ОКТЯБРЯ 1943 Г.
ВТОРНИК
№ 247 (5995)
Цена 20 коп.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 18 октября

Наши войска продолжали вести упорные уличные бои в городе МЕЛИТОПОЛЬ, нанося противнику большие потери в живой силе и технике.
Юго-восточнее города КРЕМЕНЧУГ наши войска, продолжая наступление, продвинулись вперёд от 5 до 7 километров и заняли 23 населённых пункта, среди которых ДЕРИЕВКА. ПЕТРОВКА, МАЛАЯ КУШКОВ- КА, ГРИГОРЬЕВКА, ЛУКОВКА, ВЛАДИМИРОВКА.
Севернее КИЕВА наши войска, отбивая контратаки пехоты и танков противника, продолжали вести бои во расширению плацдарма на правом берегу реки ДНЕПР, значительно улучшив свои позиции.
Южнее ГОМЕЛЯ наши войска вели успешные бои
за расширение плацдарма на правом берегу реки СОЖ и овладели населёнными пунктами СТАРЫЕ и НОВЫЕ ДЯТЛОВИЧИ, ШАРПИЛОВКА, ХОМИНКА, КАРПОВКА, АБАКУМЫ, МИХАЙЛОВСКАЯ, ВОЙТИН, КАМЕНЕВА РУДНЯ, ПОПОВКА.
Южнее РЕЧИЦЫ наши войска вели успешные бои по расширению плацдарма на правом берегу ДНЕПРА.
На остальных участках фронта — усиленная разведка и артиллерийско-миномётная перестрелка.
В течение 17 октября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 171 немецкий танк. В воз
душных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 45 самолётов противника.
В городе Мелитополь продолжались уличные бои. Особенно ожесточенные бои происходили в районе
одной площади, на подступах к которой немцы построили ДЗОТ’ы, а
также сильно укрепили окружающие дома. Наши штурмовые отряды обо
шли площадь и ударом с тыла и флангов разгромила гитлеровцев.
Заняв площадь, советские бойцы продолжали продвигаться вперёд и очистили от противника ряд кварталов города и лесопитомник. За ис
текший день уничтожено до 2.000 гитлеровцев н 35 немецких танков. Юго-западнее Мелитополь в районе железной дороги немцы предприня
ли контратаку, но понесли большие потерн и откатились на исходные рубежи.
Юго-восточнее города Кременчуг, на правом берегу Днепра, наши войска продолжали наступление. Противник, опираясь на населён
ные пункты и подтягивая крупные подкрепления, неоднократно контр
атаковал наступающие советские ча
сти. Нащи войска, отбрасывая и уничтожая противника, очищают от немцев один населённый пункт за другим. В результате боёв за день уничтожено не менее полка гитлеровцев, подбито и сожжено 42 немец
ких танка, в том числе несколько тяжелых танков. Захвачены 22 ору
дня и другие трофеи. Бойцы Н-ского гвардейского соединения, заняв несколько населенных пунктов, истре
били свыше 800 вражеских солдат н офицеров. Артиллеристы соединения уничтожили 12 полевых и 2 са
моходных орудия противника. На другом участке наши войска, создав утрозу окружения одного населённо
го пункта, вынудили гитлеровцев поспешно отступить. Немцы бросили 16 орудий о тягачами и много другого вооружения.
Севернее Киева наши войска вели бои за расширение плацдарма н»
нравом берегу Днепра и значительно улучшили свои позиции. На одном
участке группа танков и мотопехоты противника вышла в тыл наших подразделений. В результате активных действий советских стрелковых
частей и артиллерии прорвавшаяся группа противника была разгромлена. Подбито и уничтожено 39 немецких танков, 30 автомашин и истреблено свыше 1.000 немецких сол
дат и офицеров. Преследуя остатки разгромленной группы противника, наши бойцы захватили пленных и трофеи. На другом участке советские танкисты вклинились в оборону немцев, а затем умелым манев
ром заняли крупный населённый пункт. В этом пункте уничтожено большое количество артиллерии, 13 танков н обозы противника. Немцы понесли тяжёлые потери в живой силе. Захвачено знамя немецкого полка, 11 полевых орудий, четыре самоходных орудия «Фердинанд» и 3 полностью исправных танка. Взяты пленные.
Южиее Гомеля наши войска вели успешные бои за расширение плац
дарма на правом берегу реки Оож. В одном районе советские части в течение дня отбили до двадцати контратак немцев. В бесплодных попытках потеснить наши войска про
тивник потерял убитыми более 1.500 солдат и офицеров. Наши бойцы подбили 16 и сожгли 3 немецких танка, уничтожили 30 орудий раз
ных калибров. Отбив контратаки противника, наши войска продви
нулись вперёд и заняли несколько населённых пунктов. Захвачено 12 орудий, 42 пулемёта и другие трофеи. Взяго до 100 пленных.
Разведка житомирского партизанского отряда установила, что по ближайшей /шоссейной дороге к фронту следует в походном порядке немецкая пехота- Партизаны мини
ровали шоссе и устроили засаду.
Когда головная колонна немцев нарвалась на мины, советские пат
риоты из засады открыли огонь из пулемётов, автоматов и винтоьок.
Убито и ранено до 300 немецко-фашистских оккупантов.
В районе Запорожья захвачено в плен много немцев. Пленный коман
дир 12 роты 416 йолка 123 немецкой пехотной дивизии лейтенант Рудольф Виндиш рассказал: «Наша дивизия находилась южнее Ленинграда. В сентябре её срочно перебросили на юг. Части дивизии прибыли в город Запорожье и отсюда двинулись пешком в район противотанкового рва, где и заняли оборону в мощных укреплениях. Командование по
ставило перед нами задачу во что
бы то ни стало удержать занимаемые позиции и сражаться до последнего дыхания Но дивизия не сумела выполнить этот приказ. Все наши контратаки захлебнулись, и мы понесли чрезвычайно тяжёлые потери. Очень трудно держаться ещё и потому, что солдаты очень боятся по
пасть в окружение. Достаточно лишь малейшей угрозы окружения, как они, не дожидаясь приказа, снимаются с позиций. Когда русские прорвали лилию обороны, многие под
разделения нашего полка сдались в плен».
Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских оккупантов в городе Дружковка. Сталинской об
ласти: «Немцы разорили наш город,
ограбили население и убили многих мирных граждан — женщин, детей и стариков. До оккупации в Дружковке насчитывалось свыше 30 тысяч жителей. ,а после изгнания гит
леровцев в городе осталось не более 16 тысяч человек. Нбмецко-фашистские «изверги и палачи замучили и расстреляли многих жителей. Боль
шое число молодёжи и взрослых немцы угнали на каторгу в Герма
нию. Немецкие оккупанты сожгли и взорвали завод металлических изде
лий. стекольный завод, две швейных фабрики, десять школ, две .больни
цы, поликлинику, парк культуры, стадион, разграбили и взорвали перковь Всего гитлеровские мерзавцы уничтожили свыше трехсот зданий

