Богдан Хмельницкий

«Свободолюбивые украинцы, потомки славных борцов за родной край — Даниила Га
лицкого и Сагайдачного, Бог
дана Хмельницкого и Богуна, Тараса Шевченко и Ивана Франко, Божепко и Миколы Щорса никогда це будут германскими рабами». (Из воззвания 1-го митинга представителей украинского народа).
ВЕЛИКИЙ свободолюбивый украинский народ выдвинул немало эакечательных полководцев, сыграв
ших крупнейшую роль в истории его героической борьбы против чу
жеземных захватчиков. Среди этих полководцев одно из наиболее почетных мест занимает гетман Бог
дан Хмельницкий. Образ великого гетмана всегда будет гореть яркой звездой в созвездии имён прослав
ленных сьшов Украины, её добле
стных патриотов. Украинский народ воспел Богдана Хмельницкого в мн ого чис л ен н ых в ысо копозтическиж думах н песнях, назвав его дорогим именем «батько», слава о котором никогда «не вмре, не поляже!». Богдан Хмельницкий вы
ступил на историческую арену в первой полбвине XVII столетия. То был один из наиболее тяжёлых периодов в жизни украинского народа, когда большая часть Украины нахо
дилась под игом польоконшяхетских захватчиков. Украинский народ испытывал неслыханный фео
дально-крепостной и национально-религиозный гнёт.
Польские паны всячески стремились ополячить украинцев; национальное су
ществование украинского народа было в большой опасности.
Но он не склонил своей гордой головы перед иноземными угнетателями. На
чиная с конца XVI века, украинцы много раз под
нимались на смертельную борьбу против своих врагов. В этой борьбе неувя
даемой славой покрыло себя казачество во главе со своими храбрыми предводителями.
Несмотря, однако, на ве
личайшее мужество и самопожертвование сынов Украины, восстания не привели в тот период к свержению польско-шляхетского гаёта. Польские паны, опираясь на свои вооруженные силы, в составе кото
рых были также наёмные немцы и венгры, жестоко расправлялись с восставшими и усиливали свой гнёт. Но украинский народ нашёл в себе достаточно сил, чтоб под
няться на решительную борьбу против своих врагов. Эта борьба вылилась в 1648 году в великую национально-освободительную вой
ну. которую и возглавил гетман Фёдор-Зиновий или Богдан-Зиновий Хмельницкий*).
Богдан Хмельницкий происходил из украинской ме.жо-шляхетской семьи. Родился он в конце XVI ве
ка в Переяславе на Днепре и получил хорошее для своего времени образование. В 1620 году Богдан Хмельницкий и его отец Михаил Хмельницкий принимали участие в известной битве поляков с турками
на Цецерских полях в Молдавии. В этой битве отец Богдана Хмель
ницкого был убит, а сам Богдан Хмельницкий попал в турецкую нево
лю, из которой освободился через два года. Затем он отправился в За
порожскую Сечь. В 1637 году мы видим его в должности войскового писаря — второй по важности должности после гетмана.
Богдан Хмельницкий, очевидно, принимал участие в казацко-крестьянских восстаниях 1637-—1638 гг.,
после подавления которых он очутился в должности Чигиринского казацкого сотника.
Испытав на себе произвол польских панов, Богдан Хмельницкий в конце 1647 года бежал на низовья Днепра и стал собирать вокруг се
бя казаков. Вскоре он был избрал гетманом запорожским.
Вести о событиях в Запорожской Сечи распространились по Украине. Народ ждал появления запорожцев, чтобы расправиться с ненавистным
панством. Стремясь не допустить выхода казаков из Запорожской Сечи, коронный гетман Потоцкий послал против Хмельницкого в апреле 1648 года часть своего вой
ска, в составе которого находились и реестровцы. Однако реестровые
казаки восстали, перебили свою старшину и присоединились к Бог
дану Хмельницкому. 6 мая (старого стиля) на Жёлтых Водах произош
ло сражение между польским войском и казаками Богдана Хмель
ницкого. Уже в этой битве Хмель
ницкий проявил свой блестящий полководческий талант. Сражение закончилось полным разгромом по
