Показ художественной самодеятельности

В ознаменование 25-летия ленинско-сталинского комсомола Главное управление трудовых резервов при СНК СССР и Центральный комитет ВЛКСМ организуют сегодня н завтра в помещении, филиала Большо
го театра Союза ССР показ художественной самодеятельности учащихся ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО страны.
Заместитель начальника Главного управления трудовых резервов при СНК ОССР тов. П. В. Моренов в бе
седе с нашим сотрудником рассказал:
— С октября 1940 г. по октябрь 1943 г. в системе Государственных трудовых резервов подготовлены и переданы в промышленность, на транспорт и строительство 1.600 ты
сяч квалифицированных рабочих и рабочих массовых профессий. Кроме того, в ремесленных и железно
дорожных училищах и школах ФЗО обучается и работает в насто
ящее время около 700.000 человек. Эта молодёжь, заменяющая своих отцов и братье®, призванных в Красную Армию, успешно овладе
вает сложными профессиями и в процессе обучения оказывает большую помощь фронту.
Ответственнейшей задачей является — научить молодёжь производственным профессиям, воспитать преданных патриотов социалистической родины, культурных гра
ждан Советского Союза, привить этой молодёжи лучшие традиции рабочего класса нашей страны.
В ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО уделяется большое внимание культурному воспитанию учащихся. В учи
лищах и школах широко развита художественная самодеятельность. Созданы тысячи драматических, хо
ровых, танцевальных, музыкальных
кружков. Им оказывают большую помощь театральные коллективы столицы и областных промышленных центров. Артисты Большого те
атра, МХАТ, Ленинградского театра им. Кирова, оперных театров Гру
зии, Азербайджана, Узбекистана, Татарии бережно развивают молодые таланты.
На прошедших областных, краевых и республиканских конферен
циях учащейся молодёжи трудовых резервов выступили около 50 тысяч участников художественной самодеятельности, подучившие высокую
оценку. Так, например, Президиум Верховного Совета Узбекской ССР
наградил грамотами 27 участников художественной самодеятельности.
Лучшие участники художественной самодеятельности системы тру
довых резервов выстудят сегодня
на сцепе филиала Большого театра. Из 25 областей, краев и респуб
лик Советского Союза прибыло в Москву около тысячи учащихся, талантливых представителей коллективов ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО. Сре
ди них — учащиеся ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗЭ Ленинграда, Челябинской, Сверд
ловской, Молотовской, Саратовской, Куйбышевской, Горьковской областей, Азербайджанской, Грузинской, Казах
ской, Узбекской ССР, Башкирской, Татарской, Бурят-Монгольской
АССР и т. д. Учащиеся столицы и Московской области представлены сводным тором. Все приехавшие в Москву — не только лучшие участники художественной самодеятельности, но и отличники, стахановцы, передовые рабочие.
Программа составлена из народных песен и танцев, из произведений советских композиторов и поэтов. Будут исполняться также произведения, написанные самими участниками художественной самодеятельности.
Художественный руководитель показа — режиссёр Большого театра Союза ССР Н. Г. Фрид, руководитель хореографической части — лауреат Сталинской премии заслужен
ный артист РСФСР И. А. Моисеев, руководитель хоровой части — за
служенный артист РСФСР А. В. Свешников, главный художник Б. Г. Кноблок. Они вместе с руко
водителями коллективов провели
серьезную подготовительную работу, оказали нам большую помощь.
Приехавшие в Москву участники художественной самодеятельности выступят также в . Центральном те
атре Красной Армии, в воинских частях, госпиталях.
— Этот показ, — говорит в заключение тов. П. В. Мореное, — послужит стимулом для дальнейшего подъёма и развития художествен
ной самодеятельности в системе тру
довых резервов, привлечет еще большее внимание общественности к делу воспитания кадров молодых рабочих.

