Сбитый советским истребителем фашистский самолёт «Хейнкель-111». Справа — взятый в плен ефрей
тор Карл Дирих (См. корреспонденцию «Сталинградские трофеи»). фото п. Логинова.

СТАЛИНГРАДСКИЕ ТРОФЕИ

МАШИНЫ мчались по при
волжским степям на Дон
ской фронт. Далеко впереди покавадась украшенная флагами арка. Здесь начитается фронтовая доро
га. Лейтенант, начальник поста, проверяет документы...
Так описывает свой путь на фронт работник Центрального музея Красной Армии II. Логинов, совершивший большую поездку за трофей
ными экспонатами и документами о героизме сланных бойцов и коман
диров, разгромивших немцев на подcrynai к Сталинграду.
...Белая бескрайняя степь. Вперёд уходит широкая военная дорога. Она укатана тысячами машин, но специальные дорожные команды все же внимательно следят за ней и поддерживают в образцовом по
рядке. По сторонам — ограждения от заносов. Они сплетены из хвороста или сложены из кирпичей.
Нескончаемой вереницей идут на фронт машины с вооружением, бое
припасами и продовольствием. Еще недавно над донскими просторами воровато пробирались в облаках фашистские хищники, а сейчас здесь летают только наши самолёты, наши разведчики, бомбардировщики, транспортные машины.
В селении П., у небольшой речки. под мощными ударами советской артиллерии захлебнулась танковая контратака врага. Всюду раз
бросаны подбитые немецкие танки. Вот два тягача тянут тяжёлую немецкую машину. Она будет отремон
тировала и использована против её бывших хозяев. Трактор тащит це
лый обоз немецких поводов. груженных снаряжением и обмундированием.
Наши трофейные команды работают день и ночь. Трофеи свозятся из степи к дороге и укладываются у телеграфных столбов. Машины, возвращающиеся с фронта, забирают с собою оружие, солдатские каски.
В МУЗЕЕ
КРАСНОЙ АРМИИ
Трофейные склады переполнены. Вот гора немецких касок. Многие из них пробиты пулями. Штабелями лежат немецкие пулемёты и винтовки, ящики с артиллерийскими приборами и радиоимуществом, обмундирование. Но как попа I и сюда по
душки и женские платья? Бойцы трофейной команды об яспяют: это то, что немцы награбили у совет
ского населения. Захваченное угитлеровцев имущество советских граждан тщательно складывается и учи
тывается. Оно будет воавращспо владельцам.
Работники Музея Красной Армии отобрали много интересных экспона
тов. Они уже привезены в Москву, на площадь Коммуны, в старинное здание, где расположились музейные залы. В ближайшие дни в одном из валов их увидят посетители.
В служебных помещениях музея немало образцов немецкого обмун
дирования. Гитлеровская пропаганда не скупилась на слова в своих описаниях тёплой одежды, приготовленной для солдат. Но немцы и ру
мыны встретили сталинградские морозы в летних шинелях и в ботинках с толстыми деревянными по
дошвами. Вот большая пачка брошюр, раопроотранявнвихся в не
мецкой армии. Брошюры раз’ясняют, как использовать для борьбы с русскими морозами... летние пилотки я другую летпюю одежду.
В музейных витринах будет размещена большая коллекция фотодо
кументов. Мы берем на удачу два снимка. На одном — разбитый немецкий самолёт, на другом — не

ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО

ВЫСТАВКА ТЕАТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Центральная театральная библиотека Комитета по делам искусств пря СНК СССР систематически ор
тализует интересные выставки, по
казывающие сценическую историю отдельных пьео и творческий путь выдающихся мастеров искусств.
Три выставки, открытые в помещении библиотеки, посвящены пьесам А. Н. Островского: «Не в свог сани не оадись», «За чем пойдёшь, то и найдёшь» («Женитьба Бальзаминока») и «Василиса Мелентьева
«Не в свои оагги яе садись» была первой пьесой А. Н. Островского, поставленной Малым театром 26 января 1853 года.
«Василису Мелентьсву» Малый театр показал впервые 15 февраля 1868 года в бенефис It. М. Садов
ского. Спектакль прошёл с опюмпьгм успехом В 1894 году пьеса была возобновлена Г. Н. Федотовой.
На выставке приведены интересные материалы, рисующие историю пьесы. В один из приездов А. Н. Островского в Петербург директор императорских театров С. Гедеонов сообщил драматургу, что среди эпи
зодов, связанных о жизнью Иоанна IV, один особенно привлёк его вни
мание как превосходная канва для исторической пьесы, и предложил Островскому воспользоваться этим «южетом.
Островский горячо взялся за работу, стад знакомиться с материалами. Однако исторических указа
ний и достоверных сведений о жене Иоанна IV Василисе Мелентьевой оказалось очень мало. В девятом томе «Истории государства Российско
го» Карамзина ей посвящено несколько строк. Подробности её крат
ковременного возвышения, опалы и смерти сохранились лишь в устных преданиях, которые внимательно
изучил Островский и использовал в пьесе.
Среди экспонатов — снимки исполнителей «Василисы Мелентье
вой», эскизы декораций, многочисленные рецензии о пьесе.
В феврале библиотека специальными выставками отметит 150 лет го .дня смерти Гольдони и 100-летие постановки в Малом театре «Женитьбы» Гоголя.
приглядный портрет гитлеровца. Эта снимки имеют свою интересную историю.
Советский истребитель сбил транспортный ёамолёт «Хейнкель-И1». Это было недалеко от линии фрон
та. Фашистский стервятник камнем врезался в снег. В двухстах метрах от разбитого фюзеляжа ва
лялся хвост самолёта с паучьей свастикой. Тут же лежали пять трупов гитлеровцев.
«Хейнкель-111» должен был вывезти из окружения в районе Сталинграда группу офицеров. На бор
ту самолёта было 11 гитлеровцев. Судьба пятерых нам уже известна, а остальные после падения самолё
та остались живы и сдались в плен. Пленных привели в комендатуру. Ефрейтор Карл Дирих, тот самый, который изображён на фотоснимке, ставшем музейным экспонатом, оказался словоохотливым. Обмороженный- с язвами на лице, ефрейтор со
бирался подправить в фашистском
тылу своё до предела расшатанное здоровье и снова продолжать войну во славу «фюрера». Ефрейтор Дирих
откровенно сознался, что в самый решительный момент ему повезло. Тепррь-то он, попав в плеи, наверняка останется в живых...
На борту сбитого «Хейнкеля» обнаружили мешок почты. Это были письма, в которых, несмотря на тщательно вычеркнутые фашист
ским цензором многие слова, екзовят отчаяние и обречённость гитле
ровских вояк, «Лошади ещё есть у вас», — успокаивает одни немец
кий солдат свою мать. Теперь весь илго знает, что окружённые под Ста
линградом немцы с’ели всех своих лошадей.
Новый отдел Центрального музея Красной Армии, посвящённый исто
рической победе русского оружия в районе Сталинграда, будет в центре внимания посетителей. Этот отдел предполагается пополнить в ближайшее время новыми трофейными экспонатами с других участков фронта.