ляков. Не давая врагу опомниться, Хмельницкий двинулся против главной польежой ар мл и, во главе которой стояли Потоцкий и его помощник, польный гетман Калиновский, и 16 мая под Корсунем на
голову разбил её и взял в плен обоих польских гетманов. После этой новой замечательной победы восстание против польских панов быстро охватило почти всю Украину.
Однако польские паны не собирались отказываться от своей власти на Украине. Оли собрали новую большую армию и направили её на Украину. Б сентябре под Пилявцами (на Волыни) украинское войско во главе с Богданом Хмельниц
ким разгромило и эту польскую армию.
Через несколько дней под Старо- Еонстантиновом украинское войско
почти полностью уничтожило около 8 тысяч немецкой пехоты, входившей в состав польской армии.
Но Хмельницкий хорошо понимал, что борьба ещё не окончена, и усиленно готовился к продолже
нию её. Перед его взором всё время стоял украинский народ, истерзан
ный и измученный многолетним
польско-шляхетским владычеством, но мужественный и свободолюби
*) Хмельницкий имел имя Федор, что соответствует древне-греческому Богдан.
Кроме того по обычаю того времеята он получил и второе имя — Зиновий.
вый, народ, поднявшийся на решительную борьбу за свою независимость, за воссоединение всех украинских земель в недрах своего государства. Отражая волю этого на
рода, Богдан Хмельницкий заявил польским послам, прибывшим к ному в феврале 1649 года для пере
говоров в Переяслав: «Выбью из лядской неволи народ русский» (украинский. — К. Г.).
В ответ на предложение польских послов начать войну с Турцией Бо
гдан Хмельницкий сказал:- «Войной за границу не пойду... Достаточно имею всего »а земле в княжестве моем...».
В 1649 году война продолжалась. В августе под Зборовом (Галичина)
Богдан Хмельницкий нанёс тяжё
лое поражение большой польской армии, во главе которой стоял сам король Яй-Казимир. Польская ар
мия была окружена, её ожидала гибель или плен. Но измена крым
ского хана Ислама-Гирея III, союзника Богдана Хмельницкого, по
мешала последнему осуществить свой план полного разгрома польской армии. Хмельницкий вынужден был заключить мир с королём.
Мир этот, однако, не мог удовлетворить ни одну сторону, и в 1651 году война разгорелась снова. В
июне польская армия и украинское войско встретились под Берестечном. В решительный момент битвы крымский хан опять изменил Хмельницкому, и не только сам ушёл с поля битвы, но и захватил в плен украинского гетмана. Ока
завшись без вождя, окружённое е трех сторон поляками (с четвёртой было болото), украинское войско, несмотря на героическое сопротивление, потершело поражение. Воз
вратившись из плева, Богдан Хмельницкий в сентябре под Белой Церковью заключил с польским пра
вительством новый договор, НО И этот договор не мог привести к прекращению войны.
В мае 1652 года под Батогом (на Подолии) Богдан Хмельницкий на
голову разгромил польскую армию во главе с гетманом Калиновским. Сам Калиновский, Марк Собеский (брат будущего польского короля Яна Собеского) и другие видные представители правящих магнатскошляхетских кругов Польши были убиты в этом сражении. Около 10.000 немецкой наёмной пехоты было полностью истреблено.
Эта новая замечательная победа украинского войска во главе с Богданом Хмельницким произвела огромное впечатление на современников, и они сравнивали ее с знаменитыми Каннами.
Но и после этого поражения польские папы не отказались от попыток снова подчинить Украину. И тогда Богдан Хмельницкий, отражая желания украинского наро
да, вступает в переговоры с русским правительством о присоединении Украины к России. Эти пере
говоры гетман начал еще в первые
годы освободительной войны и в дальнейшем не раз возобновлял их.
Крупнейший политический деятель своего времени, он понимал, что спасение украинского народа воз
можно на одном пути — в союзе его с братским русским народом. 1 октября 1653 года земский собор в Москве посгашовил: «Гетмана Богдана Хмельницкого и всё войско