Концерты к 25-летию ВЛКСМ

цикл
РАДИОПЕРЕДАЧ
В честь 25-й годовщины ленинско-сталинского комсомола музыкальное радиовещание дает большой цикл концертов, в которых выступают молодые исполнителя: солисты Большого театра ССОР, сту
денты Московской консерватории, лауреаты международных и всесо
юзных музыкальных конкурсов и т. д.
Наряду с передачами, где участвуют по нескольку исполнителей, молодые музыканты выступают и о сольными концертами. В ближайшие дня, например, состоятся соль
ные выступления скрипачки Мари
ны Козолуповой, оол истки ГАБТ СССР Ирины Масленниковой. От
дельная радиопередача отводится выступлениям комсомольцев — студентов Московской консерватории.
Перед микрофоном исполняются произведения русских н западно-европейских классиков, сочинения со
ветских авторов, народные песни. Передачи этого цикла начались в середине октября, состоялось больше десяти молодёжных концертов
29 октября, в день 25-летия ВЛКСМ, музыкальное вещание устраивает большую литературно-музыкальную передачу. Будут испол
нены новые стихи советских поэтов и песни, посвященные комсомолу, а также произведения, премированные на конкурсе комсомольской песни,
организованном в честь 25-летия ВЛКСМ.

Гитлеровские оккупанты во Франции

живут, как на вулкане

Северный флот. Подводная лодка уходит в боевой поход.Фото В. КОВРИГИНА (ТАСС).

Сын комсомола

К 56-летию СО ДНЯ СМЕРТИ
КОМПОЗИТОРА
Сегодня Всесоюзный радиокомитет начинает трансляцию концер
тов, посвящённых 50-летню со дня смерти П. И. Чайковского. Переда
ваться концерты будут ежедневно в вечерние часы. В программы концертов включены все наиболее значительные симфонические произведши я композитора: его шесть симфоний, симфонические поемы «Франческа да-Римини», «Ромео н Джуль
етта», «Буря», «Гамлет» и другие; фортепианный н скрипичный концерты, патриотические произведения — кантата «Москва», торжест
венная увертюра «1812 год»; отрыв
ки из опер и балете® «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чаро
дейка», «Опричник», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Наряду о оркестровыми произведениями будут передаваться роман
сы, фортепианные, скрипичные я виолончельные пьесы, квартеты, грцо, секстет.
В исполнении примут участие крупнейшие музыкальные силы Москвы. Симфонические произведения будут исполняться под управлением выдающихся советских дирижеров: Е. Мравияского, Н. Голованова, А. Орлова, Л. Штейнберга, Б. Хайкина, К. Иванова.
Каждому концерту предпосылается вступление историко-биографи
ческого характера. Авторы таких сообщений—авторитетные музыканты-историки.

