На освобожденной белорусской земле. У колодца. Работницы совхоза Прокоповна, Гомельской области, беседуют со своими освободителями — бойцами Красной Армии. Фото Е. ПОД ШИВАЛОВА (ТАСС).

Рядовой

В

ОТ идет он, Григорий Середа,
весь серый от пыли, в выцветшей гимнастерке, покрытой пятна
ми ооли от- пота, в пилотке, почер
невшей у краев, слегка сутулясь под нелегкой солдатской ношей. Идет спокойно, не торопясь, а немногие обгонят его.
Далеко в степи, за старинной чумацкой могилой, садится солнце. Григорий Середа смотрит на закат и думает (ои всегда больше думает, чем говорит):
— Где-то здесь, этим путем, и мой дед-чумак к Азовскому морю за солью ездил. Да только, навер
но, побольше деда отшагал я по егим дорогам.
— Товарищ лейтенант, — обращается он, вдруг, к лейтенанту Яремчуку. — Сколько уже мы за сегодня прошли?
— Двадцатый километр набегает, — отвечает тот.
— А от Мяуса сколько?
— От Ми,уса? Чего это вы, вдруг, подсчитывать решили?
— Да так, задумался о своем... — От Мяуса больше 350 километров наберётся. — Здорово!
К лейтенанту Яремчуку подходит связной. Командир сразу же собирает взвод и ставит перед ним задачу. Она заключается в том. чтобы по краю кукурузника обойти насе
лённый пункт с левого фланга,
пройти лощиной между высотками я, обогнув таким образом село, перерезать идущую из него дорогу. Всего нужно пройти восемь километров, но так, чтобы немцы не об
наружили. А времени на это командир роты дал один час.
Сумерки быстро сгущались. Над селом появились яркие огненные языки.
— Зажгли уже, зажгли, ироды,— вымолвил с сердцем Григорий и,
сплюнув, зло выругался. Он представил себе, как бегают сейчас между хат немцы и поджигают их, как в огне гибнет селянский скарб, добытый долголетним трудом. Всей душой понимал он горе людей — жителей этого села.
За двое суток Середа спал, может быть, два часа. Он безумно устал, ныли ноги, болели плечи, спина. За эти два дня с боями было пройдено до 50 километров, и теперь, вот еще за один час нуж
но проделать восемь километров. Это трудно, очень трудно. Но неиспепелимая ненависть к врагу, сжигавшему на его плазах ещё одно село, желание по заслугам отплатить фашистам испаряли усталость.
Быстро шёл Григорий через ку курузяое поле, быстро шёл н взвод: Все молчали. Километр за километ
ром оставался позади. Всё ближе было пожарище, все шире разраста
лось кровавое зарево. Бот ударили наши минометы Немцы ответили.
— Давайте быстрее, — сказал Яремчук, хотя сам знал, что .люди напрягают все силы. Но, очевидно, все же был у них какой-то резерв, потому что после слов офицера. ко
торый сям устал не меньше солдат, взвод прибавил шаг. Когда загово
рили наши пулеметы, бойцы уж растянулись длинной цепью вдоль дорога за селом.
Григорий лёг на землю и закрыл глаза От усталости кружилась голова. Ничего не хотел бы он сей
час — только лежать и лежать. Но, руки сами привычно достают из чехла лопатку и быстро начинают рьгть землю. Середа старательно девает окопчик. Он прекрасно знает: земля — наилучшая защитница пехотинца.
Выстрелы, громкие возгласы наших бойцов, наступавших с фронта, уже слышны в самом селе. Ещё с полчаса лежит взвод в засаде. Наконец, большая крикливая толпа отступающих. гитлеровцев показывается на окраине.
— Огонь! — слышит приказ Середа и мгновенно начинает строчить из автомата. Раздаются дикие
крнки раненых немцев, истерические возгласы: «Русс!».
