УКРЕПЛЕНИЕ КАДРОВ КРИТИКИ

П

роцесс революционизирования театра по всем областям его работы и последующий этап его реконструкции выражается в ряде фактов. Одним из наиболее действенных лозунгов, под ко
торыми этот процесс обновления и реконструкции идет, является лозунг выдвижения молодняка. В каждой отрасли театрально-зрелищной работы этот процесс идет по двум направлениям: 1) заново строится содержание работы и форма, 2) укрепляется, обновляется, реорганизуется человеческий состав, эту работу выполняющий.
Это вылилось в форму создания новых кадров драматургии параллельно с перестройкой тех драматургических кадров, которые достались нам в наследство от дореволюционной литературы.
Примерно такой же процесс мы имели в области режиссуры, но в гораздо более слабой степени и
более замедленном темпе, что теснейшим образом было связано с темпом ломки старой формы, до сих пор являющейся жизнеспособной и законной наряду с рождением новой формы на сцене.
Несравненно более бурно и осязательно шел процесс выдвижения новых кадров по линии ак
терской. Прежний метод индивидуалистической актерской игры от «нутра», ограниченное амплуа сменились актерской игрой, построенной на ан
самбле, на коллективе, на разностороннем тренаже, на универсальности в значительной степени. Молодняк завоевал подмостки в драме и комедии, остро и болезненно рвется к сцене в опере, отставшей и в этом отношении.
Театральная действительность показала, что этот процесс наступления нового на театре переки
нулся затем на организационно-бытовую область театра. Чрезвычайно медленно, но все же подросшие даже в условиях театрального быта общественные организации внутри-театрального по
рядка (местком, стенгазета, ячейки молодежи и др.), сомкнувшись с движением вокруг театра в кругах вне-театральной общественности (художе
ственные советы, комсомол и пр.), произвели напор по этой линии. И несомненно, что начав
шееся оживление художественных советов, рост
влияния организованного зрителя на театр сейчас подошли к необходимости ликвидировать слабое развитие внутри-театральной общественности. Пробуждение и общественная активизация ра
ботника и рабочего сцены внутри театра, опятьтаки наряду с выдвижением новых общественных кадров в театре, составляет и здесь очередное важное звено во всем процессе реконструкции театра.
Однако, если тут мы сталкиваемся с рядом препятствий, присущих самому характеру теа
тральной работы и жизни театра, и все же их, хотя слабо еще, но преодолеваем, то совершенно недопустимым является сохранение прежнего уста
новившегося порядка вещей в важнейшей области
общественного обслуживания театра — в работе театральной критики.
По сути дела, несмотря на целый ряд постановлений, принятых по сему поводу, на диспуты, собеседования и всевозможные собрания по сему
поводу, мы имеем здесь огромную инерцию и своего рода застой. В области методов работы внутри самой критики мы имеем некоторые сдвиги, но весьма еще незначительные. Эта работа «по старинке» лишь в некоторой части уравновешивается постепенным оживлением рабкоров
ского движения вокруг вопросов театра, которое, правда, далеко еще не укрепило свои позиции в целом ряде наших периодических изданий, в частности, в художественных отделах центральных газет. Рабкоровский отклик, в частности коллективная рецензия, как бы призваны сейчас допол
нять, а в необходимых случаях и корректировать ту или иную рецензию того или иного отдельного рецензента. Между тем, крайне узкий, замкнутый в себе кадр профессиональных критиков, в преобладающей степени вышедший из рядов дореволю
ционной журналистики, начиная усваивать новые приемы критического освещения пьесы, спектакля и т. д. и до некоторой степени новые критерии оценки, делает это зачастую внешне и поверхностно.
Здесь все сильнее нарастают серьезнейшие требования в первую очередь к самому этому кадру критиков и рецензентов. Необходимо этим работникам пера выйти за пределы своего
узко-замкнутого круга, начать, наконец, общаться с организованным зрителем, перестроившим все лицо нашего зрительного зала, в какой-то степени
непосредственно знакомиться с требованием, с вкусом, с мнением низового зрителя, которые выражаются в стенгазете, в мнении рабочего кор
респондента с предприятия, в высказываниях членов художественных советов от предприятий, в простом обмене мнениями, путем ли беседы,
путем ли специального диспута рабочего зрителя внутри самого театра. Это, однако, лишь одна половина ждущей своего разрешения проблемы. Несомненно, наряду с этим воспитанием, сказать точнее, самовоспитанием кадрового кри
тика, в первую очередь, критика, вышедшего из старой журналистики, необходимо дальнейшее расширение этого кадра, ныне монопольно царя
щего на театральном фронте. Процесс этот должен итти и обозначается уже по двум линиям. С одной стороны к этому кадру приходят общественники, работающие на худ. фронте. Задача этих критиков, разумеется, сочетать свое, общественное коммуни
стическое восприятие нашего театра с достаточным знанием дела, пусть без сугубо профессиональных навыков, но с сохранением необходимого уровня понимания. Но наряду с этим надо тронуть лед в другом направлении, и может быть это даст более серьезные практические результаты. Надо взять курс не только на самотек в этом отношении, но и на имеющиеся литературные группы, органи
зующие внутри себя писателя и журналиста. Государственный Институт журналистики, литературные курсы, литературные, искусствоведческие отделения наших ВУЗов несомненно за
ключают в себе молодняк, специально изучающий искусство, но растущий на новой идеологической