ЗА МАССОВОЕ ДЕЙСТВО

стать организаторами пения и хоровой декламации во время демонстрации, для чего должна проводиться предварительная подготовка. Репертуар должен быть подобран соответствующий данному празднеству.
Остановку колонн во время демонстраций необходимо использовать для проведения летучих митингов, особенно при демонстрациях, посвященных ударным кампаниям (антиалкогольные, антирелигиозные и т. д.). Эту форму нужно предвари
тельно проверить на районных демонстрациях.
Во время остановок колонн производится показ самодеятельности по программе, соответствующей данному празднеству. Ни в коем случае нельзя
допускать снижения художественного качества выступлений, ибо до сего времени в массовых празднествах мы имели пышный расцвет халтуры.
Массовые празднества должны явиться методом художественно-воспитательного воздействия на массы.
АППО ЦК ВЛКСМ—ГУРВИЧ
СОЗДАТЬ ЕДИНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Говорить о художественном оформлении мас
совой части Октябрьских празднеств уже поздно. Хотя в этом году пресса раньше, чем обычно, подняла вопрос об организации празд
неств, но все же достаточно поздно для того, чтобы результаты этой кампании можно было реализовать к 12-летию Октября.
Основное зло—-случайность, трафаретность и внеплановость — в этом году должны отразиться на качестве и характере оформления и во многом снизить содержание праздника.
Считаю, что теперь уже нужно думать об опыте планового оформления одного из ближайших массовых праздников. Не знаю, смогут ли организа
ции, которым надлежит этим делом заниматься в первую очередь (Главискусство и культотдел ВЦСПС), уделить этому вопросу нужное время и средства; во всяком случае, думаю, что предлагаемые ниже меры смогут улучшить качество оформления массовых празднеств и этим усилить вводимое в них содержание.
Нужно:
1) сейчас же после Октябрьских торжеств создать единый методический центр по организации и оформлению массовых празднеств.
2) Этому центру собрать и обобщить все материалы (как положительные, так и отрицательные), касающиеся массовых празднеств.
3) Провести в прессе кампанию по всем вопросам празднеств. Собрать мнения и предложения широкого культактива работников периферии.
4) Объявить праздник 1 мая 1930 года опытным в смысле организации и оформления.
5) Крупным центрам (Москва, Ленинград, Харьков) объявить соцсоревнование на организацию и оформление празднеств 1 мая.
6) Привлечь к этой работе не отдельных (пусть и способных) «кустарей», а втянуть общественные художественные организации: Ассоциацию новых режиссеров, Ассоциацию художников-декораторов,
Ассоциацию композиторов, писательские организации.
7) Выделить наиболее активные вопросы и путем конкурса и заказов производственным группам накопить достаточное количество материалов (ме
тодика, описание приемов, инсценировки, эскизы, планы и т. п.) и разослать по периферии.
Основное требование оформления массовых празднеств заключается в том, чтобы это оформление отвечало характеру данного празд
нества и было органически связано с ним. Часто наблюдаются совершенно неправильные тенден
ции, особенно со стороны некоторых театральных деятелей, использовать демонстрацию как эффектный материал для создания чисто-театрализован
ного зрелища. Они забывают, что демонстрация, являясь мощным выражением чувств массы, требует лишь направления и организации самодеятельности, дабы мотивы празднества (октябрь
ские, первомайские, день индустриализации, конституции и т. д.) нашли наиболее полное организованное и художественно-совершенное воплощение.
У нас до сих пор было принято смотреть на демонстрацию так: есть несколько плакатов (в большинстве очень слабых) и начальник колонны, функции которого почему-то мыслятся, как чисто
военные, — и все в порядке. Это, конечно, никуда не годится, что совершенно правильно отмечалось в статьях, «Современного театра».
Для организации и оформления празднества необходимо создать специальные курсы органи
заторов праздника. Эти организаторы должны проводить всю подготовительную работу по устройству празднества. Мы имеем опыт прове
дения массовых празднеств в Парке культуры и отдыха. Здесь они страдали обычными недостатками. Несмотря на различный характер празд
неств (день конституции, кооперации и т. д.), все они в смысле оформления похожи друг на друга—те же бледные трафаретные плакаты, пошло-мещанские песни и пр.
Пора серьезно заняться вопросом о массовых праздниках. Многое могут сделать в этом напра
влении существующие на предприятиях кружки: музыкально-хоровые, драматические, изо и т. д.
Музыкально-хоровые кружки, роль которых обычно сводилась к выступлению в клубе, должны
КУРСЫ ОРГАНИЗАТОРОВ-ДЕМОНСТРАНТОВ

На проведение массовых празднеств пора обратить большее внимание в отношении органи
зации и оформления их.
Громадные массы трудящихся во время демонстраций представляют собой совершенно исключительный по силе материал, агитационное значение которого необходимо использовать для демон
страции наших достижений. Это возможно только при том условии, если к вопросу устройства массовых празднеств будут привлечены партийные и общественные организации, которые должны за
ранее Выработать Точйрш план не только прохо
ждения колонн, но и показа наших достижений в самодеятельности кружков. В этом отношении особенное внимание нужно обратить на места скопления демонстрантов, дабы превратить порой утомительное стояние в действенную инициативу масс.
Тот исключительный энтузиазм масс, который вылился в форме социалистического соревнования, должен в дни массовых празднеств получить необ
ходимое художественное оформление, для чего должен быть использован весь арсенал художественно-изобразительных средств.
АППО МК ВКП—ГАМБАРОВ
ДЕЙСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА МАСС