Северный флот. Стремительно нагрянув на фашистские транспорты и выпустив по ним торпеды, советский торпедный катер под прикрытием дымо вой завесы уходит к своим берегам. Фото В. КОВРИГИНА (ТАСС).

Полярная осень

I. На суше

ЕЩЕ вчера эта склоны манили своей суровой живописностью, отцветающими летними красками. Серые валуны, бурый лишайник, велень дикорастущих ягод, зем
листый цвет низкорослой, стелящейся берёзы— В каменных ложах среди сопок поблескивают озёра. Пустынным и безжизненным кажет
ся хребет горы, в складках которой
сидит враг.
Миновало короткое лето, и низкое небо тяжело нависло над сопка,ми. На какой-нибудь пас — два в бирюзовом, очищепном от туч и облачков небе застывает, как боль
шой шар ртути, солнце. Потом всё тускнеет. По сопкам я ущельям прокатывается холодный ветер, и не
ожиданная белая пелена раннего «нега обволакивает всё вокруг. Мо
лодой, ещё не крепкий снег быстра тает; остаются на зелёных склонах лишь белые пятна — вестники близкой полярной зимы.
Готовые к ней стоят на крайних Северных рубежах нашей страны морские пехотинцы. Враг — впереди, на склонах хребта, в расщели
нах скал, в ущельях. Он скован ими, он не смеет подняться, чтобы шагнуть вперёд. Здесь пригвождены его силы — отборные «геря, изощрённые головорезы, не раз из
ведавшие ярость и воинское умение советских моряков.
Зорко следят наблюдатели за позициями противника. Снаряды на
ших артиллеристов находят ДОТ’ы я ДЗОТ’ы немцев. Пули снайперов настигают егеря, едва только он делает попытку подняться из своего каменного логова.
...Вражеская батарея обстреливает паши позиции. Через ровные промежутки раздаются выстрелы. Ар
тиллерист-разведчик Фёдоров засе
кает орудие немцев, беспокоящее советских бойцов. Наблюдая за
стрельбой, ен вдруг замечает, что звук выстрела идёт не от места
вспышки. Он слышит выстрел и не видит вспышки. Он видит вспышку ж не слышит выстрела. Разведчик понимает: немцы хитрят. В отдале
нии от своей батареи, ведущей огонь, они одновременно имитируют выстрел, маскируя тем самым стре
ляющее орудие. Но уловка врага разгадана, и нашим артиллеристам не стоит большого труда заставить замолчать немецкую пушку.
...Артиллеристы пристреливаются к Еражосшм позициям. Прильнув к биноклю, следит за стрельбой корректировщик. Странная вещь: после каждого выстрела он видит на
территории врага два разрыва в разных отдалённых друг от друга точках. Но стреляет одна только паша пушка. Что бы это значило? Напрягая до предела внимание, наблюдатель следит за немецкими по
зициями. Снова наш выстрел, и снова два разрыва. И тут же все становится ясным. Немцы, желая
обмануть артиллеристов, устраивают ложные разрывы в стороне от места падения наших онарядов. Они хо
тят сорвать пристрелку, сбить с телку артиллеристов.
— Ну, что ж, теперь н мы по хитрим! — говорит командир бата реи. И на позиции врага летит сна
ряд другой марки. Летит дальше прежней цели н разрывается позже. Враг ничего не подозревает и про
должает имитировать падение снаряда на прежнем ложном месте.
— Вот и засыпались! — смеется корректировщик.
Теперь позиция пристреляна, п огненный дождь советских снарядов
ложится на вражеские ДЗОТ’ы и блиндажи, превращая их в груды камня и пепла.
...Сегодня солнечное утро. Прошёл снежный заряд, и чудесный осен
ний день стоит над морем и землей Заполярья. В солнечном блеске кажутся мирными и спокойными сопки.
Выстрел. Разбужена тишина. Немецкая батарея стреляет по нашему переднему краю. Прильнул «стереотрубе наблюдатель-разведчик. Сейчас можно будет засечь месторасположение батареи.
В лучах утреннего солнца наблюдатель различает поблескивающую странную чёрточку. Она выде
ляется, эта чёрточка, на фоне чуть заснеженных скал. Да, линия связи, несомненно, — решает наблюдатель. Омоченный росой утра телефонный провод даёт отблеск и выдаст врата.
Наблюдатель докладывает об этом па командный пункт. Раздается несколько выстрелов, и клочья телефонного провода разлетаются в
сторону. Но это не все. Теперь опять необходимо внимание: немцы придут, конечно, направлять повреждения. Вероятно, линия связи идёт к наблюдательному или командному пункту. Терпение на войне нужно в такой же мере, как н мужество, это тоже оружие, и его надо приме
нять умело. Наблюдатель терпелив. Он сидит и ждёт. Прошёл час, быть может больше. Над сопками стоит
тишина. Молчит немецкая батарея. Молчит и наша сторона.
Но вот, наконец, по склону сопки поползли немцы-связисты. Пусть исправляют повреждения! Зато со
ветский снаряд найдёт благодаря им наблюдательный пункт врага
Снова бьёт немецкая батарея. А в ответ ей вдруг вздрагивает скали
стая земля, и гулкое эхо выстрела
рассыпается далеко над сопками. Тяжёлый снаряд нашей пушки ложится на позицию засеченной не
мецкой батареи. Он разносит в клочья наблюдательный и корректировочный пункт врага
Так проходит утро одного пз обычных осенних заполярных дней.-

