ОКТЯБРЯ 1943 Г.

СУББОТА
№ 245 (5993)
Цена 20 коп.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 15 октября

Южнее ЗАПОРОЖЬЯ наши войска продолжали наступление и, продвинувшись вперед от 8 до 12 километров, заняли ряд населённых пунктов и среди
них КУШУГУМ, ГРИГОРЬЕВКА, ВЕСЕЛЯНКА, МАГ- ДАЛИНОВКА, МАЛО-ЕКАТЕРИНОВКА, ЦАРИЦЫН КУТ и железнодорожные станции КУБАЕВО, КУШУ ГУМ, ОСЕТРОВКА, НАНКРИНОВКА и ПЛАВНИ.
Наши войска, преодолевая сопротивление и ионгратаки противника, продолжали вести уличные бои в городе МЕЛИТОПОЛЬ. Противник, введя в бой дополнительные силы, переброшенные с других участ
ков фронта, неоднократно контратаковал наши части. Все контратаки противника отбиты с большими для него потерями.
В полосе среднего течения ДНЕПРА, на правам берегу реки, севернее и южнее КИЕВА, наши войска, отбивая контратаки противника, продолжали вести бои по расширению плацдармов и улучшили свои позиции. Противник понёс большие потери в живой силе и танках.
Южнее ГОМЕЛЯ наши войска в результате боёв улучшили свои позиции.
На остальных участках фронта — усиленная разведка и артиллерийско-миномётная перестрелка.
В течение 14 октября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 113 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 33 самолёта противника.
Южнее Запорожья наши войска продолжали наступление. Части Н-ского соединения, продвигаясь вперёд вдоль железной дороги на Мелитополь, заняли ряд населённых пунктов и железнодорожные стан
ции Кубаево, Кушугун, Осетровка, Канкриновка, Плавни . За день боёв
уничтожено свыше 1.000 немецких солдат и офицеров и 22 танка противника. Взяты трофеи, в числе которых 20 орудий. Вчера при заня
тии нашими войсками г. Запорожье
остатки разгромленных немецких войск были прижаты к Днепру. Гит
леровцы пытались переправиться через реку, но в большей своей ча
сти были уничтожены или взяты в плен. Не менее 1.500 немецких солдат и офицеров потоплено в Днепре.
Наши лётчики совершили налёт на
аэродром противника. В результате бомбардировки уничтожено и повре
ждено 23 немецких самолёта. Кроме того, в воздушных боях за день сбито 19 самолётов противника.
В городе Мелитополь наши войска продолжали вести уличные бои. Немцы укрепились в зданиях завода и церкви, расположенных в цен
тре города, и оказывали упорное сопротивление. Советские артиллеристы подавили огневые точки про
тивника. Наши бойцы, действуя штыками и гранатами, очистили от немцев завод, церковь и несколько улиц. Противник подтянул новые силы, переброшенные с других участков фронта, и контратаками пы
тался восстановить положение. Контратаки гитлеровцев отбиты с большими для них потерями. Уничтожено свыше 2.000 немецких сол
дат и офицеров. На другом участке наши войска, сломив упорное сопротивление противника, овладели не
сколькими укрепленными пунктами я вплотную приблизились к Мелитополю с северо-востока.

На правом берегу Днепра севернее и южнее Киева наши войска продолжали вести бои за расшире
ние плацдармов. В одном районе немцы бросили в контратаку до двух полков пехоты и свыше 100 танков. Ожесточённое сражение дли
лось неокольно часов. Советские бойцы огнём артиллерии и противо
танковых ружей подбили и сожгли 67 немецких танков. Вражеская пе
хота, лишенная танкового прикрытия, в беспорядке отступила. Пре
следуя противника, наши бойцы уничтожили до полка гитлеровцев и
захватили выгодные позиции.
Восемь, самолётов «Илыошнн-2», под командованием капитана НестерешЕо, вылетели на штурмовку танковой колонны противника. В воз
духе они встретили 30 немецких бомбардировщиков. Самолёты про
тивника, шли бомбить наши войска и переправы через Днепр. Советские лётчики-штурмовики смело и реши
тельно атаковали противника и в ожесточённом воздушном бою сби
ли 8 немецких самолётов. Два из ппх сбил капитан т. Нестеренко.