Прибытие в Москву Государственного Секретаря Соединенных

Штатов Америки г-на Корделла Хэлла и Министра Иностранных

Дел Великобритании г-на Антони Идена

18 октября в Москву прибыли Государственный Секретарь Соединенных Штатов Америки г-н Корделл Хэлл и Министр Иностранных Дел Великобритании г-н Антони Иден.
Г-на К. Хэлла сопровождают: новый Посол Соединенных Штатов в Советском Союзе г-н В.
Аверел Гарршан, г-н Грин Хзюворг, Консультант Государственного Департамента по правовым вопро
сам, г-н Джеймс С. Ден, Политический Советик Государственного Департамента США, генерал-майор Джон Р. Дин.
Г-на Идена сопровождают: Помощник Заместителя Министра Иностранных Дел г-н В. Стренг и гене
рал-лейтенант г-н X. Л. Исмей, Начальник Штаба Министра Обороны.
На аэродроме г-на Хэлла, г-на Нщена и сопровождающих их лиц встречали: Народный Комиссар Иностранных Дел тов. В. М. Молотов, Заместители Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В. Г. Де
канозов и М. М. Литвинов, Заместитедь Народного Комиссара Внешней Торговли тов. М С. Степанов. генерал-пожовник Ф. И. Голиков, Заместитель Пред
седателя Иснолжома Московского Городского Совета то®. М. А. Ново®, Комендант г. Москвы генерал-май
ор К. Р. Синило®, ответственные сотрудники НКИД тов. К. В. Новиков, то®. Г. Н. Зарубин, тов. Г. И.
Фомин, Начальник Отдела Внешних Сношений НКО генерал-майор В. Н. Евстигнеев.
На аэродроме присутствовали Посол Великобритании в СССР г-н А. Кларк Керр, Посланник Канады в СССР г-н А. Дана Унлгресс, Поверенный в Делах США в СССР г-н Макеуэлл Гамильтон, Поверенный в Делах Австралии г-н Кейт Оффисер, члены Американского и Британского посольств и члены Военной Миссии Великобритании.
При встрече был выстроен почетный караул. Аэродром был украшен флагами Великобритании, Соединенных Штатов и Советского Союза.

