„Комсомольцы

ВЫСОКИЙ, плотный человек скло
нился над картой Казахстана. Он обводит карандашом границы советской республики, которая сла
вится своими рудными богатствами, углём, животноводством.
— Не думайте, что так легко перечислить всё сделанное учёными Казахстана за время великой отечественной войны!
Мой собеседник — К И. Сатггаев, доктор геологических наук и председатель президиума Казахского филиала Академии наук СССР. Он лауреат Сталинской премии. Орден Ленина свидетельствует о том, что труды учёного по исследованию природных ресурсов его родины принесли большую пользу народному хозяйству.
Посетивший Москву геолог с увлечением рассказывает о развитии науки в республике.
— За время войны, — говорит тов. Сатпаев. — наш филиал Ака
демии наук СССР стал подлинным научным центром. Растут кадры молодых учёных-казахов. В филиале и его учреждениях работают 29 докторов и 67 кандидатов наук. Десятки аспирантов н докторантов готовятся к защите диссертаций. Руко
водящую исследовательскую работу ведут два академика и пять членовкорреспондентов.
Выросла сеть научных учреждений. Мы располагаем пятью исследовательскими институтами и мно
гими секторами, „ имеющими свои хорошо оборудованные лаборатории.
Особенно бурно развилась за годы войны экспедиционная и полевая работа филиала. 71 экспедиционный отряд работает сейчао в раз
ных концах республики и более 100 отрядов мы пошлём для изучения полезных ископаемых, растительности и водных ресурсов в 1944 году.
Многое сделано Геологическим институтом филиала. Он разведал руд
ные месторождения, которые теперь широко используются промышленностью.
Тов. Сатпаев долгое время лично руководил разведкой в Джезказганских месторождениях. За эту работу он получил Сталинскую премию. Казахские геологи продолжают изучение этого крупнейшего бассейна и помогают увеличивать добычу меди.
Не меньшее внимание филиала привлекает уголь. Казахские геологи составили обширную сводку по угольным месторождениям Северо- Восточного Казахстана, где сосредоточены основные угольные богатства республики.
— В других районах, — продолжает тов. Сатпаев, — мы осваиваем бурые угли. Ими уже пользуют
ся железнодорожный транспорт и многие предприятия. Южный Казахстан, например, снабжает бурым уг
лём алма-атинскую промышленность. Кузнецкий уголь идёт сейчас главным образом на нужды металлургии.
Всего лишь год назад был создан Химико-металлургический институт Казахского филиала Академии наук. В этом институте — уже 13 лабораторий. Они проделали большую ра
боту по испытанию огнеупоров и научению технологического сырья. В ближайшее время этот институт раз
делится на два — химический и металлургический.
Точно так же во время войны был создан Институт астрономии и физики. Им руководит академик В. Г. Фесенков. Кроме небольшой об
серватории. которая находится в районе Алма-Аты, Сейчас идёт под
готовка к строительству еще одной крупной обсерватории. Казахские физики я астрономы оказывают научную помощь нашей авиапия.
Почвоведы и ботаники закончили экспедиционную и камеральную работу по составлению почвенной карты всех областей республики. Ею уже пользуются в сельском хозяйстве. Изучается и растительная база Казахстана. В результате обсле
дования каучукопосов Каратау в этом районе начат маооовый обор тау-сагыза. Ботанические сады Алма-Аты. Джезказгана и Другие ак
климатизировали десятки видов диклх растений. В условиях некоторых засушливых районов республики привились многие овощи и яго
ды, которые никогда здесь не про
израстала. Благодаря этому на
джезказганских рудниках, например, стало возможным создать сов
хоз. В нем произрастают картофель, капуста, помидоры, арбузы.
Зоологи филиала во главе с академиком М. М Завадовским нашли метод искусственного увеличения
поголовья скота. В прошлом году мы
уже получили дополнительно 200.000 ягнят. Теперь этот метод применяется для увеличения поголовья других видов домашнего скота.
Путем скрещивания мериносовой овцы с диким бараном-архаром ака
демик Завидовский получил новую породу, которая названа архаро-меринос. Эта порода унаследовала от диких архаров их выносливость и от мериносов — их тонкую, длинную шерсть высокого качеству Архарымериносы способны проводить круглый год на высокогорных пастби
щах, что в условиях Казахстана имеет большое практическое значение. В базе филиала академии, ко
торая расположена на высоте двух о половиной) тысяч метров над уров
нем моря, есть уже 600.000 таких овец. Кроме того десятки тысяч овец новой породы получили колхозы.
В АКАДЕМИИ НАУК СССР
РАБОТЫ СОВЕТСКИХ
АСТРОНОМОВ
Президиум Академии наук СССР утвердил состав Астрономического совета. В совет входят академики В. Г. Фесенков и Г. А. Шайн, действительный член Украинской академии и член-корреспондент Академии наук СССР А. Я. Орлов, профессор А. А. Михайлов и др. Пред
седатель Астрономического совета —- профессор А. А. Михайлов.
Президиум Академии наук СССР возложил на Астрономический со
вет общее руководство всей научноисследовательской деятельностью академик в области астрономии. Совет будет координировать работу астрономических учреждений Акаде
