ЧЕМ БОЛЕЮТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СОВЕЩАНИЯ

«Производственные совещания, — орган выявления коллективного производственного опыта пролетариата».
(Томский)
Система производственных совещаний, как развернутая форма пролетарской демократии, является вместе с этим и основным, наиболее действительным, средством втягивания широких рабочих масс в дело руководства производством, а стало быть и улучшения его состояния.
«Через обсуждение важнейших вопросов жизни предприятий и через контроль в производстве,— содействовать выдвижению рабочих и служащих,
служить школой управления для них», — вот как формулирует задачи производственных совещаний постановление пленума ВКП(б).
В последнее время, в связи с рационализацией производства, борьбой с бюрократизмом и раз
вернутой самокритикой, работа производственных совещаний приобретает исключительное значение.
В условиях художественного производства, главным образом театрально-зрелищного дела, правильно организованная работа производствен
ных совещаний имеет значение не меньшее, чем в промышленности.
Поэтому приходится самым решительным образом раньше всего бороться с настроениями своеобразного недоверия к производственным совещаниям, коренящегося в конечном счете в недооценке задач искусства в плане общего социалистического строительства.
Каждая из проблем и задач производственных совещаний в индустрии целиком относится и к художественному производству.
Особые условия театральной работы крайне затрудняют параллельное развертывание работ производственных совещаний.
Общая неналаженность теахозяйства, сезонность большей части театральных предприятий, слабость кадра хозяйственных и художественных руководителей, недостаток в сырье как художе
ственном (пьесы, сценарии), так и техническом (кино-пленка), — вот основные из этих причин.
Анализ работ производственных совещаний показывает, что до самого последнего времени их работа была развернута недостаточно.
Квалифицированные работники (в частности актерство) слабо втянуты в эту работу.
Кроме сезонного характера самого актерского труда, значительную роль в этом сыграли: не
уменье организовать работу производственных совещаний так, чтобы непосредственно заинте
ресовать актера, слабая результативность их работы и наличие в отдельных случаях репрессий со стороны хозяйчиков по отношению к актерам, активным участникам производсовещания.
В условиях театра этот последний вопрос представляется чрезвычайно сложным, потому что художественное руководство предпринимателя в таких случаях всегда выдвигает мотивы только художественного порядка.
Отвод хозяйственником работника и неприглашение его на будущий сезон при найме через Посредрабис по мотивам якобы слабой квали
фикации, и... формально все обстоит как будто бы благополучно, но актер-общественник... остается без сезона.
Эти репрессии могут быть еще более завуалированы и неуловимы: дисквалификация работника, путем обхода его ролями или поручения ему ролей несоответствующих его амплуа и положению, со
ссылкой на художественные соображения, — вот этот путь.
Для того, чтобы обеспечить активное участие актерства в работе производственных совещаний, следует в первую очередь принять самые решительные меры для борьбы с этими тенденциями.
Совершенно естественно, что при этом не следует допускать проведения возможных тенденций к использованию работниками своей деятельности в производственных совещаниях для искусственного повышения своей квалификации и положения в производстве.
Работа в производственных совещаниях не дает работнику личных льгот и привилегий, она
имеет своей целью улучшение всего производства в целом.
Каковы же основные недостатки в работе производственных совещаний, которые, правда, за последнее время несколько суживаются?
В самом существе работы еще не изжит формальный подход: заслушиваются доклады без
необходимой проработки вопроса. Самокритика в художественных предприятиях не развернута. Рядовые работники, в том числе и актеры, сплошь да рядом не хотят портить отношений с художественными руководителями и директорами, вы
сказывая, в порядке самокритики свое мнение о недостатках их работы.
Учет опыта работы производственных совещаний и использование результатов ее в сезонных предприятиях не налажены.
Согласованная деятельность производственных совещаний и художественных советов имеет рещающее значение, в смысле связи ячеек орга
низованного рабочего потребителя (через худож.
совет) с ячейками организованного производителя (через производ. совещания).
Наличие ряда смежных вопросов в работе производсовещаний и худ. советов (вопросы постановочного плана, репертуара, рационального использования рабочей силы и т. д.) делает эту согласованную работу тем более необходимой.
Для того, чтобы работа производственных совещаний отличалась достаточной результативностью, кроме привлечения к ней широких слоев
работников, необходимо, чтобы союзы планомерно руководили этой работой и чтобы предложения производсовещаний выполнялись хозорганами.
Несмотря на наличие специального циркуляра НКПроса об оказании содействия работе произ
водственных совещаний, необходимый перелом со стороны хозорганов еще не достигнут.
Около 60% невыполненных администрацией предложений производсовещаний — вот лучший барометр действительного отношения хозорганов к этой работе.
Вместе с тем следует признать, что и союзные организации не уделяли достаточного внимания систематическому контролю над выполнением пред
ложений производсовещаний и не заостряли через РКИ спорных с хозорганами по этим предложениям вопросов.
Усиление руководства работой производственных совещаний со стороны всех союзных организаций и установление непрерывной цепи экономической работы союза от производственного со
вещания на предприятии до ЦК союза, в котором основным звеном должно быть производственное