В

АКАДЕМИЮ имени Сталина явился молодой лейтенант и попросил у дежурного разрешения повидаться с подполковником Шаландиным.
Спустя несколько минут они стояли друг против друга. Подполков
ник говорил чуть взволнованным голосом:
— Сбылась моя мечта. Ты стал офицером. На твою долю выпала великая честь защищать редину. Тебя воспитали школа, семья, ком
сомол Будь смелым в бою, будь таким, чтобы я и твоя мать гордились тобой.
Потом отец и сын крепко расцеловались и расстались. Подполков
ник Сергей Шаландин остался в академии, а лейтенант Владимир Шаландин уехал на фронт.
Молодой офицер пребыл в гвардейскую танковую часть, прославившуюся еще в первые месяцы отечественной войны. С ним был това
рищ по школе и друг но комсомолу Юрий Соколов.
Шаландин, несмотря иа свою юность, был молчалив и сосредоточен. Невыский, с едва пробиваю
щимся пушком над верхней губой, он внимательно прислушивался к советам бывалых танкистов. Ему рассказывали, как Любушкин, Са
мохин, Лавриенко и другие дрались против пятнадцати вражеских танков каждый и побеждали.
— А мы можем быть такими? — спрашивал Соколов.
— Должны быть, — отвечал Шаландин.
Командир роты Бочковский застал однажды Шаландина за необычным занятием. Молодой лейтенант сидел на корточках под старой сосной и, расставив на большом разрисованном листе бу
маги шишки, передвигал их, потом переползал на другую сторону листа и сосредоточенно смотрел, слов
но любовался какой-то картиной.
Бочковский понял, что Шаландин учится, и ушёл, не потревожив его.
На занятиях гвардии лейтенант отвечал не только без единой запинки, но обычно высказывал но
вую мысль, заставляя других командиров машин призадумываться над тем, что им казалось не
мудреным. В нем клокотала жажда к знаниям, к безошибочным реше
ниям сложнейших тактических задач. Своей серьёзностью, начитан
ностью и безупречным поведением он завоевал сердца всех комсомольцев в роте.
На рассвете Владимир Шаландин в числе других был поднят по тре
воге. Перед ротой выступил гвардии старший лейтенант Бочковский. Со стороны можно было заметить, что командир часто обращал свое внимание то на Шаландина, то на Со
колова. Он верил им безгранично, надеялся, что они способны на та
кие же подвиги, какие совершали Любушкин и Самохин.
— Враг готовит контратаку, — сказал Бочковский. — Пока подой
дут наши основные силы, мы должны сдержать натиск.. Это трудно, неимоверно трудно, но возможно.
Через несколько минут танки мчались к высоте «245», позади которой живописно раскинулась де
ревня. Бочковский заранее изучил местность и уже на боевом марше Приказал по рации четырем машинам занять оборону по одну сторо
ну шоссе, у болотистого оврага, и четырём — по другую. Судя по
рельефу местности, немцы могли направить главный удар на левый фланг. Вот почему командир по
ставил танк Шаландина крайним слева, а на расстоянии 75 метров друг от друга — машины Бессара
бова, Соколова -‘н свою. Высота «245» одним своим скатом сползала на юг и снова поднималась, образуя на расстоянии двух километ
ров смежную высоту. На ней-то и стояли в боевом порядке колонны немецких «Тигров» и «Фердинандов».
Сначала налетело сорок немецких самолётов. Они прошли мимо, в на
шу глубину, не придав значения нескольким советским танкам, но зато второй эшелон самолётов сбро
сил бомбовый груз. А затем пошли танки. Как и следовало ожидать, на наш левый фланг двинулась ооновная масса машин. Одних толь
ко «Тигров» было 30, а всего шло не менее 100 танков. Десять немецких машин, прикрывая баталь
он автоматчиков, отделились от ко
лонны и, спустившись в ложбину, стали подниматься на высоту «245».
Шаландин и Соколов, выдвинув свои ташки, меткими выстрелами зажгли две вражеские машины. Немцы, не ожидая отпора, откати