мия наук, руководить сооружением новых и восстановлением некоторых старых астрономических учреждений.
Тов. Сатпаев остановился на многочисленных работах Института ис
тории, литературы и языка. Одна из его работ особенно интересна. В про
шлом году казахские языковеды и
специалисты в области .фольклора встретили 83-летнего старца, который живёт на Мангышлакском по
луострове, на берегу Каспийского моря. Куэнец-колхозннк Мурун Сенгирбаев, несмотря на свой почтенный возраст, очень бодр. Выяснилось, что он знает огромное количество старинных народных герои
ческих песен. Под аккомпанемент домбры Мурун Сенгирбаев поёт о 40 легендарных казахских богатырях, каждому из которых посвящены тысячи стихотворных строк. Боль
шинство этих песен до сих пор не было известно. Лучшие специалисты фольклора знали имена лишь вось ми богатырей.
Текстом песен заинтересовались учёные Чтобы записать их, была приглашена стенографистка, но она оказалась бессильной, так как многие строки певец исполняет слишком быстро и непонятно. Тогда исполнение Сенгирбаева было записа
но на плёнку. Только таким путём удалось разобраться в тексте.
Уже записаны многие тысячи строк стихов, а между тем в них рассказано только о девяти богаты
рях из сорока. Старый колхозник говорит, что весь цикл, если петь каждый вечер, должен занять несколько месяцев.
Мурун Сенгирбаев научился этим песням у другого, давно умершего
сказителя, тот в свою очередь узнал их от кого-то из предков. Так из поколения в поколение передавались легенды о казахских богатырях.
По заключению известного учёного академика И. И. Мещанинова вновь обнаруженный казахский фольклор представляет собой богатейший научный матерней.
Так работает Казахский филиал Академии наук СССР. Его научные
сотрудники не только обогащают науку и оказывают практическую помощь народному хозяйству родины, но и ведут большую пропаган
дистскую работу, распространяя знания в широких массах населения. Ученые Казахстана прочитали в этом году соТни лекций на предприятиях, в воинских частях и госпиталях.
В этих лекциях они рассказывают о богатствах Казахстана, о его заме
чательных стахановцах, о том, как республика вместе оо воей советской страной работает для фронта, для победы над врагом.
ФИЛЬМ К 25-ЛЕТИЮ
ВЛКСМ
Центральная отудия кинохроники закончила производство нового большого документального фильма «Комсомольцы», посвящённого советской молодёжи и её передовому отряду — комсомолу.
Фильм показывает участие героической советской молодёжи в граж
данской войне, в социалистическом строительстве, в боях за родину против немецко-фашистских захватчиков.
Начинается фильм историческими кинокадрами эпохи гражданской войны, когда комсомольцы самоот
верженно сражались с врагами молодой Советской республики — белогвардейцами и интервентами. Далее зрители видят кипучую творче
скую деятельность молодёжи после окончания гражданской войны в пе
риод. ликвидации разрухи и в годы развернутого социалистического строительства.
Большая часть картины рисует участие комсомола в борьбе совет
ского народа против гитлеровцев. На экране показаны героические подвиги молодых защитников роди
ны — комсомольцев на фронтах отечественной войны. Отдельные эпизоды фильма посвящены памяти бесстрашных сынов и дочерей со
ветского народа, отдавших свои жизни за родину, — Героев Совет
ского Союза Ульяны Громовой, Ивана Земнухова, Олега Кошевого, Сер
гея Тюленина, Любови Шевцовой, Лизы Чайкиной. Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других воспитанников ленинско-сталинского комсомола.
В заключительных кадрах показана молодёжь, участвующая в вос
становлении городов и сёл, освобождённых от ига немецких оккупантов. Тысячи комсомольцев, приехавших в Сталинград, помогают восстанавливать город-герой.
Режисоёры фильма — Л. Степанова и С. Гуров. Сценарный план Д. Писаревского, текст написан
Б. Горбатовым. Песни композиторов Т. Хренникова, Д. Покрасса, М. Фрадкина, А. Лепина, С ёмки для этого фильма производили 24 оператора Центральной студии кинохроники.
Фильм «Комсомольцы» зрители увидят в дни 25-летия ленинскосталинского комсомола.
ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
В ДОМЕ АКТЕРА
В Колонном зал* Дома союзов с успехом прошли выступления коллектива
артистов Ленинградского фронтового цирка под руководством заслуженного артиста РСФСР Е. Гершуни. С первых дней войны артисты выступают в частях Ленинградского фронта, на кораблях Краснознамённого Балтийского фло
та, среди трудящихся города Ленина. Свыше 1.500 выступлений насчитывают они за это время.
В коллективе пирка — акробаты Т. Птицына и Л. Маслюков, музы
кальный эксцентрик-клоун «Павел Алексеевич», жонглёры Жерве, Раппи
то, сатирики Ругби и Швец, балетный ансамбль, джаз-оркестр. Каждый из них не только артист, но и участник оборонь! Ленинграда. Вся труппа — 41 человеи — награждена медалями «За оборону Ленинграда».
Сегодня в Доме актера состоится творческий вечер коллектива цирка.

