Телеграммы из-за границы

Русская

опера

На Днепре в районе Киева. Бойцы Н-ской части ведут огонь по немцам.
Фото Е. КОПЫТА (ТАСС).
БЛАГОДАТНЫЕ земли Приднепровья опалены боями. Бойцы
идут к Днепру через разрушенные ж опустошённые города и сёла, ми
мо горящих скирд хлеба, по полям, вытоптанным немецкими полчищами.
Город Переяслав — родина украинского патриота Богдапа Хмель
ницкого — превращён немцами в развалины. Снесены целые улицы и кварталы. В центре разбитого ста
ринного собора лежит неразорвавшаяся немецкая бомба в четверть тонны весом. На пустынных ули
цах придавленные грудами камня и щебня сиротливо гнутся изранен
ные осколками тополя, акации и многолетние дубы. Ещё дымятся по
жарища в истерзанном врагом Борпсполе.
Но днепровским шляхам катится вперёд бесконечный поток наступления. На огромных скоростях проносятся танки, самоходные орудия, автомашины с мотопехотой. По обочинам, в облаках пыли движутся обозы, телеги. «На Днепр, к переправам» — показывают таблички, установленные на перекрестках дорог.
Левобережье поросло очеретом, белеет песок, ветер подгоняет набегающие волны. Впереди — берег с высокими кручами, изрытый пещера
ми, покрытый кустарником. В раз
ных местах реки видны паромы, лодки, понтоны, плоту. При форси
ровании реки бойцы проявляют ие только исключительную смелость, но и большую находчивость.
Воины рвутся на западный берег. Там, оттесняя немцев от Днепра, уже ведут горячий бой с врагом
ечастливцы, первыми вступившие на правобережье Украины. Наиболее нетерпеливые красноармейцы по разрешению офицеров форсируют реку вплавь. Это нелегко — под непре
рывным обстрелом, под вражескими бомбами переправиться через Днепр, вскарабкаться на противоположный берет и с боями пробиваться вперёд. Но трудности лишь распаляют волю к победе.
Со свистом проносятся тяжёлые немецкие снаряды, шипят мины. Де
сятки вражеских бомб взрываются одновременно, и кажется, что сотря
сается земля. В воздухе идёт такая же жестокая борьба, как и на зем
ле. Одну из переправ атаковали сто десять фашистских самолётов. Их перехватили наши истребители.
Один за другим восемь «Юнкерсов», вспенив днепровскую воду, камнем пошли на дно реки.
Героические саперы под непрерывным огнём врага совершенствуют действующие и строят новые переправы. По ним уже переправи
лось на тот берег немало наших
танков, орудий, машин и другой техники. С западным берегом установлена телефонная связь. Гвардей
цы-связисты офицера Константинова ведут её к командному пункту. Те
лефонист Лнтов, установив свой апжарат в воронке от бомбы, прини