лись к подножию холма. Прошёл час, и враг снова начал наступление. На этот раз первыми открыли огонь четыре танка, поставленные Бочковским по правую сторо
ну шоссе. Немцы решили подавить огонь советских машин и поверну
ли свои танки на наш правый фланг. Этим воспользовалась лево
фланговая группа, перед которой открылись борты вражеских танков.
И вот тогда Шаландин проявил изумительную маневренность со своей машиной. Он то и дело выскакивал на бугор, давал три вы
стрела и откатывался назад, но при этом математически вычислил: «У «Тигра» маневренность башни
чрезвычайно медленная; пока он соберётся выстрелить, я успею скрыться. Однако он засечёт меня, и танк неминуемо попадёт под огонь. Значит, надо так откатиться, чтобы спасти машину и экипаж».
— Зажми правый фрикцион! — приказал он механвку-водителю.
Танк, отходя назад, одновременно развернулся боком влево, сколь
зя на одной гусенице. Раздался выстрел, и вражеский снаряд разорвался там, где должен был на
ходиться танк Шаландина, если бы он не отошёл в сторону. А тем
их прокуроров, которых инструктировал, как вести борьбу с нелегальным патриотическим движением.
НЬЮ-ЙОРК, 23. (ТАСС). Мадридский корреспондент агентства Ассошиэйгед Пресс передаёт, что группа французских патриотов, переодев
шись в форму членов организации лавалевской молодёжи, совершила нападение, на германский склад ору
жия близ Лиможа. Обезоружив 30 полицейских, неоших охрану склада, они нагрузили машину Иннами, боеприпасами и оружием и ис
чезли. Три из захваченных мин были попользованы при взрыве, устроен
ном в доме, в котором проживает уполномоченный «правительства» Виши при германском военном управлении де Бринон.
Гитлеровцы грабят
Францию
ЛОНДОН, 23. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что гитлеровские оккупационные власти реквизировали во Франции большую часть урожая картофеля, который отправляется в Германию. Гитлеровцы конфис
ковали почти весь запас вин во Франции. Они закрыли большинство французских фабрик и магази
нов. В этом году еще 240 тысяч Французских рабочих лишились работы.
Агентство сообщает также, что гитлеровцы осуществляют неслыханный грабеж во французских дерев
нях. которые нищают и разоряются. Во Франции осталась только одна десятая довоенного поголовья домашнего скота.
СТАМБУЛ, 23. (ТАСС). Заместитель премьер-министра Румынии Михаил Антонеску, отвечая па вопрос корреспондента турецкой газе
ты «Тасфшрн эфкяр» о состоянии венгеро-румынских отношений, заявил:
«Я искал возможности к соглашению с венграми и сделал всё, не
жертвуя, конечно, нашими принци
пами. Мол усилия натолкнулись на гигантские препятствия. Полтора миллиона румын в Северной Траненльвании живут в ужасных усло
виях. Несколько сот тысяч румын было выслано. Двухлетних детей отнимали у родителей н обрекали на голод. В таких условиях нельзя говорить о хороших отношениях с Венгрией».
В свою очередь венгерский премьер-министр Каллап заявил тому же турецкому журналисту, что венгеро-румынские отношения «не та
ковы, какими им следовало бы быть».
Венгерское телеграфное бюро, касаясь заявления Антонеску, сообщило, что оно «свидетельствует о тщетности попыток установить хоро
шие отношения между Венгрией и Румынией. В Венгрии ве хотят следовать за Антонеску по тому пути, на который он вступил».
Венгерское телеграфное бюро опровергает заявление Антонеску о преследованиях румын в Северной Трансильвании и в свою очередь обвиняет румын в гонениях на вен
гров в той части Трансильвании,
которая находится под властью Румынии. «Своими обвинениями, — заявляет Венгерское телеграфное бюро, — Антонеску хочет создать правовую базу для угнете
ния венгров. Если кто и был в Трансильвании обречён на гибель п смерть, так это венгры. Это — истинная правда».

