23-я симфония Мясковского

КОНЦЕРТЫ СОВЕТСКОЙ
МУЗЫКИ
Открытые концерты-выставки советской музыки систематически
организуются в Большом и Малом валах консерватории. В программы ближайших таких вечеров будут включены многие, еще не известные советским слушателям сочинения.
Одна из последних симфоний Н. Мясковского— 23-я, написанная !йа кабардино-балкарские темы, ис
полнялась до сих по-р только по радио. Первое открытое её испол
нение состоится в начале ноября в очередном концерте-выставке. В программу входят также симфони
ческая поэма ленинградского ком
позитора Б. Майзеля под названием «Леннпград», «Узбекская сюпта» С. Василенко и концерт для виолон
чели с оркестром В. Кочетова. Исполняет эти произведения -симфонический оркестр Комитета по делам кинематографии под управле
нием Д. Блока. Солист — лауреат всесоюзного конкурса исполнителей С. Кнушевицкий.
Специальный концерт будет посвящён советскому камерному твор
честву: первое отделение этого концерта займут новые романсы Ю. Шапорина на слова Блока и современных поэтов — Симонова, Суркова и других. Кроме того, испол
няются фортепианный квинтет К. Макарова-Ракитина и новая ооната для скрипки п рояля, написанная эстонским композитором Э. Каппом на эстонские народные темы.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ совет московской
ФИЛАРМОНИИ
Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР утвердил художественный совет Московской го
сударственной филармонии. В со
став совета входят директор филармонии заслуженный деятель -искусств В. Власов (председатель), народные артисты СССР В. Барсо
ва, А. Пирогов, народные артисты РСФСР А. Гольденвейзер, Н. Голованов, заслуженные деятели ис
кусств Н. Мясковский, Д. Ойстрах,
В. Софроницкий, А. Хачатурян, Д. Шостакович, В. Шебалин, заслу
женные артисты РСФСР Ф. Левин, А. Свешников, заслуженный ар
тист УССР Н. Рахлин, профессора Московской государственной консерватории Л. Оборин и К. Дорлиак.
ДНЕВНИК ИСКУССТВ
* КОМПОЗИТОР В. Желобинский не так давно закончил фортепианные произведения и вокальный цикл на слова А. Суркова. Сейчас композитор пишет балет на сюжеты из русских сказок. Наряду с этим В. Желобинский приступил к работе над первым струнным квартетом.
* СИМФОНИЧЕСКИЙ концерт под управлением заслуженного артиста УССР Н. Рахлина состоится 18 октября в Большом зале консерватории. Исполняются произведения Скрябина, Шубер
та, Листа и Берлиоза. Солист — лауреат Сталинской премии В. Софроницкий.

Творческий

отчет

ВЫСТУПЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Завтра в Колонном зале Дома союзов состоится большой концерт с участием профсоюзных коллективов художественной самодеятельности Московской области.
Концерт явится гворчеокюс отчётом, подводящим итоги смотра коллективов художественной самодея
тельности, проводившегося в 34 крупных промышленных районах и городах.
В результате смотра сеть коллективов художественной самодеятельности значительно выросла, пополнилась тысячами новых участников.
В итоговом концерте примет участие об единенный хор шахтеров Подмосковного угольного бассейна. Будут исполнены песни, посвящен
ные шахтерам. Выступает об’еднненный хор русской народной пес
ни, составленный из шести лучших хоров профсоюзных клубов Коло
менского, Раменского, Ленинского, Истринского и др. районов. В программу концерту включены выступления 50 солистов—участников художественной самодеятельности районов. Всего в концерте примут участие около 300 человек.
Ансамбль шахтеров Московского
бассейна
СТАЛИНОГОРСК, 14. (ТАСС). На шахтах Мообасса прошел смотр ху
дожественной самодеятельности. В результате смотра создан ансамбль шахтеров. В него входит 110 чело
век. В репертуаре ансамбля новые песни шахтеров «Подмосковье, мое Подмосковье» н «Опгатчица», музы
ка Шишова. Дирижирует хором электрослесарь шахты № 10 треста «Донской уголь» Бибиков.
16 октября в Москве в Колонном зале Дома союзов ансамбль Мосбасса откроет заключительный концерт областной олимпиады художественной самодеятельности.

