том, чтобы придать им хоть минимальную убедительность. По это
Все хорошее в этом спектакле — от са
мого коллектива, от его искреннего подъема,
высокой дисциплинированности; все плохое — а его куда как много! — от случайного художествен
ного руководства, с которым, к счастью, коллектив недавно распростился, но которое сумело наложить свой властный отпечаток на первую работу ТРАМ а.
Основными грехами этого руководства явились полная неспособность даже к поискам, к нащупы
ванию приемов, могущих в какой-нибудь мере содействовать формированию самостоятельного ли
ца молодого театра полное игнорирование вопроса о качестве литературной продукции, взятой в основу первой ТРАМ овской постановки.
Весьма законно, конечно, желание автора пьесы, как и ТРАМ овцев, фиксировать свое внимание на теме, близкой сердцу каждого комсомольца и к тому же, насколько помнится, совершенно неиспользованной в нашей драматургии — «ком
сомол в подполье». Но в разрешении этой темы автор обнаружил детскую беспомощность. «Зеленые огни» — низкосортное школьное упражнение, бессильное хотя бы единым намеком напом
нить о героическом прошлом комсомола, хотя автор Акмолинский утверждал на диспуте, организованном после первого спектакля, что он принимал близкое участие в подпольной работе изобра
жаемого периода. «Подполье» в его пьесе вышло неким веселым «общежитием.
Еще конфузнее закончилась попытка автора зарисовать совершенно ему незнакомые «салонные» нравы высшего белого офицерства.
Такой же бессильной и безответственной оказалась и постановочная работа тов. Михайлова.
Реж. Михайлов крепко удержал в своей памяти ряд «штучек», подсмотренных им в разные вре
мена в разных постановках, и механически рассовал их по пьесе, нисколько не заботясь о
театрами. МГСПС от МХТ. Шершеневичу пришлось выслушать много злых, но справедливых замечаний со стороны Любимова-Ланского и Орлинского, вскрывших мещански - реакционную подоплеку подобных «высказываний». Но комсо
мольцев это не затронуло: для них уже слишком очевидна—несостоятельность его «упадочническихутверждений. Комсомольцы останавливались на другом. Они говорили: 1) о необходимости самой
серьезной и длительной учобы—учобы театральной, которой сейчас нет, но которая должна быть создана. Нужны рабочие театральные ВУЗ ы; 2) безвы
ходного репертуарного кризиса нет, но наша смена ждет от советской драматургии величайшего напряжения творческих усилий для того, чтобы явить полнокровный образ живого человека, взя
того на широко вскрытом фоне эпохи; 3) нужны выступления перед организованным зрителем руководителей как нашей театральной политики, так и тех, кто непосредственно стоит во главе театральных производств.
Вот это последнее пожелание, оно особенно симптоматично. О чем оно говорит? О том, что комсомол, в лице его актива, живущего интере
сами театра, не удовлетворяется все еще скупыми высказываниями в печати о существе театрального дела, а требует живого и убедительного рас
сказа о том, «как все это делается». Огромная жажда знания, которая так выразительна для нашей смены во всех ее выступлениях, связанных
му же принципу введена в постановку и музыка: вместо органического врастания в действие — механическая «подогнанность» для заполнения коротких антрактов между эпизодами.
Постановщик проявил еще явную тенденцию к деспотической автоматизации молодых работ
ников коллектива, к подавлению их творческой
индивидуальности. Можно только удивляться, что при этом части коллектива удалось обнаружить
искренний пыл молодости, горячую и уверенную устремленность, а некоторым — даже явное дарование.
Так нельзя не отметить в первую очередь т. Забродиной, чрезвычайно выразительно, сочно и технически-безукоризненно проведшей незначи
тельную роль комсомолки Оли. Очень хороший материал обнаруживает тов. Демкин в роли шпио
на Совы, но до мастерства ему еще далеко: актер безбожно переигрывает, судорожно нажимает педали, стараясь с первого же мгновения разобла
чить перед зрителями свою «злодейскую» сущность. Галкину же, наоборот, следовало бы, сгустить
краски, поразнообразить интонации, а то очень
уж он монотонен. Обнаруживают определенное, «зерно» т.т. Борбашнко, Поляков, В. и некоторые другие товарищи.
Что приятнее всего поражает, это — удивительно четкое и ясное звучание слова на под
мостках юного театра. При встрече с художественным текстом это может дать незаурядные ре
зультаты. Но для этого необходимо еще долго и упорно поработать, не поддаваясь на льстивые заверения некоторых товарищей, выступивших на диспуте.
А основной предпосылкой успешной работы может явиться лишь правильное разрешение проблемы художественного руководства.
Як. ЭЙДЕЛЬМАН
с культурной революцией, — эта неутолимая жажда, она как-то особенно рельефно выступает при решении театральных проблем. Тут менее всего потребна теория — тут необходимо непо
средственное знакомство с практикой театра.
И наши центральные театры обязаны прислушаться к этим голосам: они должны выступить перед этой замечательной, перед этой нужной аудиторией не только с формальными отчетами, а не
пременно с такими докладами, которые давали бы убедительный рассказ о всем театральном произ
водстве — от идеологии до работы на сцене с актерами. Все одинаково важно.
Но говоря с увлечением и с живейшим интересом о театре профессиональном, комсомольцы, разумеется, затрагивали целый ряд вопросов, связанных с организацией в Москве ТРАМ ов. Но и эта, уже непосредственно волнующая комсо
мол проблема была поставлена в совершенно верном разрезе. ТРАМ ы нужны, но для того, чтобы создавать ТРАМ‘ы, необходима учоба, необходимо, чтобы молодежь, выковывающая и новую драматургию, и новые формы ее воплоще
ния, взяла бы от старой театральной культуры все то, что может пойти на потребу. ТРАМ ы должны получить помощь от лучших представителей профтеатров. Тех, которые не на словах,
а живым творческим делом доказали, что они не утратили слух к творческим ритмам революции.
ЮРГИС