Большая

родина

Н

ЕСКОЛЬКО бойцов-казахов, пе
реправившись через реку,вступило на украинскую землю. Они прильнули к ней губами, целуя очищенную от врага советскую землю.
Это проявление брагской любви казахов к Украине, к Большой ро
дине — ко всей советской земле,— поистине достойно войти в летописи войны и быть воспетым в эпических сказаниях.
У киргиза и белорусса, у грузина н украинца, у таджика и латыша — у всех граждан Советского Союза без различия национально
стей одинаково сильно и горячо это чувство любви к своей земле. Это их земля, где бы ни раскинулись ее просторы. Им принадлежат ее плоды, где бы ни произрастали они в их единой и нераздельной отчизне. Вот почему с такой силой нена
висти к врагу вое народы советской земли грудью встали на защиту своей родины.
Вдохновленный прекрасным проявлением любви казахов-воннов к советской земле, народный акын Ка
захстана Джамбул сложил песнь о дружбе народов:
Горд я и счастлив тем, что казах, Берег заветный вернув стране, Пал на колени, целуя прах,
Пыль Украины, как пишут мне... Берег реки под ливнем свинца Оя целовал, как руку отца,
запорожское с городами их и землями принять под свою государекую высокую руку». 8 января (по от. стилю) 4654 года на известной общенародной Раде в древнем украинском городе Переяславе, в торжественной обстановке было офор
млено присоединение Украины к России.
Таге совершился величайший исторический акт, приведший к укреплению союза двух великих братских славянских народов.
Богдан Хмельницкий умер 27 июля 1657 года и был похоронен в Оуботове. Украинский народ оп
лакивал его смерть, выразив свою большую боль но поводу тяжёлой утраты в высокохудожественной лирической думе:
То не чорниі хмари ясне сонце заступали,
Не буйні вітри В буйнім лісі
бушували: Козаки Хмельницкого ховали, Батька свого оплакали.
Богдан Хмельницкий — великий народный герой Украины, борец за свободу и независимость украинского народа. Это ярко отражено и в одном из произведений знаменитого украинского философа Григо
рия Сковороды, который писал о Богдане Хмельницком:
Будь славен вовеки, о
муже избрание, Водности отче, герою
Богдане.
Богдан Хмельпнцкий был пламенным патриотом сво
ей отчизны, выдающимся государственным деятелем, мужественным и талантливым полководцем. Блестя
щие победы Хмельницкого над польско-шляхетской ар
мией, которая была тогда одной из наиболее сильных армий в Европе, ста
вят его в ряд крупнейших полководцев мировой истории.
Почти три столетия отделяют нас от эпохи Богдана Хмельницкого. И тог
да не склонилась перед врагом гордая, свободолюбивая Украина. Не покорилась Украина врагу и ныне. В братском союзе с дру
гими советскими народами, и в первую очередь с великим русским народом, борется героическая Украина за свое освобождение от гитлеровских оккупантов.
Б дни великой отечественной войны образ Богдана Хмельницко
го вдохновляет украинский народ на беспощадную борьбу дроги® не
мецко-фашистских захватчиков, на борьбу за свободу и независимость родной земли.
У чреждение- ордена Богдана Хмельницкого еще более укрепит боевой дух и наступательный по
рыв воинов-увраинцев и всей многонациональной героической Крас
ной Армии, громящей немецких ок
купантов и освобождающей от них пядь за пядью родную Украину и другие советские земли, временно захваченные врагом. Орден Бопдагна Хмельницкого будет достойной на
градой каждому, кто проявит особую решительность и умение в опе
рациях по разгрому врага, высокий патриотизм, мужество и самоотвер
женность в борьбе за освобождение советской земли от немецких захватчиков. К. Гуслистый.
«Жарко он, — пишут, — к
земле прильнул». Что скрывать? — ты сладко
всплакнул, Слыша об этом, старый
Джамбул.