Музыкальные

лекции

в госпитале

В Н-ском госпитале Московская филармония организовала цикл лекций-концертов, посвящённых рус
ской музыке. Лектор И. Ремезов прочитал лекции о творчестве Глинки, Римского-Корсакова, Дарго
мыжского, Мусоргского, Бородина, о русской народной песне. Заключительная лекция этого цикла по
свящается П. И. Чайковскому в связи с отмечающимся 50-летием со дня его смерти.
В концертном отделении принимали участие Государственный квар
тет нм. Бетховена, солист Большого театра СССР А. Иванов, солисты Московской филармонии и Всесо
юзного радиокомитета А. Королёв, Л. Ельчашгнова, Г. Цоодык, Е. Фляке и другие.
Бойцы и командиры, находящиеся на излечении в госпитале, слушали лекции с большим интересом.
Понтонный взвод лейтенанта Шульгина собирает паром на Днепре.
Фото Н. ПИРКОВСКОГО (ТАСС).

Военные действия в Италии

Верность присяге

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14. (Спец. корр. ТАСС). Вражеские танки и автоматчики контратаковали наши боевые порядки. Мужест
венно и стойко отражали бойцы натиск противника. На одном уча
стке вместе со своим расчётом дрался миномётчик гвардии сер
жант Михаил Бакалов. Одну за другой посылал он в стан вдага свои мины. Он видел, как падают немцы, сражённые его выстрелами, и это в трудные минуты придава
ло ему силы. Молодой коммунист Бакалов помнил свою клятву — драться до последнего, и он свято выполнял её.
Мины были на исходе, когда Бакалов остался один из расчёта. Враг был близко и продолжал наседать. Одна группа немцев продви
галась прямо на позиции Бакалова. Однако он продолжал вести бой. Но вот опущена последняя мина в ствол миномёта. Драться было больше нечем. Немцы окружали миномётчика. Бакалов хотел было взорвать себя и лежащего рядом ране
ного бойца Ковалёва, но не было гранат. От удара сзади по голове миномётчик упал. Три немца оттащили его в сторопу, к офицеру.
Бой затих. Прикрывшись телом убитого, Ковалёв видел и слышал, что происходит неподалеку от него.
Бакалов пришёл в сознание, и его поставили перед офицером. Тот кричал: «Нумер? Нумер? Часть?». Бакалов молчал, опустив руки. Не
сколько тяжёлых ударов вынес стойкпй миномётчик и не проронил ни слова. Он знал хорошо свою часть, знал, с кем вместе она дралась, какие и где занимает пози
Книги—освобожденным районам. Государственный централизованный фонд лптсрагурц для восстановления библиотек отправил в освобожденные районы около полутора миллионов книг. На снимке: бригадир упаковочной бригады Т. Герасимова готовит посылки с книгами к от
правке в г. Воронеж.
Фото 3. НЕВЕРОВОЙ (ТАСС).
ции, но молчал. Он присягал на верность родине, клялся не выдавать военную тайну . и молчал.
Взбешенный офицер подскочил к Бакалову, схватил его руку и сраэмаху отрубил ему кинжалом два пальца. До Ковалёва снова донесся истеричный крик офицера: «Собака! Нумер?» Бакалов молчал. Он даже пе застонал, не вскрикнул от боли, когда вторым ударом офицер отрубил ему еще два пальца.
Бакалова били. Окровавленный, с бессильно повисшей рукой, он сто
ял молча. Отрублены пальцы и на другой руке. Результат один — молчание. И тут совершилось по
следнее чудовищное насилие над пленным бойцом. Два немца схва
тили Бакалова за голову, третий разжал ему рот, вытянул с силой явьис, и офицер с садистским спо