ПЕСНЯ

ДЕДА-СЛАВЯНИНА

ИЗ ОРАТОРИИ
«СОКОЛИНОЕ ПЛЕМЯ
В стенах дома родного Немец бьёт славянина,
Гордый дух славянина Не потерпит оков.
Мать на бой посылает Мужа, брата и сына. Ополчайтесь, славяне,
Бить заклятых врагов! Широки наши реки, Горы необозримы,
Пастбища необ ятны, Города велики, — Все
Обрызгано кровью,
Кровью братьев любимых, В страшной битве сегодня Бьются наши полки.
И проклятым фашистам До высот не добраться, До гнезда соколиного Не взлететь воронью! Там
В горах партизаны
Поклялись не сдаваться, И погибнут фашисты — Истребим их в бою.
Крепко деды и прадеды
Били рыцарей чванных — Это славное прошлое
Мы в сердцах бережём. Нет, военная доблесть
Не угасла в славянах,
Мы знамёна не склоним Перед наглым врагом! На борьбу за свободу Встала грозная сипа,
Первый долг славянина — Не сдаваться в бою.
Молоком материнским
Коль славянка вскормила, —
Чтоб потомки ие прокляли, — Будь солдатом в строю! Постоим друг за друга,
Брат пусть брату поможет Бить проклятых фашистов. Пушкой, пулей, пером, Вилами, топорами —
Бей врага, кто чем может, Пусть окрепнут славяне В единении своём! И отчизны святые
От нежданного горя, От позорного плена Мы избавим в бою.
Там, где слёз пьются реки, Где кровавое море, —
Мы увидим свободной Скоро землю свою!
Перевёл с сербского Игорь Строганов.
Москва сегодня. У кинотеатра «Метрополь».
Фото Л. СМИРНОВА.

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ МАРШ

„СУВОРОВ“

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ В БИБЛИОТЕКЕ

Библиотека № 42 имени А. С. Пушкина (Бауманский район) часто устраи
вает читательские конференции. При со. действии Гослитиздата организуются встречи читателей с писателями.
Недавно состоялась встреча читательского актива с лауреатом Сталинской
премии Ильей Эреябургом. Небольшой зал библиотеки едва мог вместить 300 человек, пришедших на обсуждение романа - «Падение Парижа».
Ранее состоялись конференции, посвящённые творчеству немецкого антифа
шистского писателя Вилли Бредеяя и лауреата Сталинской премия С. Бородина, автора исторического романа «Дмитрий Донской».
Фото Л. СМИРНОВА.
КОНЦЕРТЫ
ОБРАЗЦОВО-ПОКАЗАТЕЛЬНОГО
ОРКЕСТРА
К 25-летию Красной Армии образцово-показательный оркестр Наркомата Обороны СССР (художест
венный руководитель — комбриг Чернецкий) готовит новые програм
мы для праздничных концертов — увертюру Чайковского «1S12 год», торжественный марш Аренского «Суворов», который будет испол
няться в духовом оркестре впервые. Из произведений советских композиторов оркестр подготовит Седьмую симфонию Шостаковича, сюиту Томилина «Эпизоды гражданской вой
ны», третью красноармейскую сюиту Кручиннна и ряд вокальных произведений для солистов в сопровож
дении духового оркестра. Концерты будут даны в частях Московского гарнизона и для столичной общественности.
Недавно с фронта возвратилась группа джаза, выделенная из соста
ва оркестра и давшая в действую
щей армии 500 концертов. Более 200 шефских концертов в госпиталях дала другая группа оркестра.

ОПЕРНЫЙ КЛАСС НА МУЗЫКАЛЬНЫХ

КУРСАХ

На музыкальных курсах Сокольнического района начались занятия оперного класса, в котором без от
рыве. от производства занимается свыше 40 человек. Музыкальное ру
ководство осуществляют концертмейстер ГАБТ а М. Сахаров, дирижёры Н. Юхновский и А. Шавердов.
В Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Заслуженный деятель искусств профессор С. Козолупов занимается со своим лучшим учеником — сталинским стипендиатом дипломником
Ф. Лузановым.