II. На море

ВДОЛЬ берега идёт караван про
тивпика, охраняемый несколькими кораблями. В воздухе шесть «Мессершмиттов». Слева и справа подходят ещё самолёты.
Над ?-юрем — осенний туман. Небо затянуто тучами, и лишь узкие просветы между ними позволяют со
ветским торпедоносцам наблюдать вражеский караван. Впереди торпедоносцев — истребители. Они бро
саются на немцев, навязывают им бой. Гвардии капитан Адинсков да
ёт команду приготовиться к атаке каравана. Свой торпедоносец он направляет на самый крупный транспорт.
Огненные трассы поднимаются навстречу его машине. Он бросает свой самолёт то вправо, то -влево, искусно уходит от огня. Нет, он не свернёт с курса, он прорвётся сквозь хлопья разрывов, сквозь ог
ненную паутину, тянущуюся с немецких кораблей.
Пора! Сброшены торпеды. Вспенилась вода, и сигары смерти устремились к транспорту и тральщи
ку противника. Вспыхнули корабли — удар был точным. На глазах у советских лётчиков они идут ко дну. И тогда над морем разгорается ожесточённый и опасный бой.
Немецкие самолёты бросаются на машину Адинсков а. Цокают пули, впиваясь в обшивку самолёта. По
вреждён левый мотор, он заглох, и скорость машины упала. Израненный самолёт вскоре перестаёт слушаться лётчика. В его кабине раз
рывается снаряд. Разбита доска с приборами. С правой руки лётчика стекает струйка крови. Ничего! Так держать!
— Штурман, ты жив? — спрашивает командир.
А штурман, прильнув к карте, прокладывает маршрут. Огонь про
тивника не прекращается. Ранен стрелок Алферов, но п он не перестаёт стрелять. Ралел стрелок-ра
дист Коронаев, но пулемёт его не умолкает.
Адинсков прижимает машину к воде. А в воздухе уже горит «Мессершмитт». Он факелом песетой вниз. Бурная волна Баренцева мор я поглощает его.
— Есть одни! — кричит стрелок я с повой силой начинает бить по немцам.
Последние трассы — кончаются патроны, до берега далеко, а враг наседает.
— Держаться! — твердит командир.
Ненецкая машина уже нагоняет торпедоносец. Вот она даёт очередь по нему. Опять пауза. Тогда отве
чает торпедоносец двумя очередями. Густой дым покрыл немецкий самолёт. Он отваливает в сторону. Те
перь в воздухе остаётся одпн только «Фокке-Вульф». Немец преследу
ет советский торпедоносец, время от времени посылая короткие очереди.
Лётчики поняли: у противника на исходе боезапас. Теперь он не страшен.
Мелькает родной берег. Капитан Адинсков ведёт машину на аэро
дром. Бой кончен. Лётчикп-гвардейцы возвращаются с победой. Они потопили два, вражеских коцабля и сбили два самолёта.
...Два сторожевых катера покачиваются на осенней бурной волне мо
ря. Затянуто свинцовыми облаками небо. В такие дни надо быть на
чеку: может появиться в воздухе немец.
Уже слышно гудение моторов. Пулемётчик Яковлев первым увидел
семь «Фокке-Вульфов». Они шли па катеры. Он открыл огонь. Немцы прорвались. Они начали бросать бом
бы и, пикируя, поливать корабли огнём из пулемётов и пушек. На море вставали огромные султаны во
ды. Вода вокруг кораблей кппела. На катерах стреляли все пулемёты, и грозная завеса огня заставила немцев отвернуть. Атака была отбита.
Прошло полчаса. На катерах заметили новую приближающуюся группу самолётов. Вскоре из-за туч вывалилось восемь «Фокке-Вуль
фов». Адский грохот поднялся над морем. Катеры открыли огонь.
Крик радости вырвался у краснофлотца Блохина, стрелявшего из ав
томатической пушки: он увидел, как после выстрела головной немецкий самолёт стал рассыпаться. Ближай
шая сопка оказалась могилой для немецкой машины и сё лётчика.
Немецкие самолёты ушли, но вскоре с трёх разных сторон слова ринулись на советские катеры. Воздух над морем словно раскалился от выстрелов.
Снова огненно-дымный клубок летит в море. Еще один немецкий са
молёт сбит. Но бой всё разгорается. То и дело вспыхивает немецкая ма
шина, совершая последнее пике на дно моря.
Показались паши истребители Новая вспышка воздушного боя. Вот «Месеершмитт» пристраивается к хвосту нашего истребителя. Тогда на катере командир пушки разря
жает верь диск. И все видят, как «Месссршмитт» летит в мор^ охваченный пламенем.
Этот неравный бой двух советских кораблей о немецкими са
молётами длился более суток. Два катера уничтожили пять немецких машин и четыре подбили.