СМОТР НАРОДНОГО

ТВОРЧЕСТВА В ТАШКЕНТЕ

ТАШКЕНТ. (ТАСС). Закончился городомой смотр художественной само
деятельности, в котором участвовало 50 коллективов ташкентских предприятий, выставивших около тысячи певцов, танцоров, музыкантов, дежламато
ров и представителей других жанров народного творчества.
Большим успехом пользовались пьтетупиемия Ие давно организованного ансамбля . песни и пляски текстильного комбината имени Сталина в соста
ве 70 человек и Узбекского ансамбля железнодорожников.
За два предшествовавшие смотру месяца количество художественных коллективов в Ташкенте возросло о 17 до 94. Такие смотры прошли и в других городах республики.
ДНЕВНИК ИСКУССТВ
•к СЕГОДНЯ на заседании военной комиссии союза советских композито
ров слушаются новые произведения композиторов Влантера, Дунаевского, Иорданского, Ковали, Ёраеева, Кручинина, Левиной, Новикова, Фрадкина, Чулакн. В исполнении принимают уча
стие железнодорожный ансамбль ЩШЖ, ансамбль песни ВЦОПО, квартет соли
стов ансамбля песня МВО, еолисты Всесоюзного радиокомвтета.
«Лучшая подносчица торфа тов. Копейкина. — портрет работы ленинградского художника В. Прошкина.

