У микрофона поэты, писатели, актеры

новые
радиопередачи
В беседе с нашим сотрудником начальник литературного радиове
щания писатель В. М. Гусев рассказал о новых циклах литературных радиопередач, организуемых Всесоюзным радиокомнтетом.
— Приближающийся 25-летний юбилей ленинско-сталинского комсо
мола литературное вещаяие отмечает
специальным* передачам*, в числе ^которых литературный монтаж ив поэмы Маргариты Алигвр о Зое Кос
модемьянской. Радиопостановка, в котогюй принимают участие артисты Т. Краснущкина и А. Костретган, носит название «Зоя».
В эти же дни радиослушатели познакомятся с отрывками из новой пьесы Бориса Горбатова, посвященной им 25-летпю комсомола. Отрыв
ки даются в исполнении артистов театра им. Ленинского комсомола, который готовит эту пьесу к постановке.
Будут передаваться также новые н уже известные стихи о комсомоле, написанные поэтами Павло Тычиной, В Лебедевым-Кумачём, А. Прокофьевым, А. Сурковым, М. Светловым и другими.
Среди новых крупных радиопостановок — только что выпущенная те
атрализованная композиция фрагментов из автобиографической трило
гии Максима Горького. Композиция называется «В лесу», поставлена народным артистом РСФСР М. Нароковым, исполнители — артисты Малого театра.
В ближайшие дин выпускается новая радиопьеса по произведению
Л. Соловьева «Иван Никулин — русский матрос» -г- о героизме со
ветских моряков. Постановка заел, арт. РСФСР 0. Абдулова.
Несколько, передач займёт чтение нового романа Бориса Горбатова «Непокоренные». Читают народный артист РСФСР Д. Орлов, лауреат Сталинской премии заслуженный артист РСФСР А. Зражевский, заслу
женный артист РСФСР О. Абдулов И др.
Редакция литературного вещания готовит новый радиоцикл монтажей из наиболее интересных кинофиль
мов в сопровождений специального конферанса. Первый такой монтаж сделан по фильму «Секретарь райко
ма», следующим будет радиомонтаж кинофильма «Два бойца».
Перед микрофоном систематически выступают советскне писатели н поэты. Свои новые очерки, расска
зы и стихи э Ленинграде читали Н Тихонов. В. Инбер. С чтением новых стихов выступали Максим Рыльекий, азербайджанский поэт Расул Рза. В ближайшее время ра
диослушатели познакомятся также с новинками творчества Н. Асеева, А. Суркова! М Исаковского, Л. Соболева, Б. Иванова. Авторские вы
ступления организуются почти ежедневно в 9 часов 30 минут .утра.
С. Гераспмов прочтёт отрывок из своего нового сценария «Большая земля», посвященного Уралу в период великой отечественной войны
В чтении сценария примет участие артистка Т Макарова, будущая исполнительница главной роли в новом фильме.
В цикле радиопередач под названием «Театр у микрофона» найдёт отражение новый репертуар всех московских театров. Только что вер
нувшиеся театральные коллективы будут выступать со своеобразным радиоотчётом о том, -что сделано ими за два с лишним года отечественной войны.
ИЗ КНИЖНЫХ ФОНДОВ
ИНСТИТУТА
Московский институт железнодорожного транспорта имени И. В. Сталина выделил из своих фондов 12.000 книг для библиотек, создаваемых в осво
божденных от немецких оккупантов районах.
Среди книг — много политической и художественной литературы, а также специальной по вопросам постройки, вксплоатации и восстановления железнодорожного транспорта.
В 1-й Образцовой типографии. Линотипное отделение наборного цеха; сирава — начальник цеха А. Астафьев. Фото Л. СМИРНОВА.
В 1-й Образцовой типографии
Почти все ротационные и плоские печатные машины 1-й Образцовой типографии заняты выполнением важного заказа. В цехах высятся
сейчас штабеля свежеотпечатанных листов. Тут и листы «Букваря» А. Янковской, тираж которого со
ставляет 1.700.000 экземпляров, тут и оттиски «Учебника русского язы
ка» П. Афанасьева (тираж 700.000), листы «Сборника упражнений по русскому языку» Д. Ушакова (тираж 1.150.000), «Книги для чтения» Е. Фортунатова, «Географии» Л. Терехова и других.
В декабре этот огромный заказ На учебники для средней школы будет выполнен. Учащиеся получат 6.300.000 книг, выпущенных 1-й Об
разцовой типографией. Еще несколь
ко миллионов экземпляров учебни
ков по заказу Учпедгиза печатаются в других типографиях.
Из типографской экспедиции на книжную базу КОГИЗ’а ежедневно передаются тысячи пачек новеньких учебников. 1-я Образцовая типография сдала уже 4 с лишним миллиона книг.
Ротационный цех (заведующий
В Лунев) лучше других справился