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

„ВОИНА и МИР“

МОЯ НОВАЯ ОПЕРА В ДНИ великой отечественной
войны нашего народа никакое событие истории так не перекли
кается с современностью, как война 1812 года, когда полчища Наполеона докатились до самой Москвы и ког
да русский народ встал на защиту своего отечества и изгнал неприяте
ля из России. Поэтому огромная эпопея Толстого «Война и мир», естественно, является одним из самых дорогих, близких нашему сердцу творений русской литературы.
Когда я решил написать оперу «Война и мир», самой трудной задачей было выбрать страницы ро
мана так. чтобы передать основную идею и центральные события произ
ведения и вместе с тем построить такой спектакль, который уложился бы в один вечер.
Первая сцена, которая мне стала ясна как оперная сиена, это—встре
ча в избе Наташи и (раненого князя Андрея. Затем я разбил на картины события, касающиеся того, что сам Толстой в своих письмах называет узлом романа.—отношения, возникшие между Наташей, князем Андреем, Пьером. Анатолем. Параллельно с этим разработал народные сце
ны — Бородино, Москва. Смоленская дорога с отступающими фран
цузскими войсками. Стадо ясно, что всего романа в одном спектакле не охватишь, и события, происходящие
до 1812 года, пришлось опустить. В опере пять актов и одиннадцать картин, которые я и попытаюсь здесь изложить.
Начинается онера хоровым вступлением эпического характера на тексты романа Льва Толстого и записок о вой
не 1812 года поэта-партизана Давыдова. Я называю это вступление эпиграфом, потому что оно выражает основную мысль произведения.
Первая картина онеры — Наташа Ростова и князь Андрей в Отрадном. Май. Лунная ночь. Князь Андрей, который приехал к Ростову по опекун
ским делам, не может заснуть. Глядя на светлое, весеннее небо, он задумы
вается: су шествует ли весна и счастье? Размышления князя Андрея прерваны появлением в окне верхнего этажа На
таши. взволнованной красотой ночи. Нр видя ее. князь Андрей узнает голое черноволосой, странно тоненькой, со
всем особенной девушки, которая произвела на него такое впечатление при встрече днём. «И опять она! И как нарочно!». Князя Андрея охв«т- тъгвает беспричинное весеннее чувство радости и обновления.
Вторая картина — визит Наташи е отцом к старому князю Болконскому.
Наганы — уже невеста князя Андрея, который уехал по настоянию отца, на
деющегося расстроить этим предстоящую женитьбу сына на Ростоной. на
год за границу. В старинный, мрачный зал особняка старого князя Наташа входит нарядная, весёлая, уверенная. Но старый княвь. который считает Наташу недостаточно знатной и б(У«- той. отказывается видеть Ростову. Их принимает княжна Марья, е трудом преодолевающая ч учета о неприязни к Наташе. Странное появление старого князя 8 колпаке и халате. Растерян
ность и оскорбленная гордость Наташи. Тоска по князю Андрею и тревожные предчувствия охватывают её.
Третья картина — диванная у Эллен Безуховой. В зале, соединённом аркой с диванной, видны танцующие пары. Среди гостей — граф Ростов с Наташей и Соней. Эллен -знает, что Наташа—невеста «одного из самых умных, обра
зованных и деятельных молодых лю
дей». но разве невеста должна жить
монашенкой? Й Эллен с удовольствием представляет Наташе своего брата Ана
Тбля Курагина. Всего три раза видела Наташа красавца Курагина, но он успел задеть её сердце. А наго ль обго
няется Наташе в любви и вручает ей письмо, в котором сообщает о своем намерении похитить её. В Наташе бо
рются внезапное увлечение Курагиным и чистое чувство любви к князю Анд
рею. Вся эта картина идёт яа фоне вальса.
Картина четвертая — кабинет Долехона. Беспечный щёголь Анатоль и его приятель Долохов готовятся к похи
щению Наташи. Появляются лихой ямщик Балага и цыганка Магрёша. Анатоль прощается со своей разгульной жизнью.
Картина пятая — комната в особняке Марии Дмитриевны Ахросимовой, у которой гостит Наташа.
Задуманное похищение Наташи предупреждено. Сквозь застеклённую дверь террасы она видит удаляющегося Анатоля. которого не впустили в дом. От