Южнее Гомеля противник, стремясь сбросить наши части р запад
ного берега реки Сож, прфпрпнял несколько ожесточённых контратак. Советские войска отбили все контр
атаки гитлеровцев и улучшили свои позиции. В этих боях немцы потерялз#- свыше 800 солдат и офицеров, 7 танков, 4 самоходных и 26 поле
вых орудий. Севернее Гомеля наши войска вели огневой бой с противником.
В Баренцевом море потоплены два немецких транспорта общим водоизмещением в 16 тысяч тонн и сто
рожевой корабль противника. Кроме того, серьезно повреждены ещё два транспорта противника. Наши лётчики в воздушных боях с авиаци
ей, прикрывавшей конвой, сбили 15 немецких самолётов.
В Балтийском море потоплен танкер противника водоизмещением в 5 тысяч тонн.

Несколько партизанских отрядов, действующих в Ленинградской обла
сти, пустили под откос 7 немецких воинских эшелонов. Разбито не
сколько паровозов п 63 вагонов и платформ. В боях против пемецкофашистских захватчиков партизаны истребили свыше 700 гитлеровцев и уничтожили 2 орудия, танк, 39 автомашин и 17 повозок с боеприпа
сами. Советские патриоты взорвали 2 железнодорожных и, 19 шоссейных мостов и на аэродроме противника сожгли немецкий транспортный самолёт.
Пленный ефрейтор 11 роты 172 полна 75 немецкой пехотной диви
зии Йозеф Бюлес рассказал: «Наша дивизия занимала оборону в районе г. Сумы. Все были уверены, что нам придётся там зимовать. Мы настроили блиндажи в несколько накатов и до самого последнего времена утепляли их. Отступление яви
лось полной неожиданностью не только для солдат, но и для офи
церов. Они были поражены, когда узнали, что русские прорвали фронт. Началась суматоха. Русские внезап
но обошли наши колонны и напали на правый фланг. В один день 11 рота потеряла три четверти личного состава. Остатки батальона тогда побежали. За два дня мы прошли пешком более 80 километров. Преследуемые русскими остатки подразделений различных полков и дивизий метались из стороны в сторону. Смешно думать, что беспорядоч
ное бегство этих выбившихся из сил людей регулировалось каким-то планом или приказом свыше. Коман
дир нашей роты — обер-лейтенант фон Берген был убит. Мы поня
ли, что положение безвыходное, и сдались в плен».
Жители поселка Семеновпа, Черниговской области, рассказали о зверствах немецко-фашистских мерзавцев. Перед отступлением специальные немецкие команды поджигателей раз езжали по поселку на мотоциклах, подрывали здаиля и про
мышленные сооружения, бросали в окна домов бутылки с горючей сме
сью. Гитлеровцы уничтожили две электростанции, обувную фабрику, швейную фабрику, два маслобойных завода, лесопильный завод, паровую мельницу, хлебопекарню п дру
гие мелкие предприятия. Немецкие бандиты разорили больницу, лабо
раторию и рентгеновский кабинет, разграбили цепную аппаратуру и медицинские инструменты. Фашистские изверги сожгли туберкулезный
диспансер, детские ясли, пять шпел, библиотеку, кинотеатр, музей, дом колхозника, баню, пожарное депо,
типографию и другие зданпя. За время оккупации и при отступлении гитлеровцы уничтояЖли и со
жгли свыше тысячи жилых домов с личным имуществом мирных жите
лей. Немецко-фашистские негодяи причинили населению поселка материальный ущерб на десятки миллионов рублей.