„На запад!“

ПЛАКАТЫ
ИЗДАТЕЛЬСТВА
«ИСКУССТВО
Издательство «Искусство» выпустило несколько новых плакатов, посвящённых успешному наступлению Красной Армии.
«На запад!»— называется плакат художника В. Иванова. На фоне
летящих, устремившихся на врага, самолетов, орудий, обстреливающих фашистов, наступающий боец при
кладом винтовки сбивает прикреплённую немцами к дереву табличку с надписью: «На восток!». На за
пад гонит Красная Армия гитлеровских захватчиков.
На плакате работы Н. Жукова и В. Клим ангин а знакомый украинский пейзаж. Ночь. Широкой лентой вьется Днепр. Луна из-за обла
ков освещает столб с немецкой надписью «Киев». Страдающая, но непокорённая украинская женщина, привязанная фашистскими из
вергами к столбу, обращается к воину Красной Армии: «Боец, Украина ждет тебя!».
Плакат художника В. Иванова называется: «Мсти за горе народа». На рисунке русская мать. Вокруг
нее горит подожжённая немцами деревня. Старая женщина цризывает бойцов и офицеров Красной Ар
мии мстить немецким оккупантам. На плакате стихи Веры Инбер:
Сын, тебя я под сердцем носила. Я тобою гордилась, любя,
И со всей материнскою силой Я теперь заклинаю тебя.
Бей врага! Над твоей головою Вьется русского знамени шелк.
Каждый немец, убитый тобою, — Это Родине отданный долг.
Бей врага! Чтобы он обессилел, Чтобы он захлебнулся в крови. Чтоб удар твой был равен по
силе Всей моей материнской любви.

