Открытие сезона

в филармонии

П

ЕРВОЕ, о чем хочется говорить в связи с концертом, которым Московская государственная филармо
ния открыла 15 октября в Большом зале консерватории симфонический сезон 1943—14 г., это — о програм
ме: снмфониэтта для струнного оркестра Мясковского и Пятая симфония Шостаковича — два произведе
ния современной музыки и одно старое сочинение — скрипичный кон
церт Дворжака, исполнение которого Ойстрахом явилось в Москве премьерой. Еще совсем недавно такого ро
да программа первого открывающего
сезон концерта была бы немыслима по той простой причине, что ей обя
зательно предпочли бы исполнение сочинений из числа давно утвердив
ших себя на концертной эстраде и имеющихся & «обиходе» у каждого исполнителя.
Но ни для кого не секрет, что «репертуарное наличие» у многих наших исполнителей, в частности у ди
рижёров, весьма скромно. Те, кому приходится иметь дело с организа
цией концертов, знают, каких трудов стоит иногда «поставить» то или иное новое симфоническое произве
дение, особенно советской музыки. И хотя симфониэтта Мясковского и Пятая симфония Шостаковича не являются новинками, включение их в программу открытия всё же весьма симптоматично. Во всяком случае хочется думать, что оно не случайно и содержит в себе некую де
кларативную установку филармонии на освежение и расширение кон
цертного репертуара и её намерения в значительно большей степени уделять внимание современным музыкальным произведениям.
Несомненно, всё это встретит самый сочувственный отклик у московского слушателя; успех отчетно
го концерта, собравшего полный зал, достаточно показателен. Что же касается самих исполнителей, то мно
гие из них, как это видно из об’явленных программ, начинают всё бо
лее проникаться пониманием той элементарной истины, что вне творческого содружества с передовой со
временной композиторской мыслью невозможно формирование передового исполнительского стиля.
Мелик-Пашаеву, выступившему в концерте с исполнением двух очень трудных советских симфонических паргитур, не всё удалось в одинаковой мере. Блестяще одарённый му
зыкант, он, к сожалению, очень редко появляется за симфоническим тультом и еще реже как исполни
тель новой музыки. Эмоциональная «откровенность» в выражении, свойственная его артистическому темпе
раменту, а также навыки, обретенные им в многолетней работе над сти
лем музыки Чайковского, Верди и других композиторов, не всегда ока
зываются применимыми к творчеству, скажем, того же Мясковского.
Характерной чертой стилистики этого композитора является как-раз сдержанность эмоционального высказывания.
Симфониэтта Мясковского — одно из привлекательнейших сочинений. Она отличается ясностью музыкаль
ного содержания и поэтичностью образов. Страницы обаятельного лиризма чередуются в ней с эпизодами, построенными на энергическом движении. Но лирика симфони
етты — лирика сдержанных чувств. Она теряет присущую ей вырази
тельность от слишком темпераментного воспроизведения.
То же самое можно сказать и в отношении исполнения Мелик-Пашаевым Пятой симфонии Шостаковича.
Лучше всего прозвучали у Мелик- Пашаева финалы обоих произведений.
Украшением концерта явилось выступление Ойстраха с концертом Дворжака. Подобно другим сочинениям этого автора, скрипичный концерт. написан с большой мелодической щедростью. Автор широко ис
пользует в нём народные песенные и танцевальные мотивы. Эти мотивы получают, особенно в первой ча
сти, достаточно широкое симфоническое развитие. В целом концерт
хотя и не отличается знздительностью музыкальных идей, но производит всё же очень хорошее впечатление, особенно в исполнительской передаче Ойстраха. Художник безуко
ризненного вкуса, он покоряет не только поэзией и высоким артистиз
мом своей игры, но и той зрелостью трактовки, за которой ощущаешь эрудицию и убежденность мастера.
Судя по об’явленным программам, симфонический сезон обещает быть очень интересным и насыщенным. Симфоническому кол
лективу филармонии предстоит
очень большая, серьёзная работа. Это необходимо учесть, ибо первое выступление оркестра показало, что он находится далеко не в блестящей форме.
С. Шлифштейн.
В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ
Для художественного обслуживания частей действующей армии и Военно-Морского Флота в последние дай выехали из Москвы артистические бригады Харь-ковокого театра русской драмы, Л един градского ТЮЗ’а, Горьковской филармонии и др. Сейчас Комитет по делам искусств при СНК СССР фор
мирует для посылки на фронт бригады из артистов ведущих театре» столицы.
В дни 26-й годовщины Великой Октябрьской социалистической ре
волюции в действующей армии и Военно-Морском Флоте будут вы
ступать артистические бригады Большого театра, МХАТ, Малого театре, Театра им. К. С. Стани
славского и Вл. И. Немировича- Данченко, оперетты, Театра сатиры, цирка и др.

