От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 19 октября

ОКТЯБРЯ 1943 Г.
среда
№ 248 (5996)
Цена 20 коп.
В течение 19 октября юго-восточнее города КРЕ МЕНЧУГ наши войска, ломая сопротивление противника, продолжали развивать наступление и, продвинувшись вперёд от 15 до 20 километров, с боем ов
ладели городом и крупным железнодорожным узлом ПЯТИХАТКА, а также заняли более 100 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты КРАСНОБРАТСКОЕ, ЧЕРВОНО-КАМЕНКА, РУБЛЕ- КА, ВИНОГРАДОВКА, ДОБРО-НАДЕЖДОВКА, ЖЕЛ ТОЕ, ПАЛЬМИРА, ЧИСТОПОЛЬЕ, НОВАЯ УКРАИН
КА, МАТРЕНОВКА, АКИМОВНА, ПУШКАРЕВКА и железнодорожные станции СЧАСТЛИВАЯ, ЗЕЛЕНАЯ, ЯКОВЛЕВКА. Таким образом, важнейшая коммуника
ция немцев железная дорога ДНЕПРОПЕТРОВСК — ЗНАМЕНКА перерезана нашими войсками. По не
полным данным в ПЯТИХАТКЕ нашими войсками захвачены следующие трофеи: 15 железнодорожных эшелонов с грузами, 30 танков, из них 17 танков типа «Тигр», 172 орудия, 1.300 автомашин, 600 пулемётов и склады с вооружением, боеприпасами, про
довольствием и другим военным имуществом. Взято в плен 1.800 немецких солдат и офицеров.
Севернее КИЕВА наши войска, отбивая контратаки пехоты и танков противника, продолжали вести бои по расширению плацдарма на правом берегу реки Днепр. В результате боёв наши войска овладели
сильно укреплённым опорным пунктом противника ВЫШГОРОД.
Южнее РЕЧИЦЫ наши войска продолжали вести бои по расширению плацдарма на правом берегу ДНЕПРА, значительно улучшив свои позиции.
Южнее ГОМЕЛЯ наши войска продолжали вести бои по расширению плацдарма на правом берегу реки СОЖ и на отдельных участках продвинулись вперёд на несколько нилометров.
На остальных участках фронта — усиленная разведка и артиллерийско-миномётная перестрелка.
В течение 18 октября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 85 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбит 31 самолёт противника.
Юго-восточнее города Кременчуг, на правом берегу Днепра, наши войска продолжали наступление. Сломив упорное сопротивление немцев, советские танковые части заня
ли населенный пункт Запорожье, расположенный в 15 километрах севернее города Пятихатка, и наголо
ву разбили немецкий артиллерийский полк. На огневых позициях за
хвачено 20 орудий. Ра-згромлен штаб полка. Безостановочно пресле
дуя немцев, наши войска сегодня ва рассвете, в результате ожесто
ченного боя, овладели крупным же
лезнодорожным узлом и городом Пятихатка, Днепропетровской обла
сти. Захвачены большие трофеи и взято в плен 1.800 немецких солдат и офицеров. В бою за город Пяти
хатка нанесены большие потерн 9, 23 немецким танковым н 161 пехот
ной дивизиям, а также дивизии СС «Великая Германия». На другом участке части Н-ского соединения, овла
дев рядом населенных пунктов,
