ОКТЯБРЯ 1943 Г.
ВТОРНИК
№ 241 (5989)
Цена 20 коп.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 11 октября

В полосе среднего течения ДНЕПРА наши войска-, продолжали вести беи по расширению плацдармов на правам берегу реки в прежних районах и на отдельных участках значительно улучшили свои позиции.
На ГОМЕЛЬСКОМ направлении наши войска на п«- вом берегу реки СОЖ овладели железнодорожным уз
лом и пригородом города ГОМЕЛЬ — НОВО-БЕЛИЦА, а также заняли несколько населённых пунктов, в том числе РОМАНОВИЧИ, ЯКУБОВКА, СЕВРЮКИ.
На ВИТЕБСКОМ направлении наши вайска заняли более 40 населённых пунктов, в том числе САМОСАД
КИ, СВИРБЫ, ДОБРОМЫСЛЬ, НОВАЯ ЗЕМЛЯ, ЯН- КОВЩИНА, ЛИТВИНОВО.
В течение 10 октября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 125 немецких танков. В воз
душных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 85 самолётов противника.
На правом берегу Днепра в одном районе части Н-ского соедине
ния в ожесточённых боях шаг за шагом расширяют занятый плац
дарм. В течение дня противник предпринял пять контратак силами пехоты, поддержанной танками, са
моходными орудиями и авиацией. В этих бесплодных контратаках гит
леровцы понесли тяжёлые потери. Уничтожено свыше 1.000 немецких солдат и офицеров. Огнём нашей артиллерии и гвардейцев-мино мётчиков сожжено 29 и подбито 19 вра
жеских танков. В другом районе противник артиллерийским огнём пытался задержать продвижение наших войск. Советские лётчики мощным ударом подавили огневые средства немцев. Наша пехота п танки перешли в атаку и значительно улучшили свои позиция.
На Гомельском направлении наши войска, сломив упорное сопро
тивление противника, продвинулись вперёд и заняли железнодорожный узел Ново-Белнца. Левый берег реки Сож очищен от немецко-фашистских захватчиков. В этих боях ча
сти Н-ского соединения уничтожили до полка немецкой пехоты. Захвачены трофеи, в том числе 16 ору
дий и 4 артиллерийских склада. На других участках наши войска, с боями продвигаясь вперёд, заняли ряд населённых пунктов.
На Витебском направлении наши войска продолжали наступление. Части Н-ского соединения стреми
тельно продвинулись вперёд и заняли 32 населённых пункта. Уничтожено 800 немецких солдат и офицеров, 2 танка и 18 орудий. Захвачены трофеи и пленные. На другом участке наши войска, развивая
наступление, заняли ряд населённых пунктов, в том числе важный узел грунтовых дорог и опорный пункт немцев Добромысль. За день боёв уничтожено до 500 немецких солдат и офицеров. Захвачено 19
орудий, 86 пулемётов. 8 миномётов, 2 склада боеприпасов, склады с продовольствием и военным имуществом.
Наши войска освободили 40.000 мирных советских жителей, кото
рых немцы насильно угоняли па каторжные работы в Германию.
Советские лётчики и зенитчики в течение дня уничтожили 39 немецких самолётов. Лётчики-истребите
ли части, под командованием гвардии подполковника Родионова, в ожесточённых воздушных боях сбили 18 вражеских самолётов, не по
теряв со своей стороны ни одной машины.
Авиацией Черноморского флота нанесён удар по одному из портов противника. В результате налёта прямым попаданием бомбы потоп
лен транспорт водоизмещением в 2.000 тонн. Потоплены также 11 де
сантных барж н катер противника. Многим другим судам, стоявшим в порту, нанесены серьёзные повреждения.
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Полесской об
ласти, 3 октября напал на немецкий обоз с вооружением и боеприпасами. Гитлеровцы были застигнуты врасплох и понесли значительные поте
ри. Советские патриоты захватили 50 автоматов, 74 винтовки и 5 повозок с патронами. Партизаны дру
гого полесского отряда в течение месяца подорвали на минах 96 не
мецких автомашин и истребили до 200 гитлеровцев. Кроме того, парти
заны пустили под откос воинский эшелон противника.
Южнее Гомеля на сторону Красной Армии перешла группа солдат 6 немецкой пехотной дивизии. Пере
бежчик Генрих Л. рассказал: «На Восточном фронте я находился всего один день. Седьмого октября я прибыл из Франции, где служил в 754 полку 334 пехотной дивизии, охра
нявшей побережье в районе Бордо. За последние месяцы большое количество солдат и офицеров из нашего гарнизона отправлено в Россию. Только в сентябре из полков ди
визии были посланы три маршевых батальона по 1.000 человек в каж
дом. Поражения пемецкой армии на Восточном фронте вызывают боль
шое беспокойство и тревогу среди немецких солдат, находящихся во Франции. Командир нашей роты как-то сказал одному офицеру: «Не
мецкая армия уже не может делать то, что она хочет, и делает лишь то, к чему её вынуждают русские. Видно по всему, что дело идёт к печальной для нас развязке».
За время своего хозяйничания в селе Жихов. Сумской области, немецко-фашистские мерзавцы заму
чили и убили многих ни в чём неповинных жителей. Только в нача
ле марта 1943 года гитлеровские палачи, после мучительных пыток, расстреляли 140 человек. Многие мужчины и женщины насильно увезены в немецкую неволю. Накануне отступления фашистские из
верги разрушили село. Они сожгли 580 жилых домов. Во всём селе уцелело лишь несколько зданий.

