Великий Октябрь 1917 года положил начало победам мирового пролетариата. Да здравствует Октябрь!

НА РУБЕЖЕ ДВЕНАДЦАТОГО

И

тоги прошлогоднего театрального сезона вместе с тем являются и итогами одиннадцатого года Октябрьской революции на театре. Поста
новки, приуроченные к 10-летней годовщине, прочно осели в репертуаре, за исключением октябрьских постановок Большого, Эксперимен
тального и театра им. Мейерхольда. Истекший
год с полным правом можно назвать рекордным в смысле приближения театра к современности. Если в течение сезона в некоторых театрах и заметно было сползание с юбилейных позиций («Растратчики», и «Унтиловск»), то оно как бы компенсировалось дальнейшими удачными поста
новками других театров (наприм., «Рельсы гудят», — театр им. МГСПС). Но общий уровень и общественный, и художественный оставался все же на достаточной высоте.
В своей оценке прошлого сезона и устная, и печатная критика весьма единодушно отмечала то значение, которое имело для театрального поворота 27—28 г. всесоюзное театральное пар
тийное совещание. Несмотря на то, что его резолюции и постановления не приобрели еще дирек
тивной силы, театры в своей работе отталкивались именно от этих постановлений. Иначе не могло быть, так как они полностью выражали мнение всей советской партийной общественности о положении, сложившемся в театре.
На грани двенадцатого года основная установка театрального совещания, а именно установка на социальную реконструкцию театра, на его
максимальное приближение к требованиям социалистической эпохи, остается в полной силе.
Объективные трудности, сложившиеся в нашей стране в связи с ростом в ней социалистических элементов, ее быстрая индустриализация, укрепление позиций рабочего класса, — трудности, выражающиеся в усилении активности враждебных социализму и пролетарской диктатуре буржуаз
них и кулацких прослоек и некоторых кругов
буржуазной интеллигенции, — делают для театра особенно важный быстрейший переход на рель
сы социальной реорганизации. Театр не может остаться в стороне от общей борьбы за мощную, индустриализованную, социалистическую страну выполняя свою роль всеми доступными ему средствами сценической выразительности.
Было бы, конечно, неправильно чисто механически переносить на театр все выводы, связан
ные с анализом текущего периода. Мы не можем требовать от театра столь же быстрой реакции на политические задачи дня, какая естественна для рабочего класса и его партии.
Но все же, надо сказать, театр спешит слишком медленно, даже если и принять во внимание особенности этого искусства.
Начало этого сезона не настраивает на слишком радужные мысли («Квадратура Круга», «Таракановщина», «Оле из Нордланда») как в смысле общественной значимости показанных спектаклей, так и в смысле их художественной ценности. Правда, сезон еще не развернулся, но обещания, которые он дает, не из обнадеживающих. Рано еще, разумеется, говорить о поправении на теат
ральном фронте, но некоторое топтание на месте, элементы примиренчества наступающий сезон предвещает. Полезно и целесообразно сигнализи
ровать о таком «уклоне» (а это ли не уклон— 4 пьесы Булгакова в одной Москве!) в самом начале. И вовсе не для того, чтобы вызвать корен
ную ломку намеченного репертуара, а для того, чтобы театры насторожились, задумались над интерпретацией «скользких» пьес. А главное для
того, чтобы они уже начали ладить театральную телегу этой же зимой, по-просту серьезно и осно
вательно подумали бы о репертуаре будущего года.
Здесь много зависит от доброй воли и от упорства театров. Прошлый сезон этому яркое дока
зательство. В конце концов нынешний год не внес никакого ухудшения в драматургическую
продукцию советской литературы. Драматурга нужно искать и с ним нужно деятельно работать загодя над созданием репертуара.
Театру теперь легче, чем когда бы то ни было, выполнить стоящие перед ним задачи не только потому, что он окружен атмосферой общественного внимания и сочувствия, но и потому, что руководство театральной жизнью, театральной политикой как раз в этом году получило четкое организационное оформление. Речь идет о цент
ральном органе, ведающем судьбами искусств в нашем Союзе, о Главискусстве. Создание Главис
кусства немаловажный итог 11-го года. Некоторые шероховатости, которые мы имеем в начале ра
боты Главискусства, естественны для первых шагов каждого нового учреждения, и в порядке само
критики все эти шероховатости несомненно будут изжиты.
Задачи, которые стоят перед Главискусством, без преувеличения можно назвать огромными.
Впервые, например, на практическую, реальную почву ставится вопрос о плановом хозяйстве в театре, о театральной «пятилетке». Трудно пре
увеличить значение плана, вводящего всю жизнь нашего искусства, и театра в частности, в общую