РЫЧАГИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Вопрос о художественных советах сейчас вновь ставится и притом с возрастающей серьез
ностью и конкретностью. В нашем журнале только недавно (см. № 46 «За оживление художе
ственных советов» А. Гольдман) был поставлен вопрос о недостатках и мертвенности этих важнейших органов общественности в наших театрах. Однако, такой постановки вопроса мало. Необходимо по новому пересмотреть характер и содержание их работы, с особой остротой осветив про
рывы и наблюдающееся бездействие на этом участке театрального фронта. В этих же целях жестокой самокритической проверки следует одно
временно выявить как работу худших, так и передовых художественных советов, призванных демонстрировать жизнеспособность и практическую ценность этого рычага общественного влияния на театр.
По общему правилу наши художественные советы, главным образом, осуществляют задачу содействия театрам в их работе и этим занимается даже лучшая часть художественных советов. Но этого мало. На них лежит и задача обществен
ного контроля в отношении театра, что должно выразиться в твердой и неуклонной линии по про
верке внутри данного театра всей системы его работы, согласно имеющихся по этому поводу указаний, решений, директив и требований общественности. Не менее существенным в работе ху
дожественных советов является невнимание к вопросам организации советской общественности вокруг и внутри театра, выдвижения теа-молодежи и связи с рабочим зрителем. Даже лучшие худо
жественные советы занимаются обычно только репертуарными вопросами. Это — внутри театра. Вне театра мы имеем параллельную слабость ак
тивности и контроля со стороны тех предприятий
и организаций, которые шлют в художественные советы своих представителей. Тут необходимо на
ладить систему инструктивных докладов для членов художественных советов (районные, общегородские по линии профессиональных, комсо
мольских и др. организаций), отчетные доклады о работе членов художественных советов на культкомиссиях, их делегировавших, в рабочих клубах
В плане этой работы необходимо также усилить взаимодействие художественных советов с другими формами наших общественных влия
ний на театр со стороны и внутри его. Именно поэтому перед художественными советами ставится
задача быть инициаторами в деле создания обществ друзей театра; правильно поставленных, наблюдение за деятельностью театра, как художествен
ного шефа над рабочими предприятиями, помощь и контроль по проведению диспутов и отчетных докладов на собраниях рабочих зрителей и др.
Ниже, в статье о производственных совещаниях читатель найдет ряд обобщенных фактов, выплы
вающих в практике другого важнейшего рычага общественности внутри театра, а именно, производ
ственных совещаний, ныне также «болеющих». Отметим здесь лишь то положение, что художественные советы и их работа могут сыграть свою твор
ческую роль и в деле оживления производственных совещаний. По мнению автора статьи «согласован
ная деятельность производственных совещаний и художественных советов имеет решающее значение». Несомненно, этим путем организованный рабочий и потребитель через художественный совет и организованный производитель художественных про
дукций через производственные совещания имеют возможность сомкнуться в едином усилии, —тем
более, что, как правильно указывается в той же статье, имеется «наличие ряда смежных вопросов в работе производственных совещаний и художественных советов».
Организуя смотр художественным советам, мы уверены, что тем самым печать берется вплотную за систематическую проверку всех этих взаимодействующих рычагов нашей общественности вну
три театра. Пора перейти в этом деле от слов к делу!

Нужен смотр художественных советов
Взаимодействие художественных советов с произ
водственными совещаниями
и т. д. Это тем более важно, что в настоящее время участники художественных советов и те, кто ими должен руководить, недостаточно следят за под
готовкой членов художественных советов к своей работе.