— Что ж ты думал, ирод, спалишь хату русса, убьешь его жинку, детей, а он тебе молчать будет? Нет,
русс молчать не будет! Вот его разговор! — И Середа беспрерывно продолжал вести огонь.
Немцы отстреливались, но выход из села им был закупорен. И вот с разных концов начало доноситься: «Русс, сдаюсь!» Пленных взяли более четырёх десятков. До сотки трупов лежало на озарённых пожаром улицах.
18 августа в 6 часов утра был Григорий Середа среди тех, кто прорвал немецкую оборону — «Миус-фронт». Он шел за артиллерий
ским валом, врывался в траншеи, отбивал контратаки, обходил немцев с флангов, заходил им в тыл, лежал в окопе, когда над ним топтался немецкий танк. Григорий Середа
никогда лишнего не думал о себе, но теперь мог каждому сказать, что он сильнее гитлеровца. С десятком бойцов о-н не боялся ни взвода, ни даже вражеской роты, не страшился окружения. К тому же он видел, как трепещут перед этим окружением немцы. Конечно, когда пока
зывались танки, по коже проходил мороз, но Григорий ни разу не побежал от танка.
Семь рек форсировал за наступление Григорий Середа. Реки, конечно, небольшие — Мокрый Еланчнк, Еланчик, Кальмиус, Берда и
им подобные. Это далеко не Днепр и даже не Донец. В иной речке воды и до колен не будет, а перей
дешь её тремя шагами. Раньше бы Середа, кажется, и не заметил какой-нибудь Мокрый Елаячдас. А те
перь он с уважением называет его: «водный рубеж». Закрепятся нем
цы на нём — берег болотистый, дно илистое, солдат пройдёт, а пушка, мащина завязнут. Давай, солдат,
помогай! А немец огонь ведет, да так, что небу жарко. Вот и пере
правляйся! И все же семь таких водных рубежей преодолел Григо
рий Серела Отвоевывал Донбасс.
Мариуполь брал, возле Бердянска немцев бил, с боем прошел согни сёл.
При Московском Художественном театре
Спросите Григория, где взял г-н столько сил для этого беспримерного наступления? Он скажет, что собрал их ещё в дни отхода, они накапливались вместе с яростьр. Особенно росли силы в месяцы обороны у Миуса, когда с нетерпением ждали сигнала — вперёд. Ещё рас
скажет Григорий, как с каждым десятком пройденных километров сожженные сёла, растерзанные люди все настойчивее требовали, чтобы быстрее шёл он спасать родные хаты, матерей, девчат, детей. Мо
жет быть, расскажет он и о том, как проходил мимо своей деревни Ягодки и не нашёл там ни одной целой хаты, а увидел только руины да трупы на них. Среди трупов о-н опознал своего сынка Миколу и ба
бушку, с которой тот жил. Соседка Ульяна Недоля сказала, чтоб жин
ку и дочь не искал: больше года, как их угнали в Германию. Впервые, будучи взрослым, Григорий Се реда плакал.
Неудобно об этом вспоминать солдату, да только раз уж говорить правду, так говорить до конца. В самые опасные места лез Григорий. Ночью, когда форсировали ре
ку, он один, не сказав никому ни слова, пошёл на вражеский ДЗОТ. Он подкрался к самому ДЗОТ’у, рез
ко открыл дверь и бросил во внутрь противотанковую гранату. ДЗОТ замолк. -Он вернулся, не сообщив . об этом. никому.
Уничтожать фашистов, не жалея сил, не останавливаясь ни перед чем, — вот о чем думает Григорий Середа во время длительных маршей и жарких боёв.
В этом неудержимом наступлении Григорий Середа — рядовой боец Красной Армии. Когда Москва салю
тует победителям, она салютует и ему — Григорию Середе. Когда Сталин поздр-авляет войска, он думает и о нём — о Григории Середе, солдате, создающем победу.
Евг. Ратнер,
спец. корр ТАСС. ДЕЙСТВУЮЩАЯ армия.

