В ОКТЯБРЕ

Музыка, наряду с изобразительными искусствами, является самым сильнодействующим средством в деле оживления массовых праздни
ков и демонстраций. Между тем, у нас, затрачивая
большие суммы на художественное оформление площадей и улиц, ничего не делают для привле
чения музыкальных работников к звуковому оформлению празднеств.
Вспоминается лишь один случай, полный неудач, но тем не менее давший определенный поло
жительный эффект: Десятый МЮД в Москве решено было музыкально оформить, правда, лишь в его официальной части, на Красной площади. Композитор Листов написал специальные музы
кальные фрагменты, во многом неудачные, но все же вводящие выкрики, лозунги и речи в опре
деленный ритм. И в результате, примелькавшаяся «официальная часть» прошла с большим подъемом,
который мог бы быть, несомненно, во много раз усиленным, если бы работа проводилась более обдуманно и нескоропалительно. Во всяком случае, такой опыт следует повторить в более благо
приятных условиях с обязательным применением современной радио-техники. Гораздо более слож
ным представляется звуковое оформление колонн во время их движения и остановок. Ясно лишь одно, что нельзя это дело отдавать на волю случая,
считая, что массы будут сами петь и играть то, что им понравится. Задолго до праздника нужно внимательно отобрать наиболее подходящие и легкие из массовых песен, которые, хотя и в не
большом количестве, уже имеются, разучить их клубными кружками, а также с рабочими массами на собраниях по системе массового инструктажа ЦД крестьянского искусства. Можно их дать в передачах «пойте вместе с нами», проводимых по радио, и тогда, если в руках демонстрантов будут листовки с текстами новых песен, можно
ручаться, что мотив будет быстро перенят от кружковцев и подготовленных демонстрантов.
Если хотя бы небольшая часть денег, отпускаемых на художественное оформление Октября, будет ассигнована на музыкальную работу, а к делу создания музыки и отбора массовых песен будут привлечены комсомол и ассоциация про
летарских музыкантов, можно не сомневаться, что результаты этих усилий будут весьма ощутимы.
Композитор — КЛИМЕНТИЙ КОРЧМАРЕВ

ЗАДАЧИ ГЛАВИСКУССТВА

(БЕСЕДА С ЗАВ. ГЛАВИСКУССТВОМ—Ф. Ф. РАСКОЛЬНИКОВЫМ)
Основная задача Главискусства сводится к тому, чтобы не на словах, а на деле осуществить ленинский лозунг — «искусство в массы». Необходимо вовлечь в культурную революцию миллионы трудящихся. Поэтому все наше внима
ние должно быть обращено на развертывание всех видов массового зрелища. Создание условий, максимально благоприятствующих росту рабочих самодеятельных кружков, ТРАМов, клубных теа
тров и крестьянских передвижек, — вот основная ось театральной политики Главискусства.
Крупные московские и ленинградские театры также нуждаются в поддержке и руководстве со стороны Главискусства, но нельзя заниматься
только ими, нельзя из-за них упускать из виду огромную периферию нашей страны, забывать историческую задачу поднятия культурного и эстетического уровня многомиллионной массы рабо
чих и крестьян. Точно также Главискусство не должно обращаться в Главтеатр, а должно сти
мулировать планомерное развитие всех отраслей искусства.
Колоссально трудные задачи, стоящие перед Главискусством, как одним из важнейших рычагов культурной революции, не могут быть разрешены
бюрократическим путем без органической связи с советской общественностью и без активной поддержки с ее стороны. Искусством нельзя коман
довать. Над искусством нельзя «начальствовать». Специфическая природа искусства исключает
методы голого бюрократического администрирования. Руководство в области искусства должно осуществляться в тесном контакте с местными партийными, профессиональными и культурно-про
светительными рабочими организациями, а также в самой неразрывной связи с советской печатью.
Для придания общественного характера всей нашей работе, у нас
в Главискусстве образуется совет по делам художественной литературы и искусства.
Помимо этого, я считаю необходимым согласование всех принци
пиальных вопро
сов политики Главискусства с ЦК Рабис.
Неотложной мерой является орабочение и расши
рение прав художественно - политических советов,
которые целиком
оправдали свое
существование.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРАЗДНЕСТВА
8) Поставить вопрос об обязанности профтеатров и клубных кружков участвовать в массовых празднествах.
Организация единого методического центра должна будет положить предел той случайности и кустарничеству, которые в части оформления снижают наши празднества, мало чем выделяя их из каждодневной действительности.
Председатель А Н Р — П. УРБАНОВИЧ
Ф. Ф. Раскольников