На правом берегу Днепра. Советские танки под охраной истребителей идут на выполнение боевого
задания.
Фото д. Чернова (ТАСС).
с выполнением ответственного заказа; вместо намеченных по плащ 11 млн. оттисков отпечатано 16 млн.
В августе в типографию приехали представители Народного комисса
риата просвещения Украины. В освобождённых районах уа;е были восстановлены сотни школ. Им требовались учебники.
1-я Образцовая типография никогда еще не имела дела с украинским текстом. Наборщикам цпишлось осваивать незнакомые слова.
Сначала набор шёл медленно, но скоро наборщики освоились с тек
стом. Быстрее забегали пальцы по клавишам линотипов, и так же бы
стро стали заполняться шрифтом наборные верстатки.
Весь коллектив типографии был охвачен единым порывом. Наборщи
ки и печатники стремились скорее дать учебники для школ освобождаемой Украины. И заказ Наркомпр-оса
Украины (в общей сложности на 200 печатных листов) был выполнен в рекордно быстрый срок.
Хрестоматия украинской литературы, буквари, книги для литературно
го чтения, сборники арифметических задач, учебники по естествознанию, грамматика украинского языка и другие книги были срочно упакованы п отправлены на Украину.
Сотни тысяч экземпляров книжной продукции печатает -типография для фронта. Этб — боевые уста
вы. наставления по инженерному делу, полевые книжки для офице
ров Красной Армии. Каждая имеет 100 отрывных листов для донесений. В специальном кармане пере
плета — копировальная бумага и прогуммированные марки для заклеивания донесений.
Как и обычно, выполняются большие заказы различных издательств.
Зная, с каким нетерпением ждёт читатель новой книги, работники
типографии повседневно борются за ускорспие всех процессов производ
ства. Книга товарища Сталина «О великой отечественной войне Советского Союза» была отпечатана досрочно, на И дней раньше, чем бы
ло намечено по плану. В экстренном порядке типография выпустила серию книг по сельскому хозяйству для освобождённых районов страны.
Сейчас эта мощная фабрика кни
ги готовится к выполнению других важных заказов.
С апреля 1-я Образцовая типография держит переходящее Красное Знамя ВЦСПС и ОГИЗ’а, присужден
ное за систематическое увеличение выпуска продукции, повышение про
изводительности труда и снижение себестоимости.
«ОКНО ТАСС
Новое «Окно ТАСС» работы лауреата Сталинской премии П. Соколова- Скаля посвящено подвигу Александ
ра Матросова. Художник изобразил героя-комсомольца в тот момент, ког
да он, прорвавшись к вражескому ДЗОТ’у, закрыл своим телом амбразуру и тем обеспечил успех наступающему подразделению. По.д рису пком стихи М. Голодного:
Прикрывши амбразуру телом,
Матросов не умрёт. Он будет жить
века.
Кровь хлещет на снегу оледенелом. Вперёд протянута рука.
Живёт в его порыве смелом
Бесстрашный дух большевика.
КОНЦЕРТ
СОВЕТСКОЙ
МУЗЫКИ
Большой вечер-концерт в честь 25-летия ленинско-сталинского ком
сомола состоялся на-днях в клубе работников НКВД.
В программе концерте, были в основном представлены недавно на
писанные произведения ооветскнх композиторов. Центральное место в ней заняла сюита из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», исполненная в пе
реложении для двух роялей фортепианным дуэтом А. н М. Готлиб. Сюита имела огромный успех.
Исполнялись также отрывки из молдавской сюиты Н. Чемберджи, произведения для виолончели Н. Ракова, романсы я песни Ю. Шапори
на, Т. Хренникова, Н. Макаровой, 3. Левиной, К. Листова, В. Кочетова, A. Новикова и других.
В числе исполнителей выступали заслуженные артистки республики B. Давыдова, Б. Златогорова, лауре
аты всесоюзных исполнительских конкурсов С. Кнушевицкий, Е. Флакс.
Концерт был горячо принят слушателями.
ТУРКМЕНСКИЕ
БАЛЕТЫ
Не так давно в Туркменском государственном оперном театре был показан первый в истории туркменского искусства национальный балет под названием «Алдар-Косе» («Безбровый обманщик»),
Главный персонаж балета — герой туркменских народных сказок и легенд, воплотивший в себе черты народной мудрости и юмора. Музыка балета при
надлежит композитору К. Корчмареву, постановка и либрегго Н. Холфина. В спектакле принимали участие молодые туркменские актеры оперного театра.
Сейчас театр готовит к постановке второй балет гбго же композитора, ко
торый называется «Девушки с моря». Либретто балета рисует жизнь рыболовецкого колхоза в дни великой отечественной войны.

