ОКТЯБРЯ 1943 Г.

ЧЕТВЕРГ
№ 243 (5991)
Цена 20 коп.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 13 октября

солдат и офицеров, много танков и артиллерии противника.
В полосе среднего течения ДНЕПРА на правом берегу реки южнее КИЕВА наши войска развернули серьезные бои за расширение плацдарма. Наши вой
ска прорвали оборону противника и продвинулись вперёд на б километров. Неоднократные контратаки немцев отбиты с огромными для них потерями.
В районе южнее и севернее ГОМЕЛЯ наши войска прорвали оборону противника, форсировали реку Сож и, продвинувшись вперёд на несколько километров, ведут бои непосредственно перед ГОМЕЛЕМ.
На остальных участках фронта — усиленная разведна и артиллерийско-минометная перестрелка.
В течение 12 октября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 127 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 90 самолётов противника.
На Мелитопольском направлении налги войска после трёхдневных ожесточённых боёв прорвали силь
но укреплённую оборонительную волосу противника севернее и юж
ее юрода Меле тополь. Немцы по восточному берегу реки Молочная вырыли две линии противотанковых рвов. На зал ад ном берегу реки был воздан ещё один глубокий противо
танковый ров и разветвлённая сеть ДЭОТ’ов, окопов, траншей н ходов сообщений. Советские войска прорвали оборону противника, форсировали реху Молочная и, заняв ряд ук
репленных пунктов противника, ворвались в город Мелитополь. Нем
цы вводят в бой свеж л е резервы и стремятся любой ценой задержать наступление наших войск. Однако вое их контратаки терпят неудачу. Части Н-ского соединения, ворвавшееся на южную окраину Мелитопо
ля, сегодня ведут ожесточённые уличные бон в центре города. Про
тивник несёт огромные потерн. По неполным данным, за три дня только южнее Мелитополя уничтожено свыше 4.000 немецких солдат и офице
ров, 38 танков, 16 самоходных и 82 полевых орудия. Нашими войсками взяты большие трофеи.
На Запорожском направлении наши войска, в результате четырёхдневных боёв, прорвали сильно ук
репленную оборону противника и, продвигаясь вперед, заняли более 30 укреплённых пунктов. К исходу сегодняшнего дня наши вейска ве
дут бои в 8—10 километрах от горо
да Запорожье. Немцы бросили в контратаки крупные силы пехоты, танков и самоходных орудий. Советская артиллерия, гвардейские миномётные части и авиация обру
шили на немцев всю силу своего огня и нанесли противнику исклю
чительно тяжёлые потери. Только на одном участке уничтожено до полка немецкой пехоты, 22 танка, 5 самоходных орудий и 6 бронетранспортёров. На другом участке советские части штурмом овладели опор
ным пунктом, имеющим важное значение. На поле боя осталось свы
ше 1.500 вражеских твупов и 14 подбитых немецких танков. Захвачено 38 орудий, свыше 200 пуле
мётов, несколько складов с боеприпасами и военным имуществом.
В воздушных боях в течение дня наши лётчики сбили 46 немецких самолётов.
Южнее Киева, на правом берегу Днепра, наши войска развернули серьёзные бои за расширение занимаемого плацдарма. Советские танки и пехота, после артиллерийско
го обстрела вражеских позиций, прорвали оборону противника. На
ши войска продвинулись вперёд на 6 километров и выбили немцев из ряда опорных пунктов. Перегруп
пировав свои силы, противник шед принял несколько ожесточённых контратак, но был отброшен с огромными для него потерями. По неполным данным уничтожено до
2.000 немецких солдат и офицеров, подбито и сожжено 27 танков, 8 самоходных и 16 орудий разного калибра. На другом участке против
ник, усилив свои войска частями дивизий СС, пытался вернуть уте
рянные позиции. В ожесточённых боях части Н-ского соединения отбили контратаки немцев и прочно удерживают занятые ими опорные пункты.
Наша авиация наносила удары по скоплениям немецких войск и тех
нике противника. В результате бомбардировки уничтожено до 20 немецких танков, не менёе 200 автомашин, взорвано 8 складов с боеприпасами и склад горючего. В воз
душных боях сбито 28 немецких самолётов.
На Гомельском направлении наши войска форсировали реку Сож и ведут бол непосредственно перед
Гомелем. Противник артиллерийскоминомётным огнём и контратаками пытался сковать наступающие советские части, но понёс большие потерн и был вынужден отступить
Бойцы Н-ского соединения уничтожили свыше батальона гитлеровцев. Захвачено 14 орудий, 68 пулемётов н 3 артиллерийских склада. На дру
гом участке бойцы Н-ской части, с боями продвигаясь вперёд, уничто
жили свыше 500 немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи и пленные.
Авиация Краснознамённого Балтийского флота погодила в Балтий
ском море транспорт противника водоизмещением в 5.000 тонн.
Партизанский отряд имени Суворова, действующий в одном из рай
онов Минской области, взорвал на шоссейной дороге 26 немецких автомашин с военными грузами, сле
довавших на фронт. На этом же шоссе партизаны уничтожили 12 мостов н разрушили 43 километра телефонно-телеграфной линии связи. Советскими патриотами истреблено свыше 100 немецко-фашистских за
хватчиков. Группа партизан отряда имени Суворова совершила налёт на немецкий гарцизон в одном насе
лённом пункте. Убито несколько гитлеровцев и захвачены трофеи. Взяты в плен 25 немецких солдат.
Перешедший на сторону Красной Армии командир роты 252 немецкой пехотной дивизии лейтенант Эрвин II. рассказал: «Сентябрьские бои произвели полный переворот в мо
их взглядах. За полтора месяца моя рота потеряла 150 человек. Самый ужасный день я пережил 27 сен
тября. В этот день рота, которой я командовал, фактически была уничтожена. От 70 человек в ней осталось только 7. Мне прислали подкрепление свыше 30 человек из хо
зяйственных команши обоза. Кроме того, в роту вернвись несколько легко раненых солдат из лазарета. Многие из них вскоре выбыли из строя. Когда у меня опять осталось всего лишь 5 человек, я получил приказ переменить позицию. Мои физические и моральные силы были уже Истощены. Колоссальные поте
ри, понесённые в последних боях,
безнадежность положения побудили меня сложить оружие. Дисциплина в германской армии ещё держится. Солдаты исполняют приказания командиров, но уже не так, как прежде. Теперь приходится часто повторять приказы, прибегать к угрозам и даже расстрелам. Появи
лось значительное число дезертиров. По всему видно, что дело идёт к распаду и крушению немецкой армии».