Издевательства гитлеровцев

над советскими военнопленными

ОТКРЫТИЕ КОНЦЕРТНОГО
СЕЗОНА В МОСКВЕ
Вчера в Москве открылся зимний концертный сезон. В программу пер
вого концерта, происходившего в Большом зале консерватории, вошли произведения Мясковского, Дворжака и Шостаковича.
Впервые в СССР был исполнен концерт Дворжака для скрипки с оркестром. Лауреат Сталинской пре
мии Д. Ойстрах мастерски сыграл это трудное произведение Дворжа
ка. Заслуженный успех выпал также на долю 5-й симфонии Шостако
вича в исполнении Государственного симфонического оркестра Союза ССР иод управлением лауреата Сталинской премии А. Мелик-Пашаева.
В предстоящем сезоне москвичи ознакомятся с новым произведением Шостаковича—8-й симфонией. Предстоят циклы концертов, посвящённых Чайковскому и Бородину. Впервые будут исполнены 24-я симфония Мясковского, 2-я симфония Хачату
ряна, оратория Шапорина на тему
великой отечественной войны и ряд новых произведений Прокофьева, Глиера, Шебалина, Василенко, Хренникова, Кабалевского л других.
В Заполярье стоят осенние дата. Гул советских орудий, неугомонный визг мин, дробь пулеметов на северных рубежах перекликаются с грозным грохотом наших наступа
тельных ударов на освобождаемой от врага земле Украины и Белорус
сии, у солнечного Крыма, на веем фронте борьбы с немецкими оккупантами.
М. Мирлэ. СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ.

Художникифронтовики

«Партизанка» — скульптура работы ленинградского скульптора В. Иса
евой.
Всесоюзный дом народного творчества имени Н. К. Крупской ведет
большую переписку с . фронтом, с участниками красноармейской художественной самодеятельности.
Бойцы шлют запросы на репертуар для драмкружков, для чтецов крас
ноармейской эстрады, для хоров, певцов. Коллективы красноармей
ской музыкальной самодеятельности, присылая программы своих выступле
ний, делятся опытом художественной работы на фронте. Работники Дома на
родного творчества не оставляют без ответа ни одного письма, идут навстре
чу всем запросам. Отсюда регулярно отправляются на фронт посылки: ре
пертуарные библиотечки и отдельные книги, материалы, пособия.
Вокруг Всесоюзного дома народ
ного творчества об едппена большая группа самодеятельных художников-фронтовиков. Несмотря на труд
ности фронтовой обстановки, эти товарищи не бросают творческой работы. В свободные часы и минуты, урывками, они создают художественные произведения, отобра
жающие героику великой отечест
венной войны. От них регулярно поступают на консультацию к спе
циалистам Дома народного творчества отдельные работы.
От фронтовых самодеятельных художников получено уже около 400 произведений.
Многие из работ заслуживают быть отмеченными. Художник Головлев сделал с натуры 14 портретных на
бросков партизан; выделяются его картина «Конец мародерам» и дру
гие работы. Художник Етценко написал интересный портрет снайпера-орденоносца Опарина. Комсомолка Пронина, выезжавшая на фронт, привезла много зарисовок.
Всесоюзный дом народного творчества за один только третий кв1р- тал дал 300 консультаций по запросам художников-фронтовиков.