Вручение

награды герою

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 20. (Спец. корр. ТАСС). Широко известны подвиги советского асса гвар
дии капитана Константина Фомченкова, которому недавно Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено почётное звание Героя Советского Союза. 34 сбитых само
лёта противника — вот его боевой счёт.
На-днях на Н-ском аэродроме командующий авиасоединением от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил гвардии капита
ну Фомчеякову о-рден Ленина - и медаль «Золотая Звезда». Вручая награду герою, генерал поздравил его и пожелал новых боевых подвигов.
— Надеюсь, — сказал командующий , — что высокую награду Пра
вительства вы с честью оправдаете новыми подвигами во славу Родины.
Отвечая на приветствие, Герой Советского Союза Фомченко-в сказал:
— Я приношу глубокую благодарность за высокую оценку моей боевой работы. Обещаю, что ещё многие фашистские самолёты най
дут себе могилу в сопках Заполярья, в лесах Карелии.
В школу-студию им. народного артиста СССР В. И. Немировича- Данченко, основанную при Московском Художественном театре по решению СНК СССР, поступило свы
ше НОО заявлений от желающих получить сценическое образование.
Около 300 юношей и девушек были допущены к предварительным ис
пытаниям, из них 80 человек уча
ствовали в конкурсе: В итоге конкурса на отделение, которое будет готовить новые кадры для пополне
ния труппы МХАТ, Принят 31 че
ловек. Среди них молодежь из Свердловска, Молотова, Челябинска, куда выезжала отборочная комиссия школы-студия.
Вчера в актовом зале школы состоялось торжественное собрание, посвященное началу занятий. На собрании присутствовали народные артисты СССР И. М. Москвин, 0. Л. Книипер-Чехова, Н. П. Хмелев, А. К. Тарасова, народные ар
тисты РСФСР 0. Н. Андровская, В. Г. СахновскиЙ, В. Я . Станицын, М. И. Прудкин и многие другие.
Художественный ~ руководитель МХАТ Н. П. Хмелев обратился к студентам с приветственной речью.
— На различных этапах развития Искусства Московского Художествеяного театра, — сказал он, — всегда оо всей серьезностью и остротой стоял вопрос о работе с молодыми, начинающими актерами, вопрос об актерской смене. В пг>г,в
годы существования МХАТ К. С. Станиславский и В. И. Немцрович
Данченко воспитали наших выдающихся артистов старшего поколения, чей -опыт, знания, мастерство помогли нам, среднему актерскому поколению Художественного театра.
Наш театр приближается к своему 45-летию. На всем протяжении истории МХАТ и особенно в по
следние годы В. И. Немирович- Данченко уделял очень много вни
мания подготовке молодых кадров. Незадолго до смерти он говорил: «Все свои силы я отдал бы сейчас школе. Ей я бы посвятил остаток своей жизни».
— Сегодняшний день, — говорит далее Н. П. Хмелев, — очень волну
ющий для всех нас, собравшихся здесь. Мы надеемся, что вы, придя в стены Художественного театра, полностью посвятите себя искусству.
В заключение Н. П. Хмелев тепло поздравил молодежь, пришедшую в школу МХАТ.
Директор школы-студии В. Г. Сахновский в своем выступлении подробно говорил об искусстве Москов
ского Художественного театра, о том значении, которое придавал воспитанию молодых артистов В. И. Немирович-Данченко, чьим именем на
звана школа, о задачах, стоящих перед студентами.
Сегодня стром начались занятия на актерском отделении и на отде
лении, которое будет готовить организаторов-руководителей постановочной части театра.
На Витебском направлении. Разведчики Н-ского батальона капитан
A. Ромаюпа и старший лс&генаят B. Сидоренко в разведке. За отли
чие в боях на Витебском направлении пни награждены орденами Оте
чественной войны 2-й степени.
Фото Л. ДОРЕНСКОГО (ТАСС).