За украинскую землю, как за свою родную, дерутся и казахи, и грузины, и белоруссы, и татары. «Я месть великую коплю, за все до капли отомщу — за ненел украинских сел, за каждый горький уго
лек», — пишет крымско-татарский поэт Шамиль Аладин, с первых дней войны не выпускающий оружия из своих рук.
Этим чувством полно и стихотворение балкарского поэта Кайсына- Кулиева, адресованное украинскому поэту Владимиру Сосюре:
И горец, чья родина так далека... Он в лунных садах этих не
пировал, На свадьбах у вас не плясал
гопака И вишен румяных с ветвей пе
срывал. Сегодня он здесь умирает в бою, Руками остывшими землю об’яв,
Как будто с младенчества в этом краю
Трепал ему волосы ветер дубрав. «О, как мне земля твоя стала ми
ла!» — восклицает поэт. Он знает, что в грохоте орудий идет победа, избавление от вражеского гнёта. Эта неугасимая вера в победу дает пра
во азербайджанскому поэту Мамеду Рагиму воскликнуть, обращаясь к бра.тьям-украинцам:
С пьедестала повергнут
Шевченко... Но грянет
наш суд. В нашем сердце великое
братство и дружба живут.
ОТКРЫТИЙ СЕЗОНА — В НОЯБРЕ
Вчера после двухлетнего пребывания в Казахстане вернулся в Москву в полном составе коллектив те
атра им. Моссовета. Представители Управления по делам искусств Мосгориеполкома и. творческие работники московских театров тепло встретили на вокзале приехавших народных артистов РСФСР Ю. Завадского, В. Марецкую, заслуженных артистов РСФСР II. Мордвинова, В. Ванина, II. Герату, О. Пыжову и др.
Перед от’ездом театр им. Моссовета провёл в Алма-Ата декаду показа лучших спектаклей, закончившу
юся большим концертом. Прави-1 тельство Казахской ССР отметило работу театра, присвоив 10. Завадскому и В. Марецкой звание народ
ных артистов КазССР, В. Банину, II. Мордвинову и Б. Оленину, — звания заслуженных артистов Каз ССР.
Зимний сезон театра в Москве откроется в ноябре. Москвичи увидят новые постановки, осуществлённые театром в Алма-Ата: «Нашествие» Л. Леопова, «Фронт» А. Корнейчука, «Забавный случай
Гольдони. Из прежнего репертуара будут возобновлены «Надежда Ду
рова», «Трактирщица» и др. Ближайшая премьера театра — «Отелло» Шекспира, в постановке Ю. Завадского, с Н. Мордвиновым в главной роли.
„ИОЛАНТА“
И „ШОПЕНИАНА“ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОГО
ТЕАТРА СОЮЗА ССР
Сегодня на сцене Большого театра Союза СОР возобновляется опера Чайковского «Иоланта». В спектакле заняты лауреаты Сталин
ской премии: народный артист СССР А. Пирогов, исполняющий партию Рене, заслуженные артисты РСФСР II. Нордов (Роберт), Г. Боль
шаков (Водемон), А. Батурин (врач) и заслуженный деятель искусств А. Мелик-Пашаев, диршкирующнй оперой. Партию Иоланты исполняет заслуженная артистка РСФСР Г. Жу
ковская. Постановка Т. Шарашидзе, оформление художника Я. Штоффера.
Вместе о «Иолантой» будет показан балет «Шопеииана» (дирижёр— лауреат Сталинской премии народный артист РСФСР Ю. Файер).
КОНЦЕРТЫ МОЛОДЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
В ЧЕСТЬ 25-ЛЕТИЯ
ВЛКСМ
Управление по делам искусств Мосгориополкама устраивает два больших концерта, посвящённых 25-летию ленинско-сталинского комсомола. 26 октября в помещении Театра опе)ретты выступят молодые артисты московских театров.
Во втором конщерте примут участие отличники театральных и музыкальных учебных заведений.
Не померкнет во-веки любви и
свободы восход. И разлука пройдет и печаль
ожиданья пройдет.
К победе зовет украинский народ и другой азербайджанский поэт — Самед Вургун. Он восхищен мужеством партизан Украины, истребляющих ненавистного врага:
Кого товарищем до гроба я
признал, И в радости и в горе с кем
бывал,
Кого всегда я братом называл — Как Кер-оглу, вы входите в
былины, Родные партизаны Украины!
Поэт сравнивает партизан с народным героем азербайджанского эпоса Кер-оглу. Это обращение к эпическим сказаниям совершенно естественно, нотому что именно в них береашо сохранены для потом