Накануне 25-летия

комсомола

СТЕПНОЙ ФРОНТ, 15. (Спец. корр. ТАСС). Во всех частях и подразде
лениях развернулись подготовка к 25-летцго ВЛКСМ. Боевые дела вос
питанников ленинско-сталинского комсомола, молодых советских пат
риотов, широко популяризируются на фронте. Слава об их подвигах передаётся из уст в уста.
В Н-окой стрелковой части, где помощником начальника политотдела по комсомолу Бочкарёв, массовым тиражом изданы листовки, по
свящённые героям боёв за Украину
— комсомольцам гвардии сержанту Михаилу Звягину, гвардии сержанту Николаю Кулагину, гвардии сержанту Александру Дееву, санинструкто
ру Евгению Никулину и другим. Эти листовки знакомят бойцов и офицеров с богатым опытом, кото
рый накопили в процессе настудателышх боев молодые советские воины, воспитанные комсомолом.
О большим мастерством, вкусом и любовью подготовлена фронтовая выставка «Комсомол в отечественной войне». Значительное место на этой выставке отведено боевым делам танкнстов-юомсомольцев. Многочисленные фотографии, диаграммы, описания подвигов молодых танкистов показывают славный путь Н-окой части по украинской земле. На од
ной из фотографий — танковый экипаж лейтенанта Богомолова, пробывший 34 часа в осаждённой нем
цами машине. 5 вражеских ДЗОТ’ов, 3 противотанковые пушки, свыше роты гитлеровцев уничтожил отважный экипаж за один день боев.
Другой стэнд выставки повествует о боевых делах Н-ского авиационно
го полка, которым командует член ЦК ВЛКСМ Эренков. Этот полк удостоен вымпела Центрального Коми
тета комсомола. Свыше двух тысяч
раз появлялись лётчики Эренкова над окопами и блиндажами врага, сотни тонн бомб сбросили онн на
головы гитлеровцев. Всего 20 лет младшему лейтенанту Шибалипу, но он уже имеет 100 боевых вылетов. Грудь его украшают два ордена. Посетители выставки узнают о его под
вигах, о подвигах разведчика-истребителя Деева, бомбардировщика Тамилова и других лётчиков полка.
В частях и подразделениях проходят беседы и доклады. Дни подготовки к славному юбилею сопровождаются ростом комсомольских орга
низаций частей за счет лучших молодых бойцов и офицеров, проявивших себя в бою. В Н-ской стрелко
вой дивизии за последнее время в комсомол принято 462 человека, в другой дивизии 375 человек. Лучшие комсомольцы-фронтовики вступают в ряды партии. В Н-ской Кременчугской дивизия за время насту
пательных боев в партию вступило 155 комсомольцев, отличившихся в боях.
В день юбилея в частях фронта состоятся торжественные вечера, концерты художественной самодеятельности, спортивные выступления.
З. Липавский.
СТОКГОЛЬМ, 16. (ТАСС). В шведской газете «Ню даг» помещён рас
сказ прибывшего из Норвегии беженца об издевательствах гитлеровцев над советскими военнопленными, томящимися в лагерях в Север
ной Норвегии. Гитлеровцы систематически морят военнопленных голодом.
«Я видел, — рассказывает беженец, — как пленные рылись в от
бросах и в картофельной шелухе, выискивая остатки пищи. Они едва держатся на ногах от изнурения. Часто можно видеть, как люди внезапно падают от изнеможения. В од
ном бараке у аэродрома близ Киркинеса умерло 90 русских пленных. Немцы заявляли, что они умерли от тифа, но нам было известно, что они погибли от голода. Их трупы были положены па земле перед бараком. Некоторое время спустя явились 20 русских пленных и похоронили их».
Беженец рассказывает, что норвежское население питает горячее
сочувствие к советским военноплен
ным и, несмотря на запрет и угрозу строжайшими карами, ухитряется изредка оказывать им помощь.

Каторжный режим для советских граждан,

насильственно угнанных в Германию

ЖЕНЕВА, 16. (ТАСС). Гитлеровская газета «Мюльхаузер тагблатпубликует изложение нового офици
ального распоряжения гитлеровских властей «об административных ме
рах, ограничивающих возможности общения восточных рабочих с мест
ным населением». Газета раз ясняет, что под «восточными рабочими» сле
дует подразумевать лиц, которые до начала войны с Россией проживали на советской территории.
Согласно этому распоряжению «зосточным рабочим» запрещается без разрешения полиции оставлять своё место работы, пользоваться общест
венными транспортными средствами, оставлять своё жильё и находиться вне места ночлега, отведённого вла
стями. «Восточным рабочим» строжайше запрещается заходить в об
щественные учреждения. Места для приёма пищи они могут посещать только в отведённые для них часы.
В течение этих часов прекращается доступ туда для немцев. Виновные в нарушений этих правил, говорится в распоряжении, будут привлекаться к строжайшей ответственности.
Гитлеровские власти предупреждают также местное население о том, что каждый немец, который узнает о нарушении каким-либо «восточ
ным рабочим» указанных для него правил поведения и не донесет об этом, будет также подвергнут наказанию. ,

Антигерманские диверсии в Дании

СТОКГОЛЬМ, 16. (ТАСС). Датское пресс-бюро сообщает, что в конце прошлой недели на Ютландских же
лезных дорогах, которыми немцы пользуются для связи с Норвегией, было совершено 7 диверсионных ак
тов. В результате крупной диверсии полностью разрушена обувная фаб
рика «Глоб» в Копенгагене. Неизвестными лицами было подожжено од
но имение, владелец которого Сехеетед был известен своими симпатиями к гитлеровцам. Недавно в окре
стностях Копенгагена был найден убитым гитлеровский прислужник Йенс Ольсен,