„Урал

богатырь“

БЕСЕДА
с М.. КОВАЛЕМ
Композитор М. Коваль, автор оперы «Емельян Пугачёв», удостоен
ной Сталинской премии, закончил новый вокальный цикл под назва
нием «Урал-богатырь». Цикл, напи
санный для двух голосов — сопрано и тенора в сопровождении фортепиано, содержит десять отдельных произведений, связанных общей темой и рисующих в музы
кальных образах жиздь и людей Урала в дни отечественной войны.
— Тема Урала в моем творчестве не случайна, — сказал в беседе с нашим сотрудником М. Коваль. — Еще в 1931 году, когда я был на строительстве Магнитогорска, я за
думал воплотить уральскую тему доступными мне средствами музы
кального искусства. В оратории «Емельян Пугачёв» и в одноимен
ной опере в отдельных эпизодах от
ражены события, происходившие на Урале.
Первые полтора года войны я провёл на Урале Здесь был задуман и начат вокальный цикл «Урал-богатырь». Над многими тек
стами к нему я работал вместе с поэтом-уральцем В. Каменским. Другие тексты принадлежат поэтам Н. Брауну, М. Левашову, М. Матусовскому, М. Комиссаровой.
Открывается цикл вступлением на слова В. Каменского «Люблю Урал, как дивную легенду». Песня «Уральское знамя» на, текст М. Матусовского навеяна торжественной картиной вручения бойцам Северо
Западного фронта боевого знамени в подарок от делегации уральских рабочих.
Центральное произведение цикла написано на стихи М. Комиссаро
вой «Город на Каме», посвященные
городу Молотову. Некоторые песни, как, • например, «Песня Камы» (сло
ва В. Каменского), уже приобрели известность задолго до окончания
...оей работы, их поют сейчас на Урале.
Завершается цикл дуэтом для женского и мужского голосов под названием «Седой Урал».
Вокальный цикл М. Коваля получил одобрительные отзывы на прослушивании в Комитете по делам искусств ц принят к печати Государственным музыкальным издательством.
МОЛОДЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ
цикл КОНЦЕРТОВ
В честь 25-летия ВЛКСМ в Москве в начале ноября состоятся концертные выступления лучших воспитанников Киевской и Сверд
ловской государственных консерваторий.
Эти концерты явятся продолжением цикла «Молодые исполнители», начатого летом нынешнего го
да Московской консерваторией им. Чайковского. Всего будет дано 7 концертов, пять из них — в Ма
лом зале консерватории и два — в Большом зале. В концертах примут участие 30 наиболее одарённых студентов разных музыкальных специальностей: вокалисты, пианисты, скрипачи и т. д.
Один из вечере.? отводится исполнению произведений украин
ских авторов, один — творчеству уральских композиторов. Покажут свои произведения также студентыкомпозиторы консерваторий.
Во второй половине ноября состоятся выступления студентов Ленинградской консерватории. Этими
выступлениями и закончится цикл концертов молодых исполнителей.
ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
* В ЧЕСТЬ 25-ЛЕТИЯ ленинско-сталинского комсомола Московская консер
ватория об’явнла конкурс на лучшую военную песню, на тексты поэтовфронтовиков. В конкурсе участвуют
студенты теоретико-композиторского и других факультетов консерватории. Трём лучшим произведениям будут присуждены премии.
* В БОЛЬШОМ зале консерватории идут оркестровые репетиции восьмой симфонии Д. Шостаковича.
Перво? открытое исполнение состоится 4 ноября иод управлением Е. Мравинского.
* В СОЮЗЕ композиторов в течение октября прослушиваются новые произведения советской музыки. Уже про
слушивались 5-я симфония В. Желобинского, соната для скрипки и фортепиано эстонского композитора 3. Кап
па, написанная на эстонские народные темы, «Героическая увертюра» и «Герои
ческая баллада» для симфонического оркестра ТО. Крейна, симфония-поэма «Украина» А. Мосолова, концерт для скрипки Ю. Яцевича и другие произведения.
ЛИТЕРАТУРНАЯ
ХРОНИКА
* В МОСКВУ приехала группа татарских писателей. Сегодня в президиуме союза советских писателей СССР онн выступят с отчетом о работе союза пи
сателей Татарии за время отечественной войны.
* В КЛУБЕ ПИСАТЕЛЕЙ в субботу состоится вечер татарской литературы. Доклад о татарской литературе сделает писатель Гиэзатов. С чтением своих произведений выступят поэты и писа
тели Исанбетов, Наджми. Кагааф и другие.
В ТЕАТРАХ
УЗБЕКИСТАНА
ТАШКЕНТ, 20. (ТАСС). Узбекский ордена Лелпна академический театр драмы имепи Хамза на-дпях показал но
вую пьесу узбекского драматурга Уйгуна> «Мать» — о советской патриотке, не пощадившей жизни своего сына для счастья родины.
Это — одна из 70 премьер, которые покажут в нынешнем осенне-зимнем сезоне театры Узбекистана. Большинство пьес написано местными драма
тургами. Театр имени Мукими поставит пьесу об эпическом богатыре Алпаммтпе. Узбекский театр юного зрителя покажет пьесы «Дочь Москвы» — о
героине-партизанке Лиае Чайкиной и «Гульхан* — на тему; школьники и фронт. Узбекский театр оперы и балета заканчивает подготовку к постанов
ке первого узбекского балета «Ок-Биляк проф. Василенко. Впервые на сце
не узбекского театра пойдет опера Бизе «Кармен».
Областные театры готовят к постановке произведения русской классики. Андижанский театр включил в свой репертуар «ромео и Джульетту» Шекспира.