уничтожили свыше 2.000 немецких солдат и офицеров, сожгли н подбили 44 танка противника.
Севернее Киева наши войска вели бои за расширение плацдарма на
правом берегу Днепра. Противник силами пехоты и танков неодно
кратно контратаковал наши части. Бойцы Н-ского соединения, отбив контратаки гитлеровцев, сами атако
вали противника я, сломив его еонрогиыение, овладели сильно укре
пленным опорным пунктом Вышгород. В бою за этот пункт немцы
понесли большие потери. Как уже сообщалось, советские части вчера разгромили группу танков и мото
пехоты противника. Сегодня наши бойцы окружили и полностью унич
тожили остатки разбитой группы немецкой мотопехоты. Выведено из етроя 19 танков, прикрывавших от
ступление этой группы противника. Захвачены трофеи, в числе которых 10 танков, 27 орудий н 70 пулемётов. Взяты пленные.
Южнее Речицы наши войска, продолжая вести бон по расширению плацдарма на правом берегу Днеп
ра, улучшили свои позиции. Немцы оказывали сильное сопротивление, во под ударами наших войск были
вынуждены оставить несколько населенных пунктов. К исходу дня
противник, собрав силы, перешел в контратаку, но после непродолжи
тельного боя вновь был отброшен. Уничтожено до 800 гитлеровцев.
Подбито 5 и сожжено 3 немецких танка. Захвачены две артиллерийских батареи, 34 пулемета и 60 повозок с грузами. Взяты пленные.
Южнее Гомеля, на правом берегу реки Сож, наши войска с боями
продвигались вперед. Неоднократные контратаки противника были отби
ты с большими для него потерями. Только частями Н-ского соединения уничтожено не менее батальона гитлеровцев. Захвачены трофеи, в чис
ле которых 7 орудий, 26 пулеметов, 4 миномета и 2 радиостанции.
В Балтийском море потоплен немецкий транспорт водоизмещением в 6.000 тонн.
В Чёрном море потоплен транспорт водоизмещением 3.000 тонн и две сухогрузных баржи противника.
Несколько партизанских отрядов, действующих в Брестской области, за месяц .пустили под откос 84 немецких воинских эшелона, В ре
зультате крушений разбиты десятки паровозов, уничтожено и поврежде
но свыше 500 вагонов и платформ с техникой, боеприпасами и войсками противника. В боях с немецкой железнодорожной охраной партизаны убили до 400 гитлеров
цев. За последние дни советские патриоты взорвали 4 железнодорож
ных моста и на многих участках разрушили железнодорожное полотно.
За время оккупации Харькова немецко-фашистские мерзавцы замучили и убили много тысяч мир
ных советских жителей. Массовые убийства производили команды па
лачей под названием <СК-4А»__,и «ЭК-5», находившиеся в подчине
нии гестапо. 2 января 1942 года фашистские людоеды согнали мно
готысячную толпу жителей — стариков, женщин и детей к Харьковскому тракторному заводу, где заранее был вырыт и заминирован огромный ров. Гестаповцы и полицейские из команды «СК-4А» в