Выставка

произведений

Б. Яковлева

В Третьяковской галлерее открылась выставка произведений худож
ника Б. Н. Яковлева, которая даёт яркое представление об его многолетней творческой деятельности.
Среди ранних работ художника— пейзаж «Дворик». Эта картина, по
лучившая левитановскую премию, была написана Б. Яковлевым еще в бытность его в школе живописи, из окна мастерской А. Васнецова, у которого учился молодой художник.
На выставке много пейзажей, по
свящённых Узбекистану, Азербайд
жану. Крыму, Карелии, Уралу: «Площадь Регистаиа в Самарканде», «Баку. Старый город», «Ай-Петри», «Осень в Крыму», «Сплав леса», «Урал» и др.
Значительное место в творчестве художника занимают пейзажи род
ной Москвы: «Кремль ночью*, «Дом правительства», «Красная площадьи т. д.
Экспонирована также картина «На фронт», которую москвичи впервые
видели на выставке «Великая отечественная война». На пей изображе
на Красная площадь зимой 1941— 1942 г. На фронт движутся грозные советские танки. За эту карти
ну Комитет по делам искусств при
СНК СССР наградил Б. Яковлева дипломом первой степени.
Москве военного времени посвящена и другая работа художника— «Ночная тревога». Изображена площадь Пушкина во время воздушной тревоги. Ночное небо освещают лучи прожекторов.
Выставку открыл начальник Главизо Комитета по делам искусств при СНК СССР тов. В. Шквариков, отметивший большую любовь и ма
стерство художника, с какими он показывает облик любимой столицы и русскую природу. На открытии присутствовали художники, критики, искусствоведы.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 19. (ТАСС). Специальный корреспондент агентства Рей
тер, находящийся при штабе войск союзников в Северной Африке, сообщает, что, по официальным све
дениям, американская 5-я армия заняла вчера утром город Канчелло, находящийся на правом берегу
реки Вольтурно, примерно в 15 километрах. от ее устья. Части 5-й армии заняли город Морионе к северу от реки Вольтурно. Корреспондент пишет, что занятие Морио
не имеет серьезное значение, таж как этот пунктз расположен на холме высотой в 300 метров.
добровольческий корпус для борьбы против Германии. Формирование этого корпуса происходит в Неаполе. Он не войдет в состав регулярной итальянской армии, а будет
находиться в подчинении командования войск союзников.
КОНЦЕРТЫ
В ГОСПИТАЛЯХ ШЕФСКАЯ РАБОТА
КОНСЕРВАТОРИИ
Московская консерватория ведёт большую шефскую работу по худо
жественному обслуживанию частей Красной Армии. Особенно усилилась эта деятельность в дни отечественной войны. На фронте работает несколько концертных бригад, составленных из студентов. Систематически даются концерты для бойцов и командиров Красной Армии в Большом зале консерватории. Силами коллектива консерватории ре
гулярно устраиваются концерты в госпиталях Москвы и области.
Сейчас коллектив консерватории взял шефство над Н-ским госпита
лем. Ежемесячно в клубе устраивается семь концертов. Помимо этого в палатах госпиталя ведутся беседы по истории музыки с демонст
рацией музыкальных произведений в граммофонной записи.
Ближайшие концерты в этом госпитале СОСТОЯТСЯ 19, 23 и 29 0КТ.Я
бря. В них выступят студенты консерватории с исполнением произве
дений русской классики, народных песен, сочинений советских авторов.