„Великий русский

полководец

М. И. Кутузов“

НА ЛЕКЦИИ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
ПРОФЕССОРА М. В. НЕЧКИНОЙ
На-днях доктор исторических наук проф М. В. Нечкина выступила в Колонном зале Дома союзов с публичной лекцией о великом рус
ском полководце М. 11. Кутузове. Лекция была организована лекцион
ным бюро яри Комитете высшей школы при СНК СССР.
М. В. Нечкина тепло обрисовала мужественный образ Михаила Ил
ларионовича Кутузова, имя которого сияет в ряду наших великих предков, снискавших неувядаемую славу
русскому оружию. Образ Кутузова вдохновляет русских людей, сража
ющихся на фронтах отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков.
Первые боевые подвиги М. И. Кутузова неразрывно связаны с име
нем Суворова, Лектор подробно рассказывает о блистательных военных операциях Кутузова, прове
денных им под командованием его великого учителя. Кутузов учился мастерЬтву ведения боя у Суворова, Кутузову, как и Суворову, было свойственно тёплое, любовное отно
шение к своим солдатам, уважение к их беззаветной смелости и вынос
ливости, строгая требовательность в отношении воинской дисциплины. Представляя Кутузова к награде по
сле штурма Измаила, характеризуя
его выдающиеся военные заслуги в этой операции, Суворов сделал сле
дующую красноречивую пометку: «Он шёл у меня на левом фланге, но был правою моею рукою».
Отметив, что Кутузов был не только военным гением, но я крупнейшим государственным деятелем, дипломатом, лектор переходит к основным военным эпизодам Отечествен
ной войны 1812 года, в частности к Бородинской битве, когда главнокомандующий русской армии Кутузов, отразив все тактические и стратегические маневры Наполеона, уничтожил огромное число неприятельских войск. Тут, на Бородин,
ском поле, — говорит лектор, — героически боролись русские войска, русский народ, который понимал эту войну как справедливую войну за правое дело.
Некоторые историки, отмечает лектор, любят объяснять поражение на
полеоновской армии морозами. Об’- яенение неправильное и несостоятельное. Погода никогда не может решить исход войны. Наполеона сломили не морозы, а народный ха
рактер великой отечественной войны 1812 года, военное искусство полководца Кутузова. Против врага, по
сягнувшего на независимость России в 1812 году, поднялся весь народ. Огромную роль сыграло, в частности, созданное в Москве и Петербурге народное ополчение, начальником которого вопреки желанию правительства был избран волей народа его любимый полководец М. И. Кутузов.
— Кутузов оставил нам в наследство, — говорит, заканчивая лекцию, М. В. Нечкина, — свое замечатель
ное мастерство умелых, тщательно
подготовленных, неожиданных по своим тактическим и стратегическим приёмам операций. Наша доблест
ная Красная Армия, её талантливые военачальники являются наследни
ками этого богатого военного опыта русского народа. (ТАСС).

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы

Фастов, Знаменка, Джанкой и станцию Никополь

В ночь на 20 октября наша авиация бомбардировала немецкие во
инские эшелоны и военные склады противника на железнодорожных узлах Фастов. Знаменка, Джанкой и станции Никополь. В результате бомбардировки разбито не менее
пяти железнодорожных составов. Возникли большие пожары, кото
рые сопровождались сильными взрывами.
Один наш самолёт не вернулся
на свою базу.