Предоктябрьское социалистическое соревнование

В четырнадцатый раз
Со дня организации Всесоюзного социалистического соревнования кол
лектив завода «Борец» из месяца в месяц перевыполняет свои обязательства. За успешную работу в сен
тябре предприятию в 14-й раз присуждено переходящее Красное Знамя ВЦОПС и наркомата.
Сейчас, в дни предоктябрьского воревнования, на заводе особенно большой трудовой под ём.
В цехе, где начальником тов. Галвин, каждый рабочий получил за
дание до конца месяца. Подсчитав все возможности, станочники вы
двинули встречные планы. Молодые токари, руководимые орденоносцем тов. Финогииым, решили выполнять сменные задания не менее чем на 220 процентов. Свое слово молодёжь
сдерживает: выработка станочников сейчас достигает трёх норм.
Производительность труда каждого рабочего в этом цехе .учитывается ежедневно. Это позволило целе
сообразно расставить рабочую силу. Теперь станочникам поручают такие операции, на которых они смо
гут дать самую высокую выработку. Станочник тов. Бабанов стал вы
полнять задание на 245 процентов вместо прежних 200.
Сейчас на заводе «Борец» начался общественный смотр организации труда. Его цель — проверить рас
становку и загрузку рабочих, изучить возможности совмещения профессий и многостаночного обслуживания.