Фронтовые заметки

1. 1500 мин
Мы под’езжали к только что освобожденному от немцев большому населённому пункту. Где-то за противоположной окраиной села еще гремели отголоски уходящего на запад боя. Нас поразило обилие обезвреженных мил. Они лежали штабелями у самой дороги. Тут были и большие чёрные, напоминающие собой перевернутую черепаху, и деревянные противопехотные, и наполненные взрывчаткой жестяные банки.
У в’езда в село стояла группа бойцов о миноискателями. Высо
кий молодой сержант отдавал ка
кие-то приказания. В левой руке он держал длинную палку миноискателя, а правой то и дело оьи
мал ггиютку и вытирал обильно стекающий по лицу пот.
— Это — сержант Отепченко, герой дня, — ответил на наш во
прос стоявший у хаты офицер. — 1.500 немецких мин извлёк со своими саперами на подступах к этому селу.
В штабе части нам рассказали некоторые подробности. Путь наступающим на село танкам и пехоте преградил широкий минный пояс. Подступы к нему немцы простреливали сильным ружейно-пуле
мётным огнём. Пятеро сапёров во главе с сержантом Степченко смело вступили на минное поле. Это бы
ло поле смерти. На земле каждую минуту можно было напороться на предательский «сюрприз», в воздухе не умолкал свист пуль, е воем проносились мины. Отважные са
перы ползли всё дальше и дальше со своими длинными палками, обезвреживая мину за миной. Они торопились. Немцы тже н шали жечь село. Наконец, проходя были сде
ланы. Пехота и танки ринулись в атаку и после жестокого боя выбили немцев из села.
2. Зенитчики прикрыли переправу
— Смотрите, лейтенант, мы надеемся на ваших зенитчиков: —
говорил командир танковой части гвардии лейтенанту Толгушину.
— Прикроем, не впервые, — ответил Толгушин и бегом пустился к реке.
Дело происходило у переправы. Собственно переправы еще не было. Немцы, отступая, взорвали мосты, и танкистам пришлось искать об
ходные пути_ Только что танки сосредоточились в лесочке, собира
ясь форсировать водный рубеж, как посты воздушного наблюдения со
общили о приближении большой группы немецких самолётов. Вот тогда-то рота Толгушина и получила задачу прикрыть район переправы танков.
Лейтенант оставил на месте все расчёты, за исключением двух ма
шин с зенитно-пулемётными установками, с которыми он сам вы
двинулся в самое опасное место к водному рубежу. Расчеты не успели расположиться, как Толгушин
подал команду к бою. Пулемёт пвардии сержанта Кожевникова первым открыл огонь. «Юггкерсыпрямо над ним пош-ти в пике, бро
сая одну за другой серии бомб. Столбы земли взметнулись кверху. Ранило командира расчёта. Тогда Толгушин сам стал у пулемёта.
Как раз в этот момент один из самолётов начал разворачиваться для второго захода. Лейтенант пой
мал «Юнкерса» на прицел и всадил в нето струю огня. Самолёт вспыхнул и рухнул вниз.
В район переправы налетела вторая волна вражеских самолётов. Толгушин стрелял непрерывно и вскоре сбил ещё один «Юнкере». Зенитчики выполнили свою задачу. Ни один танк не пострадал от бомбежки, и, как только фашистские самолёты ушли, тройные бронированные машины двинулись че
рез реку. Недалеко от переправы догорали пять немецких бомбарди
ровщиков, обитых гвардейдами-зенитчижами.
И. Лапоногов,
спец. корр. ТАСС. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12.