Предоктябрьское социалистическое сооевнование

а

Производственные победы стахановцев

Совещание представителей Советского Союза, Соединенных Штатов и Великобритании

Вчера в Москве открылось Совещание представителей трёх союзных держав — Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и Велико
британии. Советский Союз представлен делегацией во главе с Народ
ным Комиссаром Иностранных Дел т. В. М. Молотовым, Соединенные
Штаты — делегацией во главе с Государственным Секретарем г. Кор
деллом Хэллом и Великобритания— делегацией во главе с Министром Иностранных Дел г. Антони Иденом.
Совещание незамедлительно после открытия приступило к практической работе. (ТАСС).

Подписание Соглашения

о поставках

в Советский Союз

этот день убили 14 тысяч ни в чем не повинных жителей. В феврале того же года немецкие звери при
менили автомашину «душегубку
Назначение этой «машины смертихорошо известно по краснодарскому процессу. На этом процессе бы
ло установлено, что гитлеровские мерзавцы истребили в Краснодар
ском крае около 7.000 невинных советских людей путём отравления газами окиси углерода в специаль
но оборудованных автомашинах «душегубках». Такую же «душегуб
ку» применили фашистские палачи и в Харькове. Начиная с февраля и до 12 июня 1942 года, гитлеров
цы ежедневно отравляли газами в этой машине мирных жителей Харькова. В конце февраля во время одного «рейса» машина по доро
ге испортилась н остановилась на
Московской улице. «Душегубку» на буксире доставили в гараж для ремонта. Когда открыли дверь маши
ны, рабочие гаража увидели, что она набита трупами. Распухшие ли
ца мертвецов были искажены до неузнаваемости. Видно было, что люди умерли в страшных мучениях.
Во второй половине марта, после вторичной оккупации Харькова не
мецкими войсками, туда прибыла команда палачей под названием
«ЭК-5». В первые же дни эта команда арестовала 2.500 советских граждан и расстреляла их в селе Куряж (в 12 километрах от Харькова). Эта же команда расстреляла в лесопарке около 3.000 советских граждан, среди которых было много женщин и детей. В августе те
кущего года, за несколько дней до своего бегства из Харькова, гитлеровцы увезли 500 жителей в село Куряж и зверски убили их. С по
мощью населения удалось выяснить подробности этих чудовищных преступлений. Установлены также имена и фамилии всех лиц, причаст
ных к этим кровавым злодеяниям. Особенно свирепствовали майор Радецкий — помощник начальника гестапо, Гун — старший следователь гестапо, Фелькёр — следова
тель гестапо, майор Кранебите — начальник команды «ЭК-5», капи
тан Венгольц — заместитель, начальника отдела гестапо и капитан Кирхер — заместитель начальника гестапо.
За время предоктябрьского социалистического соревнования стаха
новцы и специалисты завода «Станколит» добились больших успехов.
Готовясь встретить великий праздник новыми производствен
ными победами, работники завода
увеличивают производительность труда, дают новые рекорды.
Высокой выработки достиг лучший обрубщик завода тов. Агальцов. Он ежедневно выполняет нор
му на 280—300 процентов. Не от
стаёт от него и обрубщик Моисейкин. На рабочем месте у него всегда порядок, весь инструмент, нужный для отделки станины, нахо
дится под рукой. Спокойно, без суеты, работает он. Работники ОТК всегда отмечают хорошее качество продукции, выпущенной тов. Моисейкиным.
Новый рекорд производительности труда поставила недавно фор
мовщица Людмила Артемьева. Она сдала за смену 246 опок. Но двумя днями позже ее выработка была
перекрыта формовщицей тов. Степанщиковой. Молодая стахановка
выпустила за смену 250 опок.
Хорошо работают заводские стерженщицы. Тов. Стефанкова — стахановка цеха тов. Яковлева выпол
нила норму на 270 процентов. Только на 21 проц. отстала от неё стерженщица тов. Мельникова. Высокой выработки добилась стахановка этого же цеха тов. Яцкова.
Попрежнему идёт выше графика фронтовая бригада тов, Монакова, завоевавшая первое место среди формовочных бригад. Она выполняет кормы выработки на 217 проц.
Формовщики участка лучшего мастера завода тов. Никифорова почти в каждую смену ставят новый производственный рекорд. Сов
сем недавно их высшая выработка считалась 601 опока. Но вот вчера все бригады участка отформовали и залили 644 опоки. Стахановские коллективы тов. Степанщиковой и Артемьевой дали каждая по 250 опок.
19 октября 1943 года в Лондоне подписано третье Соглашение о поставках снабжения в Союз Совет
ских Социалистических Республик между Правительствами Соединен
ного Королевства, Соединенных Штатов, Канады и Союза Советских Социалистических Республик, согласно которому первые три Правительства принимают на себя обязательство поставить Советскому Союзу вооружение, оборудование, материалы и продовольствие. Два пре
дыдущих Соглашения этого рода были подписаны: первое — в Моск
ве в октябре 1941 года, и другое — в Вашингтоне в октябре 1942 года; данное Соглашение является продолжением существующих обяза
тельств. Однако, в этот раз Канада впервые участвует в подписании Соглашения, хотя поставки из Кана
ды до сих пор составляли часть обязательств Соединенного Королев
ства и в некоторых случаях часть обязательств Соединенных Штатов.
Период, охватываемый вторым Соглашением, закончился 30 июня, но, хотя третье Соглашение было подписано только теперь, его положе
ния проводились в жизнь в течение последних трех месяцев и поток снабжения всякого рода в Советский Союз не прерывался.
Настоящее Соглашение подписали: От имени Соединенного Королевства— Постоянный Заместитель Ми
нистра Иностранных Дел А. Надоган, Министр Военного Производства — О. Литтлтон;
От имени Соединенных Штатов — Посол США в Великобритании Д. Вайнант;
От имени Канады — Высокий Комиссар Канады В, Массей;
От имени Советского Союза — Посол СССР в Великобритании Ф. Т. Гусев, Торговый Представи
тель СССР в Великобритании Д. Г, Борисенко.