Бои в горах Верхней Савойи

ЛОНДОН, 21. (ТАСС). Агентство Рейтер передает сообщение своего
корреспондента при штабе войск союзников в Северной Африке о том, что 19 октября отряд гитлеровских карателей в составе 400 солдат и офицеров, вооружённых пу
лемётами и имеющих танки, начал операцию против французских пар
тизан, действующих в Савойских горах. Сейчас каратели орудуют в районе Шамони. Гитлеровцы потеряли много солдат убитыми.
Представители Французского Комитета Национального Освобождения
заявили, что 16 тысяч лавалевских
полицейских, специальные «штурмовые отряды» Ла-валя, а также
моторизованные части принимают участие в облавах на французских патриотов, укрывающихся в Верхней Савойе с целью избежать от
правки на принудительные работы в Германию.
ЛОНДОН. 21. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт сообщение Французского Комитета Национального
Освобожден пя о том. что в горах Верхней Савойи идут бои между германскими солдатами и францу
зами, укрывающимися в горах от преследований лавалевских властей.

Инструкция «правительства» Виши убийцам-полицейским

ЛОНДОН, 21. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, по сведениям бюро печати французской делега
ции в Лондоне, власти Виши по приказу гитлеровцев разработали план действий лавалевокой полиции на случай восстания француз
ских патриотов. В этой инструкции говорится, что по первому сигналу вся полиция должна быть приведена в состояние готовности, по вто
рому сигналу она должна прибыть в заранее указанные места. По третьему сигналу отряды полицейских отправляются на мотоциклах а пункты скрещения дорог и кон
центрируются в «угрожаемом городе» Одновременно, говорится к инструкции, должна быть установлена усиленная охрана у зданий, яв
ляющихся постоянным местом пребывания вндных представителей властей Виши. Всякое движение должно быть немедленно прекраще
но. Скопления публики должны разгоняться силой.
Инструкция предписывает также полицейским стрелять в наруши
телей без всякого предупреждения. Одновременно инструкция предла
гает заранее создать специальные отряды, настоящие отряды убийц, миссия которых должна состоять в том, что они обязаны явиться на квартиры «неблагонадежных» лиц и
там «выполнить свою обязанность», т. е. убить этих лиц. Списки этих лиц, говорится в инструкции, должны быть составлены заранее.

Новые казни

в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 21. (ТАСС). Шведское радио передаёт, что 19 октяб
ря в Норвегии были казнены 10 норвежцев.
6 из них — жители Осло, — как говорится в официальном сообще
нии гитлеровских оккупационных властей, занимали руководящие по
сты в нелегальных организациях. Им было пред’явлено обвинение в организации диверсионного акта на одном корабле в гавани Осло в апреле этого года Остальные были казнены «за незаконное хранение оружия».
Прибытие частей бельгийской армии
в Северную Африку
ЛОНДОН, 21. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт из Алжира, что, до сообщению штаба войск союзников в Северной Африке, туда прибыл значительный контингент бельгий
ских войск в составе нескольких отборных пастей, которым удалось переправиться в Англию в 1940 году, сейчас же после оккупации Бельгии гитлеровскими войсками.

Пребывание Идена

в Каире

ЛОНДОН, 20 (ТАСС). Как передает каирский корреспондент агент
ства Рейтер, сегодня было об’явлено о том, что английский министр иностранных дел Антони Иден, прибывший в Каир по пути в Мо
скву, 13 октября посетил воинские части в районе Каира, а также места расквартирования военно-воздушных сил. Иден встретился с генералом Вильсоном
Находясь в Каире Иден имел также встречи о египетским коро
лем Фаруком, премьер-министром Египта Нахас-пашой, а также с королями Греции и Югославии.
Учреждение первой
канадской медали
ОТТАВА, 21. (ТАСС). Канадский премьер-министр Маккензи Канг об’явил об учреждении первой канадской медали, которой будут на
граждать за выдающиеся заслуги гражданских и военных лиц, причем не только канадцев, но и граж
дан других стран Медаль будет носить название «Канадская медаль».
Отступая, немцы жгут и бомбят мирные села Мелитопольщины и Запорожья.
Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).