Бой за шоссе

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12. (Спец. корр. ТАСС). Путь наступавшим советским войскам пересе
кли топи и болота. За болотами протянулось шоссе, находившееся в руках немцев. Подразделение майора Ситко получило задачу пробиться вперёд и оседлать шоссе.
Операция проходила глубокой ночью. Проваливаясь по пояс в трясине, бойцы несли на себе станковые пулемёты, противотанковые ружья, боеприпасы. Деревни, где находились гитлеровцы, старательно обхо
дили стороной. На шоссе вышли на рассвете я заняли круговую оборону.
Утрам немцы обнаружили в своём тылу окопавшееся советское под
разделение. Они приняли меры к тому, чтобы любой ценой сбить наших бойцов с шоссе обратно в боло
та С флангов ударили вражеские пушки и миномёты. С двух сторон до шоссе пошла в контратаку неприятельская пехота в сопровождении 8 танков и 3 самоходных пушек. Завязался бой.
Положение нашего подразделения осложнилось тем, что ему пришлось отбиваться от многочисленных танковых контратак лишь противотанковыми ружьями, станковыми пулемётами и гранатами.
Немцы наседали. Вражеским танкам удалось вывести из строя противотанковые ружья. Бойцы и офицеры продолжали борьбу. Коман
дир расчёта станкового пулемёта
младший сержант Петр Кривошеев стойко отбивал следовавшие одну за другой немецкие контратаки.
Места погибших и раненых немедленно занимали соседи. Млад
ший лейтенант Бродский провёл несколько часов за станковым пулемётом, с успехом отбивая вражеские контратаки.
Бой продолжался весь день. К вечеру подразделение получило помощь. Понеся большие потери, немцы прекратили контратаки. Завоёванный рубеж остался за подразделением.
К. Пухов.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

О награждении орденами Суворова и Кутузова генералов и офицерского состава Красной Армии
За умелое и мужественное руководство боевыми операциями ч за достигнутые в результате этих операций успехи в боях с немецко-фашистскими захватчиками наградить:
ОРДЕНОМ СУВОРОВА ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ 1. Генерал-лейтенанта Галицкого Кузьму Никитовича 2. Генерал-майора Швецова Василия Ивановича
ОРДЕНОМ СУВОРОВА ВТОРОЙ СТЕПЕНИ 1. Полковника Букштыновича Михаила Фомича 2. Полковника Кочергина Якова Григорьевича
3. Генерал-майора Михайлова Дениса Васильевича 4. Генерал-майора артиллерии Михельсон Николая Николаевича 5. Генерал-майора артиллерии Петрова Михаила Осиповича
6. Генерал-майора артиллерии Самборского Кирилла Никитовича 7. Полковника Чернова Григория Ивановича 8. Полковника Чиннова Ивана Ивановича
ОРДЕНОМ КУТУЗОВА ВТОРОЙ СТЕПЕНИ 1. Генерал-лейтенанта Андреева Дмитрия Ивановича 2. Полковника Богдан Михаила Никитовича
3. Полковника Васильева Александра Дмитриевича 4. Генерал-майора Кудряшова Александра Ивановича 5. Полковника Медведева Григория Марковича 6. Полковника Мишта Даниила Андреевича
7. Подполковника Москаленко Николая Никифоровича 8. Полковника Рыбакова Михаила Ивановича
9. Полковника Симиновского Моисея Исааковича,
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 11 октября 1943 г.