С берегов Днепра

Возвращение

Наталки

Н

ЕЗАБЫВАЕМО выглядит с дороги
тихое украинское село Смолянка: окружённая хороводом топо
лей, кленов и каштанов в их осеннем многоцветном убранстве, Смолянка, словно гордая и пышная красавица, раскинулась на берегу огромного пруда.
У большака, пролегающего над прудом через всю Смолянку а вскоре выбегающего на древний киевский тракт, партизаны не раз гро
мили немецкие обозы, автомашины, орудия и танки. Вот лежит похо
жий на труп чудовищного ворона исковерканный «Мессер», подбитый пулемётом Осипа Дерекача, Чуть дальше, за обочиной дороги, в кана
ве уже оброс ковылем и крапивой черно-рыжий танк со скрюченной свастикой — дело рук Матвея Власова и Панько Остроуха.
В село ворвались наши войска. Мать трех партизан Прасковья Остроух встречала бойцов Красной Армян. Она вышла на большак, когда пули врагов еще рыскали по сторонам и тоскливо звенели в воз
духе. Прасковья Остроух и девчата вынесли волна» уощение. радушно потчпвали их арбузами, яблоками, кашей.
А вечером того же дня в Смолявку пришли загорелые, обветрепяые партизаны. Вернулись пока только самые бенжние, из крайних разведывательных отрядов. ГрсЦ- ВШПХ и день в ночь немецкие арьергарды. Два дня назад они взорвали мосты и обезоружили прислугу вражеского брочепсезла.
Партизаны шли под командой Наталки Хдгпы. Ей есполевлось в ав
густе двадцать пять лет, н в память своего двадцата пятилетия она лоруйвдо § тот дань конный раз езд
немцев — 10 солдат, одного фельдфебеля и трёх унтер-офицеров.
Она вошла в село под вечер, и весть о возвращении Наталки Хлипы мгновенно облетела всю Смолянку. Ее встречали всем селом. Первыми высыпали на улицу ребятишки, радостно выкрикивая имя На
талки. Старики и старухи шли ей навстречу, кланяясь в пояс, исстра
давшиеся подружки в невыразимом молчании целовали Наталку горячо и крепко, как любимую из любимых.
В хате родного села Наталка скинула с плеча автомат, бросила в угол прожжённую шинель, села к столу и начала рассказывать. Потом вспоминали погибших, и вновь ктото пересказывал одну из боевых стычек Наталки и переспрашивал ее, так ли все было. И опять она рассказывала о взорванных мостах,
о минированных дорогах, а румянец непередаваемого счастья разгорался в пожар на её крепких щеках, и
глаза её блистали волнением, и вместе с нею все переживали эту радость и волнение победившей правды.
За Днепром
НА ПРАВОБЕРЕЖЬЕ Днепра яс
ная солнечная погода. На всех плацдармах, занятых нашими войсками, большое оживление. Прокладываются дороги, строятся мосты, укреп
ляются высоты. В суровых хлопотах боевого дня каждый час полон героических подвигов и высокого мастерства наших бойцов и офицеров.
На-днях на батарею истребительной артиллерии лейтенанта Филимонова надвинулись «Фердинанды».
Из-за высоких песчаных холмов донесся хриплый рев самоходных оруднй, и вслед за тем огромные снарады с воем врезались в землю.
Лейтенант приказал выкатить орудие вперёд. Командир расчета сер
жант Никулыяин помогал бойцам, а когда «Фердинанд», ворочая сво
им хоботом, показался над бугром, Ннкулынин первым же выстрелом остановил его, а вторым и третьим поджёг. «Фердинанд» в пламени костра загрохотал разрывом снарядов.
Но вслед первому появился и второй «Фердинанд». Он не успел сделать н одного выстрела, как его по
стигла участь предшественника. На поле горели два длинноязыких костра, и кудри их, вздыбленные ветром, кидало из стороны в сторону.
В тот же день сержант Гельский из противотанкового ружья подбил три немецких танка.
Мне встретился человек, только что перешедший линию фронта. Он рассказывает, что немцы, узнав о форсировании Днепра нашими войсками, , страшно перепугались. Сре
ди офицеров заметна растерянность, а солдаты твердят: «Капут!».
На правобережья Днепра идут жестокие бои. Немецкое командова
ние бросает солдат в контратаки, под огонь наших пушек. Части Красной Армии отбивают все контратаки врага и пядь за пядью рас
ширяют свои плацдармы. Наших солдат местные жители встречают со слезами радости. Ликует народ Украины По всему югу усилилось со
противление немцам. На вражеских коммуникациях дерутся партизаны.
Советские воины, словно не заме
чая усталости, веселы, бодры и из одного боя бросаются в другой.
РыльсКие, конотонские, чернигов
скпр и другие прославленные части вновь являют чудеса храбрости и отваги. Наступательный порыв все более крепнет.
Алексей Глебов, ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

