БОЛЬШЕ ВОЗДУХА В настоящее время вся пресса, вся передовая

советская общественность с большим оживлением обсуждает результаты деятельности Софила.
Имевшие место в эти дни заседания при ЦК Рабиса, позже при Главискусстве прежде всего единодушно констатировали у Софила отсутствие правильной идейно-политической линии и полнейший разрыв с общественностью.
В нашем журнале уже были опубликованы постановления ЦК Рабиса, к которым в основном присоединилось и Главискусство. Таким образом, как профессиональный, так и правительственный
органы руководства искусством пришли к выводу, что один из организмов нашего советского искусства— Софил болен чрезвычайной опасной, «роковой» для него болезнью — «политической слепо
той», дошедшей до таких пределов и настолько запущенной, что тут уже оказались нужными не врачебные дружеские советы (все равно, боль
ной их никогда не слушал), а хирургия в ее чистом виде.
Софилу, чтобы оправдать в дальнейшем свое существование, так и политически обязываю
щее название советской филармонии, придется перенести целый ряд серьезных, ответственных операций, чтобы не только выздоровевшим, но и идейно омоложенным, совершенно по иному, по новому начать свою жизнь и деятельность,
действительно устремленную на пользу рабочего класса.
О Софиле слово сказано. Впереди работа нового, «по существу и по форме» Софила при активнейшем участии, при непосредственнейшем контроле всей пролетарской общественности.
Теперь нужно задать вопрос.
Все то, что обнаружено в Софиле: зажим самокритики, превращение в фикцию худсовета, поворот спиною к общественности, к прессе, отсут
ствие учета интересов и желаний рабочего зрителя,
подозрительные «внутренние» махинации и т. п.,— свойственно ли это только Софилу в его настоящем виде? Является ли все относящееся к Софилу единичным случаем?
Берем на себя смелость ответить: нет.
Если не целиком, если не «все сразу», то в той или иной мере многое из обнаруженного в Софиле можно встретить в других, разнообразных наших
учреждениях и предприятиях по различным областям искусства, в частности в театрах.
Отсутствие, или «присутствие» ошибочной идейно-политической установки, а главное почти полный отрыв от общественности в некоторых театрах дают себя чувствовать весьма основательно. Что же касается зажима самокритики, подчи
нения себе общественных организаций внутри театра, стенгазет, а то так и худполитсоветов — Для многих руководителей театров считается «при
знаком хорошего тона». Подчас даже в весьма почтенных органах о таких руководителях говорят: «у него прекрасные организационные способ
ности», «он обладает твердой волей» вообще «не мешайте, его дело процветает».
Пример Софила в настоящем, Большого театра и Консерватории в прошлом наглядно доказывают, что в наших театральных предприятиях, учрежде
ниях, школах дело обстоит весьма неважно. Плесень старых кулис часто оказывается настолько расползшейся, что даже начинает давить собою отдельных представителей нашей партии, немногочисленных посланцев рабочего класса.
Люди начинают превращаться в Плюшкиных, которые свято, с полным отказом от критики хранят и оберегают ненужные безделушки тради
ций, хлама и устоев, унаследованных от прошлого театральной культуры и быта.
Затхлость, косность, враждебность ко всему, идущему извне, приводят как видно каждый раз всех этих людей к полному политическому банкротству.
«Искусством нельзя командовать», заявил недавно в печати новый руководитель Главискусства т. Раскольников.
И эти слова на наш взгляд, хорошо запомнив уроки Софила, нужно претворить в жизнь прежде всего в наших театрах.
Работа на виду всей пролетарской общественности, внимательное прислушивание и удовлетворение запросов массового рабочего зрителя, созда
ние здоровой обстановки внутри самих театров для широкого развития самокритики — вот поли
тические задачи, вытекающие для каждого театра из нового курса Главискусства, из дела Софила. А главное—больше воздуха!
Не бойтесь сквозняка! Врачи говорят, это полезно!