Угрозы гитлеровского

сатрапа

в Австрии

СТОКГОЛЬМ, 16. (ТАСС). По полученным здесь сведениям, гитле
ровские власти в Австрии ведут ожесточённый поход против пораженческих настроений, охватывающих всё более широкие круги насе
ления. Гитлеровский наместник Бальдур фон Ширах недавно об’е-
хал несколько предприятий в Вене и её окрестностях и выступал перед рабочими с речами, полными яростных угроз по адресу «тех элементов, которые при каждом отступле
нии германской армии считают, что Германия погибла».
На одном нз рабочих собраний другой гитлеровский главарь — Шарицер обрушился на тех, «кто не может отделаться от воспоминаний о 1918 годе» (год поражения Герма
нии в прошлой мировой войне).
Рассвирепевший гитлеровец угрожал крутыми мерами и беспощадной расправой всем тем, «кто ведёт опасные речи против режима».

Столкновения населения

с гитлеровскими

оккупантами в Риме

ЖЕНЕВА, 16. (ТАСС). Римское радио сообщило, что вечером 10 октября в городе произошли столкновения между германскими солдатами н группами населения, воору
жёнными винтовками и ручными гранатами. Немцы арестовали 19 че
ловек, из которых 6 было казнено, а остальные приговорены к тюрем
ному заключению сроком до 30 лет каждый.
Диверсионные акты
на железных дорогах
Франции
ЛОНДОН, 16. (ТАСС). Как сообщает агентство АФИ с французской границы, французские патриоты бро
сили на станции Ларош (на линии Париж—Дижон) взрывчатые вещества в топки 19 паровозов. В резуль
тате этой диверсии паровозы вышли из строя. Таким же способом были выведены и-з строя 7 паровозов на одной из станций на юге Франции.
ПЕРВЫЙ ВЕЧЕР УКРАИНСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ В ХАРЬКОВЕ
ХАРЬКОВ, 16. (ТАСС). В Харькове впервые после освобождения города от немецких захватчиков состоялся лите
ратурный вечер у крап иски х писателей. Зал театра имени Шевченко заполнила стахановцы предприятий, учителя, инженеры, художники. Собравшиеся теп
ло встретили выступившего с яркой речью поэта лауреата Сталинской пре
мии Максима Рыльского. Он прочитал свою патриотическую поэму «Слово про рьдну матер». Новые произведения читали писатели Кучер, Козланюк,. Гордиенко и другие.
«После боя
Гравюра на дереве художника-фронтовика Ф. Глебова.

„Невидимый фронт“

СТОКГОЛЬМ, 16. (ТАСС). Шведская газета «Социал-демократенопубликовала рецензию на вышед
шую в Швеции книгу норвежского писателя -Фрогнера под названием «Невидимый фронт».
Автор книги, говорится в рецензии, рисует яркую картину возникновения и развития нелегальной
борьбы против немецких оккупантов в Норвегии, борьбы, в которой он сам участвовал в течение трёх лет. Норвежский народ оказался в состоянии организовать тайный и эффек
тивный фронт сопротивления чуже
земным угнетателям и их орудию — гестапо.
В период своей подпольной работы н во время пребывания в качестве заключённого в концентрационном лагере Грини автор имел воз
можность познакомиться со многими
борцами за свободу Норвегии. Он описывает, как из действий отдельных мелких групп, связанных меж
ду собою общей ненавистью к врагу и любовью к родине и овободе, воз
ник «невидимый фронт» норвежских патриотов. Некоторые группы взяли на себя пропагандистскую работу. Они печатают и распространяют подпольные газеты тт листозки. Другие выполняют трудную п опасную работу по опасению тех, кому угрожает арест или кто вырвался из рук ПОЛИЦИЙ.
В течение этих трёх лет гестапо, надеясь обезглавить сопротивление народа, систематически арестовывало самых лучших, самых способных
людей страны и казнило многих ни в чём не повинных заложников, чтобы запугать остальных. Взбешен
ные провалом этих своих усилий, направленных к тому, чтобы раскрыть подпольные организации, нем
цы об’явили в Норвегии «тотальную мобилизацию» для отбывания трудо
вой повинности. Одной из целей этой мобилизации было разрушение нелегального аппарата сопротивления. Но и это им не удалось. Рядом с группами гражданского сопротивления организуются и вооружаются районные военные группы, готовые нанести удар. «Когда наступит этот час, тогда и борьба норвеж
цев будет тотальной, — пишет автор книги. — Несокрушимый невидимый фронт норвежского народа устоит до последнего победоносного сражения за свободу».
СТОКГОЛЬМ, 16. (ТАСС). Как уже сообщалось, гитлеровские оккупаци
онные власти расстреляли в связи с крушением германского воинского поезда на линии Осло—Кристиансунд
5 норвежцев. Шведекое телеграфное агентство передаёт из Осло приказ гитлеровских властей в Норвегии, из которого видно, что были расстре
ляны не участники диверсионного акта, вызвавшего крушение, а за
ложники, так как гитлеровские власти не могли обнаружить виновных. В приказе указываются имена расстрелянных. Это — директор Альф Иопсен, инженер норвежских госу
дарственных железных дорог Томао Агнес, Артур Сименсен, Андерс Но харсен и Гейдар Фюру.