КВАРТЕТ

им. БЕТХОВЕНА
С большим успехом проходит цикл юбилейных концертов заслу
женного коллектива республики квартета им. Бетховена. 20 лет работы принесли ему всесоюзную из
вестность. Его исполнение отмечено высокой культурой, тщательностью отделки деталей. Репертуар квартета
включает чуть ли не всю камерную литературу. Особенно велики заслу
ги коллектива в пропаганде русской и советской камерной музыки.
Программа последнего концерта целиком была посвящена русской классике. Москвичи впервые познакомились с 7-м квартетом Глазуно
ва. Вкус, мастерство, богатство и разнообразие фактуры, ясность язы
ка, уравновешенность эмоций — все достоинства дарования Глазунова проявились и в этом сочинении. Оно украшает любую концертную программу. Особенно яркое впечатление оставляют две последние ча
сти — оригинальное но колориту скерцо и написанный широкими штрихами финал — «Русский праздник».
В программу вошли также 2-й квартет Чайковского и секстет Глин
ки. Произведение Чайковского, как всегда, было исполнено с под’ёмом и увлечением. Но истинным триумфом артистов в этом концерте явилось исполнение прекрасного секстета Глинки. Вдохновенная музыка, исполненная кипения жизненных спл, юношеской свежести и непо
средственности, прозвучала на этот раз с особой убедительностью.
Квартет нашёл достойных партнёров в лице великолепного контраба
систа И. Гертовича и пианиста Л. Оборина. О последнем нельзя не ска
зать несколько слов. Он обладает редким достоинством. Прирождённый виртуоз-солист, он так же не
принуждённо и уверенно ведёт одну из партий ансамбля, сливаясь с его участниками и в то же время не утрачивая своей оригинальной манеры.
Ансамбля, подобные секстету Глинки, особенно ответственны для пианиста, и дарование Оборина развернулось здесь в полном блеске.
Последний концерт квартета им. Бетховена явился подлинным музыкальным праздником. Еще раз про
явились достоинства этого ансамбля и вместе с тем значительность успехов советского исполнительства вообще.
И. Мартынов.

