В ПОРЯДКЕ ПОСТА
новки ВОПРОСА

районные театры

В
первые годы революции, когда отдаленные от центра клубы и районные театры обслуживались спектаклями центральных театров, в пол
ной мере осуществлялся лозунг «искусство тру
дящимся». Как только, в силу экономических причин, появилось слово хозрасчет, лозунг «искусство трудящимся» потускнел заметно, и его сменило слово «халтура». Районные театры, как и клубы, стали обслуживаться коллективами
безработных, не только не имеющими никакой художественной ценности, но и не имевшими воз
можности относиться к делу в силу объективных условий добропорядочно. Справедливое возму
щение рабочего зрителя так называемой халтурой заставило нашу советскую общественность призвать органы, ведающие вопросами искусства, к по
рядку! Для борьбы с халтурой, как паллиатив, были созданы передвижные коллективы на дота
ции и без таковой. Их целью было дать зрителю уже не спектакль центрального театра в его ху
дожественной неприкосновенности, а некоторую подделку художественного спектакля. Условия работы этих коллективов (борьба с халтурой) были и есть ужасающие. Клубы, вынужденные существовать на хозрасчете, стремятся заработать на дешевом спектакле. Коллективы в силу ни
щенской зарплаты не имеют крепкого состава, не имеют оформления спектакля и влачат жалкое и убогое существование.
Спектакли центральных театров, конечно, не достигают цели. Они лишь наряду с коллективами честно ведут борьбу с халтурой, т.-е. дают неко
торое представление о прекрасных спектаклях, как о возможном. О какой постановке можно го
ворить, когда, например, спектакль для района «Луна слева» можно получить на любую цену от 75-ти руб. (постановка коллектива Посредрабиса) до 400 руб. (постановка МГСПС— см. прей
скурант районных спектаклей, изданных Посредрабисом). Конечно, здесь вопрос не о качестве спектакля, а лишь о марке театра. Получается «Луна слева для бедных». Передвижной театр
УМЗП, несущий героическую работу по борьбе с халтурой, также находится в ужасных материальных условиях.
В тот момент, когда осуществляются лозунги культурной революции, в тот момент, когда вы
полняются решения театрального совещания при Агитпропе ЦК ВКП(б), в тот момент, когда межсоюзная конференция МГСПС требует приближения спектакля к рабочему зрителю, — рабочий зритель районов вправе, наконец, с полной катего
ричностью заявить: рабочему зрителю отдаленных от центра районов нужен настоящий художествен
ный, идеологически - выдержанный спектакль с образцовым составом труппы, с наилучшим офор
млением. Рабочий зритель вправе потребовать, чтобы спектакль был подан в таком же виде, если не лучше, чем он подается в центральном театре,
и при том у него в районе; только тогда опустеют районные пивные, только тогда будет искоре
нено районов хулиганство, только тогда рабочий
зритель будет приобщен к достижениям новой культуры.
Выплывающее на сцену слово «хозрасчет» при внимательном подходе к делу окажется пустяч
ным и призрачным. Районы Москвы вмещают свыше полутора миллиона человек, так неужели же эта масса не в состоянии заполнить районные театры и окупить их расходы. Даже если сбросить с чашки весов кассы нерабочее население, то и тогда количество зрителя окажется сверх
достаточным. Остаются две главные движущие силы—помещение и деньги. Чтобы поставить дело районного театра на должную высоту, он должен обслуживаться спектаклями в течение целого сезона беспрерывно, только тогда возможно организованное обслуживание зрителя, возможен абонемент, возможны целевые спектакли.
Одна труппа (УМЗП) не в состоянии создать этот беспрерывный конвейер. Для этого нужно иметь минимум шесть трупп—по числу районов Москвы—примерно, две оперных, две драмати
ческих, музыкальной драмы и малых форм. Каждая труппа должна иметь шесть постановок в год и играть в каждом районе в течение месяца. Таким образом, каждый район получит 36 постановок в год, 240 спектаклей в месяц, все же районы в течение 10-и месяцев получат 1440 спектаклей. Один месяц в работе труппы в году уйдет на под
готовительную работу, другой—на отпуск. Такая постановка привлечет лучших актеров, лучших художников и режиссеров за половинную цену того оклада, который они получают в провинции. Актер такого театра будет поставлен в нормаль
ное положение: ему не нужно будет переезжать каждый день из района в район.
Вопрос с помещением для районных спектаклей может быть разрешен лишь в том случае, если районные отделы народного образования,
а также заведующие районными театрами будут убеждены, наконец, в том, что из клубов нужно совершенно, раз и навсегда изгнать мелкотравчатые постановки убогих коллективов и что круп
ные театры нужно отдать в распоряжение треста районных передвижных трупп. Текущую клубную работу можно перевести или в подсобные по
мещения этих клубов, или в другие мелкие районные клубы, которые можно и следует трестировать для этого дела.
И, наконец, третье — деньги. При наличии образцовой труппы, составленной из лучших актеров, режиссеров и художников, при наличии постоянного помещения бюджет театра разре
шается целевыми спектаклями, абонементами и т. д. и т. п. Репертуар районных театров, в силу такой постановки дела, будет известен не только на весь сезон, не только на каждый месяц, но и на каждый день. На организационные рас
ходы и на гарантию бюджета должны пойти УМЗП, МГСПС и кооперация. Не о кооператив
ном театре нужно говорить, т.-е. не о собирании паев у населения, вступных взносов и т. д. (это потребует огромной энергии и времени), а о со
здании театра кооперации. Из прессы известно, что слияние всех кооперативных объединений вокруг единой ЦРК Москвы сулит экономию в 10 миллионов руб. Из этой огромной суммы кооперация, призванная в конечном итоге рас
пределять среди населения не только материаль
ные, но и культурные блага, должна бросить какую-то сравнительно небольшую сумму на дело трестирования районных театров. Деньги эти, конечно, возвратятся в кассу кооперации.
Не приходится говорить о том, что такое обслуживание театров даст огромную экономию на постановках, на транспорте, на сохранении энер
гии и здоровья актера. С этими положениями в деле организации районных театров принципиально согласились все заинтересованные учре
ждения. Дело советской общественности, УМЗП, кооперации МГСПС под наблюдением Главискусства помочь воплощению этой идеи в жизнь.
ЕВГЕНИЙ БЕЛЯЕВ