ства предания о подвигах великих народных героев.
В поэзии всех народов СССР мы найдем прекрасные строки, полные любви, обращенные к Украине, освобождение которой от ига инозем
ных захватчиков несут на своих штыках отважные советские воины.
«Не тужи, красавец Киев-град», — обращается к стольному граду Украины мордовская сказительница Фекла Беззубова.
Армянский поэт Гегам Сарьян, обращаясь в своем поэтическом
письме к русскому народу, наделяет советских бойцов храбростью ар
мянского богатыря Давида Сасунского, мужеством грузинского витязя Тариеля, непреклонной стойкостью Богдана Хмельницкого.
Единый строй бойцов противостоит врагу, крепчайшая семья, где
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В СОВЕТСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
СОВЕЩАНИЕ В СОЮЗЕ
ПИСАТЕЛЕЙ
Сегодня в клубе писателей под председательством А. II. Толстого начинается творческо-критическое совещание на тему: «Историческая тема в художественных произведениях, созданных за время отечественной войны». Вступительное слово скажет академик Е. В. Тарле.
На совещании будут зарлушапы доклады и сообщения: К. Осипова
и А. Шшпко — «Обзор историкохудожествотных произведений, вышедших за время отечественной войны, П. Скосырева — «Исторические романы писателей брат
ских народов», В. Шкловского — «1812 год в советской литературе», Г. Шторма — «Емельян Пуга
чев» В. Шишкова и доклад Ё.Ланна «Жанры исторйко-худоясественпых произведений».
К участию в совещании приглашены писатели, литературоведы
и критики: А. Антоновская, С. Бо
родин, С. Голубов, А. Гурвич, В. Костыле®, А. Джнвелегов. Н. Замюшкин, А. Игнатьев, М. Морозов, В. Соловьев, Б. Сучков. А. Тихо
нов, И. Уткин, А. Фадеев, О. Форш, И. Эренбург и многие другие.
ПИСЬМА
П. И. ЧАЙКОВСКОГО
Московская филармония приобрела у частных лиц несколько под
линников писем II. И. Чайковского и писем, адресованных ему.
Приобретенные письма (среди них десять писем-автографов композитора) датированы январём и декаб
рём 1878—79 г#до« и написаны во время пребывания Чайковского за границей — в Париже и других го
родах. Чайковский рассказывает в письмах о своем творчестве, в частности о работе над «Орлеанской девой».
Все эти письма Московская филармония намерена передать в музей Чайковского в Клину для ис
пользования на выставке музея к 50-летию со дня смерти композитора.
один стоит за всех и все за одного — величайшее братство, примеры которого мы видели лишь в народном эпосе, братство кровное, готовность жизнь свою отдать за друга,
Кадыр, герой поэмы таджикского поэта Мирза Турсун-зода «Сын родины», от солнечных колхозных полей Прнпамирья пришел в просто
ры украинских степей и в чащи приднепровских лесов, чтобы отстоять жизнь, свободу и независи
мость своего народа. Рука об руку с украинцем Миколой разит врага Кадыр. В бою они выручают друг Друга. Они побратимы, и в этом их сила, преодолевающая все препятствия, повергающая врага вирах.
Белинский писал, что 1812 год, «потрясши Россию из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвест
ные источники сил, чувством общей опасности сплотил в одну огром
ную массу косневшие в чувстве раз’единённых интересов частные волн, возбудил народное сознание и народную гордость».
Ныне сознание и гордость народа неизмеримо выросли. Глубокое чувство патриотизма, великая преданность родине и народу, горячая лю
бовь к своей земле свойственны са
мой природе советского человека. Эти прекрасные чувства вдохновля
ют лучших поэтов и писателей братских республик СССР на произведения, различные но своим литературным достоинствам, но одинаково сильные искренностью и глу
биной любви к родине, к Большой родине, об’единившей и русского, и украинского, и казахского поэтов.
А. Деев.