чаяние Наташи. Первое появление Пьера. Он избегает встреч с Наташей, потому что ему казалось, что он относится к ней не так, как должен относиться женатый человек к невесте дру
га. Узнав от Ахросимовой об отказе Наташи князю Андрею, об её увлечении Кулагиным, Пьер оскорблён за своего друга Болконского. Но -при виде от
чаяния Наташи он смягчается. Наташа, зная дружбу между кня-зем Андреем и Пьером. просит последнего передать князю Андрею просьбу простить её. Пьер, стараясь утешить Hafaiay, волнёяян впервые открывает своя чувства к ней. Она как бьт не слышит признания. она преете тронута участи
ем Пьеса. Когда он уходят, Наташа принимает мышьяк, но тут же. испу
гавшись своего поступка, зовёт яа пвмоть Марию Дмитриевну и Соню.
Кантина шестая — кабинет Пьера. Бурное объяснение его с дяатолем. Пьер Тр?Лгг>ж иечетлРннмго от езда Курагина на Москвы. Оставшись ооан. Пьер меч
тает уехать из этого дома, в котором он находит только разврат и зло, бросить ненужное ему богатство и рос
кошь. Он вспоминает Наташу, мысли о которой мгновенно переносят его в светлую область красоты и любви. По
является Денисов с известием о том. что Наполеон стянул войска к русской границе. Начинается война.
Либретто построено так, что уже со второй картины оперы в слушателях будет нарастать ощущение приближения войны.
Остальные картины оперы посвящены русскому народу, вставшему на защиту родной земли. Главным героем становится народ — крестьяне-ополченцы. русское войско, казаки, партизаны.
В этих картинах мы продолжаем встречать уже знакомых нам дейст
вующих лиц. охваченных общим патриотическим под ёмом. Появляются любимый войском и народом Ку
тузов. крестьянин Тихон 1Дербатый. ставший боевым партизаном, самым храбрым и нужным человеком в от
ряде Денисова, старостиха Василиса, побившая немало врагов, «лоБрый, русский, круглый» Платой Каратаев.
Седьмая картина оперы — Бородино перед самым сражением. Крестьяне-ополченцы возводят укрепления. С во.тне(гном слушают они рассказ жителей Смоленска о своем городе, разорённом неприятелем. Василий Денисов с увлечением делит
ся с князем Андреем своим планом партизанских действий в тылу у врага. Князь Андрей, охваченный гневом неприятелю, вабывает свое горе — ом ер тъ отна и разрыв с Наташей. Он уверен в победе и го
тов, если надо, умереть для этого. Пьер, глядя на происходящее, про
никается сознанием, что ничем не может владеть человек, пока он бо
ится смерти, а тому, кто не боится смерти, принадлежит всё. Кутузов
осматривает поле боя. Перед ним проходят войска, проезжают казаки на свои позиции. «Зверь будет насмерть ранен всею русской силой,
будет изгнан из священной нашей земли», — говорит Кутузов. Издалека доносятся первые выстрелы начинающегося сражения.
Картина восьмая — Наполеон и французские маршалы на Шевардинском редуте во время Бородин
ского боя. Многочисленные вестники с поля битвы просят подкреплений,
сообщая Наполеону, что русские всё стоят на своих местах и «производят адский огонь». Наполеон становится мрачней и мрачней. Эта кар
тина, показывающая неприятеля, написала мною иным музыкальным языком, нежели предыдущие и последующие.
Девятая картина — пожар Москвы. Напрасно ждал- Наполеон депу
тацию с ключами от города—она не явилась к нему. С гневом смотрят москвичи на неприятельских солдат, занятых мародёрством. Среди жите
лей Москвы — Пьер, оставшийся в городе с намерением убить Наполеона и тем прекратить страдания всей Европы. Пьер встречает ключницу и горничную Ростовых. Он узнаёт от них, что Ростовы уехали из Москвы, бросив всё имущество и вместо того взяв с собою раненых, находившихся в их доме. Среди раненых — бывший жених Ната
ши, князь Андрей, но от неё скрывают это.
Первые вспышки пожара. Жителя Москвы призывают друг друга сжигать всё свое продовольствие. «Лучше умереть, чем кормить врага!». Расстрел французами русских жителей. обвинённых в поджогах. Наполеон. покидающий Кремль, пробивается сквозь пламя. «Какое страш