Г. И. Успенский

К 100-летию со дня рождения
ЛИТЕРАТУРНАЯ деятельность
Глеба Ивановича Успенского —заме
тательный пример п о д в ижнячества,
с а моотверженного служения своему народу. Жизнь не баловала писателя радостными впечат.тепиями. В дет
стве на сознание мальчика давали ужасы крепостни
чества. обстановка бесправия и произвола. лихоимст
ва и жестокости. В начале литературной деятельности Г. И. Успен
скому отравляли жизнь тяжелые материальные затруднения: бывали периоды, когда он вынужден был оставлять литературную работу н
устраиваться «служить», пробовал свои силы на педагогическом попри
ще, работал делопроизводителем у прокурора.
«Нравы Растеряевой улицы» — одно из самых замечательных первых произведений Глеба Успенского. Художник правдиво и сильно
отразил то новое ж своеобразное, что появилось в жизни российской городской провинции в начале пореформвияюо периода.
Перед нами проходит вереница колоритных образов рабочих, мещан, мелких чиновников. Успен
ский рассказывает о бесконечных не
взгодах рабочего
люда, о темноте и забитости замученных непосильным трудом людей.
Превосходное знание жизни и быта провинциального мещанства. наблюдатель
ность, правдивая зарисовка деталей делают «Нравы Растеряевой улицы» произведени
ем зрелого мастера. «Разоренье» — следующее важное звено в разви
тии творчества писателя. В центре произведения стоит образ завод
ского рабочего Михаила Иванови
ча. Это—образ глубоко русского че
ловека, в котором отражены черты психологии рабочих масс того времени.
Семидесятые годы — время, когда окончательно сформировалось мировоззрение писателя, окрепли и усилились его революционно
крагичлскп« стремления. Немало важную роль в идейно-политическом росте писателя сыграли впе
чатления от поездки его за границу в 1871 Г.
Во время этой поездки еще более укрепились прогрессивные па
триотические идеалы Успенского, еще более выросла его любовь к от
чизне и ненависть к полицейщине и грубому насилию. Представитель русской литературы, литературы об
щечеловеческих идеалов, Успенский с присущей ему проницательностью : подметил и возненавидел оолдафонство и тупость немцев, их высоко
мерие и чванливость, их наглость и жестокость, их * высокомерную ненависть ко всему русскому.
«Я видел их в Берлине в 1871 году после разгрома Франции, — пишет Успенский. — Все эти Фри
цы, Михели, Карлуши-колбасннки разбухли от сознания солдатского величия: ходят самодовольные,
грудь колесом, морда кверху, усы , словно бычьи рога... К толпе пре
зрение, в глазах что-то зверское... А дальше что будет, когда все пять миллиардов они ухлопают на новые пушки, ружья, палаши, ведь только и думают, как бы стальной ще
тиной сверкая, нагнать на всех с+рах».
Прогрессивные симпатии Гл. Успенского нашли особенно яркое вы
ражение в замечательном очерке «Выпрямила», напечатанном в 1855 г. Этот небольшой очерк про
никнут страстной верой в светлое будущее, в котором человек станет «выпрямленным», свободным и счастливым. Это произведение чрезвы
чайно важно как наиболее сильное и яркое выражение горячего патриотического чувства писателя. Вера в человека и счастливое будущее сво
его народа поддерживает Успенского -- патриота своей родины, придает ему новые силы и укрепляет его в самых тяжелых условиях существования.
Глеб Успенский был прекрасным знатоком жизни русского крестьян»на.0н рисует его как человека труда, сохранившего, несмотря на столетия гнета л бесправия, лучшие черты русского национально
го характера. Как Чернышевский и Добролюбов, Успенский часто про
тивопоставляет людей и-з народа бездушным представителям господствующих классов. В своих крестьянских образах Успенский осо
бенно подчеркивает такие черты, как любовь к труду, чувство соб
ственного достоинства, презрение к крестьянским отщепенцам, проме
нявшим суровую, трудовую жизнь земледельца на. сытую и праздную жизнь господских прихвостней.
Успенский видел могучие силы, таящиеся в массах народных, и верил в великое будущее своей ро
дины. Вот почему он с такой ненавистью относился ко всем врагам передового прогрессивного человечества.
С горячей любовью говорит писатель и о героическом прошлом своей родины. Не случайно в очерке «Власть земли» он приводит
прекрасные слова Герцена о внутренней силе руоского народа, чудесно сохранившейся «под игом монгольских орд и немецкой бюрократии», «пол восточным татарским кнутом и западными капральскими палками». Эта непоколебимая вера во внутреннюю силу, крепость, великое будущее своего народа нахо
дит свое яркое выражение во веем творчестве писателя.
Успенский как мастер публицистического очерка развернулся во веем блеске своего таланта во вто
рой период своей литературной деятельности, в период «Власти земли», циклов «Крестьянин и крестьянский труд». «Из деревенского
дневника» и других произведений. Такие художники слова, как Щедрин и Глеб Успенский, были одновременно выдающимися публициста м и -общественн иками, горячо от
кликавшимися на каждое крупное событие, каждое явление серьезного общественного значения.
Публицистика Глеба Успенского— это живой, страстный отклик писателя на все повседневные явле
ния современности. Художественная литература для Успенского — это общественное служение. Успенский не принадлежал к типу художников, длительно и терпеливо вына