койствием отрезал его. Всего в крови, полуживото фашисты броси
ли Бакалова. К месту пытки уже двигались стремительно наступавшие наши части..
Бакалов был спасён. С чувством величайшей гордости ев своего товарища — стойкого воина — бой
цы вынесли с поля боя верного сына родины. Б. Афанасьев.
НА ПЕСЧАНОМ левом берегу
Днепра, среди мелких чахлых кустов ивняка и огромных воронок. от фугасных бомб, очерченных га
рью и пеплом взрывчатки, я не скоро разыскал, старшину Ефима Голубева. Над Днепром синело октябрьское небо, лёгкий ветер вздымал седые пряди реки, чайки мчались вдоль берега. Возле маленького окопчика возвышался са
жёнными плечами Ефим Голубев. Два его телефона, какие-то усилители в кожаных сумках и малень
кий коммутатор, смонтированный на фибре, еле вмещались в окоп
чике. А сам старшина, изогнувшись пад аппарата ми, кричал, что было силы, вызывая какого-то «Орла».
Высокий крутоплечнй старшина соединил меня с командным: пунк
том, и я услышал в трубке давно знакомый баритон командира. Ва
силий Акимович просил песне шить с переездом на правый берег:
— Время сейчас такое, «гостейвот-вот ждем, -— об ясняд командир, — они в ясную погоду обязатель
но прилетают. Вчера мы шесть «Хейнкелей» обили...
Я попросился в лодку, уходившую к западному берегу. Автомат
чики, мои попутчики, все до одного были сталинградцы. Они усадили меня на корму и вручили ру
левое весло. Я держал лево-руля, чтобы лодка шла прямо на запад. Чайки неслись вдоль берега, кружевные облака заглядывали в ре
ку, сердитая волна плескала за борт. Посреди реки над нами грозно завыл снаряд. Он упал за берегом, в песках, но вслед ему второй разорвался чуть правее лодки.
Следующий снаряд разорвался совсем рядом с паромом, перевозив
шим лошадей. Паром пересекал реку метрах в пятидесяти от нас.
Мы увидели, как одна из крайних лошадей, с окровавленной мордой, метнулась в сторону, упала в воду и, беспомощно посуетившись, по
шла ко диу. Сидевший возле меня юноша с нашивками сержанта ски
нул с плеча автомат и заботливо проверил подачу.
Наш спутник майор выбил о борт свою отросшую люльку, напнулся, зачерпнул в ладони дпепровокой воды, жадно выпил её и вслед за тем сменил правого на первых вёслах. Ветер над водой посвежел, чай
ки скрылись. Снарады ложились большим треугольником. Майор оглядел автоматчиков и, тепло, лучисто улыбнувшись им, точно с каждым обнявшись, бодро воскликнул:
— А ну, сталинградцы, подтягивайте!
И запел:
Много песен слыхал Я в родной стороне...
Сильная, широкая песня полетела над поседевшим Днепром. В такт ей гребцы, шалегли на вёсла, и лодка, рванувшись, метнулась вперёд, прямо на запад.
Когда лодка причалила к берегу, я нашёл попутчика из связных, и он повёл меня на командный пункт. По дороге валялись лоси
Алексей Глебов
певшие трупы немцев. Красные провода связи тянулись вдоль от
воёванного берега, среди кустов сторожко следили за небом зенитки, откуда-то слышалась пулемётная перестрелка.
Рыжекудрая сестра вела раненого. Он упирался, просился назад, в часть. Левая рука у него была пе
ревязана, и алая кровь сочилась нз-нсд бинтов.
— А ты понимаешь, что у тебя гангрена может вспыхнуть? — сердито об’ясняла сестра.
А раненый, 30-летний крепыш, загорелый, словно выкованный из меди, старался освободиться от руки сестры и, ирбоитедьно склонив голову, говорил е’й:
— Та що там рука, сестрица, чуточки ж и моя деревня ниц бо
кс м, зовсим рядом! А в дерзвнз батьке, жпнка и два хлопчика..
Но неумолимая сестра твердила о гангрене и продолжала вести раненого.
Командный пункт помещался в кустах, па песке. Командир разговаривал по телефону с пе
редовыми подразделениями. Я вспомнил, как дрались его солда
ты в Сталинграде и как он был растроган, когда его награждали на командном пункте 62-й армии, в блиндаже Чуйкове. Это было в незабвенном декабре сорок второго года. И вот, всего девять месяцев спустя, его славные солдаты фор
Действующая армия. Расчет орудия, которым командует С. Филиппчук, в одном лишь бою уничтожил до
100 гитлеровцев и две пулеметные точки противника. На снимке: красноармейцы И. Старченков и И. Сме
лов устанавливают дистанционные трубки шрапнели.
Фото Н. МАКСИМОВА.
сировали Днепр. Хлопотливый командир проверял ориентиры, на
зывал кого-то чудаком и еще кого-то богом войны, просил беречь и сдер
живать лейтенанта Кондакова и вести огонь только по назначенным целим.
В это время пришли приехавший вслед за мной начштаба и его радисты. Василий Акимович вызвал к себе командиров, и _я увидел среди них знакомого уже мне майора. Они ушли совещаться в блиндаж, где неукротимо визжа
ли зуммеры, а я допросил замести
теля командира по политической части провести меня к бойцам.
Мы отошли две сотни метров и попали к артиллеристам. Среди кустов, в глубоком песке правобережья тянулись подводы с боепри
пасами. Лошади храпели, с них клочьями падала иена, и ездовые, преисполнившись величайшей нежности, ласковыми голосами просили коней поднатужиться. В зем
лянке артиллеристов мы пили чай из оловянных кружек. Пламя жир
ней свечи трепетало и билось, и тени его, как птицы, летали по стенам.
Заместитель командира по политической части рассказал мне о героях лейтенанта Фёдора Кры
лова. Они первыми форсировали Днепр. Под ружейным и пулемётным огнём солдаты Крылова пере
правились через реку и, полуголые, скинув обувь й брюки, переходили вброд последний рукав Днепра. Вдруг на берегу появились немецкие солдаты из ударного батальо
на. Гвардейцы Крылова, не успев одеться, бросились на врага врукопашную. Над берегом понеслись
стоны, вой и проклятия, в воздухе
сверкнули ножи и штыки, вокруг запели пули, и великая ярость боя обагрила днепровский песок горя
чей кровью. И хотя немцев было вчетверо больше, они не выдержали этого натиска и, дрогнув, бросились бежать...
— Вот картина была... живопись, батальная живопись! Чистые боги! — восхищенно рассказывал заме
ститель командира по политической части. И я видел в полуосвещен
ном блиндаже, как сверкали его
глаза, словно почерпнувшие огня и страсти в том вдохновенном бою.
Пламя заката сверкало над западом, штурмовики брили крайнюю линию немцев, среди кленовой ме
ди вспыхивали яростные сполохи мин, и весь заднепровский плац
дарм грохотал бурей огня и железа. Мы шли на запад, тропа то
нула в глубоком песке. Вечер, накалённый боем докрасна, дышал нестерпимой жарой. Люди, шедшие в бой, в огонь и пытки жестокого сражения, шли, улыбаясь, без тени колебаний. И сознание, что это испытание ведётся за жизнь и сча
стье, делало их шаг твёрдым. Они шли, как древние богатыри, все вперёд и вперёд на запад
ПРАВЫЙ БЕРЕГ ДНЕПРА. Октябрь.