В небе над Днепром

НA ПРАВОМ берегу седого Днепра
день ото дня усиливается напряжение боёв. Советские пехотинцы, танкисты, сапёры, активно под
держиваемые с воздуха авиацией, ведут наступательные бон, шаг за шагом отвоёвывая у немцев священную украинскую землю. Изгнан
ные с левобережья Украины, немцы рассчитывали удержаться на зара
нее подготовленных и выгодных в тактическом отношении рубежах.
Однако все попытки врага терпят крах. В этом немалую роль играет наша авиация- В воздухе разыгрываются большие сражения. Немцы, стараясь сдержать напор советских войск, бросают в бой огромные массы бомбардировщиков и истребителей, но это им не помогает.
Несколько дней назад восемь штурмовых самолётов под командованием капитана Нестеренко вылетели на боевое задание. Штурмовики имели приказ: уничтожить танки и автомашины противника в ме
сте их средоточия. Подходя к цели, капитан Нестеренко заметил большую группу вражеских бомбарди
ровщиков. Немецкие самолёты уже начали перестраиваться в круг, приступая к бомбардировке с пикиро
вания боевых порядков наших войск. Головная группа отряда не
мецких бомбардировщиков шла в атаку. Нестеренко принял дерзкое решение: сорвать вражеский замы
сел и самому атаковать немецких бомбардировщиков.
Восемь советских лётчиков, пе смущаясь численным превосходством врага, навязали бой противнику. В воздухе над седым Днепром ра
зыгралось беспримерное сражение, которое было блестяще выиграно сталинскими соколами. Восемь са
молётов, меченных ненавистной свастикой, рухнули на землю от огня лётчиков офицера Нестеренко. В бою особенно отличились младшие лейтенанты Куличев, Сидякин и Петров, старший лейтенант Степовик, сержант Чухнов, младший лейтенант Кузин и сержант Казачков.
Выиграв это трудное сражение, капитан Нестеренко повёл свою группу на цель и успешно атаковал танки, автомашины и пехоту про
тивника. Атака велась, в хорошем темпе, была эффективна. Восьмерка
славных советских штурмовиков уничтожила до 20 танков.
Действия лётчиков группы Несте ренко вызвали большое беспокойст
во в немецких авиачастях. Вечером того же дня, когда наши штурмовики уже в Другом районе были замечены «Юнкерсами», последние по
спешили немедленно покинуть район боя.
Возвращаясь на свой аэродром капитан Нестеренко услышал по радио о том, что его действия оценены по достоинству. Ему переда
ли, что командующий фронтом бла
годарит за воинскую доблесть всех участников боя. В тот же день капитану Дмитрию Акимовичу Несте
ренко вручили орден Александра Невского и именные золотые часы. Остальные лётчики награждены орденами Красного Знамени.
Противник, стремясь сдержать наступление советских войск, прикрывает свои части на поле боя большими группами истребителей. Не
смотря на это, наши «Ильюшиныпод прикрытием «Яковлевых» и
«Лавочкиных» успешно бомбят и штурмуют живую силу и технику врага.
Образцово выполняют задания лётчики офицера Афанасьева. Несколь
ко дней назад, когда штурмовики во главе с Афанасьевым появились над целью, их пытались атаковать вражеские истребители Отражая яростные атаки «Мессершмит
тов», «Ильюшины» настойчиво прорывались к цели. Бомбовыми ударами и пулемётно-пушеч
ным огнём лётчики Афанасьева за один заход уничтожили пять танков, более десяти автомашин, взорвали
склад с боеприпасами и истребили много титле
ровцев. В результате штурмовки в районе це
ли возникло пять очагов
пожара.
Отлично прикрывают действия штурмовиков истребители II-ской ча
сти. В воздушных боях они за лень сбили десять самолётов противника. Еще на одного сбитого немца увеличил свой боевой счёт Герой Советского Союза Меркушев. В боях отличи
лись также молодые лётчики — москвич лей
тенант Меньшугин и младший лейтенант Ио
лов. У Меньшутина на боевом счету шесть сбитых вражеских машин. Грудь лётчика-москвича украшают два боевых
ордена — свидетельство его отваги и умения.
Герой Советского Союза капитан Луганский в боях за Днепр сбил лично 27 вражеских самолётов. На его боевом счету сейчас 31 сбитая не-мецкая машина.
Сражения над правым берегом Днепра принимают все более ожесточённый характер.
Подполковник М. Петров. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
СТОКГОЛЬМ, 19. (ТАСС). Бернский корреспондент шведской газе
ты «Афтонбладет» сообщает, что все попытки гитлеровских оккупацион
ных властей подавить партизанское движение в Верхней Савойе окончились полным провалом. Почти
ежедневно происходят нападения партизан на гитлеровцев. В связи о этим «правительство» Виши направило для подавления партизанского движения в Верхней Савойе карательные отряды общей численностью в 16 тыс. человек.