На тот берег

мает первое донесение: «Отбили две немецких контратаки, — сообщил командиру части с того берега офи
цер Никитин. — Продолжаем про
двигаться вперёд». «Наша берёт!»— восклицает связист, и его утомлённое лицо озаряет радостная улыбка.
Одними из первых увидели Днепр танкисты-гвардейцы Н-ской части. Они били врага стремительно и напористо. В боях за деревню, откры
вшую им выход к Днепру, гвардей
цы уничтожили восемь немецких «Фердинандов» и разгромили батальон вражеской пехоты.
На берегах Днепра произошла трогательная встреча танкистов с партизанами. Это был сильный отряд народных мстителей, причинив
ший врагу большой ущерб в живой силе и технике. Партизаны знали, что наши войска шли к Днепру, и удвоили силу своих ударов по врагу с тыла. Они напали на немецких саперов, строивших укрепления на западном берегу. Когда фашисты, эва
куируя приднепровские деревни, стали перевозить через реку баржи с хлебом, партизаны перебили не
мецкую охрану и пустили баржи на дно. В один из смелых налётов на врага народные мстители отбили у оккупантов свыше тысячи голов скота, приготовленного для отправки в Германию.
— Родные, наконец-то мы дождались вас! — говорили партизаны, обнимая бойцов. — Спешите скорее па тот берег. Мы поможем вам.
Форсировать реку начали вечером. На берегу, маскируясь в кустарни
ке, лежали бойцы мотострелкового батальона гвардии старшего лейте
нанта Андриана Пнщулиыа. У их ног плескались днепровские воды, и ветер с реки ласкал их лица! Пере
кликаясь с немецкими орудиями и миномётами, заговорили наши пушки. Они должны были окаймить пе
реправляющихся стеной огня, заставить замолчать германские батареи и пулемёты, прижать немецкую пехоту к земле.
Все находившиеся на берегу были проникнуты торжественностью мо
мента, и ни у кого на сердце не было и тени робости. Командир части приказал вначале выслать разведку, а затем, когда будет прощупана оборона неприятеля, начать пе
реправлять всех бойцов. Пищулин вызвал добровольцев, но всем хотелось быть первыми, и гвардии старший лейтенант отобрал самых отважных. Ими оказались четыре друга, четыре комсомольца — волжа
нин Николай Петухов, сталинградец Иван Семенов, Василий Сысолятин и Василий Иванов — оба из Киров
ской области. Все четверо слыли бесстрашными, инициативными вои
нами и не раз уже отличались в боях.
Бойцы сели в утлую лодочку и отчалили от берега. Они грабли тихо, следя за каждым движением
весла, опасаясь неосторожного всплеска воды, зорко всматриваясь в набегавшую темноту. Когда до бе
рега осталось несколько десятков метров, разведчики оставили лодку и вплавь достигли кустарника. Они прижались к земле, но всё кругом
было тихо, немцы не заметили смельчаков. Невдалеке, на высоте, чернели силуэты хат.
—Это хутор, о котором нам говорил гвардии старший лейтенант, — сказал Петухов. — Теперь надо узнать, сколько там немцев, и по
стараться нагнать на них побольше страха.
Успех зависел от скрытного сближения с противником, внезапности атаки, и это понимали разведчики. Они подползли к деревне, заняли выгодные позиции и неожиданно открыли с разных направле
ний огонь из автоматов но немцам, патрулировавшим на улицах хуто
ра. Из хат выскакивали вражеские солдаты. Они не видели противника, ие знали его численности и ве
ли беспорядочный огонь, по это лишь усиливало панику, охватившую врага. Четыре русских богатыря, четыре героя действовали хлад
нокровно и уверенно. Они забрасывали немцев гранатами, в упор уничтожали их меткими очередями автоматов. В один из острых момен
тов бэя Петухов гранатой разбил вражеский пулемёт. И немцы не выдержали. Солдаты побежали из хутора, и даже пистолеты офицеров не смогли возвратить их назад. Разведчики дали условный знак и, защищая захваченный хутор, стали ждать прибытия подкрепления. С первой лодкой во главе большой группы автоматчиков на западный берег прибыл гвардии старший лей
тенант Пищулин. Он крепко обнял четырёх разведчиков и горячо поцеловал их в губы.
— Спасибо, вам, друзья, — сказал он, не скрывая своего волнения.
На землю, отвоёванную доблестью, искусством, отвагой рядовых Петухова, Семенова, Сысолятина и Ива
нова, с левобережья Днепра шли и шли новые и новые флотилии. Уже переправились первая, за ней вторая рота, и вскоре на том берегу оказался весь батальон. Вслед за пехотинцами реку форсировали тан
кисты, артиллеристы. Свершилось великое. Советские воины крепко встали на западном берегу. Они
упорно пробивались вперёд. Перед ними ярко горел героический пример их четырех товарищей, облег
чивших переход через Днепр их родной части.
Сейчас хутор, в боях за который в веках прославятся имена гвардейцев, остался в тылу у наших ча
стей, переправившихся через Днепр. Под прикрытием артиллерии, миномётов и авиации всё большее коли
чество советских войск выходит на западный берег. Враг оказывает ожесточённое сопротивление. Он бросает в бой авиацию и танки, сосредоточивает артиллерию и миномёты, переходит в частые контратаки. Но советские воины, ведущие ге