„Боевой карандаш“

ЭТО было несколько лет назад, во время финской кампании. В морозный
декабрьский вечер в Ленинградском союзе ху
дожников готовили к выпуску очередной номер стенной газеты «Карандаш». Художники работали, обсуждая известия с фронта. И вдруг один карикатурист, разма
шисто перечеркнув название етенновки, порывисто написал 1обоку:
«Боевой карандаш». Так родился «Боевой карандаш» — новая стенгазета Ленин градского союза художников, которой было суждено сделаться зачинательницей своеоб
разного и нового жанра в агитискусстве.
В стенгазете была нарасована ёлка. Что с ней делать? Поэт Ру
жанский подумал и продиктовал друзьям: «Новогодняя ёлка у белофинского волка». Соревнуясь, луч
шие ленинградские графики — 0. Верейский, В. Гальба, В. Курдов, Н. Муратов, Т. Певзнер, Г. Веселов, Б. Семёнов, И. Шабанов, В. Тамби — украшали ёлку «игрушками» — остатками пропеллеров, разбитыми пушками и т. д.
«Боевой карандаш» сразу привлёк внимание. Запомнилась удачная композиция художника Н. Му
ратова «Метеорологические сводки
на линии Маннергейма» и его же «Краткий справочник для всякого гада — руки прочь от Ленингра
да». Это был первый лист, который мы отправили на фронт, успех новой изогазеты превзошёл все ожидания, .Стремясь к тому, чтобы
Выставка
в библиотеке
им. В. И. Ленина
«Боевой карандаш» внешне был попрежнему эффектен и красочен, художники решили от руки раскрашивать
весь тираж — все 200 экземпляров. Так было выпущено шесть номеров.
С первых дней отечественной войны выпуск «Боевого карандашавозобновился. 23 июня 1941 года в выставочном зале союза находились все инициаторы содружества «Бое
вой карандаш». К ним примкнули другие члены графической секции союза — Ю. Петров, Н. Тырса, Г. Верейский, И. Холодов, автор этих строк, а затем и живописцы В. Се
ров, Н. Кочергин и другие. И снова в один вечер коллективно был создан первый выпуск на тему «Фашизм — враг человечества».
Первый номер «Боевого карандаша» вышел без авторской подписи. Автором был весь коллектив. Коллективный метод работы сохранился до .сих пор. Перед пуском в про
изводство каждый лист подвергается суровой критике и только после этого получает путёвку в жизнь. Большое количество выпусков соз
давалось двумя-тремя художниками. Непосредственное участие в работе принимают и видные поэты Ленинграда: Александр Прокофьев, Вис
сарион Саянов, Николай Тихонов, Сергей Спасский и в особенности Борис Тимофеев, являющийся автором текста доброй половины выпусков «Боевого карандаша».
С точки зрения внешней формы и жанра листы «Боевого карандаша— совершенно новая и оригиналь
ная форма изоискусства, находящаяся на стыке плаката, лубка и эстампа. Многокрасочные цветные
автолитографии, где па одном листе распланировано несколько картинок, в крайне разнообразных композиционных решениях разрабаты
вают широко взятые сюжеты — то героические или сатирические, то жанровые, пейзажные или исторические. Тематика «Боевого карандаша» разнообразна: героический го
род Лёнина, его люди и защитники, их боевые дела и подвиги, великое историческое прошлое города — вот главные темы выпусков.
Трудные дни пережил наш коллектив во время блокады города. В сентябре 1941 г. нам пришлось и-з светлого, просторного выставочного зала переехать в тёмную, тесную литографскую мастерскую. И мы ста
ли ещё ближе к литографскому станку. В самые напряжённые дни художники перешли на казарменное положение, дежурили иа черда
ках и крышах, тушили зажигалки. Но листы «Боевого карандаша» всё ещё продолжали выходить.
В декабре 1941 г. кольцо блокады затягивалось всё туже. Погас свет. Мастерская наша стала. Тогда мы пытались вручную печатать листы «Боевого карандаша». Нам было трудно, но все твёрдо знала, что это только временно. В марте. 1942 г. несколько художников нашего об’- единетгая — Астапов, Кобелев, Курдов, Петров, Верейский — была на
правлены в творческую комаадирсвку на фронт, во флот, к партизанам.
Это была замечательная поездка, которая никогда не изгладится из
памяти. Не менее 200 зарисовок бой
цов и командиров, боевых эпизодов
и живописных пейзажей — таков результат моего восьмимесячного пребывания на передовой линии.
ЛОНДОН, 15. (ТАСС). Специальный корреспондент агентства Рейтер передаёт из штаба войск союзников в Северной Африке, что американская 5-ая армия перешла в крупное наступление, бросив в бой значительные силы и большое- количество вооружения. Частями ан
глийской 8-ой армии занят пункт Джильдоне, находящийся северо-западнее пункта Ричча.
Агентство Рейтер передаёт сообщение комментатора алжирского ра
дио о том, что в германской линии обороны на реке Вольтурио созда
на брешь и танковые части 5-ой армии форсировали року. Войска союзников заняли пункт Гардиа, находящийся в 25 клм. к северовостоку от Беневенто.
Столько же акварельных эскизов и карандашных набросков привез после четырёхмесячной работы у партизан Ленинградской области Валентин Курдов.
Поездка на фронт навсегда запечатлелась в памяти. Со всей энергией старались мы наверстать упущенное. И какой товарищеской заботливостью окружали нас доблестные бойцы и офицеры Красной Ар
мии! Ни разу никто не отказал в позировании — занятии довольно скучном и утомительном. Нам не только помогали, но порой давали творческие советы. Целый ряд своих фронтовых рисунков мне и сейчас хочется рассматривать как кол
лективную работу, родившуюся б результате дружеского и творческого общения с воинами Красной Армии.
Зимой 1941—42 г. наш коллектив потерял двух товарищей: погибли талантливый Николай Тырса и молодой художник Иван Холодов; были эвакуированы Н. Муратов, Г. Верейский, С. Ачинский. Теперь они живут и работают в Москве. В ноябре 1942 года издание боевых листков возобновилось. Сейчас «Боевой карандаш» выпускается лито
графским способом тиражом в 15 тысяч экземпляров, на отличной бумаге. Специалистов литографского дела в городе сейчас мало. Поэтому сами художники готовят оригинал , и следят за всеми процессами печати. Это ускоряет и полиграфи
чески улучшает качество нашей продукции. Всего издано 80 выпу
сков, тираж которых достигает мил-» лиопа экземпляров.
Все это москвичи увидят на выставке, которая на-днях открылась в одном н.з залов нового здания Всесоюзной библиотеки имени В. И. Ленина.
И. Астапов.