Училище имени

Щукина

ПРИ ТЕАТРЕ
им. ВАХТАНГОВА
С 1 ноября в Москве возобновляет свою деятельность театральное училище имени народного артиста СССР Б. Щужяна при театре им. Вахтангова.
Директор и художественный руководитель училища заслуженный
деятель искусств Б. Захава сообщил нашему сотруднику:
— Осенью 1941 года вместе с театром ем. Вахтангова было переве
дено в Омск и наше училище. Летом прошлого года в Омске состо
ялся выпуск студентов четвёртого курса, которые влились в творческий коллектив вахтанговцев. Уча
щиеся второго и третьего курсов были приняты во вспомогательный оостав театра, н занятия в училище временно прекратились. Некоторые из студентов наполняли от
ветственные ролл в спектаклях, шедших в Омске. Вместе с театуом в Москву вернулись и студен? ы старших курсов.
Сейчас в училище начат приём заявлений от желающих получить сценическое образование. На пер
вый курс в нынешнем году будет принято до 20 человек. Приёмные испытания закончатся 5 ноября. Одновременно начнут занятия студенты старших курсов. Среди педагогов учялтпца — ведущие артисты театра нм. Вахтангова: народ
ная артистка РСФСР Ц. Мансурова.! заслуженные . артисты РСФСР Е. Алексеева, Н. Русинова, М. Си
нельникова, А. Орочко. И. Толчанов, артист Л. Шахматов и др.
Училище возобновит работу в своём помещении на уляце Вахтангова

Бронебойщики

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17. (Спец. корр. ТАСС). При штурме одного крупного населённого пункта на правом берегу Днепра группа автоматчиков под командованием гвардии лейтенанта Манько была уси
лена противотанковыми ружьями. Двигаясь в обход, чтобы ударить во фланг противника, наши бойцы неожиданно попали под огонь немецких станковых пулемётов. Установленные на высоте, в крайних доми
ках села, укрытые в кукурузе, пуле
мёты врага не давали возможности продвигаться. Огонь противотанко
вых ружей был быстро направлен на подавление немецких огневых точек.
Гвардии сержант Бубнов, смело продвигаясь вперёд, уничтожил из своего ружья два вражеских пулемёта. Две огневые точки навсегда за
молкли после метких выстрелов гвардии старшего сержанта Шатрова я гвардии младшего сержанта Михайлина.
Однако отдельные пулемёты противника ещё продолжали мешать продвижению группы Манько. Тогда командир решил применить залповый огонь. Но его команде несколько расчетов дали залп по одной цели. Этот метод оказался очень эффективным, и вскоре путь был расчищен. Автоматчики ворвались и закрепились на окраине села.
Следовало ожидать вражеских контратак. Так оно я произошло. Че
рез два часа гитлеровцы бросили на сравнительно небольшую группу автоматчиков 7 танков и 2 самоходные пушки. Силы были явно не
равные, времени для оборудования рубеяга не оставалось. Бронебойщикам пришлось разместиться за хол
мами, в неглубоких бороздах. Все они были полны твёрдой решимости любой ценой отстоять отбитую позицию.
Танки вели огонь с хода. Они быстро приближались. Первым начал действовать бесстрашный сержант Надыров. Его ружьё не знало про
маха, и головной вражеский танк был подбит. Вторую машину зажёг гвардия младший сержант Селивер
стов и третью — гвардии старший
сержант Долин. Гвардии лейтенант Куропятников, руководивший огнём бронебойщиков, увидев, что один
расчет выбыл из строя, сам лег за бронебойку и уничтожил ещё два танка. Поединок с самоходными
пушками «Фердинанд» взяли на себя Бубнов и Матвеев. Тяжёлые орудия были сражены огнём слав
ных советских бронебойщиков. Так в короткий срок была отражена меха
низированная контратака немцев. Бронебойщики сделали неприступ
ным рубеж, и благодаря им группа автоматчиков сумела удержать отбитые позиции.