О награждении завода «Станкоконструкция» Народного
Комиссариата Станкостроения орденом Ленина
За образцовое выполнение заданий Правительства по выпуску специальных агрегатных станков для оборонной промышленности наградить завод «Станкоконструкция» Народного Комиссариата Станкостроения орденом Ленина.
А. ГОРКИН.

О награждении завода им. ЦК Машиностроения Наркомата Станкостроения орденом Трудового
Красного Знамени
За образцовое выполнение заданий Правительства по производству станков и боеприпасов - наградить завод имени ЦК Машиностроения Народного Комиссариата Станкостроения орденом Трудового Красного Знамени.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН.

Указ Президиума Верховного Совета СССР О награждении Челябинского абразивного завода

Народного Комиссариата Станкостроения орденом
Трудового Красного Знамени
За образцовое, выполнение заданий Правительства по выпуску абразивных изделий для оборонной промышленности наградить Челябинский абразивный завод Народного Комиссариата Станкостроения орденом Трудового Красного Знамени.
А. ГОРКИН.

Передовики „Красного

богатыря“

Отвечая упорным трудом на победы героической Красной Армии, коллектив завода «Красный богатырь» пересмотрел свой социалисти
ческий договор и взял в октябре дополнительные обязательства. Рабочие и специалисты решили значительно перевыполнить государственное задание.
Во всех цехах развернулось предоктябрьское социалистическое сорев
нование. По две и три нормы дают за смену стахановцы. Работница тов. Скворцова решила добиться выполнения нормы выработки на 200 процентов. Она работает на двух вальцах и свои обязательства перевыполняет.
Борется за первенство и стахановка тов. Лукьянова. В прошлом месяце её бригада выполнила план на 144 процента. 26-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции этот дружный кол
лектив встречает новыми победами. Передовые стахановки тт. Шмырева и Феоктистова ежедневно выраба^ тывают е рачительное количество продукции в фонд Главного Командования Красной Армии.
Коллектив участка, где мастером тов. Карева, выпускает специальные сапоги для бойцов Красной Армии. Включаясь в предоктябрьское соревнование, работницы решили выпустить сверх плана десятки пар вы
сококачественных сапог. Эти сапоги нужны морякам-десантникам, сапёрам, наводящим переправы на водных рубежах, пехотинцам при переходе через болота и топи.
Стахановцы завода обязуются снизить расход каучука, на 2 про
цента, сэкономить 10.000 киловаттчасов электроэнергии.
В последние дни выработка цехов «Красного богатыря» значительно
возросла. Большинство стахановских бригад перевыполняет социалистические обязательства.

Они выполнили годовую норму

Успех стахановцев
фабрики «Буревестник
В течение трёх кварталов рабочие н работницы фабрики «Буреве
стник» тт. Крупников, Старикова, Князева, Минкина и Антонова пере
выполняли норму выработки. Еже
месячно каждый из них выдавал значительное количество продукции сверх плана. На-днях эти стаханов
цы закончили выполнение своих годовых норм.
Больших производственных успехов добилась фронтовая молодёж
ная бригада им. Героя Советского Союза Александра Чекалина (бригадир тов. Сычёв). Молодые рабочие этой бригады увеличили выработку до двух норм в смену. Все они так
же закончили выполнение своих годовых норм.

Мастера

скоростных

плавок

Сталевары завода «Серп и молотсоревнуются на лучшие достижения в выпуске скоростных плавок. Бороться за сокращение установленных графиком сроков выпуска плавок — такую задачу поставил пе
ред собой каждый сталевар-скоростник.
С первых же дней этого месяца сталевары тт. Суворов, Овчинников и Ерошкин выдают только скорост
ные плавки. Особенно успешно трудится сталевар тов. Суворов. На
диях он сварил плавку на 1 час 55 минут раньше срока. За пять дней октября Суворов выполнил план на 123,9 процента.
Выдаёт скоростные плавки и сталевар тов. Чесноков. На-днях он выпустил очередную плавку за 45 минут до установленного срока.
Хорошо работает и сталевар тов. Базе кин. Он аккуратно и быстро
проводит завалку печи, экономя на этом процессе более 25 минут рабочего времени.
Передовые сталевары борются за первенство в соревновании по профессии.