Ответ делом

Патриоты

Ч

ЕРНОЙ тучей нависла над горо
дом немецкая неволя. Вся привычная, гоаами налаженная жизнь как-то вдруг рухнула. Ра
бочих не звали по утру заводские гудки, некуда было спешить служащим. Закрылись школы.
... В пригороде Славянска—Но®о- блавяысже в. крайней хате за карь
ером жил Иван Петрович Богданов. Много лет преподавал он в школе города музыку и пение. Немцы
закрыли школы. Никому не стала нужна его музыка. Долгие дни и вечера томился старый педагог без привычного дела. Но ещё больше угнетал его вид окружающих придавленных людей.
— Так нельзя жить, надо что-то делать...
Но что делать ему, преподавателю музыки и пения, чем он может помочь своему народу?
И у Ивана Петровича созрел свой план борьбы. Среди знакомых музыкантов нашлись единомыш
ленники. Из них Иван Петрович воздал кружок бандуристов. Из се
ла в село, забираясь даже под Лозовую, бродили бандуристы Ива
на Петровича Богданова. В сёлах Богданов выступал с кратким сло
вом. Он рассказывал слушателям сущность той или иной песни, говорил об истории народной музы
ки, о величии и непобедимости народа, создавшего такую музыку. А затем лились звуки то печаль
на-горестной, го сурово-гневной, то торже€твешно-побеанк>й украинской песни.
Старый педагог нашёл своё оружие борьбы, и оно привело его к дру
гим мерам. Пустынный лут за его хатой стал местом явки партизан. Сюда прлшооили листовки, которые забирал Иван Петрович. Сюда он сам приносил нужные партизанам
сведения. Немцы подкараулили раз на луту Богданова, ранили его, держали в гестапо, ню ничего не узнали от него.
По вечерам будто аа товарищескую вечеринку у учителя Юдина собирались ученики-старшеклшхяшки. Началось с малого. Шли разговоры о том, как жить, что делать. Беседы сводились неизменно к од
ному: не вешать голову, немцам у нас не быть, но и нам сидеть сло
жа руки нельзя. Постепенно около Юдина сколотилось боевое ядро из 16 юношей и двух девушек. Под руководством своего учителя оеи
вели работу среда населения, сообщали истинное положение на фронтах, на советской родине, разбрасывали листовки. Гитлеровцы аре
стовали группу. Учительница 43-й
неполной средней школы Слйевяяска Елена Тимофеевна Карюхина, сидевшая в те дни в тюрьме поле
вой жандармерии, рассказала нам о том, как закончила своё герои
ческое существование группа юных патриотов, возглавляемая Юдиным.
Многие дни тюрьма оглашалась стонами истязаемых юношей. Пытками и побоями палачи хотели вы
ведать нужные им сведения. Но стойко держались ребята. Они выго
раживали своего учителя, говорили, что собирались на товарищеские ве
черинки. Палачи ничего не узнали о существовании подпольной орга
низации. Охваченные бессильной злобой, они зверски убили учителя Юдина и ученика Михаила.
В городе, где, казалось, всё растоптал, задавил немецкий сапог, поднимались сильные духом и звали к жизни, к борьбе.
А. Стекольников, спец. корр. ТАСС ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 20.
На-днях Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденами и медалями группа передовых рабочих, специалистов и руководителей станкостроительной про
мышленности. Среди награжденных— 17 членов коллектива завода «Красный пролетарий».
Рабочие, инженеры, техники завода решили делом ответить на высо
кую награду. В предоктябрьских социалистических обязательствах коллектива записано: выпустить 20 станков сверх плана, перевыполнить программу по всем цехам, освоить в октябре. два новых типа станка. Слесарь 1-го сборочного цеха тов. Ермилов, награждённый орденом Ленина, до сих пор выполнял нор
му на 200—250 процентов. Теперь
он обязался давать не меньше трёх норм в смену. Взял на себя допол
нительное обязательство и мастер 2-го сборочного цеха тов. Лобанов,
награждённый орденом «Знак Почёта».
Предоктябрьское социалистическое соревнование охватило весь коллек
тив «Красного пролетария». В 1-м механическом цехе десятки рабочих, недавно пришедших на производство, овладели двумя профессиями. Так, револьверщица тов. Рассказова, переведенная на токарный станок, бы
стро освоила его и через пять дней стала перевыполнять нормы. С та
ким же успехом трудятся новички гт. Федотова, Носкова, Лисицына.
Высоких показателей добился коллектив 1-го сборочного цеха. В сен
тябрю он перевыполнил программу на 26,8 процента и завоевал пере
ходящее красное знамя завода. В этом месяце он не сдаёт темпов. Молодой слесарь Гурьев часто пе
ревыполняет задание в два—три раза.