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы Джанкой, Могилев, Орша, Городок

и на аэродромы противника

В ночь на 18 октября наша авиация бомбардировала скопления немецких воинских эшелонов на железнодорожных узлах Джалкой, Могилев, Орша, Городок (севернее Витебска). Прямыми попаданиями бомб взорвало несколько железнодо!рожных составов. В результата бомбардировки возникло много по
жаров, горелн платформы н вагоны с техникой и военным имуществом . противника, а также цистерны с
горючим. Пожары сопровождали сильными взрывами.
В ту же ночь наша авиация наносила удары по аэродромам противника. Разрывы бомб ваблю дались в местах стоянки немецких самолётов. Аэродромы противника были обстреляны пулемётно-пушечным огнем.
Два наших самолёта не верну
лись на свои базы.
«Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Александр Молодчий
— скульптура работы заслуженного
деятеля искусств 3. Азгура.
К 51-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ
.КОМПОЗИТОРА
ИЖЕВСК, 13. (ТАСС). Воткинск — родина Чайковского. Трудящиеся Удмуртии готовятся отметить пяти
десятую годовщину со дня смерти
своего великого земляка. Ко дню годовщины возобновит работу доммузей Чайковского в Воткинске. Удмуртгосиздат выпускает массовым тиражом биографию композитора па русском и удмуртском языках, научный бюллетень музея Чайковского, посвящённый 50-летию со дня смерти, плакат о жизни и творчестве Чайковского. В городах республики откроются выставки, показывающие творческий путь компо
зитора, будут прочитаны доклады и лекции, устраиваются десятки концертов из произведений Чайковско
го. Дом-музёй пополняется новыми документами и экспонатами.

ГРУЗИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

МАРО ТАРХНИШВИЛИ

ТБИЛИСИ, 13. (ТАСС). Большой популярностью среди трудящихся Грузии пользуется Государственный хор под управлением Маро Тархпишвилн. Зародившийся еще в дореволюционные годы в селе Цителп Каспского района, этот хор вырос в крупный художественный коллектив исполнителей народных пеоен. В репертуаре хора свыше 110 народных песен, песни о Геро
ях Советского Союза Нанейшвнлп. Дурсманашвили и др.
Хор часто выезжает в воинские части, а летом ездил в колхозы, где непосредственно на полях дал 35 концертов,.
Маро Тархнишвили обладает прекрасным голосом и с. большим успехом исполняет знаменитые грузинские народные песенки—«Дроб
ную», «Оровела» и другие. В хоре вместе с ней поют ее сын Вано, дочь Тамара п сестре. Екатерина.
Маро Тархнишвили — первая женщпна-регент профессионального
грузинского хора. Ей присвоено звание заслуженного деятеля искусств.
ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ
АВИАТОРА
П. Н. НЕСТЕРОВА
В Горьковский областной музей поступилп личные веши прославленного нижегородца, творца «мертвой петли» и первого мастера воздушного тарана летчика Петра Николаевича Нестерова. В музей переданы шлем, кортик, ствол пулемета, которым была вооружена боевая машина Нестерова, куски пропеллера его самолёта и др. Переданы также обмундирование Нестерова и пилотка австрийского лётчика, самолет ко
торого протаранил знаменитый русский авиатор.
Е. САДОВСКИЙ. Гор. ГОРЬКИЙ. (Наш корр.).