Одна минута над целью

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17. (Спец. корр. ТАСС). Шёл седьмой час утра. Воздух был по-осеннему холодный, и свежий ветер шелестел в пожелтевшей листве деревьев. На аэродроме кипела жизнь. Гвардейскому Сталинградскому бомбардиро
вечному авиаполку предписывалось произвести налёт на одну крупную железнодорожную станцию на под
ступах к Гомелю. Задача состояла в том, чтобы разбомбить скопление воинских составов, разрушить пути.
Штурманы сверили часы. Командир полка отдавал последние прика
зания. Девятка «Петляков-2» готова к вылету. Уже выруливает голов
ная машина. Еэ ведут гвардии майор Субботин и штурман Круп»н.
Тяжёлый бомбардировщик не спеша пробегает первые 100 метров. Рокот его моторов усиливается, машина бежит всё быстрее и быстрее. Тя
жёлая машина, груженная доотка
за бомбами, легко взмывает вверх и делает круг над аэродромом. За ней идут в воздух гвардии младший лейтенант Гнетов .и другие лётчики.
Девятка выстраивается и берёт курс на запад. Под крылом проносится первая деревушка, где-то да
леко темнеет .смутно лес. Впереди и сзади, слева и справа тянутся свет
лые ленты дорог н голубые нити
бесчисленных речушек. Высота — 1.900 метров. Через 15 минут полёта к девятке подстраиваются истреби
тели прикрытия — 4 «Яковлевых-1». Со всех сторон они охраняют тяжёлую эскадру, идущую к цели.
Передовой истребитель уже перелетал линию фронта. Она угадывалась по длинной ленте густого белого дыма и вспышкам орудий. Самолётов противника в воздухе не было. До цели оставалось 60 километ
ров.. Герой Советского Союза гвардии капитан Крушин изменил курс. Флагманская машина показала остальным условный сигнал: «Делать так, как я», н вся эскадра пошла вперёд. :
Прошло 45 минут в полёте.
— Через пять минут, — показал на часы Круиин Субботину.
Он с абсолютной точностью вывел девятку на цель. Впереди виднелась железнодорожная станция.
Субботин шёл к станции. Он шёл со стороны солнца, с юга. Под его самолётом расстилался густой лес
ной массив. «Петляков-2» внезапно вздрогнул. Короткий рывок, ещё один, ещё... Затем машина круто взмыла вверх и, облегчённая, раз
вернулась от станции вправо. Внизу были видны первые разрывы.
Один за другим вслед за флагманским кораблём на цель заходили остальные бомбардировщики. Зенитная оборона немцев явно проворонила появление советских бом
бардировщиков. Она открыла огонь поздно.
В полутора километрах от станции был расположен большой немецкий аэродром. На нём стояло около по
лусотни истребителей. Но налёт был настолько неожиданным, что первые «Фокке-Вульфы» поднялись в воздух лишь через 10 минут после того, как последняя советская машина освобо
дилась над станцией от бомб. Ни один вражеский истребитель не ус
пел перерезать эскадре обратный путь, их отгоняли наши «Яковлевы-1».
Лётчики гвардейского Сталинградского бомбардировочного авиаполка блестяще выполнили приказ коман
дующего. Немецким эшелонам был нанесён тяжёлый ущерб. На стан
ции было уничтожено 38 вагонов с грузами и 15 платформ с танками и автомашинами, взорвано 2 склада с боеприпасами. Десятки цистерн с бензином и маслом запылали гигант
ским костром. Все пристанционные пути были разрушены
Это сделала девятка гвардейцевсталинградцев за 60 секунд пребывания над целью.
И. Денисов.

