систему социалистической организации. План, конечно, не может предусмотреть репертуара, но он может создать благоприятные условия для его роста; план наметит рассчитанные на дли
тельный период мероприятия по созданию руководящих и актерских кадров в театре, по офор
млению бюджета театра, и, что очень важно, по капитальному строительству в области театра.
Последнее представляет собою совершенно новое слово в жизни театра. Капитальное строительство с величайшим успехом осуществляется во всех отраслях нашей хозяйственной жизни и в высшей степени неорганизованно, случайно, попартизански, проводится в театре. Темп театраль
ной индустриализации ни в какой мере не соответствует росту потребностей театрального по
требителя. Это вопрос не только практический,
но и сугубо политический. Всуе писать хорошие пьесы и с величайшим энтузиазмом итти по пути современности, если все эти великолепные достижения останутся недоступными для трудящихся масс.
На грани 12-го года Октября, года расширения и углубления культурной революции, театр
стоит перед труднейшими задачами идеологического и организационного порядка. Обстановка требует от театра не только практического и технического улучшения всех сторон его деятельности, но и четкой классовой линии, всемерной и беспощадной борьбы с возрождающейся на кое-каких участках театрального фронта идеей аполитичности и самодовлеющего эстетизма.
«Классовый враг усиливает сопротивление социалистическому строительству», — так начинается один из октябрьских лозунгов Центрального Ко
митета нашей партии. Для отпора этому классо
вому врагу необходио мобилизовать все средства политического, экономического и культурного воздействия.
Из всего арсенала средств, которыми обладало искусство, театр — наиболее важное и действенное.
Этого никогда не следует забывать ни в праздники, ни в будни Октября.
О. ЛИТОВСКИЙ
(ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА)

К

моменту Октябрьской революции работники искусств были распы
лены по бесчисленному количеству мелких сою
зов и союзиков, которые организовывались не по признаку профессиональ
ному — защиты интересов работников, а в большинстве случаев по признаку корпоративному.
Поэтому, наряду с союзом актеров существовали и союз артистов-воинов, союз еврейских ак
теров, союз режиссеров (насчитывавший, кстати
сказать, лишь 7 членов), союз актеров б. Мариинского и б. Александринского театров в Ленин
граде (тогда еще Петрограде), т.-е. по существу говоря, выражаясь нынешним языком, почти объединенный местком двух предприятий и, наконец, даже организованный Л. Б. Яворской союз русских драматических актрис, с явно суфражистским оттенком.
Даже союзы, построенные внешне по профессиональному принципу, однако, на деле пред
ставляли собой организации, совершенно несхо
жие друг с другом. В то время как Всероссийский союз актеров сравнительно скоро стал на позицию классовой борьбы, Московский союз актеров, состоявший из привилегированной актерской вер
хушки, еще долгое время оставался на «аристократических позициях аполитичного искусства» и мира с предпринимателями.
Характерно отметить, что термина «работник искусств», сейчас являющегося настолько привычным, до октября 17-го года, не существовало. Он заменялся расплывчатым и бумажным определением «сценический деятель», под которое подходили, конечно, и предприниматели.
К октябрю 17-го года движение среди актеров было лишь в зародыше. В ином положений находились оркестранты, первые попытки профессио
нальных объединений которых восходят к 1904— 1905 годам, и артисты эстрады, имевшие с 1913 г. «Общество артистов вариете и цирка», куда входили, правда, и элементы полухозяйские.
После февральской революции руководство театральным делом первое время было передано Русскому Театральному Обществу, которое вело это дело в тех же принципах дореволюционного мракобесия «императорского общества», закваска которого оказалась слишком сильной в РТО.
Не удивительно, что все мелкие столичные союзики, отражавшие настроения актерской вер
хушки, в первые дни Октябрьской революции растерялись, задрапировавшись в тогу нейтра
литета. В театрах бывших императорских быстро оформились автономические настроения. Так об
щее собрание московского Малого театра приняло резолюцию о полном автономном внутреннем самоуправлении театра и с требованием свободы печати (читай—буржуазной). Правда, уже через несколько недель тот же Малый театр выдвинул проект организации районных спектаклей для трудовых масс.
В дни, когда пушки Авроры поворачивались на Зимний Дворец, большинство столичного ак
терства стояло в стороне от развертывавшихся исторических событий.
Не то было в провинции, где более левые актерские союзы уже шли в ногу с рабочими союзами.
Октябрьская революция не только выдвинула новые, доселе небывалые задачи в области раз
вития театра, не только изменила решительным образом целевую установку работы актера, но и дала могучий толчок профессиональному объединению работников искусств. Так в Ленинграде уже 16 ноября 1917 года был создан «Централь
ный совет профессиональных союзов театра и зрелищ».
В течение всего 1918 года ведется предварительная работа по объединению профорганизаций в области искусств в единый профсоюз, построен
ный по производственному признаку, и, наконец, 7 мая 1919 года создается единый Всерабис, ко
торый, «стоя на почве международной классовой борьбы пролетариата, объединяя и вовлекая ши
рокие массы работников в социалистическое строительство, ставит себе целью осуществление социализма путем диктатуры пролетариата».
Правда, уже в 1918-м году большинство профессиональных объединеий актеров успело отрешиться от иллюзий аполитичного святого
искусства и аполитичности союзной работы. Уже тогда начинается работа актера на фронтах, это беззаветное художественное обслуживание Крас
ной армии, которое с 1923-го года закреплено ввиде культурного шефства Всерабиса над Красной армией и флотом. А. Г—МАН