Декларация маршала Бадольо

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Глава итальянского правительства маршал Бадольо через правительственную радиостанцию в Бари огласил следующую декларацию:
«Итальянцы! Декларацией от 8 сентября 1943 года возглавляемое мною правительство, об’явив, что главнокомандующий алгло-америкапскими вооруженными силами на Средиземном море согласимся на на
шу просьбу о перемирии, приказало
л таль янским войскам оставаться с оружием в руках, в бездействии, но в готовности отразить любой акт насилия, с какой бы стороны он ни последовал. Предприняв одновремеино действия, ясно свидетельствующие о том, что какая-то высшая власть отдала им соответствующий приказ, германские войска вынудили некоторые из наших частей разоружиться, в то время как в большинстве случаев они начали совер
шать нападения на наши войска. Однако германская наглость н же
стокость на этом не остановились. Мы уже видели некоторые примеры их варварства, выразившиеся в -зло
употреблении силой, в грабежах и насилиях всякого рода, совершен
ных ими в Катании, в то время как они все еще были нашими союзниками. Даже еще более дикие инциденты в отношении нашего безоружного населения имели место в Калабрии, в Апулии, в районе Салер
но. Однако в Неаполе зверства вра
га превзошли всякие пределы человеческого воображения. Героическое население этого- города, в течение недель терпевшее все виды мучений, активно сотрудничало с англо-американскими войсками, обращая ненавистных немцев в бегство. Италь
янцы! В Италии не будет мира до тех пор, пока хотя бы один немец останется на нашей земле. Мы должны итти вперед плечом к плечу с нашими друзьями — с Соединен
ными Штатами. Великобританией, Россией и всеми Об’единенными нациями. Где бы ни находились италь
янские войска — на Балканах, в Югославии, Албании. Греции, они были свидетелями аналогичных актов агрессии и зверств и они должны бороться против немцев до по
следнего человека Возглавляемое мною правительство будет в скором времени пополнено. Для того, чтобы оно могло явиться подлинным демо
кратическим правительством Италии, к участию в нем будут приглашены представители всех политических партий. Настоящее соглашение ни в коем случае не ущемляет неограниченного права народа Италии выбрать самому свою собственную форму демократического правления, когда мир будет восстановлен Итальянцы! Уведомляю вас, что его величе
ство король поручил мне об’явить сегодня, 1с октября, войну против Германии».
ДЕКЛАРАЦИЯ
Правительств Союза Советских Социалистических
Республик, Великобритании и Соединенных Штатов Америки
о признании Италии совместно воюющей стороной
В связи с тем, что сегодня, 13 октября, Италия об’явийа войну Германии, Правительства Союза Совет
ских Социалистических Республик, Великобритании и Соединенных Штатов Америки решили опубликовать следующую Декларацию о при
знания Италии совместно воюющей стороной:
«Правительства Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов признают позицию Королевского Итальянского Правительства, как это было сформулировано Мар
шалом Бадольо, и принимают активное сотрудничество итальянской нации н вооруженных сил в каче
стве совместно воюющей стороны в войне против Германии. Военные со
бытия после 8 сентября и жестокое обращение немцев с итальянским населением, достигшие своей кульминационной точки в об’явлении Италией войны Германии, фактически сделали Италию совместно воюющей стороной, и Советское. Британское и Американское Правитель
ства будут продолжать сотрудничать с Итальянским Правительством па этой основе. Три Правительства при
знают обязательство Итальянского Правительства подчиниться воле итальянского народа после того, как
немцы будут изгнаны из Италии, н подразумевается, что ничто не мо
жет ущемить абсолютного и неот’емлемого права народа Италии принять конституционными средствами решение о демократической форме правительства, которую он в конечном счете будет иметь
Основанные на совместном велении войны взаимоотношения между Правительством Италии и Прави
тельствами Об’единенных Наций не могут сами по себе повлиять на недавно подписанные условия, которые сохраняют свою полную силу и могут быть изменены лишь по соглашению между Союзными Правительствами в свете той помощи, ко
торую Итальянское Правительство сможет оказывать делу Об’единенных Наций
СООБЩЕНИЕ О ДЕКЛАРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВ СССР,
ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США
ЛОНДОН. 13. (ТАСС) Лондонское радио передало текст декларации правительств СССР. Великобритании и Соединенных Штатов Амери
ки о признании Италии совместно воюющей стороной.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 14. ТАСС). Агентство Рейтер передает сообщение ал
жирского радио о том, что левое крыло английской 8-й армии, про
двигаясь на северном направлении по дороге Феджа—Рцм, достигло пункта, расположенного в 35 км от Винкьятуро. В течение прошедших суток американские вой
ска продвинулись до гор, находящихся в 22 км. к северу от Пон- Теланлольфо. Оказавшись между двумя соединениями, совершающи
ми обходное движение, германские части под командованием Кессельринга были вынуждены отступить по направлению к узкому проходу у Винкьятуро.

По следам отступающего врага

СПАСЛИ ЖИЗНЬ
ТОВАРИЩУ
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14. (Спец. корр. ТАСС). В жарком воздушном бою самолёт гвардии младшего лейтенанта Жученко был поврежден и загорелся. Лётчик поса
дил машину на свой аэродром, но выбраться из кабины ему никак ие удавалось. Фонарь кабины был заклинен вражеским снарядом.
Пламя уже охватило плоскости. Начали рваться боеприпасы, с ми
нуты на минуту мог последовать варыв бензобаков. Лётчику грозила гибель.
Вблизи самолета в это время оказались ефрейтор Андрей Белов и рядовой Константин Филатов. Овги бросились к машине, открыли кабину и помогли выбраться лётчику.
Командование наградило Белова медалью «За отвагу» и Филатова медалью «За боевые заслуги».