Телеграммы из-за границы Зверские расправы гитлеровцев с насильственно

угнанными в рабство советскими людьми

ЛОНДОН, 18. (ТАСС). Бельгийское независимое агентство сооб
щает, что в Лимбурге (Бельгия) в лагере для насильственно угнан
ного из России гражданского населения чинятся зверские расправы. Так, германский солдат застрелил из винтовки одну
молодую русскую девушку за то, что она взяла кусок хлеба, пере
данного ей бельгийской женщиной. По сведениям, полученным из Бель
гии, гитлеровцы расстреливают бельгийских патриотов за всякую попытку оказать помощь русским, бежавшим из гитлеровских лагерей.

Страх гитлеровцев перед нарастающим

во Франции национально-освободительным

движением

СТОКГОЛЬМ, 18. (ТАСС). Гитлеровская газета «Гамбургер фремденблат» поместила статью езоего парижского корреспондента о положе
нии во Франции. Автор с тревогой рисует под’ем антигерманского движения в стране. Рост числа «террористических покушений на фран
цузских деятелей» (т. е. на лавалевских прислужников Гитлера), говорится в статье, привлекает к себе усиленное внимание. За один день было совершено 12 диверсион
ных актов на железных дорогах. Покушения совершаются целыми се
риями. Отмечаются систематические повреждения подвижного состава,
что ещё больше осложняет проблему транспорта.
Автор со страхом констатирует, что «деголлевские влияния во Франции срывают всякую попытку навести порядок в стране». Автор предупреждает, что «если дело и дальше пойдет так, то Франция очутится в состоянии анархии», т. е. станет на путь открытой борьбы против оккупантов. Гитлеровский кор
респондент, касаясь причин такого подъёма антигерманского движения, обвиняет в этом власти Виши, кото
рые, по его словам, проявляют «чрезмерную слабость».

Боевые действия югославских партизан

ЖЕНЕВА, 18. (ТАСС). По полученным из Югославии сведениям, партизаны заняли город Андрневнцу в Черногории.
В районе мывду бывшей германоитальянской границей и рекой Савой партизанские отряды предприняли успешные наступательные опе
рации. Они заняли ряд населённых пунктов и сейчас ведут жестокие бои у Севиицы, около железнодоро
жного моста через Саву. Во время этих боёв гитлеровские оккупанты потерям 1.200 человек убитыми и 1ранеными. Партизаны захватили много оружия н военного имущества. Партизанские отряды,
действующие на железнодорожной линии Знданн-Мост—Любляна, пустили под откос несколько поездов
и в нескольких местах разрушили железнодорожное полотно.
Один партизанский батальон взорвал мост возле рудника Любие и электрифицированную дорогу, по которой производилась перевозка руды. Днём позже партизанские бойцы того же батальона уничтожи
ли товарный поезд, стоявший на станции Брезичанв.
На железнодорожной линии Загреб—Белград, близ Прандановци (Славония), партизаны уничтожили гитлеровский бронепоезд, один товарный поезд, два паровоза, 16 ва
гонов с хлебом, реквизированным гитлеровцами, и 9 орудий противника.
Около Сладоевци и Пчелие пущены под откос два эшелона противника.