Заявление Государственного Секретаря США г-на Корделла Хэлла

Особое удовлетворение дает мне посещение Москвы, столицы великой страны, объединившейся с мо
ей страной в общем деле. Я также имею приятную возможность сделать ответный визит г-ну Молотову, Народному Комиссару Иностранных Дел, с удоволь
ствием ожидал предстоящих переговоров с ним и г-ном Иденом.

Заявление Министра Иностранных Дел

Великобритании г-на Антони Идена

Я весьма счастлив приехать снова в Москву на эту Коиферешшю и воспользоваться случаем сделать ответный визит господину Молотову, приезжавшему в прошлом году в Лондон. С большим удовольстви
ем я ожидаю предстоящих переговоров с. ним и г-ном Хэллом.

На правом берегу Днепра

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 18. (Спец. корр. ТАСС). На правом берегу Днепра южнее и севернее Киева продолжаются ожесточённые бои
Противник не оставляет попыток массированными контратаками танков, пехоты и авиации остано
вить наши войска, отбросить их к. реке. Но ни на одном участке врагу не удаётся добиться успеха. Закрепляя отбитые у немцев пози
ции, наши наступающие части вгрызаются в неприятельскую оборону, шаг за шагом рее-ширяют и углубляют правобережный плацдарм.
Браг истекает кровью. Непрерывно поступающие на фронт немецкие резервные части быстро перемалываются советскими артиллеристами, танкистами, пехотинцами.
Бои не прекращаются ни днём, ни ночью. На одном из участков, где действуют бойцы Н-ского сое
динения, враг бросид в контратаку около двух полков ^.пехоты, свыше 100 танков и до 15 самоходных орудий. Отражение этой контрата
ки, во время которой враг понёс большие потери, характеризует воинское умение, стойкость и инициативу бойцов.
Контратака была предпринята противником после двухчасовой артиллерийской подготовки. Неприя
тельски!.- танки, в том числе до 20 «Тигров», двигались по трём просе
лочным дорогам, ведущим к переправе. На Днепре начали действо
вать наши батареи, находившиеся на закрытых огневых позициях. Не
сколько вражеских- танков были подбиты, но остальные, ведя непре
рывный огонь, продолжали итти. Когда танки приблизились, в дей
ствие были приведены орудия нашей дивизионной артиллерии, стрелявшей с близких дистанций. Ору
дия полковой артиллерии открыли огонь с дистанции в 500 метров. Свыше 20 немецких бронированных машин было охвачено пламенем.
На орудие старшего сержанта Виноградова шл» 17 танков. Коман
дир бата.реи старший лейтенант Зотов приказал выкатить пушку на 300 метро® вперёд и бить во фланг вражеским танкам. Немцы замети
ли этот маневр. Но едва они успели развернуть башни своих машин, как расчёт открыл дружный прицельный огонь. Первые же снаряды за
жгли «Тигр». Вскоре батарейцы подбили еще два средних танка.
Вражеские машины развернулись и стали отходить. Тогда наши ар
тиллеристы перенесли огонь по их бортам и ходовой части. Загорелись еще два неприятельских средних танка. Немецкая пехота, следовавшая за танками, была рассеяна ар
тиллерийско-миномётным огнем и ударами нашей штурмовой авиации.
Вражеская контратака захлебнулась. На поле боя противник оставил несколько десятков машин, бо
лее 600 убитых солдат и офицеров. После отражения танкового удара наши бойцы сами перешли в атаку, в результате которой значительно улучшили свои позиции.
На ооседнем участке наша танковая часть, ломая сопротивление неприятеля, продвигается вперёд. Одно юз подразделений этой части ве
ло бой за небольшой населённый пункт и прилегающие к нему высотки, сильно укреплённые гитле
ровцами. В течение нескольких дней немцам удалось построить здесь ряд крупных противотанко
вых и противопехотных препятст
вий. Подступы к высотам и селу были заминированы. Наши танки
сты удачным маневром обошли эти опасные места, зашли во фланг ги
тлеровцам и стремительным ударом разгромили их оборону.
Массированные удары по скоплению вражеских войск и по переднему краю немецкой обороны нано
сили наши штурмовики. Крупная танковая группа противника после нескольких бесплодных контратак вынуждена была остановиться, чтобы заправиться горючим и пополнить боеприпасы.
Получив об этом сведения от наземных войск, штурмовики части майора Володина нанесли противнику внезапный удар. Они появи
лись в тот момент, когда немецкие тапки заправлялись горючим. Последовательно атаковав немцев несколькими группами, штурмовики сожгли более 10 вражеских машин.
Бои на правобережье Днепра продолжаются. Наши войска взламывают оборону противника, расширяют свой плацдарм.
З. Липавский.
Поздравительная телеграмма М. И. Калинина Президенту Национального Правительства
Китайской Республини Цзян Чжун-чжену
10 октября по случаю годовщины основания Китайской Республики и вступления Цзян Чжун-чжена (Чая Кай-ши) на пост Президента Национального Правительства Китая Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин по
слал ему следующее личное поедравление:
«По случаю годовщины основания
Китайской Республики и в день Вашего официального вступления на пост Президента Национального
Правительства Китая я имею честь от имени Советского Союза и со
ветского народа, а также лично от себя передать Вам, г-н Президент, и в Вашем лице китайскому народу
нанлучшие пожелания и сердечные поздравления».
Ответная телеграмма Президента Национального
Правительства Китайской Республики Цзян Чжун-чжена
на поздравительную телеграмму М. И. Калинина
В ответ на поздравительную телеграмму Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина Президент Национального Правительства Китайской Республики Цзян Чжун-чжен прислал следующую телеграмму М. И. Калянину:
«Благодарю Вас самым искренним образом от имели Китайского Прави
тельства и народа, а также от себя за сердечное поздравление, которое Вы направили мне по случаю наше
го Национального Дня и моего вступления на пост Президента На
ционального Правительства. Прошу Вас принять мои повторные горячие пожелания личного благополучия и процветания Вашего народа».
города».
Акт подписали — председатель городского совета М. Соколов, депута
ты совета — Р. Дейнеко и М. Городкова; священник Гавриловского
прихода А. Середа: Е. Смирнова, Е. Знновченко и другие жители го
рода. л>-