ОТПОВЕДЬ ТУРЕЦКОГО ЖУРНАЛИСТА

ГИТЛЕРОВСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

СТАМБУЛ, 1. (ТАСС). Газета «Ени
сабах» поместила статью Джеахида Ял чин а, озаглавленную «Вопли о помощи». «Так как дела немцев на советско-германском фронте стати принимать плохой оборот, — пи
шет автор, — то, по заявлениям гитлеровской пропаганды, нейтральные страны должны взяться за оружие и поспешить на помощь немцам. Короче говоря, всю эту немецкую пропаганду можно сформулировать словами: «Караул, на по
мощь!» А ведь раньше, продол
жает автор, нейтральные страны слушали из Берлина совсем другое. Пока Берлину удавалось скрывать свою слабость на советско-германском фронте, он разговаривал с (ней
тральными странами тоном угроз,
прямо заявляя, что в этой войне нет места для нейтралитета и что те страны, которые останутся нейтральными, будут наказаны держа
вами оси. Хотя подобные угрозы также свидетельствовали о слабости, но тогда Берлину удавалось- скрывать её под маской гордости.
Ялчин подчеркивает, что гитторовока-я Германия является врагом всей Европы и всех нейтральных стран. Гитлеризм несовместим с су
ществованием в Европе малых стран, так как Германия претендует на господство над всей Европой. «Нам ли, — спрашивает Ялчин, — спасать государство, которое хочет господствовать над нами? Нам ли ковать цепи, в которые нас хотят за
ковать? Европа, страдающая под игом немецкой оккупации, и все
нейтральные и союзные страны об’- едивились духовно и материально во имя идеалов овободы и независимости. Режим, который хочет раз
давить меня, превратить меня в раба, не может ждать от меня помощи. А ведь именно нацисты взя
лись за оружие для того, чтобы подчинить своему господству Евро
пу. Вся Европа и весь мир против них. Союзные же страны заботятся только о защите своих стран, сво
их убеждений и свопх государствен ных систем».
ДЕЙСТВИЯ АНГЛИЙСКОЙ
АВИАЦИИ
ЛОНДОН, 31. (ТАСС). В коммюнике английского министерства ави
ации говорится, что в результате налёта в ночь на 31 января английских тяжёлых бомбардировщи
ков на Гамбург в городе возникли большие пожары. Кроме того, бом
бардировке подверглись различные об екты в Западной Германии. Пять бомбардировщиков яе вернулись на овощ базы. В воздушных боях над Бискайским залитом самолеты английской береговой авиации «Вофайтер» сбили два «Юнкерса 88»,
Два «Бофайтера» не вернулись на базы.
Вчерашний налёт яа Гамбург — 94-й по счёту. Последний налёт на этот город был в ноябре.
К НАЛЕТУ АМЕРИКАНСКИХ
БОМБАРДИРОВЩИКОВ
НА ВИЛЬГЕЛЬМСХАФЕН
ЛОНДОН. 31 (ТАСС). Командование американскими вооружёнными силами на европейском театре операций сообщает, что во время диет
ного налета на Видьгельмсхафен 27 января американские бомбарди
