ЗА НОВЫЙ ТЕАТР

Н

е так давно на страницах «Современного театра» [1)] был изложен смелый проект но
вого театрального здания, принадлежащий германскому режиссеру Пискатору и его помощникам по строительно-техническому бюро. Схема
тические чертежи и скупые объяснения к ним раскрывают перед внимательным читателем полнее и ярче, чем пылкие слова и призывы, дерзно
венные планы коренной перестройки сценического искусства на новой социально-художественной основе.
Театр будущего — так был назван этот смелый архитектурный проект, поставивший своей целью опрокинуть все традиции, ныне существующие в театральной области.
В связи с этим архитектурным проектом, режиссер и его единомышленники дали в печати, путем устных бесед, обоснования, далеко вышедшие за обычные рамки «театральной архитектуры».
«Дворцовый театр в его сегодняшнем образе, с его ложами, галлереей и ярусами, есть продукт абсолютистской Европы» — такова исходная точка зрения автора проекта. Сначала короли, сидя
щие в средней ложе, принцы в боковых, свита в партере и ярусах, затем разместившиеся в театре,
после гибели княжеского абсолютизма, отдельные прослойки буржуазии, классифицировавшиеся в жизни и театре по налоговому признаку — созда
вали и приспособляли к себе театр. Эта система определенного разделения внутри театра завер
шалась отделением самой сцены от зрительного зала. Все вместе влияло на структуру пьесы, с ее установившимися несколькими актами, с паузами необходимыми столько же для перестановки,
сколько для встреч публики в фойэ, имеющих «общественное» значение. Но прогрессировала жизнь, уклонялась и драматургия от установлен
ного деления пьес на акты. Пьеса с 3-5 актов стала переходить на 10—20 картин, в связи с этим началось осуществление способов, облегчающих быструю перемену декораций: были изобретены вертящаяся и опускающаяся сцена.
Однако, все эти «технические компромиссыне могли помешать процессу утери органической связи публики с театром, той самой связи, которая так мощно сказывалась ранее, во времена ан
тичной трагедии или времена Шекспира. Отсюда возникала мысль, что театр вообще не нужен,
что в лучшем случае — это род второстепенного препровождения времени.
В эту-то эпоху «упадка дворцового театраи вырос Пискатор, прорвавший рутину на сцене соц.-демократической берлинской «Фольксбюне»,
затем бурно ушедший из нее и основавший свой театр. В своем театре, хотя и построенном опятьтаки в стиле дворцового, Пискатор осуществляет свои планы. Он использовывает — не без влияния русских образцов — ряд приемов для этого: сое
диняет фильму со сценой, комбинирует словесную драму с живыми картинами, проектирует на экране статистические цифры, лозунги, географические карты и исторические события, использует искусство современного композитора и ху
дожника, строит конструкции на вертящейся сцене. Но все это у него упирается в последнюю и главную невыполненную задачу: надо разрушить путающийся в ногах тип дворцового театра и
построить театр новой сценической формы. И вот при поддержке инженера Гроппиус, директора Общества художников «Дессауэр Баухаус», Пис
катор составляет проект «своего» театра. Ему удается собрать на осуществление этого проекта
3 миллиона марок, и он начинает поиски участка для его постройки.
В этом подлинно новом театре будет преодолено разделение публики и сценического действия. Слово, свет, фильма и музыка будут в нем подвижно сочетаться в отдельности, теряя определенное месторасположение. Внимание и интерес зрителя,
лишенные односторонности, будут направляться от эпизода к эпизоду властью режиссера, строя
щего все сценическое действие на основах динамики.
Так представляют себе Пискатор и его единомышленники перспективы своей дальнейшей работы. Удастся ли это им в полной мере осуще
ствить или частично, несомненно одно: налицо последовательное и смелое искание театра массы, театра революции.
Удивительно ли, что режиссер от своих первых постановок в «старом» театре и от своих архитек
турных замыслов «нового» должен был притти и пришел к революционным взглядам на искусство и театр в целом?
В помещаемой ниже оригинальной статье Пискатора, «Современный театр и театр будущего», режиссер кладет идейно-политическое обоснова
ние своим попыткам, далеко уводя их от простого «формального эксперимента», каким до сих пор
[] )] См. № 16, 1927 г. «Совр. театра» ст. Е. Борисова
«Театр будущего, проект режиссера Пискатора».