Лицевые

счета

стахановцев

Своему другу-фронтовику Павел Сухов написал: «Ты сообщаешь, что
у тебя есть снайперский счёт. Свой счёт теперь имею и я. В него запи
сываются собранные мной сверх плана в фонд Главного Командования ППШ, которые ты так хвалишь...».
Старший мастер Чувилин показывает лицевые счета слесцрей-сборщиков автоматов. Это — первые итоги предоктябрьского социалистического соревнования. На разграфлённом ли
сте бумаги записано, сколько часов каждый слесарь отработал сверх нормы в особый фонд Главного Ко
мандования. Павел Сухов за 13 дней октября отработал 125 часов. Свое сменное задание стахановец ежедневно заканчивает в первые два-три часа смены. _
Такая же выработка и у слесаря Василия Смирнова. Его рекорд — 300 ППШ за смену. За время работы на заводе он вмонтировал более 60.000 автоматов.
Обр&ботка всех деталей автомата в цехе недавно переведена на по
ток. В первый же день работы на потоке цех выполнил суточный план на 140 процентов. Группа слесарей обязалась полностью обеспечивать сборку автоматов, сколько бы их ни поступало с поточных линий.
Когда оказалось необходимым пополнить группу стрелков цехового тира, занятых пристрелкой автома
тов, Смирнов и Сухов предложили использовать для этого некоторых слесарей. С меньпгим количеством рабочих сборщики продолжают перевыполнять задания.
Растёт выработка фрезеровщиков, полировщиков, сварщиков, занятых на потоке.
В дни предоктябрьского соревнования на обслуживание двух станков перешли фрезеровщицы Зинаи
да и Тамара Новиковы. Когда надо, Тамара заменяет Зинаиду, а Зинаи
да — Тамару. На потоке за декаду сестры уже отработали в особый фонд Главного Командования более 30 часов.
На правом берегу Днепра. Танковый десант направляется на боевое задание.
Фото Д. ЧЕРНОВА (ТАСС).