Освободительная борьба бельгийского народа

против гитлеровских захватчиков

СТОКГОЛЬМ, 15. (ТАСС). По полученным из Бельгии сведениям, один из главарей бельгийских фашистов ван Копнепель в своем не
давнем выступлении признал, что население Бельгии «отказывается действовать заодно с властями, что было бы безусловно необходимо». Фашистский прислужник Гитлера вынужден был также констатиро
вать, что дело не ограничивается пассивным неповиновением и что активное сопротивление бельгийцев
оккупантам принимает опасный для них размах.
«Абсолютно невозможно, — сказал Коппенель, — сообщать общественности о каждом проявлении со
противления бельгийцев. В газетах отмечается не более половины совершаемых ими враждебных актов». Коппенель с особой тревогой говорил о диверсиях и саботаже в сельском хозяйстве и грозил, что если саботаж не прекратится, то власти будут реагировать новым снижением норм отпуска продовольствия населению (которые, как известно, и без того являются совершенно мизерными).
Признания Коппенеля подтверждаются публикуемыми в выходящих в Бельгии газетах многочисленными извещениями властей о розы
ске «преступников» (т. е. членов подпольных патриотических органи
заций) н сообщениями о свирепых судебных приговорах. Так, по сооб
щению газеты «Прованс де Намюр», военный суд в Генте приговорил
Герарда Вельфварта, владельца зеленной лавки Ношольера, Альберта Вельфварта к тюремному заключению за уклонение от трудовой по
винности. По сообщению газеты «Ла лежна», льежский военный суд приговорил к смертной казни 5 бельгийцев, уклонившихся от мо
билизации для отбывания трудовой повинности. Им было пред’явлено также обвинение в незаконном хранении оружия.
Газета «Гет Лаатсте Ныовз» с тревогой пишет о том, что широкое распространение получили нападения ла оклады «государственного
(т. е. реквизированного у крестьян для вывоза в Германию) зерна. Га
зета сообщает, что участники этих нападений вооружены автоматиче
ским оружием и что «их жертвами стало множество жандармоз и полицейских». Газета негодует по поводу того, что население «создает ог
ромные трудности для полиции». Недавно 30 вооруженных лиц под’- ехалн на грузовике к одной из тюрем в Брюсселе, связали охрану и освободили 7 заключённых.
Бельгийские патриоты истребляют предателей и доносчиков, прислужи
вающих оккупантам. Газета «Ла лежиа» пишет, что в Брюсселе был убит «по политическим мотивам» некий Леон Ганосе. В одном из райо
нов города были обнаружены два трупа, к одежде которых была прикреплена записка следующего содержания: «Так караются предатели».
Румыно-венгерские противоречия обостряются
СТАМБУЛ, 15. (ТАСС). Румыно венгерская грызня из-за Северной Трансильвании находит свое выражение в непрекращающейся полемике между румынскими и венгерскими газетами. *
Недавно венгерская газета «Пестер ллойд» опубликовала передовую статью, в которой всячески доказы
вала, что Трансильвания «имеет венгерский национальный облик» и что она «сохранила свое единство с венгерским народом». ЭГо вызвало раздражённую реакцию румын
ской газеты «Порунка времий», ко
торая перепечатала из газеты «Пти Паризьен» статью некоего Пьера Ви
ту. Последний, ссылаясь на свои впечатления от поездки по Тран
сильвании, заявляет, что «Трансильвания является духовным центром Румынии».
В газете «Курентул» напечатан перевод брошюры некоего Имре Ковача, которого газета называет вен
герцем и который утверждает, что венгры «грабят и угнетают румын».
Как уже сообщалось, румынские власти предприняли археологиче
ские раскопки в Южной Трансильвании с целью доказать, что Трансильвания является румынской зем
лёй. Газета «Универсул» пишет, что эти раскопки «имеют огромное значение, так как познакомят нас с ис
торией наших трансильванских предков».
По сообщению газеты «Курентул», в городе Сибиу состоялась конференция «культурного общества», носящего название «Астра». Выступивший на этой конференции ректор Клужского университета отметил «неоценимые услуги этой орга
низации в деле подготовки почвы для присоединения Северной Тр: н-
сильвании к Румынии». В ответ на сообщение одной венгерской газеты о том, что в Северной Трансильва
нии имеется 19 средних учебных заведений для венгров, румынская газета «Универсул» пишет: «Эти цифры следует запомнить, ибо румынское население, в три раза бо
лее многочисленное, не имеет там ни одного среднего учебного заведения».
Недавно в Южной Трансильвании начала выходить газета «Трибуна Ромына», которая в программной статье заявляет о своём намерении играть роль «боевого органа в борьбе за Северную Транснльванию».