Севернее и южнее Киева

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15. (Спец. корр. ТАСС). В ожесточённых боях с немецко-фашистскими захватчиками советские войска продвигаются вперёд и улучшают свои позиции на правобережье. Враг оказы
вает упорное сопротивление, бросая в контратаки значительные силы пехоты и танков под прикрытием са
молётов. Советские бойцы стойко отражают все контратаки фашистов.
В Н-ской части при отражении Контратаки противника отличилась рота под командованием старшего лейтопанта Огородникова. В первые же часы боя бойцы этой роты унич
тожили 3 немецких тапка, одну бронемашину и истребилп свыше 100 Солдат и офицеров. Когда немецкие танки приблизились к нашим око
пам, рядовой Кушкунбаев встал на •колени и в упор бил по ним броне- Фажигательными пулями. Старший лейтенант Огородников умело ру
ководил боем. Своим бесстрашием оп воодушевлял своих бойцов.
I На западном берегу Днепра час
то вспыхивают танковые бои, заканчивающиеся победой советских танкистов. На подступах к одной высоте заняли позиции наши тан
ки под командованием старшего лейтенанта Шатилова. Скоро 2 батальона немецкой пехоты при поддержке танкоз пошли в атаку, пытаясь овладеть высотой. Пулемётным и пушечным огнём подразделение Шатикова уничтожило несколько немецких тапков и истре
било много солдат и офицеров. Контратака противника захлебну
лась. Старший лейтенант Шевгань, ворвавшись на своем танке во вражеское расположение, огнём и гусеницами уничтожил 2 бронемаши
ны, 4 мотоцикла, бронетранспорт и несколько десятков фашистов.
С исключительной храбростью сражаются пехотинцы. Они нередко вступают в рукопашные схватки с врагом. Сержант Бикеев в немецкой траншее уничтожил 7 фашис
тов. 6 вражеских солдат истребил автоматчик Москвин. Внезапными н стремительными атаками пехо

Прием тов. И. В. Сталиным г-на Дональда М. Нэльсона

15 октября Председатель Совета Народных Комиссаров СССР тов. И. В. Сталин принял Председателя Управления по Делам Военного Производства США г-на Дональда М. Нэльсона.

типцы выбивают гитлеровцев из опорных пунктов и улучшают свои позиции.
Немецкая авиация не оставляет попыток прорваться через строй на
ших самолётов и атаковать боевые порядки наступающих советских войск и переправы через Днепр. В воздухе то и дело происходят крупные воздушные бои. Только за вчерашний день налоги лётчики
сбили 14 фашистских самолетов. Замечательную победу одержал гвардии старший лейтенант Бородачев. Прикрывая наступление на
ших частей, он вступил в бой с истребителями и- бомбардировщика
ми противника. Искусный лётчик уничтожил в этом бою 2 фашистских истребителя и 1 бомбардировщик.
С восторгам отзываются бойцы наземных войск о действиях штурмовиков. Штурмовая авиация не
прерывно атакует врага и наносит ему ощутимые потери. Группа наших машин была атакована 16 истребителями. Прикрывая друг дру
га, штурмовики выполнили боевое задание и в воздушном бою сбили 3 немецких истребителя.
В ожесточённых боях па правобережье фашисты несут большие потери в людях и технике. Изма
тывая и истребляя врага, части Красной Армии с каждым днём улучшают свои позиции.

Г. Крылов.