На фронтах отечественной войны

ВОТ и родная улица. Длинная, на
несколько километров вытянулась она от края и до края села. По сторонам её — кучерявые вер
бы, стройные тополя, из-за низких заборчиков выглядывают вишни. Здесь, на этой улице, родились и выросли Лобода-отец и Лободасын. Эти вербы махали им ветвями,
котда, прощаясь с селом, уходили они в армию. Молодой щербатый месяц, который на Украине назы
вают «молодыком», голубым светом озаряет село. Тихо и безлюдно на родной улице. Молча идут Лободаотец и Лобода-сын. Два года мину
ло, как покинули они ГЦербиновку. Два года.
Как часто вдали от родного села вспоминали они свою улицу. Она вставала перед ними под таким же вечерним небом, звучащая песнями, смехом, заполненная парубками и девчатами. Она была для них как бы воплощением родной Украины, за которую они сражались на Волге, на Дону, на Кубани. Не раз с тос
кой спрашивал Павло Лобода у отца:
— Увидим мы, батько, нашу улицу?
Теперь они идут по ней. Учащенно бьются сердца, еле сдерживает себя Павло, чтобы не побежать изо всех сил вперёд — туда, где у ко
лодца с длинным журавлём стонг их просторная хата.
Но вот отец останавливается. Изза верб Павло не заметил этих чер
ных пепелищ. Отец первый увидел их.
— Тут жил Панас, — вымолвил он и снял фуражку. Павло молча сдернул свою.
Да, здесь жил его дядька Панас, к которому он так любил бегать мальчишкой. На месте белой хаты остались таль ко длинная труба да кусок стены. Они шли дальше мимо руин. В сердце сразу же зародилась тревога: что с их хатой, что со ста
рухой? Они оба думали об этом, и оба напряжённо молчали. Прибавили шаг, не замечая больше ни при
ветливо машущих верб, ни толстых тополей, ни «молодыка», плывущего среди звезд.
Наконец, снова появились целые хаты. Поспешно отступая, немцы не успели сжечь всё. Вот их журавль с пустым ведром, застывший над сру
бом колодца. Вот их хата. Павло подбегает к окну. В комнате темно, но оттуда доносятся голоса. Слышен и голос матеря.
Сложили отец и сын вещевые мешки у дверей, подтянули ремни, оправили гимнастёрки и тихо во
шли в сени. Дверь в комнату была открыта. Перестудили через порог. Павло увидел мать в дальнем углу большой комнаты. Возле неё спиной к дверям сидят тетка Палашка, тетка Ганна, тетка Явдоха, соседская дочка Галина.
Мать рассказывала о сне, который видела в эту ночь, а тётка Палашка ей толковала, доказывая, что муж и сын её живы, но находятся в дальней дороге,
А они стояли здесь же, на пороге, не зная, как дать знать о своём прибытии.
— Скажи что-нибудь, скажи, — шептал отец сыну.
Павло выпрямился, приложил вдруг ругу к козырьку фуражки и громко произнёс:
— Гвардии ефрейтор Лобода вместе с отцом — гвардии сержантом Лободой прибыли!
В дальнем углу комнаты раздался крик, и все бросились к ним. Мария Лобода обняла мужа, прижимала сына, плакала и причитала тонким голосом. Будто вторя ей, при
читали все тётки н соседская дочка Галина.
— Хватит, бабы, хватит, — сурово говорит Иван Семенович. — Ра
доваться, вроде, полагается, а вы в слезы. •
— Да разве ж я не рада? Да я же вас, ненаглядных, в живых не
думала увидать._ Да я за вас и за здравие и за упокой моли
лась, — вытирая слезы, говорила Мария Кирилловна.
. А Галина уже достала лампу, зажгла её, и, когда в комнате стало светло, женщины охнули: загоре
лые, туго подпоясанные ремнями, сверкая орденами, перед ними стояли отец и сын.
Как они похожи друг на друга! Высокие, крепкие, оба голубогла
зые, и даже усы двадцатилетний Павло отрастил почти такие же, как у отца, — пышные, чуть рыжеватые на гонцах.
Краснея, подошла к Павло Галина. — Какой ты стал взрослый, — вымолвила тихо, — а орден это какой?
— Как есть мы с батькой кавалеры орденов Отечественной войны первой степени, удостоенные за доб
лесть и мужество, — отрапортовал Павло.
Женщины с большим интересом рассматривали ордена.
Но вот улеглось волнение первой встречи. Усадив за стол дорогих гостей, женщины собрали ужин. Мария Кирилловна вытащила запрятанный ещё два года тому назад