роические бои на правобережье Днепра, проявляют тройную смелость, величайшее упорство, неиссякаемую инициативу. Днепр форсирован. Днепр наш!
Г. Крылов,
спец. корр. ТАСС. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10.
КОНЦЕРТЫ
В ДОМЕ УЧЕНЫХ
Большой популярностью пользуются концерты в зале Московского дома учёных. В октябре филарм-о- ння начинает здесь цикл концертов, посвящённых оперной музыке рус
ских классиков, современных еовета; их и западно-европейских композиторов.
К участию привлекается наряду е ведущими артистами ГАБТ ССОР молодежь Большого театра и московских концертных организаций.
Первый концерт цикла состоится 18 октября. В его программе — от
рывки из «Аскольдовой могилы» Пестовского, «Руслана и Людмилы», «Евгения Онегина», «Мазепы»,
«Иоланты», «Князя Игоря», «Сорочинокой ярмарки». В исполнении принимают участие заслуженные артисты РСФСР В. Макарова, С. Стрельцов, А Иванов и молодые певцы А. Щербакова, Е. Парфевенко, И. Краузе.
Программа второго концерта содержит произведения итальянских композиторов-классиков: Беллини, Доницетти, Верди, Россини. Отдель
ные вечера отводятся оперному творчеству советских авторов. В частностн состоится концерт, прогрямма которого будет составлена из опер Дзержинского.
Помимо этого в зале Дома учёных устраиваются концерты солистов, литературно.-музьткалыше вечера и лекции по вопросам музы
кального искусства и культуры. Две лекции прочтёт в ноябре му
зыковед И. Соллертинокий на темы: «Мировое значение русской музыкальной культуры» и «Д. Шостакович и его новая, восьмая симфония».
«ГЕРОИЧЕСКАЯ ПОЭМА
БЕСЕДА С КОМПОЗИТОРОМ Н. ЧЕМ БЕРДЖИ
В программу одного из ближайших концертов симфонического ор
кестра Всесоюзного радиокомитета включено новое симфоническое произведение композитора Н. Чемберлжи «Героическая поэма», на
писанная на темы отечественной войны.
В беседе с нашим сотрудником Н. Чемберджи рассказал о своих последких работах:
— Помимо «Героической поэмы», с которой московские слушатели познакомятся в текущем сезоне, я написал балет для детей под на
званием «Сац-дремовцч». Либретто написано балетмейстером К. Голейзовоким.
Сейчас я работаю над оперой по либретто II. Шаповаленко на те
му о боевых действиях русского флота в XVIII веже, во времена Суворова.
К 125-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
И. С. ТУРГЕНЕВА
ЛЕНИНГРАД, 11. (Наш корр.). К исполняющемуся 9 ноября 125-летию со дня рождения И. С. Тургенева в Госу
дарственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина открывается выставка, посвященная великому писателю.
«Не забудем, не простим:» — рисунок художника В. Мироненко.
КОНКУРС ИЗДАТЕЛЬСТВА
«ИСКУССТВО
Закончился конкурс на плакаты и лубки, посвящённые 26-й годовщине Великой Октябрьской социа
листической революции и 25-летию л алии око-стали некого комсомол а.
Проводился конкурс издательством «Искусство». В нем приняло участие около 20 художников, представивших 36 плакатов и лубков.
Учитывая высокий художественный и политический уровень пла
катов и лубков, поступивших на конкурс, жюри увеличило количество премий с 7 до 12.
Первая премия присуждена художнику В. Иванову за плакат «Испили воды днепровской, будем пить из Прута, Немана и Буга». Художник изобразил бойца, черпающего воду из Днепра.
Вторые премии получили сатирический плакат. «Пиковое положе
ние» работы Кукрыяиксов, плакат «Наша клятва мстить немцу» Н. Жукова и В. Климашина. Зритель видит старика-паргязана и его внука, которые клянутся беспощадно истреблять немцев.
Молодёжи, помогающей восстанавливать хозяйство в освобождён
ных районах, цоовящен плакат Ф. Антонова «Все восстановим», также - получивший вторую премию.
Премированы плакаты: «Красной Армии метла нечисть выметет дот
ла!» В. Дени, «Боец, родина ждет этого дня» и «Он вернул нам род
ной дом» В. Корецкого, «Освободи Беларусь» Л. Голованова, «Святая кровь героев Крыма и Одессы зо
вёт к победе» В. Иванова, «Вперед на запад!» Д. Моора, лубки «Героя «Молодой гвардии» Б. Мухина и «Красной Армии освободительнице — слава!» бр. Аладжаловых.
ЛИТЕРАТУРНАЯ
ХРОНИКА
* СЕГОДНЯ в клубе писателей состоится вечер, посвященный памяти писателя Н. А. Крашенинникова. Вы
ступят В. Бонч-Бруевич, П. Скосырев,
А. Фалеев, В. Качалов, А. Нежданова н А. Яблочкина.
Академик В. А. Обручев в своем рабочем кабинете.
Фото К. ВДОВИНОЙ.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Штаб союзных войск в Северной Африке сообщает, что в течение 10 октября
5-я армия улучшила свои позиции вдоль линии реки Волътурно. На севере 8-я армия осуществила новое продвижение. В настоящее время происходит расширение предмост
ного укрепления в района Термоли. К югу от Термоли занято Ларино, в руках союзников находится также Сан Марко.
ЛОНДОН, 11. (ТАСС). Корреспондент агентства Рейтер, находящяйса при штабе войск союзников в Се верной Африке, сообщает, что вой ска союзников продвинулись в рай оне Термоли на 3 километра. Ав глийская 8-я армия занята Гуль онези, Коллеторто и Гамбатеза.
ЛОНДОН. 11. (ТАСС). Штаб войса союзников в Северной Африке со общает, что 5-я армия заняла Пон
те, в 7 милях к северо-востоку о< Беневенто.

