«совещание, — вот основная предпосылка к оживлению всей массовой экономической работы Всерабиса.
Какие методы лечения застарелых болезней производственных совещаний уже наметились, уже проводятся и уже дают первые результаты?
Решительный перелом отношения к работе производственных совещаний со стороны союз
ных и хозяйственных органов, вовлечение в их работу широких слоев квалифицированных работ
ников, развитие работы производственных конференций, организация цеховых совещаний по круп
ным предприятиям, организация в виде опыта 10 контрольных комиссий на крупнейших предприятиях, постановка в таком же опытном по
рядке работы по производственному выдвижению через производственные совещания, установление четкой системы контроля над выполнением хозорганами принятых предложений производственных совещаний, предварительная углубленная прора
ботка производственными комиссиями финпланов и программ работы предприятия, установление
преемственности работы производсовещаний в се зонных предприятиях, организация фондов преми
рования за ценные предложения и изобретения, усиление связи работы производсовещаний с РКИ,
переход на систему отдельных заданий производсовещанием по основным плановым вопросам (при
мерно: обследование калькуляции постановок по оперным театрам и т. д.), обмен опытом их работы и производственная перекличка по груп
пам аналогичных предприятий, — вот сухой, далеко не полный, перечень тех мероприятий, последовательное проведение которых приведет к тому,
что работа производственных совещаний примет «характер действительно массовой профработы и
осуществления подлинного участия широких масс работников в улучшении художественного про
изводства» (из постановления IV пленума ЦК Рабис о работе производственных совещаний), а стало быть и будет реально «направлена к оздо
ровлению театрального хозяйства и проведению активной государственной политики в области искусства» (там же).
А. ГОЛЬДМАН

НА БОРЬБУ С ПРАВЫМИ ТЕЧЕНИЯМИ

За последнее время обострились споры вокруг ряда проблем искусства. Несомненно, что то известное обострение классовых отношений,
которое мы видим в нашей стране, непосредственно сказывается и на этой области идеологии — на области искусства.
В частности в области театра влияние чуждых нам идеологий сказывается прежде всего в репертуаре. Год тому назад у нас был репертуар в зна
чительной степени нам близкий. Затем, к концу прошлого года создалось положение, когда театры как бы брали реванш. После революционных пьес они брали пьесы, которые и критиками, и зрителями были приняты, как пьесы, идущие
в разрез со всеми нашими установками. Напомню «Унтиловск», «Закат», «Проходную комнату» и целый ряд других пьес, которые немножко больше, немножко меньше отходили от того, чего мы хо
тели, но все выявляли собой отход от той линии, которую мы наметили в начале прошлого года. И этот год показывает, что мы живем по тенденции конца прошлого года, а не начала его, не под знаком «Бронепоезда», а под знаком «Унтиловска».
Характерно, как театр дает пьесе иной раз своеобразное, чуждое нам трактование. Например пьеса Газенклевера «Деловой человек», которая дает материал для сатиры, в постановке театра Корш, превратилась в почти апофеоз буржуазного делячества.
Но ведь у нас существуют художественные советы при театрах. К сожалению, в большей части
театров эти художественные советы являются штемпелями, при помощи которых директор штемпелюет свои решения.
Когда мы видим такого рода давление буржуазной идеологии на нас во всех участках художе
ственного фронта, мы должны задать вопрос: а что мы предпринимаем, чтобы бороться против враждебной нам идеологии? Мне кажется, что здесь мы делаем чрезвычайно мало и те наши органы, которые в первую очередь должны заботиться о классовой выдержанности искусства,
Я считаю, что наша партия в области искусства уже дала достаточное количество директив, и не в том дело, что директив мало, а в том, что эти директивы весьма мало выполняются или совсем не выполняются.
Возьмите решение XIII съезда, в котором была дана определенная директива по линии литера
туры. Там говорилось: в основе работа в области художественной литературы должна опираться на творчество рабочих и крестьян. Вот вам отчетливая директива, партийная директива.
По директиве партии, все виды театра должны являться могучим средством коммунистического просвещения.
У нас есть, наконец, весьма детальная резолюция, касающаяся художественной литературы.
Мы можем целый ряд положений этой резолю
ции применить к нашей текущей художественной политике во всех областях — театра, кино, ИЗО,
музыки и т. д. Когда мы говорим, что в первую очередь мы ориентируемся на творчество проле
тарских писателей, то это относится и ко всем областям искусства. Когда мы говорим, что мы должны использовать и всех попутчиков, воспи
тывая их в области литературы, то совершенно ясно, что это можно перенести и в область театра и в область ИЗО.
Таким образом, если взять даже лишь то, что сейчас опубликовано в качестве резолюции на
шей партии, то мы имеем достаточное количество совершенно четких решений по всем основным вопросам нашей художественной политики.
Возьмем, например, вопрос относительно искусства для широких масс. Ведь по существу в нашей стране, при строющемся социализме, при нашей установке на широкую активность всех
трудящихся масс, мы не можем мыслить искусства иначе, как только таким, которое обслуживает самые широкие массы и которое со своей стороны (Из стенограммы доклада П. М. Керженцева на совещании МК ВКП (б.) 13 ноября)
Наша художественная политика
которое в Советской России создается для борьбы с чужой нам идеологией ничего не делают.
Обострение классовых отношений