СПОКОЙНО, мирно жили люди на
хуторе Малая Дикашька, что в семи километраж от Днканькн — районного, центра. Хлеба собирали столько, что каждый имел запас на два-три года. От лета до лета сто
яли в погребах бочки с соленьями, вареньями. Земля дикапьская щедра, II ЛЮДИ трудолюбивы. КОЛХОЗ
«Вперёд к коммун ному» был учат стником Всесоюзной сельскохозяй
ственной выставки. Дети хуторян учились в своей школе, ездили учиться в Дикаиьку, Полтаву, Киев, Москву.
Два года назад в хутор вломились немцы. Знатная колхозница Диканыцины Александра Андреев
на Кучлий рассказывает об этом дне:
— боже ж мнй, що робылося,
то робылося—казать не можно! Людэй впв з хат повыгонялы, полизлы по курниках та % погребах,
по садках та огородах. Телят та свиней режуть, курим головы рублять. Диты перелякались — кричать, худоба реве. О боже!
Но первый день, как потом оказалось, был не самым страшным, Прошли танки, проехала на машинах пехота. Стала Днканыцина не
мецким тылом, и появились на хугора.х немцы-заготовители, немцы
надзи.ратели, немцы-коменданты. От буйного дикого грабежа перешли к грабежу систематическому, плановому. Установили «правила»:
Каждый от н до 65 лет работает -в поле. Кто не работает усердно, тот будет наказан.
Едва забрезжит рассвет — все выходят в поле. Возвращаются за
темно. Весь дешь не смей, снины разогнуть. Рихтергоф — комендант — всегда ходил с бамбуковой тростью, он мог собствен
норучно избить, мог оштрафовать, мог засадить в тюрьму. Василь Голуценко — пятнадцатилетний хлопец — остановился, пожалев волов, передохнуть на минуту. Рихтергоф избил его палкой. Дру
жок Василя — Володя Кучлий — отлучился от утгряжжи палиться веды. Рихтергоф оштрафовал его на »500 рублей.
Когда весь урожай был собран, его увезли в Германию. Бели б не старые, кое-как, сохранившиеся запасы, пришлось бы помирать с го
лоду. Быа закон о сдаче молока: каждый имеющий корову обязан принести на сливной пункт ежедневно 5 литров молока.
У Александры Кучлий я Олены Головко было по полкоровы — дер
жали одну на двоих. Доилась ко
ровёнка плохо: больше трёх литров никак не давала. Рихтергоф приказал свести корову на скотбазу, а женщинам выдал ра
списку: «отобрана, за невыполнение плана сдачи молока».
У Зиновии Дымочка .— пятеро детей от году до восьми. Зиновия угнала свою корову на соседский двор, там доила, там оставляла для сдачи молоко, чтобы дети не видели.
— А то ведь просят, душу раздирают: «Мамо, молочка». Замолчите вы, нема, говорю, у нас коровы, нема молочка.
Зиновия Дымочка не могла выполнить плана*. -Отобрали корову.
За все грозила смерть: за неявку в управу на регистрацию, за
Предоктябрьское социалистическое соревнование. Штамповщицы-стахановки механосборочного цеха Н-ского завода столицы Д. Фадеева и Н. Мо
исеева, систематически выполняющие производственные задания не ниже, чем на 300 процентов. Фото Л. Смирнова.

Завод становится на вахту

дая. Досрочно закончили монтаж узлов тов. Митяев н комсомолец тов. Савостьянов.
Почетную вахту несут также цехи, где начальниками тт. Федоров, Глаз, Александров. Цех тов. Александрова дал обязательство выполнить к 25-летию ВЛКСМ октябрьский план на 106 процентов. Допол
нительные обязательства взяты н другими цехами.
Первенство в нредоктябрьежом соревновании на заводе оспаривают 180 молодёжных бригад. 23 из них вчера дали двойную выработку. В цехах, ставших на вахту, все рабочие выполняют норму.
Сегодня на вахту становится еще несколько цехов завода, где главным инженером тов. Кононенко.