Упадок духа и пессимизм среди населения Германии

ЖЕНЕВА., 12. (ТАСС). Швейцарская газета «Арбейтерцейтунг»,
касаясь положения в Германии, пишет:
«Настроение среди всех слоёв населения весьма подавленное. Пали .цухом даже многие ярые гитлеровцы. Этому способствует, в частности, то обстоятельство, что продо
вольственное положение в стране ухудшается. Продукты первой необходимости почти невозможно достать. Острая нехватка продуктов питания особенно сильно отражается на работниках физического тру
да, силы которых тают изо дня в день. Всюду наблюдается огромная усталость от войны. С глубокой тревогой смотрит население Германии на будущее. Широко распространено неверие в победу Герма
нии в этой войне. Пораженчество распространяется, как эпидемия, особенно среди пЛтрадавнгих от бомбардировок и среди населения, которое вынуждено давать приют оставшимся без крова. Оредн сол
дат на фронте тоже наблюдается упадок духа, усугубляемый тем, что
семьи многих солдат погибли во время бомбардировок германских городов. Рассказы о последствиях этих бомбардировок действуют на
моральное состояние германских солдат, как яд
Гитлеровская газета «Фелькишер беобахтер» жалуется на усиливающийся на германских предприятиях саботаж. «Один 29-летний формовщик, — пишет газета, — часто вносит очень много путаницы в производственный процесс литейного цеха. То он отказывается выполнить задание, то портит литьё,
то вступает в перебранку со своими товарищами по работе, а то вообще ни с того, ни с сего начинает жа
ловаться на боли в желудке. Эти боли являются символическим симптомом того, что он сне может переносить такую жизнь и что ока выворачивает ему все нутро».
Газета добавляет, что можно было бы привести много аналогичных примерев «угрюмости мастеров, отвращения начальников цехов предприятий к работе п т. д.».

Развал в банде норвежских квислинговцев

СТОКГОЛЬМ, 12. (ТАСС). Шведская газета «Дагенс нюхетер» сооб
щает о прогрессирующем развале в партии Квислинга. Происходят мас
совые выходы квве-тинговцев из их «партии». Одной из причин этого является страх перед предстоящей расплатой за совершенные ими предательство и мерзости.
Шведская газета «Свенска моргонбладет» сообщает, что недавно груп
па молодых (квиелннтовцев — юношей и девушек — была отправле
на в учебный лагерь в Германию. На обратном пути в Норвегию при проезде через Швецию эти молодые квислинговцы сошли с поезда, что
бы не возвратиться на родину. По всем признакам, пишет газета, при
чиной их бегства явилась утрата веры в победу гитлеровской Герм-’ нии.
Находящееся в Стокгольме Норвежское информбюро сообщает, что на общие собрания квислинговских организаций в трёх городах явился всего... 21 человек.
ЛОНДОН, 12. (ТАСС). Лондонское радио сообщает, что главарь квислинговской организации в Тронхей
ме Вогстад. который получил мрачную известность тем, что в своё время ввёл в городе чрезвычайное положение, выступил на-знях с ре
чью, в которой подчеркнул, что принятые им в свое время, в пери
од чрезвычайного положения, меры
против «непокорных» являются лишь прелюдией к гораздо более суровым мероприятиям. Угрозы Богстада вызваны ростом ненависти населения к квислинговцам Вогстад заявил, что «надо покончить о таким положением, когда пребывание в рядах квисллнговской организации стало опасным».