На немецкой

каторге

НЕМЕЦКО-фашистские изверги, ворвавшись на Украину, огра
били этот цветущий край, а десят
ки тысяч советских граждан угнали на каторгу в Германию. Вот что рас
сказывает колхозница села Кротынь, Репкинского района, Черниговской области, Екатерина Яковлев
на Ланько об отправке на немецкую каторгу так называемых «добровольцев»:
— Из нашего села немецкие власти назначили к отправке в Герма
нию более 30 девушек. Староста вручил им под расписку повестка, в которых говорилось: «За неявку и уклонение от поездки в Германию виновные будут расстреляны». В селе поднялся сплошной плач. В день отправки прибыло 50 полицей
ских, вооружённых винтовками и карабинами. Всех невольниц согнали в амбар и заперли на замок. Ни
кого из родителей к девушкам не подпускали. Затем всех обречённых, среди которых были моя дочь Са
ша, Мария Матюш, . Надя Шовко, Лиза Микитенко, Катя Борисенко, Софья Микитенко и другие, погру
зили в закрытые автомашины и под охраной полиции увезли на станцию.
Что с ними было дальше, ни я, ни другие жители села долгое время не знали Потом начали прихо
дить письма одно другого страшнее. Прцшло письмо и от моей Саши. Вот оно:
«На станции Репки, — пишет Саша Ланько из одного немецкого города, — нас погрузили в товарный вагон, как скот, двери заперли на замок и повезли в Германию. Кормили один раз в сутки чечевичной похлебкой, которую у нас, на Украине, не
будут есть и свиньи. Так мы ехали всю дорогу. Здесь, в Германии,
мы работаем по 16—18 часов в сутки на одном из военных заво
дов. Работа очень тяжёлая, а питание сами знаете какое...
Дорогие родители, как вспомню я родную Украину, свой дом, лю
бимую школу, на сердце становится больно-больно и жить не хочется. Ваша дочь Саша».
Такие же письма, полные слёз и отчаяния, прислали Мария Бывалкевич, Мария Кулаковская.
Мы слышим ваш голос, украинские девушки! Мы идём к вам, мы освободим вас! Красная Армия от
платит немецким работорговцам за ваши слёзы, за вашу поруганную честь н молодость!
Гвардии лейтенант
И. Андреев. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
«Все, что осталось» — рисунок художника С. Чехова из серии его ри
сунков, рассказывающих о зверствах
немецко-фашистских варваров.

Убийца Э

ТО произошло в одном из селе
ний Орловской области во время фашистской оккупации.
Семья Григория Морозова собралась за столом. Пили чай. Кипяток — единственное, в чем не ограничивали жителей немцы
Неожиданно все в-здрюгнулн от внезапного, резкого стука.
Открыли дверь. Вошёл немец, фельдфебель Карл Зуммер, он же переводчик местного гарнизона.
— Попрошу, — сказал он, — стакан чай. — И сел
Ему подали стакан кипятку.
— О, пустой вода! Я имею заварку.—И фельдфебель бросил сверточек.
Немец следил за тем, как дочь Морозова — Надя заваривала чай. Ему протянули стакан с крепким чаем, и вдруг немцу показалось, что девушка что-то всыпала в стакан.
Карл Зуммер отодвинул стакан в сторону
— Выпей сама!
Надя пожала плечами и . отказалась.
— Выпей! Что ты всыпала в стакан?
Всем стало страшно. Надя придвинула к себе стакан я. обжига
ясь горячим чаем, медлшно стала пять. Гитлеровцу это показалось подозрительным.
— Она хотела отравить меня! — закричал нелеп и, выхватив парабеллум, перестрелял всех находившихся в избе — Григория Морозова, его жену и младшую дочь Выстре
лил и в Надю, но попал в плечо. Все остальные были убиты наповал.
Нам рассказала об этом Надя Морозова, после того как Красная Армия освободила её село.
Игорь Чекин.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Подвиг Александра Матросова

По заказу школы

На родине Чайковского

Итальянское правительство выявило войну Германии