шивающих в оебе художественные образы. Он спешил, лихорадочно
торопился ответить на волнующие его вопросы. Каждый его очерк — результат глубоких жизненных наблюдений, каждый из них поражает богатством фактического мате
риала, актуальностью и остротой поставленных вопросов. Сухие цифры статистических сводок под пе
ром художника обрастают плотью и
кровью, и частный факт вырастает до размеров большого социального обобщения.
У Глеба Успенского было большое сердце, необычайно остро восприни
мавшее человеческое страдание, сердце, горевшее ненавистью ко всем проявлениям общественного зла. И эта сторона литературной деятельности Успенского с особой отчетливостью раскрывается в ха
рактере его юмора. Юмор Успен
ского, особенно во втором периоде его творческой жизни, все с боль
шей, возрастающей силой отражает переживаемую писателем внутреннюю тревогу, подчеркивает глубокую трагичность описываемой действ ительпости.
Успенский как сатирик беспощаден там. где изображает угнетателей народа, где выступает на защиту права ж справедливости.
Аресты профессоров и студентов
в Осло
СТОКГОЛЬМ, 23. (ТАСС). По полученным из Осло сведениям, квислинговская полиция арестовала 8 норвежских профессоров н 40 студентов. Эти аресты были совершены в связи с конфликтом, возникшим между квислвнговскими вла
стями и профессорами вследствие того, что квислинговцы пытались ввести в университете новые прави
ла приёма студентов. Несколько дней тому назад были арестованы также 3 артиста Национального те
атра в Осло, заподозренных в том, что они участвовали в поджоге театра неделю тому назад.
Излюбленный прием раскрытия характеров у Успенского — диалог. Успенский — мастер диалога. Диалог служит у него приемом раскрытия существенных черт психологии персонажей, их миропонимания. Диалог является также формой развития самого сюжета, облегчающей художнику композицию очерка или рассказа. Богатство сло
варя Успенского говорит не только о тонкой наблюдательности и зна
ния общественной среды, но и о высокой художественной культуре писателя. Для изучения народного языка произведения Успенского дают ценнейший материал — он прекрасно воспроизвел типические особенности разговорной речи русского крестьянина.
В 1889 г. обнаруживаются первые признаки душевного заболева
ния Успенского. В течение десяти лет (1892—1902) болезнь его неук
лонно прогрессировала, и 24 марта 1902 г. писателя не стало.
Горячий русский патриот, ставивший благо своей родины превыше всего на свете, Г. И. Успенский всю жизнь мечтал о светлом буду
щем своей страны и народа. -Эта мечта, вдохновлявшая его творче
ство, нашла свое осуществление ь великой стране социализма, где человек стал сознательным и свобод ным строителем новой жизни.
Сегодня, в дни отечественной войны, когда весь наш народ грудью встал на защиту свободы и счастья
своей страны, мы с особенным уважением и гордостью отмечаем юби
лейную годовщину со дня рождения писателя, всю жизнь свою посвятившего самоотверженному служенпю народу.
Н. Глаголев.
Датские рабочие не желают участвовать в подъеме
затопленных судов
СТОКГОЛЬМ, 23. (ТАСС). По полученным здесь сведениям, гитле
ровцы начали подготовку к под ёму затопленных 29 августа в Копенга
генском порту датских судов. Они доставили в Копенгаген большой под’ёмный кран, установили его в районе военной верфи, где затопле
но большинство судов, и вступили в переговоры с администрацией вер
фи об использовании её рабочей силы для подъёма и ремонта судов. Рабочие, узнав об этих перего
ворах, заявили администрации, что они об’явят стачку, если администрация примет предложение немцев.
Война на Тихом
океане
ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Штаб об е.тиненного командования вооруженными силами союзников в юго-западной ча
сти Тихого океана сообщает, что у побережья голландской части Новой Гвинеи авиация союзников атаковала и потопила японское грузовое судно водоизмещением в 4.500 тони.
На острова Новая Британия авиация союзников атаковала район складов «г аэродром в Гасмата и японские баржи у мыса Глоусгер.
На Новой Гвинее авиация союзников произвела налет на Уэйвейк, Сбито шесть японских гидросамолетов. Войска союзников ведут бои севернее гавани Финта. Японская авиация атаковала на Новой Гвинее тылы союзников, причинив незначительный ущерб. Име
ются жертвы. В течение дня сбиты 4
японских бомбардировщика в одни истребитель. Вероятно уничтожено еще два бомбардировщика.
ЛОНДОН. 22. (ТАСС). Представитель штаба об единенного командования во
оруженными силами союзников в югозападной части Тихого океана сооб
щил, что японцы достигли некоторого успеха в районе севернее гавани Фипша. По мнению представителя штаба, японцы не намерены отвоевать гавань Фпкша, а. стремясь избежать окружения. пытаются прорваться в побережью.
НЬЮ-ЙОРК. 22. (ТАСС). Штаб тихоокеанского флота СОТА сообщает, что 19 октября небольшие американские военно-морские силы н авиация атаковали остров Тарава (острова Гилберта).
ЛОНДОН. 22. (ТАСС). Штаб английского командования в Индии еообщает, что 20 октября японская авиация про
извела налет па Читтагонг (Северо- Восточная Индия). Японские Самолеты были атакованы английскими истребителями. прежде чем они достигли де
ла, и были вынуждены большинство бомб сбросить в реку.