Героическая борьба греческих патриотов

против гитлеровских оккупантов

СТАМБУЛ, 17. (ТАСС). Судя по полученным здесь новым сведени
ям, активность греческих партизан в Феооалзги продолжает возрастать. Недавно партизаны атаковали не
мецкую автоколонну, состоявшую из
ста машин. Было уничтожено 40 грузовиков и убито много немец
ких солдат, сопровождавших колон
ну. Сообщают, что партизанские войска штурмом овладели городом Трнккала. На сторону греческих партизан переходят все новые группы итальянцев. В районе Ларисы к партизанам присоедини
лась трушга итальянских солдат и офицеров численностью в 150 человек с полным вооружением. По некоторым данным, с момента капитуляции Италии на сторону греческих партизан перешло 16 тысяч итальянских солдат и офицеров. За это же время немцы каз
нили в районе Ларисы более 200 итальянцев.
Недавно в селении Виану (юго-восточная часть острова Крит) греческие партизаны атаковали немец
А. В. Свешников —
директор государственного
хора
Директором Государственного хора русской народной песни назначен
художественный руководитель этого хора заслуженный артист РСФСР А. В. Свешников.
Ленинградские зарисовки. У памятника А. В. Суворову.
Рис. художника И. АСТАПОВА.
кий отряд; в результате столкновения было убито 6 и захвачено в плен 10 гитлеровцев. В отместку гитлеровцы казнили 200 заложни
ков я сожгли в этом районе не
сколько селений. В начале октября за попытку к бегству с Крита оккупанты публично казнили в Ка
нин трёх греков. В Ливадии немцы повесили в центре города 10 местных жителей и заставили населе
ние города пройти стрсем мимо виселиц. За убийство четырёх не
мецких солдат в одном из районов Центральной Греции оккупанты сожгли дотла четыре деревни. В Монршши за последнее время немцами казнено 98 граждан.
Не менее жестоко расправляются оккупанты с участниками забастовок. Так, недавно гитлеровский во
енно-полевой суд приговорил за участие в забастовке трёх рабочих газового завода к смертной казни и шесть рабочих — к длительному тюремному заключению.
Греческие квислинговцы всячески выслуживающиеся перед оккупантами, активно помогают последним в расправе над греческим на
селением. Недавно в пригороде Афин неизвестными греческими пат
риотами был убит офицер гестапо. Гитлеровские власти и марионеточное «правительство» Раллиса устро
или ему торжественные похороны. Греческих квисливговцев представ
лял на похоронах предатель Тавуларис—«министр» внутренних дел в «правительстве» Раллиса. После похорон было опубликовало специальное «правительственное» заяв
ление, в котором говорилось, что органы власти не остановятся ни перед какими мерами, чтобы обес
печить безопасность чиновников оккупационных властей.
Гитлеровская газета «Дейче вахрихтей ин Грихелланд» опублико
вала приказ Тавуларвоа о запрещении во всей Греции каких бы то ни было собраний, за исключением тех, которые разрешены лично «премьером» Раллисом. Кроме тоге категорически запрещаются всякие вечеринки, семейные торжества и т. и. Это запрещение мотивируется тем, что под видом таких ве
черинок происходили нелегальные собрания. Нарушение этого распо
ряжения, говорится в приказе Тавулариса, карается «что всем строгостям закона».
Создание в Дании
нелегального комитета
освобождения
СТОКГОЛЬМ, 18. (ТАСС). Шведская газета «Дагенс нюхетер» сооб
щает, что, по сведениям нелегальной датской печати, в Дании образован подпольный Комитет освобожде
ния. В его состав входят представители датских организаций, ставящих себе целью активное сопротивление
гитлеровокой оккупации до тех пор, пока Дания не восстановит свой суверенитет.
ЛОНДОН, 18. (ТАСС). Лондонское радио передаёт, что образованный в Дании Комитет освобождения опуб
ликовал в датской подпольной печа
ти манифест, в котором излагаются цели Комитета. В манифесте указывается, что задачей Комитета яв
ляются организация сопротивления датского народа оккупантам и руко
водство его освободительной борьбой. Комитет будет бороться не только с иноземными врагами датского наро
да, но и с предателями из среды самих датчан. Через подпольную печать и радио Комитет будет указы
вать датским патриотам, как вести освободительную борьбу, несмотря ни на какие трудности, будет раз’- яснять народу пути и оредства сопротивления оккупантам.
Бельгийские патриоты пускают под откос германские поезда
ЛОНДОН, 18. (ТАСС). По полученным недавно в Лондоне сведениям, в Энно (Бельгия) за одну ночь в результате диверсий произошли три крупных железнодорожных круше