Возвращение

литр водки. Полная хата набилась родственников, соседей. Правда, мно
гих недосчитали Иван Семенович и Павло. Фашисты сожгли в стоге соломы Панаса Лободу — брата Ивана Семеновича, сожгли вместе с же
ной и дочерью. Застрелили сестру Удьяну с двумя ребятами. У пле
мянницы Орины вырезали на груди звезду. Всех молодых парней и де
вушек угнали в Германию. Только Галина да ещё несколько девушек спаслись, бежав со станции. Два го
да воюя против фашистов, много видели на своем пути отец и сын: разрушенные города, испепелённые села, замученных, растерзанных лю
дей. Горе и руины оставались там, где прошли фашисты. Не пощадил враг и их село, их улицу, их близких. Тяжело было слушать, как перед уходом немцы метались по улицам в открытых машинах, врывались в дома, на огороды, где прята
лись женщины, старики, дети, и из автоматов расстреливали всех; как сжигали, бросали в колодцы детей. Сжимались кулаки у отца и сына.
Потом Мария Кирилловна, родственники, соседи спрашивали их, как воевали они, как били фашистов, где сейчас германец, скоро ли изго
нят его совсем. Отвечал на всё Иван Семенович. Говорил он медленно, обстоятельно, время от времени расправляя усы,
Слушал его Павло и перед глазами вставали прошедшие дни. Они работали в МТС: отец — учётчиком тракторного отряда, он — трактори
стом. Украина уже пылала в огне войны. Отец ходил пасмурный, и гу
стые его брови низко нависали над глазами Как-то он спросил Павло:
— Не думаешь ли ты, хлопче, что не мужским мы сейчас с то
бой делом заняты; что за нас здесь и бабы управятся, а мужское дело сейчас — воевать.
Знал Павло — захватил ещб отец конец империалистической войны, не возвращаясь домой, воевал гражданскую. Много рассказы
вал он, как из пушки своей немца бил. И не раз мечтал Павло, слу
шая отца, вместе с ним стать у орудия.
— Что же, пойдём, батько. Только будем просить, чтобы вместе к одной пушке поставили.
Через несколько дней распрощались они с плачущей матерью и ушли добровольцами.
Б артполку их назначили во вторую батарею, отца — наводчиком первого орудия, а его — ящичным.
И вот первый бой. Вечерело. Павло стоял на посту. Вдруг он увидел, как горизонт покрылся пылью. Показались немецкие танки
— один, второй, третий, четвёртый. Девять штук насчитал Павло.
— Главное — спокойствие, товарищи, — оказал командир бата
реи. — Подпускайте поближе и
бейте. На вас, Иван Семенович, я твердо надеюсь.
Танки подошли метров на 600 и открыли огонь. Снаряды рвались вокруг орудия. Осколки со свистом ударялись о щит, комья земли за
сыпали бойцов, а команды открывать огонь всё не было и не было.
Нервы у Павло натянулись, как струны, ему казалось: ещё секунда, ещё две, и все будет потеряно
— танки налетят на орудие. Он
знал — с близкой дистанции огонь точнее, но что если отец промах
ется? Секунды ползли медленно, казалось, он ощущал их движение,
и вдруг долгожданная команда. Павло смотрит на отца, на его быстрые, уверенные движения. Выстрел. Взрыв окутывает дымом го
ловной танк. Но тот вырывается из-под дыма.
Значит не попал батько. Однако танк резко останавливается, потом пытается развернуться и застывает на месте. Следующий за ним поворачивается и быстро отходит.
Павло забывает об опасности.
— Давай, батько, давай! — кричит он.
И отец, будто выполняя просьбу сына, посылал вдогонку уходящим машинам снаряд за снарядом.
Много было потом боев, немало танков подбили отец и сын. Но ни
когда не забудет Павло сражение, за которое наградили их орденами, а командир полка сказал, что они спасли положение на всем участке.
Это было уже в горячие дни наступления в Приазовье. Неожиданно 13 немецких танков, находив
шихся в засаде, вырвались прямо к огневым позициям. В это в-ремя Иван Семенович был уже командиром орудия, а Павло — наводчиком. Расчет сразу же схватил пушку и откатил ее в лощину. Орудие по
ставили так, что, продолжая птти вперед, танки должны были появиться на возвышенности, пред
ставляя прекрасную мишень для стрельбы. Только такой опытный артиллерист, как Иван Семенович Лобода, мог так молниеносно ориентироваться. Но под огнем вражеских машин один за одним выбывали номера расчета. Когда можно было открывать огонь, у орудия остались лишь Иван Семенович да Павло.
По первому танку Павло ударил, когда тот был на расстоянии 200 метров. Он знал, что бьет наверняка, и, действительно, башня танка слетела. Другая машина сразу же повернула, подошла к разбитой и начала принимать уцелевших немцев. Но не успел первый немеп просунуть свое длинное туловище в люк, как Павло тремя снарядами разбил и зажег второй танк. Вра
жеские машпны остановились. В
это время батареи привели себя в порядок п открыта ураганный огонь по танкам. Контратака была отбита.
Вспоминает Павло и последний бой у соседнего села, рядом с род
ной Щербиновкой. когда они раз
били немецкую самоходную пушку и вывели пз строя пулемет с рас
четом. А отец его рассказывает, как воевали они в степях и в песках, как шли они сотни километров, по
ка вернулись в родную хату. Прав
да, завтра же онп покидают ее, но теперь они идут вперед
Поздно ночью разошлись люди из просторной хаты Лободы. Уснули усталые солдаты. Завтра им снова в далекий поход, и лишь мать, не смыкая глаз, до самого рассвета просидела у изголовья сына. Она смотрела на его спокойное лпно. загорелое, обветренное; вглядывалась в появившиеся морщинки на лбу и у рта. В ее представлении он всегда был мальчиком Сейчас она видела мужчину, воина, защитника.
Евг. Ратнер,
спец. корр. ТАСС. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

