кар
тина, где не коробит ни одна несуразность, чем так грешат рядовые оперные спектакли. В офорслении видны изобретательность, вкус и оригиналь
ность, в спектаклях много стройного ритма и яркой динамики».
В том же духе дает оценку Музыкально-драматического театра и ростовский «Молот» от 16/V1I—29 года. «За знакомство с «Виндзорскими кумушками» можно быть признательным нашим мо
сковским гостям, тем более, что и самый спектакль оказался весьма оживленным, полным подъемного движения, ритмически насыщенным. Избегая излишней суетливости и загромождения, постановщики дали по-своему нарядное и эффектное зре
лище, искусно группируя действующих лиц, вводя интермедии и клоунаду, создавая пестрый, веселый, сценический узор».
Не ограничиваясь производственной работой, оперная труппа провела во всех городах новый и ценный опыт общественной работы, устраивая общественные просмотры для предварительного отбора молодежи в целях определения пригодности ее для теа-школы. Просмотрено и прослу
шано было свыше 200 человек, и таким образом было отобрано 17 чел., из них 11 рабочих с произ
водства, 1 сын крестьянина. Несмотря на то, что
у рекомендованных товарищей есть явно хорошие и даже исключительные данные для актера драмы и
оперы, все же почти все отобранные до просмотра не собирались ехать по
ступать в художественные учебные заведения. Просмотр сыграл значитель
ную роль в развитии и дальнейшей судьбе многих рабочих талантов буду
щего советского театра. Почти все по приезде в Москву были приняты в ЦЕТЕТИС, 2 рабочих, не дождавшись экзаменов в ЦЕТЕТИС, числящийся пока техникумом, обратились в Консерваторию и безоговорочно были приняты в музыкальный ВУЗ.
Драматическая группа с неменьшим успехом совершила поездку по брянской губернии. Имея договор в Брянске первоначально на 3 спектакля,
труппа была дополнительно приглашена на ряд отдельных спектаклей, для партийной конференции, съезда Советов, профсоюзов и комсомольцев.
«Брянский рабочий» от 22/VI писал: «Три постановки, данные коллективом на сцене брянского гостеатра, показали, что в составе коллек
тива имеются незаурядные силы. Можно сказать смело, что экзамен на зрелость коллектив выдер
жал». 21/VII та же газета, подводя дальнейшие итоги, сообщала:
«Приезд московского молодого коллектива был одобрительно встречен в Песочне, Дятькове,
Людинове, где очень мало знают о достижениях советской сцены. Труппа ЦЕТЕТИСа своими спектаклями показала, как вырабатывается и совершенствуется новый драматический актер, растущий из стен серьезного учебного заведения.
Культотдел брянского ГПС дает следующий отзыв: «Общее впечатление на основе отзывов местных работников такое, что рабочий зритель остается спектаклем доволен, что постановки удо
влетворительны как со стороны художественной, так и идеологического содержания репертуара. Кроме спектаклей, техникум проводил обществен
ную работу в клубах (беседы с кружковцами, диспуты и т. п.).
Брянское ОНО и УЗП пишут, что, «выступая в Брянске и рабочих районах с 15/VI по 15/VIII 1929 года, театр дал 53 постановки, которые вполне удовлетворили рабочих зрителей как с художественной, так и с идеологической стороны».
«Данный театр, помимо обслуживания организованных зрителей в 9 пунктах округа, дал поста
новки и для окружных съездов партии, ооветов и ВЛКСМ, вполне удовлетворив делегатов этих съездов. Невольно хочется в этом отзыве под
черкнуть и еще одно обстоятельство, лично говорящее за данный театр, а именно: а) удачный под
бор исполнителей, состоящий исключительно из молодежи; б) дисциплинированное отношение к
делу всех членов коллектива, общую слаженность в работе и чрезвычайную отзывчивость к общественной работе вокруг театра».
В этой поездке молодежь показала себя, как здоровую смену, с огромным желанием и хорошим уменьем сделать из театра общественно-куль
турное дело. Проведя ряд экскурсий на заводы, (машиностроительный, химический, вагонострои
тельный), знакомясь с рабочим бытом, организуя десятки бесед по вопросам театра, встречаясь с рабочей молодежью в клубной обстановке за игрой в волей-бол, группа в общественном порядке обслуживала заводские цехи в рабочие полдники летучими концертами. Таким образом обе группы проверили себя на широком зрителе, доказав свою более чем удовлетворительную как художественную, так и общественную подготовку.