Потери американских войск в Италии

ВАШИНГТОН, 10. (ТАСС). Военный министр США Стамсон в своем еженедельном военном обзоре за
являет, что американские войска за четыре недели, прошедшие с момен
та начала битвы за Салерно, поте
ряли в Италии 511 человек убиты ми, 5.428 ранеными и 2.368 пропав шими без вести. Потери американ цев несколько превосходят потери английских частей, входящих в со став 5-й армии.

Действия авиации союзников

Налёты иа Мюнстер, Берлин и неприятельские объекты
в Северной Франции и Бельгии Результаты налёта на Штутгарт Налёты на германские аэродромы в Греции.
ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, американ
ские тяжёлые бомбардировщики днём 10 октября совершили налёт на Северо-Западную Германию. Ос
новным об’ектом налёта явился Мюнстер. Эскортировавшие бомбар
дировщиков истребители «Сандерболт» уничтожили 21 немецкий самолёт.
ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Министерство авиации сообщает, что в ночь на 10 октября английские самолёты ти
па «Москито» совершили налёт на Берлин. Английская авиация потерь не понесла. Днём 9 октября само
лёты типа «Москито» совершили налёт на неприятельские об’екты в Северной Франции и Бельгии. 4 анг
лийских самолёта не вернулись на свои базы.
ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Как передаёт стокгольмский корреспондент агентства Рейтер, шведская газета «Социал-демократен» сообщила, что в результате последнего налета английской авиации на Штутгарт серьёзно пострадали цехи завода опти
ческих приборов «Цейсс». Жителей города охватила паника. Дороги, ве
дущие из города, были запружены беженцами.
ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Штаб союзных войск в Северной Африке сообщает, что бомбардировщики
воздушных сил в Северной Африке атаковали аэродромы в Салониках,
Афинах, Аргосе и Лариссе в Грециз и в Кастелли-Педиаде — на острове
Крит. Были отмечены попадания в склады с горючим и ангары. Некоторое время спустя средние бомбардировщики совершили налёт на Лариссу, вызвав пожары среди нахо лившихся на аэродроме самолётов Истребители дальнего радиуса действия уничтожили около Родоса 16 самолётов противника. В течение операции за последние 24 часа всего уничтожено 22 самолёта противника. Один самолёт союзников не вернулся на свою базу.
ЛОНДОН, 11. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, американ
ские бомбардировщики во врем? крупного налёта 9 октября на вражеские об’екты в Германии и Польше уничтожили 91 германский истребитель. 29 американских бомбар
дировщиков не вернулись на свои базы.
ЛОНДОН, 11. (ТАСС). Штаб войск союзников в Северной Африке сооб
щает, что военно-воздушные силы,
находящиеся под командованием главного маршала авиации Теддера, сбросили в сентябре на об’екты противника 15.999 тонн бомб, т. е. на 3.055 тонн больше, чем было сброшено на вражеские об’екты в августе.