Предложения рационализаторов

Готовясь достойно встретить 26-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, рационализаторы и изобретатели завода «Калибр» деятельно изыскивают пути увеличения выпуска продукции. За последний месяц количество внесенных предложений выросло ио сравнению с прошлым годом более чем в три раза.
Лучшими рационализаторами являются калильщик тов. Гуреев и печник тов. Парфенов, давшие ряд ценных предложений, снижающих брак при термообработке изделий.
Интересны также предложения мастеров тг. Каменецкого, Зайкова и Кочеткова. Они предложили ориги
нальные приспособления, повышающие производительность труда.
В предоктябрьском соревновании выдвигаются новые изобретатели. Слесарь тов. Жданов сконструировал приспособление для полной механизации доводки резьбовых ко
лец, а контрольный мастер тов.
Костин предложил особый прибор для измерения профиля резьбы.
Активно участвуют в технических усовершенствованиях началь
ники цехов тт. Баркин и Нерола. Много интересных предложений внёс руководитель инструментального цеха тов. Толмачёв. Эти предложения дали возможность коллек
тиву завода значительно повысить производительность труда.

Соревнование по профессиям

Предоктябрьское социалистическое соревнование охватило все це
хи и отделы текстильной фабрики им. Калинина.
Кто будет лучшей оортировщицей, ватерщицей, прядильщицей или крутильщицей, кто завоюет первенство? — такой вопрос волнует сегодня всех стахановок фабрики.
Работницы банкаброшного цеха, добиваясь увеличения производительности труда, активно участвуют в соревновании по профессиям.
С первых дней октября высоких показателей добились бригады тт. Исайченковой и Николаевой. За каждую смену члены этих бригад
Южнее Гомеля. Саперы Н-ской части под артиллерийским и минометным огнем переправляют обоз черев реку Сож.
Фото Е. КОПЫТА (ТАСС).
выдают сверх плана 10—12 процентов продукции.
Среди сортировщиц фабрики первенство держит тов. Заболотская, выполняющая задание более чем на 130 процентов.
Прядильные бригады тг. Журавлёвой, Тришкиной и Филипповой, перевыполняя нормы выработки, строго следят за качеством про
дукции. Прядильщицы тт. Ряховская, Рамзпна и Черноморцева сда
ют пряжу без петель и пересечен. За время соревнования продукция, выпущенная этими бригадами, получила только высокую оценку.

Механизируются ручные работы

В дни предоктябрьского социалистического соревнования коллектив завода, где главным инженером тов. Кулешов, изыскивает новые резервы
для повышения производительности труда рабочих.
В цехе тов. Кнорре все литые детали пропускаются через очиститель
ный барабан. Благодаря этому вы
работка обрубщиков поднялась с 6 до 9 тонн Улучшилось качество изделий.
Формовка и выбивка опок в цехе полностью механизированы. Решено механизировать и набивку стерж
ней. Уже подготовлена оснастка для выпуска стержней на формовочных машинах. Пробные формовки дали хорошие результаты. В цехе устанавливаются ленты для подачи зем
ли и восстанавливается мостовой кран, с пуском которого будет облегчён труд формовщиков. Новые рабочие успешно осваивают станоч
ную формовку. С одной машины они теперь снимают по 90 форм вместо прежних 50.
Награждение орденами генералов и офицерского
состава Красной Армии
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Вер
ховного Совета СССР награждены:
Орденом Красного Знамени подполковник Ф. С. Арканов, полковник С. А. Бочкин, генерал-майор
Н. М. Молотков, капитан С. Д. Синицын и другие, всего 13 человек;
Орденом Отечественной войны 1 степени — 15 человек;
Орденом Отечественной войны 2 степени — 36 человек;
Орденом Красной Звезды — 27 человек.
(ТАСС) Награждение работников никелевых предприятий
Наркомцветмета орденами и медалями
За образцовое выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по увеличению выпуска никеля Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены:
Орденом Ленина — машинист экскаватора Южно-Уральского никелевого комбината И. Н. Бадаев, ди
ректор Южно-Уральского никелевого комбината А. Н. Малинин, старший горновой Южно-Уральского никеле
вого комбината П. Г. Фадеев и другие, всего 6 человек.
Орденом Трудового Красного Знамени — 20 человек;
Орденом Красной Звезды — 11 человек;
Орденом «Знак Почета» — 59 человек;
Медалью «За трудовую доблесть— 46 человек;
Медалью «За трудовое отличие— 45 человек
(ТАСС).
НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Штыковой удар решил успех атаки