Возмущение в Швеции в связи с расстрелом

гитлеровскими оккупантами в Норвегии пяти заложников

СТОКГОЛЬМ, 19. (ТАСС). Шведские газеты пишут, что в Швеции царит возмущение новым преступ
лением гитлеровцев, расстрелявших в Норвегии 5 заложников в отместку за диверсию, вызвавшую крушение германского воинского поезда на линии Осло—Крястиаисунд.
Как отмечает в передовой статье газета «Свенска дагбладет», немец
кие властители Норвегии забывают о том, что каждое их новое преступление против страдающего норвежского народа все больше укреп
ляет убеждение шведской общественности в том, что немцы еще до
своего военного поражения уже окончательно проиграли войну в моральном отношении.
Газета «Социал-демократен» пишет в передовой статье, что поло
жение в Норвегии становится все более напряженным. Газета счита
ет, что расстрел немцами пяти заложников является свидетельством их крайней нервозности. «Только оверхистеричные люди.—говорится в статье.—могут допустить такие безумные преступления, которые по
рождают еще большую ненависть населения Норвегии к оккупантам».
Острая нехватка рабочей силы
в Германии
НЬЮ-ЙОРК, 19. (ТАСС). Как сообщает стамбульский корреспондент агентства Юнайтед Пресс, по све
дениям, полученным из Германии, германская промышленность ощу
щает все более обостряющийся недостаток рабочей силы. В оккупированных странах гитлеровцы за
ставляют служить в частях своей противовоздушной обороны маль
чиков в возрасте 14 лет и стариков в возрасте 55-—59 лет.
Особенно остро ощущается нехватка рабочих рук в германской промышленности, производящей товары широкого потребления. Фак
тически производство этих товаров прекратилось. В связи с этим гит
леровские власти реквизируют у населения страны обувь и одежду. Группа гитлеровцев обходит дома и производит обыски в квартирах, от
бирая у населения большую часть их носильных вещей.
Приезд Уэйвелла
в Индию
ЛОНДОН, 19. (ТАСС). Как передаёт корреспондент агентства Рейтер из дели, лорд Уэйвелл, назначенный вице-королем Индии, прибыл в Индию.
Нападения на лавалевские полицейские участки
во Франции
ЛОНДОН, 19. (ТАСС). Агентство Рейтер передает сообщение алжирского радио о том, что французские патриоты в Марселе произвели нападения на лавалевские по
лицейские участки. В связи с этим на улицах города патрулируют уси
ленные отряды германских солдат и жандармерия властей Виши.
Успех советских фильмов
в США
НЬЮ-ЙОРК, 19. (ТАСС). Советский фильм о партизанской борьбе на временно оккупированных гитлеровцами территориях СССР, де
монстрирующийся в США под названием «Мы вернемся», пользуется большим успехом. Многие вид
ные писатели и журналисты тепло приветствовали появление этого фильма на американских экранах. Газеты посвящают фильму восторженные рецензии.
Этот фильм, — пишет газета «Нью-Йорк Таймс», — «как буря вздымает волны ненависти. Он де
лает понятным. почему фашисты сегодня вместо того, чтобы прибли
жаться к Москве, приближаются к Берлину».
Написанную в таком же духе рецензию поместила Газета «Нью- Йорк геральд трибюн». Эта кинокартина, — заявляет газета «Чикаго трибюн». — «волнует своей драматической правдивостью и отли
чается изумительным качеством с’емки».
Фильм об обороне Сталинграда, демонстрировавшийся в течение пяти недель в одном из крупных ки
нотеатров Нью-Йорка, в настоящее время идёт в кинотеатрах других городов США. Журнал «Нью-рипаблик» заявляет, что этот фильм от
носится к числу немногих, которые никогда не потеряют своего значения.
Вашингтонский корреспондент газеты «Пост диспеч», выходящей в Сен-Луи (штат Миссури), лает восторженную оценку военным кинокартинам, показывающим «Битву за Россию», и указывает на необходимость выпуска этих фильмов на экраны для самого широкого круга зрителей.