„Французская деревня переживает

тяжелый кризис“

Признания газеты «Круа
ЖЕНЕВА, 12. (ТАСС). Выходящая в Лиможе газета «Круа» с горечью констатирует, что французские крестьяне оказывают всё более растущее сопротивление мероприятиям «правительства» Лаваля.
«Недуг овладевает нашей дерев ней, — пишет газета, — Суровые репрессии то и дело обрушиваются на крестьянство — реквизиции
обыски, все более и более строгий контроль, особенно во время молотьбы И все это происходит в условиях, когда не зажили старые раны деревни. Большую часть французских военнопленных в Германии со
ставляют крестьяне. В деревне нехватает рабочей силы, рабочего скота, машин и т. д. Французская деревня переживает тяжёлый кра
зис. Последствия его могут быть оче,нь серьёзными».
Газета прямо высказывает опасения относительно того, что непремращающнеся репрессии против
крестьян приведут к ещ? более резкому обострению недовольства. «В некоторых наших деревнях. —
пишет с тревогой газега, — уже ведётся ловкая и коварная пропаганда. Каждую ночь на етенах ра
склеиваются листовки, в которых говорится: «Крестьяне! Не давайте ни хлеба, ни другого продовольствия органам снабжения».
30 тысяч
французских партизан
не дают житья оккупантам
НЬЮ-ЙОРК. 12. (ТАСС). Как сообщает мадридский корреспондент агентства Асеошиэйтед Пресс, в
настоящее время во Франции, глав-- цьгм . образом в Альпах. Верхней Савойе, горах Центрального массива, на Пиренеях и Бретани, дейст
вуют, по имеющимся данным. 30 тысяч партизан. Они оперируют группами не более чем по 200 че
ловек в каждой. Партизаны имеют автоматы, винтовки и другое лёг
кое вооружение. В партизанских отрядах Верхней Савойи имеется, кроме того, некоторое количество лёгкой горной артиллерии.

Мужественная борьба греческих партизан

против оккупантов

СТАМБУЛ, 11. (ТАСС). По полученным здесь достоверным сведениям, греческие партизаны в последнее время провели ряд новых успешных операций, в результате которых оккупантам был нанесён значительный урон. В одном из последних сообщений штаба партизан
ских сил, действующих в Фессалии, сообщается, что в бою между партизанами и итальянскими фашиста
ми, оставшимися после капитуляции Италии на стороне гитлеровских оккупантов, итальянцы потеряли около сотни солдат убитыми и ранены
ми. Потери партизан — трое легко раненых.
В бою в районе Сарантапороса немецкие оккупанты потеряли убитыми 61 и ранеными 79 человек. Пар
тизанами уничтожено и выведено из строя около 90 автомашин.
Недавно произошло крупное сражение в Альмиро, длившееся два дня. Ему предшествовала новая кровавая расправа оккупантов над кре
стьянами: было казнено 36 человек. На следующий день после казни партизаны напали на крупные силы оккупантов и обратили их в бегст
во. Оккупанты потеряли убитыми и ранеными более 500 человек. От пол
ного уничтожения их спасло только появление германских самолётов, атаковавших партизан с бреющего полёта. Во время этого боя партиза
ны захватили большие трофеи.
Несколько новых операций проведено командованием партизанских сил, действующих в Аттике, а также в Беогии. Особенно эффектив
ный удар был нанесён оккупантам под Капарелли. В бою под Капарелли партизаны убили начальника гитлеровского гарнизона города Фи
вы и многих солдат и офицеров. Партизаны атаковали также немецкую колонну, направлявшуюся в Фивы. Все автомашины были сож
жены, а солдаты перебиты. Лишь немногим из оккупантов удалось спастись бегством. В этом бою был убит командовавший колонной гитлеровский полковник. Другой парти
занский отряд совершил нападение на колонну оккупантов, направлявшуюся в Афины.
Сообщают также, что на Пелопоннесе партизанские отряды очистили от оккупантов многие районы. Пар
тизаны совершают смелые налёты на тылы противника, взрывают склады, разрушают его коммуникации.
Выходящая в Стамбуле газета «Эфимерис» сообщает, что немцы совершенно лишены возможности пользоваться шоссейными дорогами между Салониками, Берия и Коза
ни вследствие того, что эти дороги систематически разрушаются партизанами.