Творцы агрегатных

станков

\

Завод, награжденный орденом Ленина

Радостное возбуждение царит сегодня в цехах завода «Станкокоиструкция». Рио утром коллектив предприятия узнал о награждении завода орденом Ленина.
Завод «Станкоконструкция» в дни войны поставил перед собой задачу: каждый выпускаемый станок должен заменять целую группу высокопроизводительных универсальных станков, применяемых сей
час в промышленности. Эта задача успешно выполняется. Станки, которые теперь выпускает завод, заменяют от 4 до 40 универ
сальных станков. Управление жми благодаря автоматизации не представляет особых сложностей.
Начальник конструкторского бюро тов. Эрпшер, конструкторы гг.
Волчек, Купцов и другие изо дня в день ведут большую, плодотворную работу. За месяц они передают в производство несколько новых станков. До войны на это уходило 6—9 месяцев.
В несколько раз ускорен цикл производства станков. Рационализация, механизация трудоёмких процессов, расчленение операций значительно повысили производительность труда слесарей и рабочих механического цеха.
Недавно завод выпустил уникаль
ный расточный станок. Такие станки раньше импортировались. Озна
комившись с их конструкцией, специалисты пришли к выводу, что она далеко не так совершенна, как они ожидали. Конструкторы омело изменили конструкцию и, в сущности, сделали новый станок. Цехи быстро его изготовили и смон
тировали. Заказчик признал этот станок лучшим, чем его импортный образец.
В дни предоктябрьского социалистического соревнования коллектив достиг новых производственных успехов. Слесари-сборщики тт. Парецкий, Махров, Сапрыкин всегда досрочно заканчивают монтаж станков. Отлично разбирая чертежи, тош. Парецкий творчески подходит к своей работе, каждый раз отыскивая наиболее правильные, удач
ные решения. Он всегда да&т по нескольку норм за смену. Старые кадровики — шлифовщик тов. Во
ронцов, токарь тов. Слепушкии, строгальщик тов. Кондратьев, со
ревнуясь, выполняют нормы на 300 — 350 процентов. В литейной осо
бенно большой выработки достигли опытные литейщики тт. Новожилов и Тюрин. Каждый из них выполняет норму на 400 процентов.
Высокая правительственная награда воодушевляет коллектив за
вода на дальнейшие успехи в его плодотворном труде.

Об организации Академии педагогических

наук РСФСР

На правом берегу Днепра. Участиях боев летчик-истребитель Герой Советского Союза гвардии капитан А. Павлов, уничтоживший ■ последних боях на правом берегу Днепра три вражеских самолета. Всего им сбито 28 фа
шистских самолетов. До войны тов. Павлов работал токарем на московском заводе «Динамо» нм. Кирова. Справа — самолет, пилотируемый тов. Павловым, охраняет боевые порядки наших войск.
Фото Д. ЧЕРНОВА (ТАОС).