На шахтах

Донбасса

СТАЛИНО, 19 (ТАСС). С исключительным подъёмом горняки и гор
няцки Донбасса восстанавливают родные шахты.
В шахте № 3 треста «Куйбышевуголь» восстановлена механическая мастерская, оборудована кузница, поставлен копер, сооружён барабан, расчищены штреки, двадцатиметровый забой. В ближайшее вре
мя вступит в строй мощная шахта № 15—15-бис.
Десятки мелких шахт начали добывать уголь — несколько тысяч тонн уже выдано на-гора. Первый донецкий уголь отправлен промышленным предприятиям.

Молодые герои боев за Днепр вступают в комсомол

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 18 (Спец. корр. ТАСС). Когда закончился бой, в балке у Днепра соб
ралось комсомольское бюро батальо
на По ходам сообщения, ползком, под огнём врага собирались на за
седание молодые воины. Сегодня бюро рассматривает вопрос о приёме новых членов в комсомол. Комс
орг старший сержант Александр
Макридин знакомит членов бюро с теми, кто вступает в ряды комсомола.
— Курсант-автоматчик Николай Шубин, колхозник ударных, Ранен
бургского района, Рязанской обла
сти. Уже дважды награжден за смелость и отвагу. Он одним из первых ворвался на правый берег Днепра. В последних боях Шубин уничтожил пулемётный расчет нем
цев и расстрелял.8 гитлеровцев. За эти боевые дела смелый автоматчик представлен к третьей награде.
— Красноармеец Василий Мазин, бывший ученик ремесленного училища в Серпухове, Московской об
ласти. Старые его боевые дела мы все знали. Здесь, эа Днепром, он
открыл новый счёт истребленных врагов. 13 истребленных фрицев и отбитый у противника ручной пулемёт — вот новый счет Мазина.
— Курсант Борис Новиков, колхозник из слобовы Фофаново, Ряж
еного района, Рязанской области. В последнем бою гранатами уничто
жил в траншеях 7 земцев, а троих, что попытались удрать, уложил из винтовки.
16 биографий огласил комсорг — и каждая сверкала славными бое
выми делами. Храбрейшие молодые воины, штурмовавшие Днепр, шли в ряды ленинского комсомола
Курсант Борис Аникин, принимая комсомольский билет, взволновадно говорил:
— Имя члена ленинского комсомола я пронесу сквозь все сражения, ничем не запятнав его.
Отважно дерутся комсомольцы, не щадя ни крови, ни жизни своей. В бою смертью храбрых пал молодой
бронебойщик Токарев. Водна за волной катились на наши окопы немцы. В минуты, когда казалось, что они все раздавят, поднимался комсомолец Токарев и с возгласом:
«Комсомольцев не возьмешь!» поднимал бойцов в контратаку. Трижды
отважный комсомолец водил в штыковую своих товарищей, и когда в последний раз под нашим на
жимом бежали немцы, смертельно раненый Токарев, улыбнувшись, сказал товарищам: «Видите, комсомольцы всегда побеждают».
Комсорг роты Баранов увидел в бою, как молодой боец Скрипник не
сколькими выстрелами из винтовки подавил огонь немецкого пулемёта. После боя комсорг сказал Скрипнику:
— Хорошо ты за немцами охотился. Вот такие бойцы, как ты, и нужны комсомолу.
— А я видел в бою тебя, как ты первым е гранатой в руке бросился в аяту и повёл всех нас. Если ты считаешь меня подходящим для комсомола бойцом, я с радостью буду комсомольцем.
Здесь право на вступление в комсомол завоевывают в бою. Здесь комсомольские вожаки агитируют личной отвагой.
А. Стекольников.
Юбилейная
вахта
Молодые рабочие этого завода несут вахту в честь 25-петия ВЛКСМ. Цех, где начальником Василий Ни