ОТОВСЮДУ

* АГЕНТСТВО Рейтер передаёт, что утром. 10 октября в центре Неаполя произошел взрыв, вызвавший большое число жертв. Взорвалась мина замедленного действия, заложенная под од
ним крылом здания казарм, которые занимали раньше немцы. Десятки людей оказались погребенными под раз
валинами. К вечеру 10 октября из-под развалин было извлечено 25 убитых и около 30 раненых.
* МОРСКОЕ министерство США сообщило, что в конце сентября во время шторма у Атлантического побережья
США затонуло береговое патрульное судно «Уилкокс».
*МОРСКОЕ министерство США сообщает, что летающая лодка- «Марсзакончила беспосадочный перелёт, по
крыв расстояние в 6.720 километров в 32 часа. Самолёт имел на борту 141 тысячу фунтов груза.

Русская музыка в Англии

Союз советских композиторов получает много писем от выдающихся музыкальных деятелей Англии, сообщаю
щих об исполнении шедевров русской классической музыки и произведений советских композиторов в английских городах.
Крупнейший британский дирпжёр Генри Вуд — один из активнейших пропагандистов современной русской му
зыки в Англии. Нод его управлением состоялись многочисленные концерты из произведений русской классики и советских композиторов. В своём письме, адресованном в союз советских ком
позиторов, Генри Вуд сообщает о том, что под его управлением была трижды исполнена седьмая симфония Шостако
вича. Кроме того, он исполнял первую и пятую ецмфонии этого же компози
тора. В заключение Г. Вуд обращается с просьбой прислать ему издания но
винок советской музыки для ознакомления и использования в своих программах.
Лондонская ассоциация рабочей музыки. возглавляемая дирижёром и композитором Алланом Бушем, сообща
ет о том, что в недавних концертах ассоциации были исполнены «Песня о Сталине» Хачатуряна и ряд песен Дзер
жинского. Сам Аллан Буга написал к 25-летней годовщине Красной Армии песню под названием «Великая Красная Армия».
Крупнейший британский музыковед профессор Кэмбриджского университета Эдуард Дент сообщает о том, что им сделан перевод либретто оперы «Евгений Онегин» на английский язык. Опе
ра Чайковского с текстом Дента идёт в одном из лондонских оперных театров.
В Центральном доме работников искусств состоялась встреча деятелей литературы и искусств с лауреатом Сталинской премии академиком А. Н. Толстым. Писатель ирочитал собравшимся первую часть из своей новой драматургической повести об И. Грозном — пьесу «Орел и орлица». На снимке: А. Н. Толстой читает пьесу.
Фото К. ВДОВИНОЙ.
Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР скульптор 3. Азгур за работой над бюстом «Князь
Владимир Полоцкий».
Фото А. ЛАЗАРЕВА.

Телеграммы из-за границы

Возвращение

театра

им. Моссовета