На каторге в Германии

В

МАЕ прошлого года меня вме
сте с другими девчатами вызвали в сельскую управу. Здесь ста
роста приказал нам собираться ехать на работу в Германию. «Кто откажется, — сказал он, — пусть пеняет на себя: угонят всю семью, а ха
ту спалят». Наплакались девушки, но пришлось подчиняться.
Взяла я с собой харчей на трое суток, попрощалась с матерью, поклонилась родным местам, и погнали нас в село Хатяновку. Там просидели четверо суток. Потом на лодках повезли в Киев. Здесь дожида
лись еще пять суток. Есть ничего не давали, а что с собой из дому захватили, — с’ели.
Пригнали на станцию. И кого здесь только не было: и старые и малые. Стали нас в товарные ваго
ны загонять, а к каждому вагону по немцу с винтовкой приставили.
На десятые сутки мы приехали в Нюрнберг. С товарной станции нас погнали за город в лагерь. Как увидели мы этот лагерь, так и обмерли. Некоторые ума лишились. Кругом всё колючей проволокой обнесено, а за проволокой наши украин
цы, как скелеты, бродят. Загнали и нас сюда. Есть дали силосу из брюквы н моркови и по сто граммов заплесневелого хлеба.
Так прошли три дня. Потом приехал какой-то немец, и нас повели на сдаточный пункт. Здесь было полно немок, приехавших, чтобы выбрать себе рабов. По очереди вызывали они к себе украинок а, как
В освобождённом селе Низшая Дубечня, Высше-Дубеч
ненского района, Киевской области, советские воины встре
тили украинскую девушку Марию Терещенко. Ей двад
цать лет, но выглядит она вдвое старше. Девушка рассказала бойцам о долгих ме
сяцах бесправной и рабской жизни в фашистской Герма
нии, куда она была угнана оккупантами.
Передаю рассказ Марии Терещенко, записанный с её слов.
Лейтенант Н. БОЛОТНИКОВ. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
цыгане на ярмарке коней, ощупывали н разглядывали их со всех сторон. А мы стоим и плачем.
Одна немка, осмотрев меня, о чем-то долго говорила со старшим, видно, торговалась. Потом мне переводчик и говорит:
— Ну, дивчина, ты продана. Вот твоя хозяйка, слушайся её во всем.
Поехали мы в колонию — километрах в десяти от Нюрнберга. Хо
зяйство у немки было большое — 22 коровы, 12 свиней, штук 300 кур. А работников — я да пленный поляк. Вставала я в пять утра, а ло
жилась в полночь. Одно сделаешь, сразу же за другим посылают. Присесть некогда Об отдыхе и не говори. Нм праздник, а мне всё кричат: «Мария, арбайт!». Они
спать ложатся, а мне полы мыть да воду для важной из колодца на второй этаж косить.
Однажды отпустила меня немка к девчатам в соседнюю колонию. Повесили мне на шею дощечку с надписью «Ост!» и с номером, и я пош
ла. Погоревали, поголосили мы о девчатами, вспомнили родную Ук
раину нашу, и еще горше стала мне неволя.
Раз как-то я заболела и не смогла косить. Сказала об этом хозяйке, а она как закричит и замахнулась на меня косой. Потом видит, что действительно на косьбе от меня толку мало. Послала на воз оено взвалцвать. Я подыму охапку и са
жусь. Немка схватила вилы и чуть не заколола меня. А дотом меня избили.
Решила я наложить на себя руки. Стала всякие зелья пить, есть перестала. Исхудала я, почернела, еле хожу, а хозяйка всё меня бьёт. Наконец, повела она меня к доктору, но предупредила: если окат жусь здоровой — повесит.
На комиссии меня выслушали, дали пакет и обратно в лагерь отпра
вили. Здесь я пробыла два месяца: ждалн, когда транспорт на Украину пойдёт. Натерпелась я тут горя.
Хоть и больные все мы были, а всё равно на работы гоняли.
Наконец, поехали обратно. До Киева мы добирались 12 суток, и за все это время только один раз поесть дали. Каждый день у нас умирало по 20—30 человек.
Кое-как добралась я до своего села. А тут скоро и вы, наши освободители, пришли.
Полжизни отняли у меня дрокля
тые немцы. Бейте их, душегубов.

Школа-студия

им. В. И. Немировича-Данченко

Рассказ Марии Терещенко

Телеграммы из-за границы