Из фронтовых записей Л

ИШЬ под утро затих бой.
Советские воины заняли населённый пункт и ночью выбивали немцев из леса. К рассвету полоса старого украинского леса была в наших руках.
Между деревьями, на опушке, в густой траве валялись трупы немцев. Но вскоре нам пришлось убе
диться, что в отвоёванном лесу притаилось немало и живых гитлеровцев.
...Где-то, совсем неподалеку, разорвалась граната, за ней — другая. Кто-то по звуку определил: «Свои гранаты рвутся... советские...»
Оттуда, где прозвучали разрывы, пришли три красноармейца. Их воз
буждённый вид лучше слов говорил о том, что несколько минут назад с ними что-то приключилось. Так и оказалось.
Бойцы шли по лесу, и вдруг из немецкого окопчика поднялась пара грязных рук. Вслед за ними на по
верхности показалась голова. Немец! Он лопотал те слова, которые на всякий случай заучивает каждый гитлеровец, попавший в Россию:
— Рус, я твой.. Бери меня в плен.
Три бойца подошли к окопчику, из которого высунулся гитлеровец. И лишь подойдя вплотную, все трое увидели наведенные на них автоматы нескольких притаившихся в окопчике немецких мерзавцев.
Коварен немец, но хитёр и наш русский солдат. Маленькая, зажатая в кулаке красноармейца граната стрсмптельно полетела во вражеский окопчик. Следом — вторая И С провокационной инсценировкой «сдачи в плен» было покончено.
Он стоял навытяжку перед нашим офицером и непрерывно моргал глазами. На все вопросы отвечал с той готовностью, которая давала понять одно- «Спрашивайте, я ска
жу всё, что угодно, только бы мне уцелеть».
— Меня задержал на рассвете эйн руссишер гардист (один русский
гвардеец), — он указал при этом на старшину. — Нас было двое, одно
го, пытавшегося убежать, гардист убил.
Этот берлинец весьма словоохотлив. За две минуты он сообщил о том, что ему 34 года, чт» он — обер-ефрейтор 333-го полка, что отец его был...
— Не надо отца Скажите, много ли вас оставили для совершения диверсий в этом лесу?
— Всего тридцать. — сообщил. обер. — Я был с автоматом, неко
торые — с винтовками, гранатами, минами, а один из нас — с радиостанцией.
Немедленно начали поиски того, кто был оставлен в отвоеванном нами лесу с радиостанцией. Его на
стигли в кустах в тот момент, когда он вызывал огонь немецкой артил
лерии на группу наших танков, с утра расположившихся в этом лесу.
Гитлеровец добавил к своей радиопередаче то, что приказал ему
нага командир:
— Рекомендую открыть огонь через 30—40 минут. К этому участку подтягивается большая группа русских танков
30—10 минут было вполне достаточно для того, чтобы вывести все наши танки С участка, где они находились. и еще для того, чтобы вызвать авиацию на артиллерийские батареи врага.
Когда немцы начали обстреливать сектор леса, указанный им дивереаптом-радистом там не оказалось ни танков, ни людей. После не
скольких выстшлов немецкая ар
тиллерия стала затихать. Сначала её бомбили наши самолёты, затем её Прикончили те самые советские танки, которые она намеревалась рас
стрелять по указанию оставленного в лесу шпиона-радиста.
Гвардии капитан
М. Поляновский.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
Телеграммы из-за границы
В Южной Италии формируется итальянский
добровольческий корпус
тер при штабе американской 5-й армии сообщает о том, что итальян
ские солдаты и офицеры, бежавшие из районов Италии, оккупированных гитлеровцами, записываются в

Партизанское движение в Верхней

Савойе

Коварство врага

Отважный штурмовик капитан Н. Афанасьев (справа) и его боевой друг сержант И. Иванов.
Фото подполковника М. ПЕТРОВА.
АРТИСТЫ
ЛЕНИНГРАДСКОГО
ЦИРКА
71 экспедиционный отряд.
Природные богатства республики Каучуконосы Каратау.
★ Народные песни о сорока богатырях Казахстана.

Над чем» работают ученые

В Казахском филиале Академии

наук СССР

Северный флот. На счету краснознаменного дивизиона истребителей подводных лодок много потопленных фашистских подводных лодок и вражеских транспортов. Не раз отважные североморцы совершали сме
лые десантные операции в тылу врага Летом и зимой, днем и ночью, в любую погоду работают потребители подводных лодок, ведя ожесточенную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. На снимке: катера, вернувшиеся из боевого похода. Фото В. КОВРИГИНА (ТАСС).