День

рождения

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13. (Спец. корр. ТАСС). Две девятки «Юнкерсов-85» подходили к ли
нии фронта, намереваясь бомбить наши боевые порядки. Им напере
хват уже неслись восемь самолётов «Лавочкин-5», ведомые командиром
эскадрильи старшим лейтенантом Георгием Шулепко.
Первой же атакой пара молодых лётчиков — младшие лейтенанты Вениамин Заботпн и Юрий Громов— сбили каждый по «Юнкерсу». Вра
жеские летчики, бросив бомбы на территорию, занятую своими же войсками, в беспорядке стали уходить. Наши истребители преследова
ли их. Скоро Заботину и Громову
совместными усилиями удалось сбить еще один бомбовоз.
Тем временем группа Шулепко теснила вторую девятку. В паре с младшим лейтенантом Василием Огарковым Шулепко сбил «Юнкерса». Остальные вражеские бомбар
дировщики поспешили уйти, не выполнив своего задания.
Когда наши лётчики приземлились на своем аэродроме, их стали поздравлять с победой. В этот момент кто-те вспомнил:
— А ведь сегодпя у Громова день рождения!
Перебивая друг друга, товарищи потянулись к Громову.
— Сколько? Поздравляем! — слышалось со всех сторон.
Тот стоял смущенный и в то же время гордый
— Двадцать лет стукнуло. — ответил он
— Неплохо отметили свою кругленькую дату. — заметил командир. — Полтора «Юнкерса» -за сегодня имеете.
В свой день рождения туляк комсомолец Юрий Громов совершил всего четвертый боевой вылет II в этих первых ратных схватках молодой истребитель показал себя с отличной стороны. Накануне, возвращаясь с перехвата немецких бомбар
дировщиков. он был атакован тремя «Фокке-Вульфами-инь Громов смело принял бой Первого гитлеровца он отогнал второго сбил, скоро вышел из боя и третий истребитель противника.
КОММУНИСТЫ

И КОМСОМОЛЬЦЫ

В БОЮ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 13. (Спец. корр. ТАСС). Готовясь к бою, 16 красноармейцев из батальона ка
питана Журавуха подали заявления о приёме в партию Утром начался бой Впереди наступающих шли ком
мунисты и комсомольцы Командир роты Каменников повел свое подразделение в атаку. Разгорелась штыковая схватка. Каменников был тя
жело ранен. Группа немцев броси
лась к нему, чтобы взять его в плен. Своего командира выручил боеп Мячков. Он бросился навстречу гит
леровцам я. убив прикладом нескольких, спас командира.
Храбро дрался, подавая пример, новичкам, бывалый воин — узбек Барат Алимов. Накануне он был принят кандидатом в члены ВКП(б). В рукопашной схватке Алимов уничтожил 10 гитлеровцев.