Вручение медалей «За оборону Ленинградамитрополиту Алексию и другим служителям

русской православной церкви

ЛЕНИНГРАД, 15 октября. (ТАСС). По поручению Президиума Верхов
ного Совета СССР вручены медалп «За оборону Ленинграда» группе служителей русской православной церкви. В дни великой отечествен
ной войны священнослужители Ленинграда помогали укреплению обороноспособности города, участво
вали в сборе средств на вооружение и подарки Красной Армии. Лишь на сооружение танковой колонны «Димитрий Донской» собрано свыше 6 миллионов рублей.
Первому вручается медаль ленинградскому митрополиту Алексию. Принимая медаль, митрополит Алексий сказал:
— Я благодарю Советское правительство за высокую честь, оказан
ную мне. Верующие православной церкви в нашем городе посильно помогают нашей славной : Красной Армии и молят Бога о ниспослании победы, русскому оружию и о скорейшем разгроме немецко-фашистских захватчиков. Я заверяю правительство, что и впредь священнослу
жители православной церкви и верующие нашего города-героя будут вносить свою лепту в фонд обороны любимой отчизны, будут усердно молить Всевышнего о скорейшем из
гнании гитлеровских супостатов с родной русской земли, будут воз
носить молитвы за здоровье народного вождя Иосифа Сталина.
Вслед за митрополитом Алексием медали получили протоиереи Ни
кольского собора Ломакин и Дубровицкий. В Выборгском районе медаль была вручена настоятелю Боль
ше-Охтинской Никольской церкви протоиерею Михаилу Сдаипицкому. Священник СЛявннцкпй активно участвовал в сборе средств на тан
ковую колонну «Дпмнтрпй Донской», состоит в группе самозащиты н несет дежурства по обеспечению общественного порядка в своем доме.
Медаль «За оборону Ленинградавручена также другим служителям русской православной церкви и представителям церковных советоу верующих.

Весь состав роты

награжден орденами

и медалями

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16. (Спец. корр. ТАСС). Рота гвардии
лейтенанта Мелика Магарамова пер
вой в Н-ской гвардейской дивизии успешно форсировала Днепр и прорвала правобережную оборону немцев. Много смелости, выдержки, ре
шительности проявили бойцы и офи
церы роты. Переправились они под исключительно сильным огнём и, несмотря на это, имели лишь невначительные потерн.
? За отличие в боях . командование наградило орденами и медалями весь личный состав роты. Гвардии лейтенант Магарамов награждён ор
деном Красного Знамени. Орденом Красной Звезды награждены 18 сержантов и рядовых.
Высокие награды получили и другие командиры части. Командир ба
тальона гвардии старший лейтенант
Колипько получил орден Кутузова 8-й степени, командир пулемётной роты гвардии старший лейтеиапт Антонов награждён орденом Александра Невского.

П. Баранников.

Телеграммы из-за границы