О награждении Томского инструментального завода Народного Комиссариата Станкостроения орденом
Трудового Красного Знамени
За образцовое выполнение заданий Правительства по выпуску инструмента для оборонной промышленности наградить Томский инстру
ментальный завод Народного Комиссариата Станкостроения ордевом Трудового Красного Знамени.
А. ГОРКИН.
За образцовое выполнение заданий Правительства по производству станков, инструмента, абразивов, боеприпасов и вооружения Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены:
орденом Ленина — главный инженер завода МИЗ Н. Л. Александ
ров, токарь-расточник завода им. ЦК машиностроения М. В. Белкин, заместитель народного комиссара станкостроения А. Е. Вяткин, глав
ный конструктор ЭНИМС и завода
«Станкоконструкция» В. И. Дику-! шин, слесарь завода «Красный
пролетарий» В. В. Ермилов, фрезеровщица завода им. Орджоникидзе А. М. Хромова и другие, всего — 16 человек;
орденом Трудового Нрасного Знамени — 59 человек:
орденом Красной Звезды — 14 человек :
орденом «Знай Почета» — 149 человек,
медалью «За трудовое отличие»— 111 человек:
медалью «За трудовую доблесть— 136 человек.
(ТАСС).
Совнарком РСФСР постановил организовать в гор. Москве Академию педагогических мук РСФСР, подчинив ее Народному Комиссариату Просвещения РСФСР.
Совнарком РСФСР возложил на Академию педагогических наук РСФСР:
научную разработку вопросов общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психо
логии, школьной гигиены и методов преподавания основных дисциплин в начальных и средних школах;
подготовку черев аспирантуру и докторантуру научно-педагогических кадров для вузов и научно-исследовательских институтов по педагогике и психологии.
Совнарком РСФСР:
а) утвердил президентом Академии педагогических наук Народного комиссара просвещения РСФСР тов. Потемкина В. П.;
б) передал в ведение Академии педагогических наук журнал «Советская педагогика»;
в) создал комиорию по подготовке
всех материалов, связанных с организацией Академии в составе Народного комиссара просвещения Потемкина В. П. (председатель), академика Обнорского С. И., профессоров — Яковлева Н. Н., Светлова
B. И., Каирова А. И., Всесвятского Б. В., Маркова В. Н., Рубинштейна C. Л.;
г) обязал комиссию представить в Совнарком РСФСР к 1 декабря
проект устава, состав действительных членов и членов-корреспондентов, смету расходов и штаты Акадешги педагогических наук;
д) передал в ведение Академии педагогических наук здания, принадлежащие Государственному ли
тературному музею Наркомпроса РСФСР (Моховая, д. 6, Кропоткинский переулок, д. 18/26, ул. Мархлевского, д. 3);
е) передал Всесоюзной библиотеке им. В. И. Ленина Государственный литературный музей На.ркомпроеа РСФСР.
Совнарком РСФСР установил срок открытия Академии — 15 декабря 1943 года

Награждение работников станкостроительной
промышленности
Указ Президиума Верховного Совета СССР О награждении завода имени Ленина Народного
За образцовое выполнение заданий Правительства по выпуску специальных агрегатных станков для оборонной промышленности наградить завод имени Ленина Народного Комиссариата Станкостроения орденом Ленина.
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 11 октября 1943 г.

В Совнаркоме РСФСР

Передовики предоктябрьского социалистического соревнования. Токарьстахановец цеха приспособлений московского завода «Красный проле
тарий» Н. Угольков, выполняющий производственные задания на 400
процентов.
Фото Н. ФИГУРКИНА (ТАСС).

Предоктябрьское социалистическое

соревнование

Указ Президиума Верховного Совета СССР О награждении орденами генералов и офицерского
состава Красной Армии
За образцовое выполнение боевых заданий Командования и проят ленные при этом доблесть и мужество наградить:
ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
1. Генерал-майора войск связи Бабкина Кирилла Алексеевича. 2. Генерал-майора Белин Трофима Яковлевича
3. Генерал-майора Дребеднева Михаила Федоровича 4. Генерал-майора инженерных войск Зверева Виталия Иванович; 5. Генерал-майора Кудрявцева Василия Николаевича 6. Генерал-майора Кутузова Михаила Павловича 7. Полковника Лисицына Федора Яковлевича
8. Генерал-майора Осина Николая Лаврентьевича 9. Полковника Прокопец Николая Ивановича
10. Генерал-майора инженерных войок Развозова Льва Арсеньевич; 11. Генерал-майора Савинова Ивана Степановича 12. Генерал-майора Семенова Ивана Иосифовича
13. Генерал-майора артиллерии Сибирцева Виталия Дмитриевича 14. Полковника Шабалина Николая Ивановича
ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ I СТЕПЕНИ 1. Полковника Кузнецова Василия Алексеевича
2. Генерал-майора Литвинова Андрея Ивановича 3. Полковника Себик Семена Григорьевича.
А. ГОРКИН.