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 19. (Спец. корр. ТАСС). Получив приказ раз
громить вражеский опорный пункт, командир подразделения офицер Низанов решил тщательно разве
дать рубежи противника. Разведка
установила, что противник здесь располагает значительными силами,
что его рубежи представляют собой серьёзное препятствие.
Командир советского подразделения решил внезапным штыковым ударом свести на-нет численное и огневое превосходство противника.
Пока артиллеристы и миномётчики обрабатывали оборону врага, Низанов со своими бойцами скрытно вышел по лощине во фланг и без
единого выстрела занял исходный рубеж для атаки в 30 метрах от противника.
Как только артиллерия перенесла огонь в глубь обороны врага, пе
хотинцы стремительно ринулись вперёд.
Ворвавшись в траншею, сержант Пухляков оказался у открытой пу
лемётной площадки, на которой стоял заряженный станковый пулемёт. Выскочив из укрытия, немец бросился к пулемёту, но Пухляков свалил его штыком На от
важного сержанта бросилось еще 4 фашиста. На помощь к нему поспе
шили бойцы Хапулин и Трошин. Гитлеровцы повернули назад, рассчитывая скрыться в ходах сообще
ния, но бойцы догнали их и уничтожили штыками.
Рукопашная схватка длилась всего несколько минут. Вражеский опорный пункт был разгромлен. Оставив в траншеях несколько де
сятков убитых солдат и офицеров, 3 пулемёта и другие трофеи, враг поспешно отступил.

Боевые сутки партизанского отряда

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 19. (Спец. корр. ТАСС). За последнее время значительно активизирова
лась деятельность ленинградских партизан. Вот одни боевые сутки отряда партизан, которым командует т. С.
Группа народных мстителей произвела налёт на немецкий гарнизон в населённом пункте П. В ре
зультате налёта было уничтожено 15 гитлеровцев, сожжены продо
вольственный склад и две кухни, установленные на автомашинах. Партизаны захватили трофеи: пу
лемёт. винтовки, боеприпасы и 12 лошадей. Другая группа партизан из этого отряда взорвала шоссейный мост на важной коммуникации гитлеровцев.
Партизаны под командованием г. А. побывали в немецком име
нии, где находилось 18 коров и 15 лошадей, отобранных гитлеровцами у местного населения. Партизаны вернули скот владельцам.
Другая группа партизан во главе с т. Б. ворвалась в населённый пункт. Уничтожив вооружённую охрану, народные мстители сожгли 3 немецких склада, в которых хранилось 900 пулов ржи
Подрывники отряда пол руководством т. Н. пустили под откос воинский эшелон с живой силой про
тивника. При крушении погибло более 200 немецких солдат и офицеров. Разбиты паровоз и 8 вагонов.
Так изо дня в день славные народные мстители помогают Крас
ной Армии уничтожать немецких захватчиков.

Заявление немецкого капитана, добровольно сдавшегося в плен

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 20. (Спец. корр. ТАСС). Добровольно сдавшийся в плен немецкий капитан Герман Б., командир роты, заявил:
— Люди моей роты были душевно и физически совершенно измота
ны в результате так называемого «планомерного отступления». Отступление сопровождалось ожесточёнными боями с сильно наседав
шими на нас русскими. В этих боях боеспособность роты снизилась на 40—50 процентов из-за потерь в людях и материалах.
Несмотря на это, дивизия, не получив отдыха, была спешно погру
жена и брошена в бой на другом участке. 15-дневное путешествие по железной дороге, когда в каждом вагоне было по 40 человек, засчиты
валось нам за отдых. К этому сле
дует ещё прибавить, что все люди, включал и офицеров, страшно обовшивели.
29 сентября часть нашего батальона снова вступила в бой. Подразделения сражались против ожидания хорошо. Нам обещали подкреп
ления, но это обещание не было выполнено.
Второго октября положение стало безнадежным. Наш батальон вместе с другими батальонами дивизии был со всех сторон окружен.
Как командир роты, я был обязан заботиться о сохранении жизни моих людей, но тупое упорство на
чальства препятствовало этому. «Игра с пространством», как это отступление изображалось в ежеднев
ных сводках, была для меня игрой человеческими жизнями. танцем
мертвецов. Мое решение созрело. С моим связным я ординарцем я
сдался в плен. На пересыльном пункте я узнал, что ещё два унтер-офицера н 15 солдат последовали моему примеру.

Благодаря введению поточного метода на Н-ском авиационном заводе значительно увеличился выпуск деталей для карбюраторов, а также улучшилось качество продукции. На снимке: проверка качества корпусов карбю
раторов авиационных моторов ва потоке; слева — контролер Т. Гоберланд и начальник смены А. Еловских. Фото А. ФАТЕЕВА (ТАСС).