ровщики «Летающая крепость» и «Ляберейтор» уничтожили 22 не
мецких истребителя. Только три бомбардировщика пе вернулись на базы.
ГИБЕЛЬ ЯПОНСКОГО
ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА ХОРИИ
ЛОНДОН, 31. (ТАСС). В коммюнике штаба войск союзников в югозападной чайги Тихого океана сооб
щается о том, что в декабре погиб японский генерал-лейтенант Томигаро Хории
Нью-иоркский корреспондент агентства, Рейтер передает подробности гибели этого генерала. Во время
сражений в секторе горного хребта Оуэн-Стэнли -австралийские войока окружили штаб генерала Хории. У японцев оставался для отступления единственный путь через реку Ку муси. Так кик к тому времени аме
рик,тоски е самолёты разрушили мост через эту реку, Хории приказал соорудить плот, та котором пы
тался бежать вместе с офицерами своего штаба. Плот перевернулся, и Хории вместе со .своим штабом утонул.
ХОЗЯЙНИЧАНЬЕ ИТАЛЬЯНЦЕВ
ВО ФРАНЦИИ
НЬЮ-ЙОРК, 31. (ТАСС). Агентство Юнайтед Пресс передаёт с фран
цузской границы- что в Верхней Савойе итальянские оккупационные войска арестовали много французов, которые были отправлены затем в Италию. В районе города Аняемаюо (Верхняя Савойя) итальянцы реквизировали все автомобильные шины; они забрали также все грузо
вики. используя их для перевозки в Италию награбленного во Франции продовольствия.
ФРАНЦУЗСКИЕ РАБОЧИЕ
СОПРОТИВЛЯЮТСЯ ОТПРАВКЕ
В ГЕРМАНИЮ
НЬЮ-ЙОРК, 31. (ТАСС). Агентство Юнайтед Пресс передаёт с французской границы, что большая группа квалифицированных французских рабочих-часовщиков из города Фосияьн (Верхняя Савойя), ото
бранных для отправки в Германию, бежала в горы. В ряде других го
родов Франции рабочие поступают также.
ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ СУММЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА США
НЬЮ-ЙОРК. 31. (ТАСС). Член палаты представителей Доутон и се
натор Джордж внесли в конгресс
законопроект, предусматривающий установление новой предетьной сум
мы государственного долга США в сумме 210 млрд, долларов. В настоящее время установленный пре
дел государственного долга США составляет 125 млрд, долларов. Фактически государственный долг со
ставляет более 112 млрд, долларов и в ближайшее вр’емя, очевидно, быстро возрастёт в св.язи с даль
нейшим расширением американских военных усилий. Министерство финансов США поддерживает внесенный в конгреос законопроект.
ПОТЕРИ АВСТРАЛИИ
В ВОЙНЕ
ЛОНДОН, 31. (ТАСС). По сообщению агентства Рейтер из Канберры, премьер-министр Австралии Кэртея заявил в палате представителей, что потери Австралии в войне с момен
та её возникновения по декабрь прошлого года равны 52.148 чел. Из этого числа потери убитыми составляют 6.826 человек, пропавши
ми без вести — 23.892, пленными— 9.059 и рашеными — 12.371 человек.

