В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

В

первые художественно-политический совет в Реалистическом театре был организован в 1927 году, но посещался его членами весьма слабо.
Ту же картину мы наблюдаем в текущем году. Из 8-и организаций два заседания посетили всего лишь представители четырех организаций. В художественном совете ни разу не были представители рабкоровского кружка «Правды», союза Медсантруд, Модпик а и МБ Пролетстуда.
Помимо художественно-политического совета в театре существует так называемый «малый ху
дожественный совет», в состав которого входят— директор, режиссеры и представители от труппы,
молодежи, монтировочной части и технического персонала театра. В этом совете дирекция обеспе
чивает за собой перевес голосов и, естественно, парализует линию представителей общественных организаций.
С репертуаром в театре крайне неблагополучно: полное отсутствие в репертауре советских пьес, ориентация на обывателя-мещанина, сла
бая работа художественного совета и слабая связь с общественностью, самовластное утверждение репертуара директором театра.
Таким образом художественный совет являлся для дирекции тем общественным «плащем», под покровом которого она проводила в репертуар «свою», чуждую нам тематику.
Вся художественно-руководящая работа прошла мимо поля зрения художественно-политиче
ского совета, лишая возможности проведения того общественного контроля, который был возложен на представительствующие в нем профессиональные, партийные и общественные организации.
В театре существовала очень обостренная внутренняя атмосфера, всевозможные враждебные друг к другу группировки и течения. Даже прежняя дирекция признавала, что «имели место болезненные изжития всевозможных кризисов». Эта внутренняя глухая борьба привела к расколу труппы, к обвинению одной группировкой дру
гой в «протаскивании» «своих» пьес, привело к разрыву с молодежью и «засилью» малого художественного совета.
Но... предоставим слово официальному документу—резолюции специальной комиссии Красно- Пресненского райкома, обследовавшей театр. Предложения этой комиссии были приняты и утверждены секретариатом Красно-Пресненского райкома:
«Благодаря зажиму со стороны администрации—гласит резолюция—местком вынужден был отказаться от работы и не вести ее почти полгода. Общественно-профессиональная жизнь коллектива совершенно оторвана от директора, мно
гократные конфликты углубили склоку между администрацией и работниками и определили ее как постоянное явление. Директор театра тов. Ставрович не опирался ни на местком, ни на художественный совет и вел управление театром лишь административным порядком.
Администрация вместо выборного актива «назначает» актив по своему усмотрению, противопоставляя этим одну часть актеров другой. Не
смотря на неоднократные требования со стороны месткома, дирекция не представила никакого производ.-фин. плана на обсуждение коллектива...
Отмечая игнорирование художественного совета и его комфракции дирекцией театра,—комиссия райкома напоминает о подаче части фракции заявления в ЦК партии и Наркомпрос.
В дальнейшем дирекции театра предложено содействовать работе Общества друзей Реалистического театра. Губотделу Рабис комиссия предлагает усилить работу месткома в театре.
Таким образом налицо полный разрыв между работой дирекции театра и художественно-политическим советом.
Худ-.политический совет должен занять в Реалистическом театре ту руководящую роль, на ко
торую он призван советской общественностью.
Только тогда театр сумеет определить свое «лицои свой репертуар, только тогда оправдает он свое существование в центре Красной Пресни—рабочего района Москвы.

д.

Работа художественного совета созыва 1927— 28 г., мягко выражаясь, страдала большими недочетами:.
В основном эти недочеты сводятся к: 1) отсутствию производительного плана; 2) неувязке ра
бот художественного совета с производственной комиссией месткома; 3) редким собраниям худ.
совета (за прошлый сезон всего лишь 2 заседания); 4) отсутствию художественного руководителя в театре; 5) игнорированию художественного со
вета директором театра; 6) отсутствию крепкой режиссуры; 7) постановкам никуда негодных пьес;
(«Страсть мистера Маррапита», «Клад дворянина Собакина»); 8) извращению постановки «Цемента» Гладкова, 9) устройству целого ряда «бутерброд
ных» вечеров в Обществе друзей театра, ничего общего не имеющих с целями и задачами общества.
Налицо все факты для того, чтобы работа этого театра, находящегося в центре рабочего района Красной Пресни, развивалась бы при самом тесном участии организаций масс района.
Член художественного совета театра представитель Кр.-Пресн. Райкома
А. МЕДВЕДЕВ
Во вторник, 29-го января в 5 ч. дня состоится расширенное заседание театральной секции.
Будет прочитан ряд докладов о только что вышедшей в изд. «Теа-Кино-Печать» книге Всеволодского-Гернгросса — «История Русского Театра».
Доклад В. Г. Сахновского: «Теоретические проблемы книги «История русского театра».
Доклад М. Д. Прыгунова: «История русского театра», как историческое исследование и педагогическое руководство».
Доклад С. И. Игнатова: «Методология книги Всеволодского-Гернгросса».
Ко дню заседания ожидается приезд в Москву
автора книги.

ТАМ, ГДЕ ЗАГЛОХЛА ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХУДО

ЖЕСТВЕННЫХ НАУК