Выработка увеличилась в 5 раз

Партизаны-комсомольцы

ГЕРОИЧЕСКУЮ борьбу ведут во
вражеском тылу партизаны-комсомольцы. Беспощадно истребляя немецко-фашистских мерзавцев, молодые патриоты проявляют изуми
тельную стойкость, беззаветную храбрость и самоотверженность.
...Взбешенные дерзкими действиями народных мстителей, немцы пытались окружить партизанский отряд имени Фрунзе. Когда гитлеровцы пошли в наступление, пулемёт
чик комсомолец Иван Д. вызвался задержать фашистов, чтобы дать возможность основным силам отряда оторваться от наступающих н совершить маневр. Командир, отряда одобрил инициативу пулемётчика.
Иван Д. приготовился к бою, а лем временем партизаны начали отходить, Когда немцы вышли на открытую поляну, молодой пулемёт
чик внезапно обрушил на них огонь.
Обстреляв врага, он быстро сменил позицию и снова повёл огонь. Так повторялось несколько раз. Пока 200 гитлеровцев топтались около од
ного пулемётчика, партизаны успели незаметпо обойти их и обрушились на врага с тыла. Удар был настоль
ко неожиданным, что гитлеровцы в панике начали разбегаться, бросая оружие и раненых. Так верный сын ленинско-сталинского комсомола пулемётчик Иван Д. помог своему отряду разгромить численно превосходящего противника.
Однажды командиру этого же отряда» тов. К. стало известно, что в одной из деревень немцы грабят население и жгут дома. Командир решил упичтожить фашистских разбойников.
Несколько партизанских групп, выделенных для этой операции, скрытно подошли к деревне и неожиданно напали на врага Начался
узлу. Собранный Песковым спусковой механизм обычно отвечает всем требованиям самого придирчивого контролёра. В короткий срок моло
дой стахановец увеличил выработку в пять раз. В дни предоктябрьского соревнования бригада Пескова даёт особенно много сверхплановой про
дукции и идёт на заводе в числе передовых.
Группа мастера Захарцева обязалась не только перевыполнять зада
ния, но и помочь смежной группе, взяв на себя производство одной детали. Работа идёт хорошо. Свое слово стахановцы держат крепко. Слесарь этой группы тов. Григорьева в октябре совмещает две опера
ции. Она работает за верстаком и у станка. Григорьева даёт почти вдвое больше продукции, чем раньше. Два станка обслуживает знатная фрезеровщица завода тов. Золотова.
Бои за Мелитополь. Гвардейцы — кубанские казаки атакуют врага.
Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).

Ответственное

задание выполнено

Комсомольско-молодёжной бригаде автозавода имени Сталина, которой руководит т. Абакумов, было дано ответственное задание — изготовить рычажной индикатор сложной кон
струкции. Бригадир умело органи
зовал работу. Он каждому об’яснил, как обрабатывать детали и нроизводить сборку. Бригада с честью справилась с заданием и выпустила ипдикатор высокого качества.
Бригада т. Абакумова завоевала в предоктябрьском соревновании на за.
воде одно из первых мест. Она держит переходящее красное знамя заводского комитета комсомола. Брига
да обязалась досрочно выполнить октябрьский план на 150 прэцентов.

Соревнование двух цехов

В начале сентября два ведущих цеха завода — механический и
сборочный — вступили между собой в социалистическое соревнование в честь 26-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Над ставками и, верстаками по
явились индивидуальные обязательства рабочих. Видное место в этих обязательствах занимало обучение молодёжи. Кадровики понимали, что это в значительной степени решает успех соревнования.
У сверлильного станка работает комсомолка Галлова. Обучал её старый кадровый рабочий. Сейчас мо
лодая сверловщица вырабатывает за смену 900—-1000 деталей — в полтора раза больше, чем мпогие другие станочники. Таких фактов на заводе, где директором тов. Завальный, немало.
В сентябре механический цех выпустил сверх плана 14.000 сложных деталей. Ему вручено переходящее красное знамя завода. Начальник цеха тов. Иванов награждай знач
ком «Отличник социалистического соревнования» и почётной грамотой.
Хорошо потрудился в сентябре и коллектив сборочного цеха. Он соб
рал сверх плана 13.000 деталей. Смена мастера Еремеева ежедневно собирает 2.000 деталей вместо 1.000.
Соревнование между двумя ведущими цехами завода успешно продолжается.

Более двух норм

в смену

Среди стахановцев завода им. Молотова развернулось соревнование на достойную встречу 26-й го
довщины Велнкой Октябрьской оси циалнстической революции. Передовые бригады значительно перевыполняют свои обязательства, повы
шают производительность труда. 1
Бригада тов. Чижиковой обязалась давать не менее двух норм
в смену. Правильная организация труда позволяет стахановцам ежедневно выполнять план на 225 процентов. Высоких показателей добились женские бригады тт. Барано
вой, Панкратовой н Александровой. За первую декаду октября они вы
полнили нормы на 180 процентов. Недавно фронтовая бригада тов. Комарова получила задание — в 15-дневный срок отремонтировать платформу для перевозки грузов. Стахановцы внесли свои поправки в этот срок и за 15 дней отремонтировали не одну, а две платформы.