ния. У Льежа были повреждены два германских товарных поезда. На од
ной из дорог был пущен под откос товарный поезд. Неизвестные лица изрезали бритвами резиновые шланги тормозов «Вестингауз» 190 вагонов, стоявших на одной из станций.
Нелегальная
патриотическая
печать
в Бельгии
ЛОНДОН, 18. (ТАСС). Лондонское радио сообщает, что по всей Бельгии широкое распространение полу
чили подпольные патриотические газеты. Выходящая нелегально га
зета «Пеплъ» имеет тираж 20 тыс. экземпляров. Газета «Монд де Травай» выходит тиражом в 15 тыс. экземпляров. После отставки Муссо
лини было распространено 30 тыс. экземпляров экстренных выпусков этой газеты.
Потери Австралии
в войне
ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер на Канберры, австралийский департамент во
енной информации опубликовал
данные о потерях Австралии на фронтах с начала войны до 31 ав
густа этого года. Согласно этим данным, австралийские потери со
ставляют 61.564 человека, в том числе убитыми и умершими от ран и болезией — 13.908, ранеными — 14.702, попавшими в плед — 20.823 н пропавшими без вести — 12.131 человек.
Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Штаб соединенного командования вооруженными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что на Новой Гвинее войска союзников продол
жают продвижение вдоль долины Раму по направлению к Мадангу. Авиация союзников произвела палет на Боела и Таберфане (острова Ару). В Боела возникли пожары, которые были вид
ны па расстоянии 90 миль. Авиация
союзников атаковала также Манутуто (остров Тимор).
В коммюнике указывается, что японская авиация произвела ночной налет на гавань Финша (Новая Гвинея) и остров Велла-Лавелла, не причинив ущерба.
ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Штаб американской авиации в Индии сообщает, что 14 октября американская авиация про
извела несколько налетов на Бирму, сбросив более 75 тонн бомб. Сбито 3 японских истребителя, возможно сбито 3 и повреждено 4.
ТОКИО, 17. (TAСС). Агентство Домей Цусин передает, что в налете авиадии союзников на Рангун (Новая Британия), совершенном 12 октября, принимало участие около 200 самолетов.
ОТОВСЮДУ
* УТРОМ 17 октября в Лондоне была объявлена кратковременная воздушная тревога. Были слышны залпы зенитных орудий.
* ПО СООБЩЕНИЮ каирского корреспондента агентства Рейтер, 16 ок
тября после полудня в районе Каира ощущались два коротких следовавших друг за другом подземных толчка.
* АГЕНТСТВО Рейтер сообщает из Лиссабона, что Англия передала Португалии в соответствии с соглашением об Азорских островах два корвета.
* ПО СООБЩЕНИЮ канадской печати, 13 октября на новой канадской морской базе в провинции Новая Шотландия возник большой пожар, кото
рым уничтожен ряд сооружений. Об
щий ущерб исчисляется в 1 миллион долларов.
1. В течение всей оккупации немцами города Запорожье Евдокия Федоровна Панферова прятала в своей квартире Красное Знамя фабрики им. Володарского. С приходом в город Красной Армии мужественная патриотка водрузила знамя на одной из улиц города; 2. Жители города встречают своих освободителей — бойцов и офицеров Красной Армии; 3 и 4. Кинотеатр и городская гостиница, сожженные немцами
при их отступлении. Фото Л. ЛЕОНИДОВА (ТАСС).
На фронтах отечественной войны

Бригады

московских театров

ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
* ВСЕРОССИЙСКОЕ театральное общество организует оегодня вечер, посвященный обсуждению нового спектакля МХАТ СССР им. Горького «Русские люда» К. Симонова (рел;иссура — народный артист РСФСР В. Станицын и М. Киебель, руководитель постановки народный артист СССР Н. Хмелев). Доклад о спеттгажяе сделает Ю. Калаш
ников. В обсуждении примут участие критики, искусствоведы и творческие работники московских театров.
* ЗАВТРА в Доме актбра открывается совещание по вопросах советской оперетты. Совещание созывается науч
но-творческим отделом Всероссийского театрального общества. Будут заслуша
ны три доклада: «Оперетта как жанрнародного артиста РСФСР Г. Яроаа, «Проблемы драматургии в оперетте» М. Янковского и «Музыка оперетты» И. Мартынова. В обсуждении докладов примут участие композиторы, драматур
ги, критики, искусствоведы, творческие работники музыкальных театров Моск
вы и периферии. Совещание продлится три дня.
* ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО обслуживания населения Тулы и Калуги Вркитет по делам искусств при СНК СГХЗР решай первве- -и Саратовский те
атр тгрыка льной коледнп в Тульскую ебовогь.