Восстановление Смоленска

Из Смоленска вернулся заместитель наркома коммунального хозяйства РСФСР тов. А. А. Скрипкин.
В беседе с нашим сотрудником тов. Скрипкин рассказал:
— Отступая под ударами Красной Армии, фашисты стремятся уничтожить всё: города, села, колхозы, посёлки. Картина разрушений в Смоленске особенно наглядно это подтверждает. Злобствующий враг сде
лал буквально всё, чтобы стереть с лица земли замечательный русский город, живописно раскинув
шийся на берегах Днепра. И если гитлеровские разбойники не смогли полностью осуществить свой варвар
ский .план, то лишь потому, что Красная Армия помешала им. Характер разрушений свидетельствует о бессмысленном уничтожении даже объектов, не имеющих никакого военно-промышленного значения.
В Смоленске разрушены почти все коммунальные предприятия. Перед своим вынужденным отступлением немцы взорвали паротурбинную и дизельную электростанции. В груды развалин превращена взрывом водонасосная станция, взорваны артезианские скважины. Методично и тща
тельно выполняли гитлеровцы свой план — два закрытых резервуара с чистой водой при водонасосной станции в те были варварски взорваны.
Разгромлено всё трамвайное хозяйство. Гитлеровская грабь-армия
Беседа с заместителем наркома коммунального хозяйства РСФСР
тов. А. Скрипкиным
сняла и вывезла троллейный провод, трамвайные вагоны; трамвайное депо взорвано. Даже мачты сняты. Фашистские разбойники не брезговали ничем. Несложное хозяйство треста очистки и то подверглось разграблению. Машины, повозки, лошади — всё это оказалось расхищенным. В Смоленске над Днепром на
ходился старинный парк — немцы вырубили большую часть его. Мало что уцелело из коммунальных предприятий и сооружений Смоленска.
Жилой фонд почти полностью уничтожен. Гитлеровцы сожгли 90 про
центов жилых домов с общей пло
щадью около 500 тыс. кв. метров. Центральная часть города выжжена целиком. Ни одкого дома здесь не уцелело.
Обезлюдивший при фашистских оккупантах Смоленск сейчас быстро оживает. Скрывавшиеся от немецких извергов в окрестных лесах
смоленчане возвращаются в родные места. Часть жителей Смоленска, угонявшихся гитлеровцами на катор
гу в Германию, была освобождена нашими войсками Всего сейчас в Смоленске насчитывается 15—20 тысяч человек. Люди размещаются в
уцелевших домах, приспосабливают для жилья полуобгоревшие и частично сохранившиеся здания.
Работы по восстановлению города уже начались. Население принимает в них деятельное участие. Приво
дятся в порядок жилые дома, приступлено к восстановлению системы водоснабжения. Уже в октябре одна из артезианских скважин даст воду для города. Некоторые комму
нальные предприятия восстановлены и работают. Сданы в эксплоатацию две бани — одна случайно уцелевшая, другая размещена в специально приспособленном помещении. Работают две хлебопекарни, в ближайшее время будет пущен в эксплоатацию восстанавливаемый хлебозавод. Открыто несколько парикмахер
ских. Сейчас производится сбор уцелевших строительных материалов. Все, что можно использовать при
восстановительных работах, берётся на учёт. В городе уже работают три ремонтных конторы, которые занялись восстановлением полуразрушенных зданий.
Помощь местным организациям оказывает бригада Наркомхоза, в состав которой входят высококвалифицированные специалисты по энергетике, водопроводу, санитарной тех
нике. трамваю, строительству и т. д. В ближайшие дни Наркомхоз отправляет в Смоленск вторую бригаду. В нее намечено включить специалистов по ремонту дизелей, генераторов и турбин.
Смоленск, этот замечательный русский город, будет полностью восстановлен.

На МЕЛИТОПОЛЬСКОМ направлении наши войска, после трёхдневных ожесточенных боёв, прорваля сильно укрепленную оборонительную полосу про
тивника севернее и южнее города МЕЛИТОПОЛЬ, фор- Офоеапм реку Молочная и, продвинувшись от 8 до № километров, с боями заняли свыше 20 укрепляй
те пунктов противника. Бои идут в центре города МЕЛИТОПОЛЬ. Немцы несут огромные потери в живой сияв и технике.
Наши войска на ЗАПОРОЖСКОМ направлении
оспе четырёхдневных упорных бовв прорвали сильно укрепленную оборону противника, продвинулись
вперёд от > до 10 километров, с баями заняли более 30 укрепленных пунктов противника и ведут бои в 8—10 километрах от города ЗАПОРОЖЬЕ. Артиллерийским огнём и массированными налетами нашей авиации уничтожено большое количество немецких
Предоктябрьское социалистическое соревнование. На заводе, где секретарем партийной организации тов. Найденов. Активная участница соревнования етрогаяышща механического цеха тов. Матвеева. Изо дня в день повышая производительность труда, она добвгась выполнения нормы иа 500 про
ентов. Фото Л. СМИРНОВА.