На украинском хуторе

Сой. Фашисты, опомнившись после первого удара, оказали партизанам сильное сопротивление. Заработал
немецкий станковый пулемёт. Тогда комсомолец Алексей А., искусно ма
скируясь, подполз к расчёту вражеского пулемёта, забросал гитлеров
цев гранатами, захватил пулемёт, развернул его и ударил по фашистам. Операция была закончена пар
тизанами блестяще. Потеряв только убитыми 37 человек, немцы бежали с поля боя, оставив награбленное имущество, з пулемёта, 30 винтовок.
Заслуженной славой лучшего подрывника пользуется в отряде сем
надцатилетний юноша Аркадий. Самые сложные операции на железнодорожных коммуникациях противни
ка командир неизменно поручает ему. -Однажды молодой подрывник получил приказ спустить под откос вражеский эшелон. Воспользовавшись густым утренним туманом, Аркадий незаметно пробрался к не
большому железнодорожному мосту, перекинутому через ручей. Но мосту только-что прошёл немецкий пат
руль. Когда ои удалился метров па 400, Аркадий быстро заложил взрыв
чатку, протянул шнур и мастерски замаскировал его песком. Патруль, возвращаясь обратно, ничего не заметил, а подрывник сидел в это время в густом кустарнике и внима
тельно наблюдал за немцами. Скоро со стороны станции послышался грохот идущего поезда. Когда паровоз был на мосту, Аркадий мгновен
но дернул шнур. Раздался взрыв. Был подорван паровоз и в щепы разбиты 6 вагонов.

Для бойцов

Красной Армии

Комсомольцы и молодые рабочие фабрики «Буревестник» готовят к славной годовщине ленияско-стал итак ого комсомола производственные подарки.
Большинство молодых рабочих 5-го цеха заключило индивидуаль
ные договоры на социалистическое соревнование. Фронтовая бригада имени Орловских дивизий обяза
лась ежедневно давать сверх плана 50 пар армейских сапог, а ьыпускает 55—60 пар.
Передовиками соревнования среди заготовщиц по праву считаются
бригадир комсомольско-молодёжной бригады Анна Усачёва н стахановка Зинаида Арцыбашева. Они делают вы1со1кокачоственные заготов
ки для армейских сапог и создают необходимый задел для бригад сборки. От опытных рабочих стара
ются не отстать ученики школы ФЗО. Они успешно осваивают сложные станки и машины, учатся правильно обрабатывать изделия. Мо
лодые заготосщ.&цы Смирнова, Пронина и Сучкова выполняют по две [ нормы в смену. Ученицы дали слово полностью освоить к 25-летито ВЛКСМ обработку заготовок.
Оживлённо проходит соревнование между фронтовыми бригадами имени Марины Расковой II Зои Космодемьянской. В этих бригадах все работницы перевыполняют нормы выработки. Изо дня в день по
вышают производительность труда машиниста Румянцева, полировщица канта Хоропонова и другие.
Фабрика ежемесячно перевыполняет государственное задание по
выпуску обуви. За последние шесть месяце® передовой коллектив дал сверх плана свыше 100.000 пар са
пог. 130 стахановцев закончили выполнение годовых норм.
Партизаны-комсомольцы своими боевыми подвигами вписывают в историю ленинско-сталинского комсомола новые блестящие страницы.

Майор В. Дугин.

