РЕОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

В

Реалистическом театре произошел кризис руководства. Театр переживал крайне тяжелое материальное положение, которое могло бы быть изжито только при поддержке обществен
ности, дружном сотрудничестве всего коллектива и профсоюзной организации. Но вместо друж
ной работы с коллективом прежний директор приказывал не только коллективу, но и общественным организациям — месткому, художе
ственному совету театра, Обществу друзей театра. Более того, директор даже умудрился уволить председателя месткома, тов. Дементьева, пользо
вавшегося большим авторитетом и популярностью среди работников театра.
Отношения между администрацией и месткомом были настолько обострены, что директор считал ниже своего достоинства вести переговоры с ме
сткомом. Бюрократизм расцвел во-всю. Директор засыпал местком официальными бумажками и запросами. Местком, получив бумажку, подчас совершенно необоснованную, и желая оградить свой коллектив от напора бюрократа-директора, отвечал «верхней палате» (директору) также бумажкой.
Вопросы приема и увольнения работников, перераспределение окладов сотрудников решались дирекцией без участия месткома. «Это не дело месткома», хозяин — дирекция, она и проводит в диктаторском порядке все эти решения.
После такой «согласованной» работы дирекции с общественными и профсоюзными организациями, члены его отказались от работы, и местком самоликвидировался.
Деятельность месткома была совершенно прекращена на полгода.
Мы не представляем себе самоликвидации месткома в нашей советской действительности. Такие методы работы нам знакомы только в капиталистических странах, где во главе хозяйственных органов стоят собственники, а не представители пролетарских партийных организаций.
Не лучше обстояло дело и с двумя другими общественными организациями, т.-е. с художествен
ным советом и Обществом друзей театра. Можно указать на один факт, достаточно ярко характе
ризующий отношение к этим организациям. Общество друзей театра дало театру 2.200 руб. и сгруппировало вокруг него целый ряд видных обще
ственников и писателей (тов. Гладков, Малашкин, Вера Инбер, Ваграмов и др.). Оно втянуло кол
лектив в общественную работу. В благодарность прежний директор бросает на одном из заседаний следующий ничем не обоснованный гру
бый упрек этому обществу: «Я Вам не позволю устраивать из театра бульвар». После таких наскоков нужная и полезная общественная организация прекратила свою работу.
Основные методы работы прежнего директора заключались: в грубости, безапелляционности
и в третировании отдельных актеров. Эти ме
тоды привели к бегству актеров из театра (уход Власова и Бессонова). Актрисе Аксеновой сни
жается ставка на три разряда, актриса Гауэнштейн необоснованно увольняется, а затем восстанав
ливается судом с выплатой ей содержания за время незаконного устранения от работы. Зав. худо
жественно-репертуарной частью тов. Бабанин, человек с большой художественной подготовкой и эрудицией, смещается с этой должности, и его работу берет на себя директор тов. Ставрович.
(Из беседы с директором театра Л. П. Резаусским)
Распоряжением Главискусства, директором Реалистического театра теперь назначен б. зав. орг. отделом Мосгубрабиса Л. П. Резаусский.
«С этим театром, сказал т. Резаусский, я связан в течение трех лет по Мосгубрабис’у, следовательно, не буду в нем новым человеком».
Несмотря на колоссальные лишения, которые приходилось претерпевать работникам театра в течение 5 лет его существования (ненормированный
труд, мизерная оплата и т. д.), работники театра являются весьма сплоченным коллективом и, я бы сказал, энтузиастами своего дела.
Коллектив этот, в отличие от многих других, в общественном отношении стоит на должной высоте. Он в продолжение всей своей деятельности
искал сближения с современностью. Но на этом пути были помехи, и главная—это отсутствие художественного руководства. Бывший художествен
ный руководитель М. М. Тарханов уделял работе театра очень мало внимания.
То расслоение, которое имело место среди работников театра в последнее время, не имеет принципиальных корней, а является следствием искусно созданных причин, и, безусловно, с установлением нормальных условий оно изживется.
Одной из первых моих мер является роспуск так называемого Малого Худож. Совета и усиление деятельности худполитсовета, который дол
жен быть пополнен представителями рабочих организаций.
Основной своей задачей я считаю необходимым приблизить театр к советской общественности в лице партийных, профессиональных организаций
и прессы. Я считаю, что театр, находящийся в рабочем районе, должен твердо ориентироваться
на рабочего зрителя. В ближайшее время театр примет шефство над двумя фабриками, в частности
театр покажет весь свой репертуар на фабрике «Красный Богатырь».
Прекратившаяся в последнее время деятельность О-ва Друзей Реалистического театра, должна быть восстановлена, на основе нового устава, который предусматривает преимущественное привлечение в состав Общества рабочих района.
Что сказать о репертуаре? В портфеле театра имеется очень много пьес, как советских, так и зарубежных авторов, но до тех пор, пока я не ознакомлюсь с ними, я не смогу назвать следующей постановки. Во всяком случае твердо уста
новлено, что следующая постановка будет поручена Р. Н. Симонову. Приглашен на 2 постановки худ. Шлепянов.
Перед нами стоит задача расширения здания театра до 1.000 мест, на что уже сделаны необхо
димые ассигнования. Перестройка театра даст возможность развернуть производственную деятельность и поднять качество продукции.
НЕДАВНЕЕ ПРОШЛОЕ
ТЕАТР СЕГОДНЯ
Все изложенные факты обнаружены комиссией, обследовавшей Реалистический театр. Для нас ясно, что тов. Ставрович не справилась, как дирек
тор театра, с возложенной на нее работой. Мы имеем налицо не только явное искривление, но прямое нарушение директив как советских, так и партийных в области руководства театром.
Я. ЯДРОВ