Суды над германскими шпионами в США

НЬЮ-ЙОРК, 10. (ТАСС). Министерство юстиции США об’явило о привлечении к судебной ответственно
сти 27 руководителей и членов так называемой «германо-американской профессиональной лиги» по обвине
нию в том, что они до вступления США в войну активно распространяли в США гитлеровскую пропа
ганду, направленную к тому, чтобы
предотвратить вступление США в войну. Эта «лига» имела свои от
деления в крупных городах США. Через германские консульства она
передавала в Германию шифрованные сообщения. Трое обвиняемых
находятся сейчас в Германии, один — в тюрьме в США. двое интернированы как «опасные граждане враждебных стран».
Как сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс, органы министерства юстиции арестовали в Нью-Цорке 42 немцев. Суд в городе .Сиракузы ли
шил американского гражданства 9
бывших членов орудовавшей з США фашистской организации «Германоамериканский союз».
Война на Тихом
океане
ЛОНДОН, 10. (ТАСС) Штаб соединенного командования вооруженными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что действующие на Новой Гвинее войска со
юзников продолжают наступление вдоль долины Раму по направлению к Мадангу.
У берегов Новой Ирландии авиация союзников атаковала и нанесла повреждения японскому транспорту водоизмещением в 10 тыс. тонн.
В секторе Соломоновых островов тяжёлые бомбардировщики в сопровож
дении истребителей произвели налёт на японский аэродром в Кахили (остров Бугенвиль). Отмечены многочисленные прямые попадания бомб в находивши
еся на земле самолёты. Три самолёта союзников не вернулись на свою базу. * Авиация союзников продолжала ата
ковать японские линии коммуникаций на этом театре военных действий.
11 японских средних бомбардировщиков в сопровождении 18 истребителей атаковали позиции союзников в районе гавани Финта (Новая Гвинея), не причинив никакого ущерба.
ТОКИО, 10. (ТАСС). Агентство Домей Цуеин передаёт, что 9 октября в сек
торе Обломоновых островов японская авиация произвела налёт на военные об екты союзников на островах Новая Георгия, Велла Лавелла и Изабель.
Война
на море
ЛОНДОН, 11. (ТАСС). Каи сообщает агентство Рейтер, в Лондоне официально об’явлено, что во время морского боя в Атлантике между караваном судов и германскими подводными лодками корабли союзников потопили и повредили боль
ше вражеских подводных лодок, чем было потоплено торговых судов из состава каравана. Этот морской бой произошёл в прошлом месяце и продолжался четыре в половиной дня.

Гибель английского

эсминца

ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, это в Лондоне официально об явлено о гибели английского эсминца «Интрепид».
„БЛОКНОТ
АГИТАТОРА“
№ 28
«Блокнот агитатора» № 28, только что вышедший из печати, откры
вается статьей секретаря ВЦСПС тов. К. Николаевой «Трудовой салют Родины». «Мощный салют победителям, — пишет -автор, — рождает ра
достный отзвук в сердце народа. Трудом салютовать родным воинам ьяянется каждый советский чело
век. С новым под емом берется он за дело, зная, что в победах Крас
ной Армии заложен и его труд. Только советский человек, великий патриот своей Родины, упорным тру
дом создавший свое социалистичеекое отечество, может так пламенно и самоотверженно трудиться для победы». К. Николаева дает подроб
ный обзор развернувшегося в честь славной 26-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции соревнования фабрик н за
водов, шахт н пефтяных промыслов, работников сельского хозяйства. «Пусть же дни подготовки к 26-й годовщине Октября,—пишет К. Нико
лаева,—станут днями напряженного труда! Ознаменуем славную дату — 7 ноября, день рождения нашего социалистического государства, новыми трудовыми подвигами во славу Родины, во имя победы над врагом!».
В «Блокноте агитатора» дан материал к 25-й годовщине ВЛКСМ. По
добраны цитаты из произведений Ленина и Сталина о комсомоле.
В разделе «Изучай военное делодана беседа генерал-лейтенанта Морозова о русской трехлинейной винтовке. В номере помещен также ма
териал академика Е. Ф. Лискуна о аодготозье к зимовке скоте.

ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ

ГЕОЛОГ

ИСПОЛНИЛОСь 80 лет со дня
рождения замечательного русского учёного, академика Владимира Афанасьевича Обручева.
Научная деятельность В. А. Обручева многогранна и плодотворна. Труды его в области геологии ши
роко известны не только в нашей стране, но и за границей. Отличительная черта во всей исследова
тельской роботе этого выдающегося геолога — стремление связать тео
ретические выводы с практическими запросами жизни, с интересами производства. Ещё в девяностых годах прошлого столетия, когда
будущий учёный только начинал свою работу, он прежде всего думал о том, какую практическую пользу может принести его исследовательская деятельность.
Владимир Афанасьевич Обручев написал, больше 300 трудов и 4.000 рефератов и рецензий. Все создан
ное им почти за 55 лет служения науке составляет целую библиотеку — около 1.500 печатных листов. В дни своего юбилея старейший советский учРный продолжает неутомимо трудиться и пишет новые книги, доклады, рецензии.
Больше половины трудов учёного посвящено Сибири. Сибирь—излюб
ленный край Обручева, и с ним он связал многие годы своей жизни. Не случайно Владимира Афанасье
вича. членя многих иностранных академий н научных обществ, называют «отцом сибирских геологов».
Он побывал в самых глухих, подчас исхоженных местах этого сказоч
но богатого района страны. Целые годы проводил Обручев в путешествиях но Сибири, собирал матери
алы, делал записи, из которых родились его книги.
Академик говорит, что, если бы не его путешествия и долголетие ис
следования, ни один том «Геологии Сибири» не увидел бы света.
— Мне пришлось пройти для этого пешком по Сибири около 30.000 километров, — рассказывает Владимир Афанасьевич.
Трёхтомпая «Геология Сибири»— капитальнейший труд В. А. Обру
чева, за который он удостоился Сталинской премии, — даёт исчер
пывающие ио своей полноте и анализу материалы. Это — настольная книга каждого геолога, работающего в Сибири.
Свое первое путешествие Обручев совершил юношей, только что окончив университет. С дипломом горного инженера в кармане Владимир Афанасьевич отправился в малоисследованные тогда закаспий
ские пустыни. Это было более полустолетия назад. Вернувшись в Петербург, молодой исследователь написал небольшую книжку о своей поездке.
Первая экспедиция решила судьбу горного инженера Обручева. Он почувствовал, что не может больше оставаться на месте. Слишком велика была жажда узнать новые края. И вот будущий продолжатель дела знаменитого Пржевальского, совре
менник славных русских путешественников Коал он а и Потанина, мо
лодой Обручев снова отправился в путь, на этот рае в Монголию и Северный Китай.
Здесь он провел два года. Вместе с Потаниным был свидетелем боксерского восстания, давшего так
много записей для дневников. Монголо-китайская экспедиция принес
ла столько материалов, что спустя много лет Владимир Афанасьевич мог описать это путешествие е По
таниным. Свою книгу он закончил незадолго до начала нынешней войны.
Из Иркутска в Бодайбо, из Семипалатинска в Джунгарию — какие только - маршруты не прокладывал энергичный и любознательный геолот в поисках новых месторожде
ний сырьевых ресурсов, изучение и разработка которых могли при
нести пользу народному хозяйству и обогатить русскую науку.
Академик. Обручев прожил в Сибири 20 лет. Прибайкалье, берега Ангары и Лены, горные хребты Алтая — юсе эти районы он исследовал с болъщой тщательностью. Глав
ное, к чему стремился неутомимый учёный, — это разгадка тайны недр. Его привлекала проблема си
бирского золота, он пытливо ив удал алтайскую медь, нерчивское серебро, забайкальские вольфрам и молибден, селеитинекие угли.
Особенно много труда и энергия В. А. Обручев затратил на изучение золотоносного Ленского района. Он неоднократно бывал в этих местах. Оттуда ему пришлось пересечь всю страду, чтобы принять участие в международно* геологическом конгрессе, который происходил в Западной Европе. Самые выдающи
еся геологи мира приветствовали знаменитого русского учёного, сде
лавшего блестящий доклад о богатствах Забайкалья.
Наряду с популярнейшим трудом Обручева «Геология Сибири» специалисты также высоко расценивают его историографически справочник
по Сибири. Не будет преувеличением скиггь, что лад четырьмя тома
ми этого справочника Владимир Афанасьевич работал почти всю свою жизнь. В капитальном сочинении дана ле только полная кар
тина геологического .изучения этого края, ио и приведен большой материал по научной библиографии. До
статочно сказать, что в четырёх томах даны описание и критиче
ская оценка бодее четырех тысяч монографий, очерков и статей. Но на этом работа над историографическим справочником по Сибири еще не закончились. Много лет В. А. Обручев готовился к созданию пя
того, заключительного, тома этого труда. Пятый том был па.пиоан не
давно, во время двухлетнего пре
бывания учёного на Урале, откуда он только что вернулся в Москву. Заключительный том охватывает
весь советский период, при чем ин- тересно то, что за последние 25 лет в области изучения Сибири бы
ло сделано несравненно больше, чем ва все время, начиная о Петра 1до Великой Октябрьской социалистической революции.
Пребывание академика Обручева на Урале, несомненно, оставит глу
бокий след в развитии советской геологической науки. Выполняя задание комиссии Академии наук по
мобилизации природных ресурсов Урала на нужды обороны, В. А. Обручев дал прогноз залегания по
лезных ископаемых на Северном Урале, оказав этим большую помощь советской металлургии.
Учёный привез в Москву начатую им на Урале новую монографию «Монголия», привез новые записки о своих путешествиях.
Владимир Афанасьевич бее всякого наягряжвгюня вспоминает пер
вые шаги иа дуги исследователя недр. Он обладает прекрасной па
мятью. Не так давно на Урале, ие имея под рукой своей московской
библиотеки с бесконечными записями и дневниками, он по памяти на
писал несколько печатных листов об одной из своих старых экспедиций.
После напряжённого трудового дня академик Обручев любит иног
да просматривать давно написанные им научно-фантастические романы. В часы досуга Владимир Афанасье
вич создал нашумевшие в свое время книги «Плутония» и «Земля Санникова»., Как и герои «Плу
тонии», отправившиеся на корабле «Полярная звезда» в далёкую экс
педицию для изучения незнакомой части Ледовитого океана, Владимир Афанасьевич всю жизнь стре
мился в неисследованные места и мужественно переносил лишения во время долгих путешествий. Работы советских полярников доказа
ли, что земли Санникова не существует. Научно-фантастические ро
маны академика Обручева и сейчас читаются с захватывающим интересом.
На Урале Владимир Афанасьевич между делом писал ещё один увлекательный роман для детей: «Коралловый остров». Книга почта закончена и скоро, вероятно, порадует наше молодое поколение.
Сейчас В. А. Обруче® ставит перед собой новые научные задачи. Первый геолог нашей страны руководит научными учреждениями ака
демии, дает консультацнп в хозяйственных организациях, делает док
лады о полезных ископаемых Урала, Алтая, Забайкалья. За выдаю
щиеся заслуги в области развития геологии, в связи с 80-летием со дня рождения, учены* награжден орде
ном Ленина. С прежней энергией продолжает он работать для своей родины.
М. Макаров.