колаевич Моисеев, систематически даёт сверхплановую продукцию. На вахте в честь юбилея комсомола здесь особенно успешно трудится молодёжная бригада, которой руководит Дмитрий Моисеев Обслужи
вая группу сложных станков, бригада ежедневно даёт вдвое больше продукции, чем предусмотрено нормой. Вчера она выполнила задание на 203 процента.
Молодёжная бригада тов. Кабановой занята на сборке оборонного изделия. В сентябре она выполняла норму на 170 процентов. В дни комсомольской вахты выработка бригады поднялась до 250 процентов нормы.
Комсомолец тов. Неживов обслуживает автомат. Вчера он дал 3,5 нормы.
В честь славного юбилея комсомольцы завода дали слово выполнять не менее 130 процентов нормы; многие молодые производственники уже перевыполняют свои обя
зательства. Комсомолка тов. Мосензенко, обслуживающая пресс, дает 160 процентов нормы. комсомолка тов. Ильина, занятая на контрольных операциях, — 150 процентов.
Больших успехов достигли и другие стахановцы и новые производ
ственники завода, где парторгом ЦК ВКП(б) тов. Антонов.
Бригады
двухсотников
и трехсотников
На заводе им. Калинина с каждым днём увеличивается число комсомольско-молодёжных бригад, растут ряды стахановцев. Только за последние 10 дней здесь созда
но шесть молодёжных коллективов. Во главе их стали лучшие производственники-комсомольцы .
Большой популярностью на заводе пользуется бригада старженщицстахановок тов. Космачёвой. Зна
чительных успехов добились новые бригады, руководимые тт. Шмеле
вой и Кисляковой Все участники этих бригад вдвое и втрое перевыполняют норму.
Фронтовая бригада тов. Ерохина, вступив на стахановскую вахту в честь 25-летия ВЛКСМ, обязалась
выполнять норму не меньше чем на 200 процентов. 13 октября она дала 220 процентов плана, а 14 октября — 230 процентов.
Токарь тов. Беднякова, лнпгь недавно переведенная на самостоятельную работу и вставшая на ста
хановскую вахту, перевыполняет задание на 40—50 процентов.
Так работает большинство комсомольцев завода.
Растет
производительность
труда
Достойную встречу юбилею ВЛКСМ готовят комсомольцы и мо
лодые рабочие трансформаторного завода. В цехе, где председателем цехкома тов. Лыгина. молодые ста
ночники заметно повысили производительность труда по сравнению с прошлым месяцем.
Здесь развернулась борьба за первенство в соревновании. С первых дней месяца его завоевала то
карь Анна Чехлатая, добившаяся рекордных показателей: на 350—400 процентов выполняет она теперь задания, тогда как в сентябре давала по две нормы. Однако рекор
ды тов. Чехлатой сейчас перекрыл токарь то®. Калния: его выработка дошла до 520 процентов.
Соревнуясь между собой, повышают производительность труда н те станочники, которые еще недавно отставали.
Станочник тов. Ремнев увеличил выработку против прошлого месяца на 70—80 процентов. Тов. Цыганов месяц назад не справлялся с заданиями, сейчас он — двухсотник.
ПРИБЫТИЕ В МОСКВУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США г-на КОРДЕЛЛА ХЭЛЛА. На снимке: г-н Корделл ПРИБЫТИЕ В МОСКВУ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ г-на АНТОНИ ИДЕНА. На снимке Хэлл и тов. В. М. Молотов на аэродроме обходят фронт почётного караула. тов. В. М. Молотов и г-н Антони Иден на аэродроме обходят фронт почётного караула Фото М. Калашникова

На фронтах отечественной войны

В честь 25-летия

ВЛКСМ