В вотчине Недича

Гигантский концентрационный лагерь для детей
СТАМБУЛ, 15. (ТАСС). Детская беспризорность в вотчине Недича продолжает угрожающе расти. Чис
ло бзощризорных растёт за счет детей югославских патриотов, ставигах жертвами гитлеровского и недичевекого террора. Как уже сообщалось, единственная мера «борьбы» с беспризорностью, применяемая недичевокими властями, состо
ит в заключении беспризорных в концентрационные лагери.
Белградская газета «Ново нреме
сообщает, что под Крушевацем на территории бывшего порохового завода создаётся «единый концентра
ционный лагерь для беспризорных детей». Территория этого лагеря, по словам газеты, занимает свыше 100 гектаров. В этот лагерь будут заключаться дети и подростки в возрасте от 8 до 17 лет. Газета за
являет, что этот концлагерь будет носить имя его организатора —Не
дича и впредь будет именоваться «Недичево».
Арест итальянской
миссии
в Румынии
ЛОНДОН, 15. (ТАСС). Агентство АФИ сообщает из Стамбула, что, по полученным там сведениям, гестапо и румынская полиция произвели обыск в здании итальянской миссия в Бухаресте, конфисковали ар
хивы и арестовали итальянского посланника и сотрудников миссии, как сторонников Бадольо.
Аресты французских
патриотов
в Ла-Рошели
ЛОНДОН, 15. (ТАСС). Агентство АФИ передаёт сообщение радио Ви
ши о том. что в городе Ла-Рошель после ожесточенной схватки с полицией были арестованы два «тер
рориста» (так лавалевская печать именует французских патриотов). В тот же день были схвачены и брошены в тюрьму но обвинению в саботаже еще 4 француза.

„Гитлеровский военный разбой и законы войны“

На лекции академика И. П. Трайнина
12 октября Лекционное бюро при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР провело публичную лекцию академпка И. П. Трайнина на тему «Гитлеровский военный разбой и законы войны».
Лектор подробно останавливается на реакционных представлениях гитлеровцев о праве. В основу этих представлений положена так называемая «историческая школа пра
ва», о которой Маркс в свое время писал, что она узаконяет «подлость сегодняшнего дня подлостью вче
рашнего». Стержнем всей идеологии этой школы является утверждение, что только сила рождает право. Основываясь на диких принципах изуверской «расовой теории», предста
вители реакционного пруссачества и их современные последователи всег
да издевались над всеми и всячеекими договорам и между державами. Германская дипломатия, отмечает академик Трайнин, издавна «про
славилась» подлогами, вероломством, бессовестным нарушением всех меж
дународных прав и обычаев. Под прикрытием договоров гитлеровцы коварно и вероломно напали па Австрию, Чехословакию, Польшу, Да
нию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Грецию, Югославию, захватала всю францию, Оли органи
зовали величайшее в истории человечества злодеяние — вероломное нападение на Советский Союз.
Немецкие фашисты показали перед всем мпром свое лицо кровавых разбойников н грабителей, глумящихся над международными законами и обычаями. Эти изуверы ис
тязают военнопленных, расстрелива
ют мирное население. Близится час суровой расплаты за все эти зло
деяния, говорит академик Трайншю Советский народ требует привлече
ния к уголовной ответственности псех вдохновителей и исполнителей,
всех соучастников гитлеровского кровавого разбоя, требует возмеще
ния убытков, которые причинены нашей стране иемецкоУфашнстскимы захватчиками.
— Победы Красной Армии, — говорит. заканчивая лекцию, академик ТраЯнин, — вселяют в души наро
дов, ныне порабощенных фашизмом, уверенность в приближающемся ос
вобождении. Необходимым условием
для этого является уничтожение разбойничьего гнезда — гитлеровского государства п его подлой, жестокой армии фашистских мародеров. За это бьется сейчас наш героический народ на фронте и в тылу
(ТАСС).

На запад

Телеграммы из-за границы

Грызня в гитлеровской лакейской