Выступают коллективы трудовых резервов

временем Шаландин уже снова выдвинул машину па бугор и выпустил три снаряда.
Бочковский приоткрыл люк и, забыв об опасности, наблюдал, как его ученик, замечательно маневри
руя, наносит врагу серьёзный урон.
В ложбине пылали костры —- горели фашистские танки. Четвёртый час длился этот неравный бой, а немцы всё копошились между дву
мя высотками, не в силах победить советских танкистов. Уже несколь
ко раз они перегруппировывали свои порядки, пытаясь приступом взять высоту, но бесполезно. Ша
ландин, Бессарабов, Соколов и Бочковский накрепко закрыли пе
ред врагом путь к высоте, и ни один «Тигр» не мог прорваться.
Рассвирепевшие немцы вызвали свою авиацию, приказав бомбить определённый квадрат на высоте. Одновременно из глубины враже
ских колонн выдвинулись новые танки. Теперь четверке отважных танкистов пришлось отбиваться одновременно от раземных и воздушных ударов врага. Танк Бочков
ского загорелся, но командир вы
вел свой экипаж и усадил его в танк Бессарабова. Тапк Соколова во время маневра попал в воронку, и Бессарабову с Шаландиным при
шлось помочь товарищу. Едва они вытащили машину, как в неё попал вражеский снаряд. Танк Бесса
рабова тоже получил повреждение, к тому же у него иссякли боепри
пасы. Действовал один Шаландин. Он носился по гребню холма, увёр
тываясь от бомб и воронок, и в то же время поджигал вражеские машины.
Бочковский приказал Бессарабову отойти в тыл — в его танке еоб)ралось четырнадцать человек. На поле боя остался Шаландин. Ему тоже приказали отойти, но он не успел принять последней радио
граммы. Шаландин продолжал бить по вражеским танкам и самоходным пушкам. И в ту минуту, когда к высоте подошли на подмогу наши танки, в машину Шаландина попала бомба. Тем не менее танк вы
скочил на бугор и выстрелил три разя. Это был последний маневр не только бесстрашного, но изумительно искусного танкиста.
На другой день, когда бой утих, друзья нашли Шаландина сидящим в сгоревшей машине. Судя по положению рук, он готовился выпустить последний снаряд, но пламя сожгло его в своих об’ятиях. Его похоронили на этом же холме, у большой дороги.
Пройдут годы, Жизнь снова расцветёт. Прохожий, остановившись перед могильным бугром, снимет фуражку и мысленно представит се
бе девятнадцатилетнего героя-комоомольца, отдавшего жизнь за свое отечество.
Майор Ф. Гарин. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Венгеро-румынская грызня усиливается

Телеграммы из-за границы

ЛОНДОН, 23. (ТАСС). Как передаёт агентство АФИ, в Париже с 16 октября находится гитлеровский уполномоченный по «вербовке» рабочей силы Заукель. Для его охраны в Париж было направлено огром
ное число немецких полицейских и гестаповцев. Заукель прибыл в Па
риж для того, чтобы организовать планомерную борьбу против нелегальных патриотических организа
ций. Заукель совещался по этому вопросу с Лавалем, причём, кап указывает агентство, их переговоры носили характер «настоящего военного совета».
Приезд Заукеля обгоняется тем, что сопротивление французских патриотов гитлеровским и лаваловским властям приняло угрожающий для последних размах. Фактически Лаваль не в состоянии обеспечить выполнение получаемых им от Гитло
ра приказов. Особенное беспопойство «правительства» Виши и окку
пантов вызывает то обстоятельство, что подлежащие мобилизация на принудительные работы в Германию французы бегут из городов н присоединяются к партизанским отрядам. Единственным методом мобилизации. который практикует сейчас Лаваль с помощью оккупантов, являются массовые полицейские об
лавы на улицах и в домах- В руки лавалевских полицейских и окку
пантов попадает при этом немало жертв, но среди них, так правило, нет квалифицированных или просто работоспособных людей.
Лаваль уже приступил к реализации полученных им от Заукеля директив. В частности, как уже сообщалось, он созвал совещание сво

Бомбардировка нашей авиацией железнодорожных

узлов Знаменка и Фастов

В ночь на 22 октября наша авиация крупными оилами бомбардиро
вала скопления немецких воинских эшелонов на железнодорожных узлах Знаменка и Фастов.
В результате бомбардировка на железнодорожном узле Знаменка возникло большое число пэ.жаров. Горели вагоны и платформы с военными грузами противника. Пожары сопровождались взрывами.
На железнодорожном узле Фастов прямыми попаданиями бомб разби
ты три железнодорожных состава. В
северной части узла произошел взрыв огромной силы, после которого начались пожары среди эшело
нов на железнодорожных путях н в районе военных складов противника.
Все наши самолёты вернулась на
свои базы.

Музыка

Чайковского

по радио