ОТОВСЮДУ

ВОЕННОЕ министерство США объ, явило, что в Караибском море пропал без вести самолёт, на котором находи
лись 9 американских офицеров, в том числе командир планерной части майор Баррингер.
★ УПРАВЛЕНИЕ по делам военного производства США сообщило, что в 1042 году США было выпущено стан ков на сумму свыше 1.321 млн. долла ров против 772 млн. долларов в 1941 го ДУ.
★ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ департамент США об’явил о заключении между США и Белы ней соглашения, по которому Бельгийское Конго предоставит Со
ное зрелище! Это они сами поджигают! Какая решимость!». Москвичи клянутся отомстить врагу за родную Москву.
Картина десятая — встреча Наташи и раненого князя Андрея в тем ной избе. Дуэт. Счастье встречи.
Каргина одиннадцатая — отступление французских войск по Смо
ленской дороге. Лютая метель. Сражение партизанского отряда во гла
ве с Василием Денисовым с французской колонной. Среди отбитых русских пленных -4- Пьер. Пьер узнаёт о победе над врагом. Ему рас
сказывают о смерти князя Андрея, о смерти Эллен, о Наташе, которая находится в Москве у княжны Марьи- При имени Наташи Пьеру на мгновенье кажется, что «отворяется заржавевшая дверь и веет из нее давно забытым счастьем». Но сей
час не время об этом думать, я взволнованный Пьер уходит
Появление женского партизанского отряда во главе со старостихой Ва
силисой. Появление русских войск и фельдмаршала Кутузова: «Россия не забудет вас! Слава народу русскому!». Апофеоз.
Либретто оперы сделано мною совместно с Мирой Мендельсон, на
писано оно, как и либретто других моих опер, в прозе. Мы всемерно стремились сохранить дух произве
дения Льва Толстого и его язык. Там, где нехватало материала для диалогов, мы брали его яв авторского текста романа. Кроме Толсто
го, мы обращались к запискам о 1812 годе Дениса Давыдова, а также к текстам песен, сложенных народом во время Отечественной войны.
единенным Штатам важные материалы на обнове принципа о передаче взаймы или в аренду вооружений.
★ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР Австралии Картен заявил, что с декабря 1941 года австралийское правительство увеличило личный состав флота на 28 проц., ар
мии — на 250 проц., авиации — на 200 процентов. Кадры военной промышленности возросли на 27 процентов.
★ ПО СВЕДЕНИЯМ, полученным из Бельгии, вслед за арестом оккупацион
ными властями 1.400 трамвайщиков Брюсселя в различных частях города произошли сильные взрывы, организо
ванные бельгийскими патриотами в знак протеста против гитлеровских репрессий.
В БЕРЛИНЕ официально об явлено о том, что в районе среднего течения Дона убит германский генерал, коман
дующий танковым корпусом, Карл Эйблт.
★ ГАЗЕТА «Улус» (Анкара) сообщает, что в результате последних правительственных мероприятий добыча каменного угля в Турции достигла нормального уровня и составляет теперь 9 ты
сяч тонн в день, а в некоторые дни — 10 тыс. тонн.
★ ПО СООБЩЕНИЮ берлинского
корреспондента газеты «Свенска дагбладет», германский военный трибунал в Эль-заее приговорил к смертной каЗни четырёх французов, обвиняемых в нелегальном хранении оружия и распространении антигерма неких листовок. Двое французов приговорены к тюремному заключению на сроки 12 и о лет.
★ МИНИСТЕРСТВО иностранных дел Бразилии об’явило, что правительство Бразилии отказалось гарантировать безопасный проезд по бразильской тер
ритории германскому военно-морскому атташе в Аргентине Нейбуру, который был обвинен недавно в шпионской деятельности и выслан из страны.
★ ИЗ ДАМАСКА сообщают, что во многих городах Сирии состоялись пат
риотические митинги. Выступавшие на них многие ораторы требовали об’явле
ния войны етранам оси по примеру Ирака.
★ КОРРЕСПОНДЕНТ агентства Юнайтед Пресс сообщает из Гваякила (Эквадор), что в результате сильного подзем
ного толчка было повреждено много зданий. Имеются жертвы. Сейсмограф Фордгзмского университета зарегистри
ровал землетрясение. происшедшее а 2800 милях от Нью-Йорка.

ПРИБЫТИЕ В СССР

ГРЕЧЕСКОГО ПОСЛАННИКА

Г. А. ПОЛИТИС

31 января 1943 г. в г. Куйбышев прибыл новый Чрезвычайный По
сланиик и Полномочный Министр Греции в СССР г. А та нас Полнтне. На аэродроме г. А. Полтгтие бад встречен Заведующим Протоколе
иыу Отделом НКИД т. Ф. Ф. Молочковым.

ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

РАДУЛЕ СТИЙЕНСКИЙ