Предоктябрьское социалистическое

соревнование

Слесарь-комсомолец Песков назначен бригадиром совсем недавно. В его бригаде такие же молодые рабочие, как н он сам. Но это не мешает молодёжному коллективу ус
пешно выполнять и перевыполнять задания. Слесари обязались собрать спусковых механизмов оружия почти втрое больше, чем предусмотрено нормой.
Раньше сборку спускового механизма доверяли только слесарям 6—7-го разрядов. Песков — слесарь 4-го разряда. Но он отлично изучил все операции. На рабочем месте перед слесарем стоит несколько ящичков, наполненных множеством дета
лей. Каждая из них имеет свои особенности ’ в форме, в размере. Зти отклонения неуловимы для малоопытного слесаря. Песков почти безошибочно сразу выбирает именно ту деталь, которая лучше остальных подходит к монтируемому им
Вчера рано утром, задолго до начала смены, бригада слесаря Леон
тьевой была уже в цехе. Члены бригады готовились к стахановской вахте. Леонтьева подробно проинструктировала каждого сборщика, тщательно подготовила рабочие места.
— Сегодня мы становимся на вахту в честь 26-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и 25-летия ВЛКСМ, — оказала она своему коллективу.
Бригадиры остальных бригад тоже об’явили о том, что с 15 октября по 7 ноября они будут нести почетную вахту.
На вахту в честь славной годовщины встал весь цех, где начальником тов. Смирнов. Бригады Леонть
евой, Канурокой, Банова в первый день дали больше двух норм каж
неподчинение местным властям. Нод этот параграф можно было подвести любой пустяк. За что аре
стовали и угнали в Дикаиьку братьев сапожников Василия и Ни
киту Ладор, ветфельдшера Ивана Афанасьевича Кириченко, голову
колхоза Поломаря — никто не знает. Одни говорили, что они гру
бо разговаривали с комендантом, другие утверждали, что они выразили недовольство непомерными нормами заготовок. Прошла неде
ля, и хуторяне узнали, что все четверо расстреляны в центре Дакаиьки, у здания жандармерии. За
что? Комендант изволил - «разъяснить»:
— За неповиновение.
Весной нынешнего года начали угонять молодёжь в Германию. Сначала вызывали в управу и там грузили на машины. Потом стали ловить в поле, в хатах. Так увезли 18 дивчат и подростков Малой Дикаяькн.
Пришёл сентябрь. Немцы отступали. Они останавливали в хуторе машины, торопливо хватали кур, телят, поросят и мчались дальше.
По шляху на Кременчуг день и! ночь тянулись оббйы селян из-под Харькова, Миргорода. Измучепные люди говорили:
— Сёла спалилй, самих угоняют. Ховайтесь пока не поздно, ховайте худобу, зерно, бо всё спалить проклятые.
Дед Олекснй Троян увёл свою свинью нз дома в ноле, вырыл в кукурузе яму, сверху заделал травой, бодыльем. Соорудил неподале
ку такое же убежище для себя. Так и жил целую неделю. Мудрый дед. Его свинья сейчас единственная, оставшаяся после немцев, па всём хуторе.
Побросали хуторяне свои хаты. Рассыпались по полям, по балкам— с детьми, худобой, скарбом. По но
чам подходили к родному хутору, смотрели: нет, пока не горит.
Уезжая, Рихтергоф подпалил в степи пять стогов хлеба, 2 стога удалось растащить, затушить,
3 сгорело. Смотрели хуторяне и пла
кали: сколько труда, сколько пота сгорело. 20 сентября после обеда при
ехали двв машины с гитлеровцами. Первой запылала крайняя хата Ивана Городницкого, за ней по поряд
ку — Степана Гриценко, Семена Горбенко, Андрня Герасименко, Александры Кучлий. У гитлеровцев была сноровка больших специали
стов поджигательного дела. Ещё полчаса — и пламя охватило бы весь хутор. Но вдали на дороге по
казалась группа конников. Это была советская разведка. Поджигатели сели на машины и умчались.
Прошли через хутор к Днепру советские войска. Их встречали и про
вожали, как родных. Угощали, чем могли.
И снова тихо стало на хуторе. Только в воздухе стоит ещё запах гари, и трубы спаленных хат зло
веще торчат меж помятых яблонь п вишен, напоминая хуторянам о вой
не, о злом вороге, взывая к мести, к защите священной земли.
А. Малибашев
спец. корр. ТАСС.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16.