Производство

самолетов в США

в сентябре

НЬЮ-ЙОРК, 10. (ТАСС). Агентство Юнайтед Пресс сообщает, что в сен
тябре в США было выпущено около 7.600 самолётов, т. е. меньше, чем это было намечено программой. Агентство сообщает, что, по заявле
ниям военных кругов, сокращение производства самолётов на некоторых заводах было вызвано произ
веденным изменением конструкций самолётов.
ОТОВСЮДУ
4- ШВЕДСКОЕ телеграфное агентство сообщает о крупной диверсии в Ко
пенгагене. Группа датских патриотов проникла на территорию германских авиационных мастерских и заложила там бомбы. В результате взрывов возникли пожары в зданиях мастерских, а также в ангарах.
4 МИНИСТЕРСТВО торговли ОША об’явило, что экспорт США за первые 8 месяцев этого года, включая поставки на основе закона о передаче взаймы или в арендзг вооружения (без поставок американским вооружённым силам) со
ставил 7.963 млн. долларов, т. е. на 64 ггроц. выше, чем за соответствую
щий период прошлого года. Импорт США за тот же период составил 2.168 млп. долларов. В прошлом году за со
ответствующий период импорт составил 1.839 млн. долларов
НО СООБЩЕНИЮ из Норвегии, 8 октября в театре в Осло в результате поджога произошёл крупный пожар. В эттг лень должна была состояться
премьера пьесы получившая особое одобрение квислинговских властей. Ви
новные в поджоге не обнаружены. На. восстановление здания театра потребуется несколько месяцев.
4 ЛОНДОНСКИЙ корреспондент агентства Юнайтед Г*ресс сообщает, что е 1 мая число тяжёлых и средних бомбардировщиков в 8-м американском
авиационном корпусе, находящемся в Англпи, увеличилось в четыре раза, а число истребителей — в в раз.

Плакаты и лубки