Указ Президиума Верховного Совета СССР О награждении орденами генералов, офицерского, сержантского и рядового состава Красной Армии
За образцовое выполнение боевых заданий Командования по фор
сированию реки Днепр и проявлен
ные при этом доблесть и мужество наградить:
ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
1. Капитана Атаманенко Павла Мироновича
2. Сержанта Белозерова Михаила Ефимовича
3. Красноармейца Бушуева Ивана Николаевича
4. Старшего лейтенанта Вачнадзе Султана Ивановича
5. Подполковника Винокурова Федора Ивановича
6. Старшего лейтенанта Гриценко Федора Павловича
7. Капитана Добромыслова Николая Петровича
8. Подполковника Евтушенко Петра Григорьевича
9. Красноармейца Кильмухаметова Миннигали Ахметяновича
10. Красноармейца Кликова Петра Васильевича
11. Майора Козлова Иосифа Николаевича
12. Красноармейца Кондрашова Николая Михайловича
13. Генерал-майора Королева Ивана Николаевича
14. Майора Кравченко Ивана Абрамовича
15. Майора Мамонтова Николая Андреевича
16. Ефрейтора Мачук Пантелея Васильевича
17. Капитана Назалевского Григория Ивановича
18. Гвардии генерал-майора Обухова Виктора Тимофеевича
19. Майора Перцева Михаила Иосифовича
20. Лейтенанта Сивкова Ивана Васильевича
21. Красноармейца Сидоренко Ивана Иосифовича
22. Майора Слепенкина Дмитрия Васильевича
23. Лейтенанта Смирнова Николая Ивановича
24. Старшего лейтенанта Целиковского Василия Николаевича
25. Старшего сержанта Цыганова Николая Ивановича
26. Полковника Янковского Виктора Павловича
ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
Полковника Кузьмина Петра Васильевича

Трудовые успехи участников

вахты

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 25 октября 1943 г.
Указ Президиума Верховного Совета СССР О награждении орденами Суворова
офицерского состава Красной Армии
За умелое н мужественное руководство боевыми операциями при форсировании реки Днепр южнее Киева, прочное закрепление плац
дарма на западном берегу реки Днепр я достигнутые в результате этих операций успехи наградить:
ОРДЕНОМ СУВОРОВА ВТОРОЙ
СТЕПЕНИ
1. Гвардии полковника Ивановского Николая Михайловича.
2. Гвардии полковника Каткова Федора Григорьевича.
3. Полковника Склярова Сергея
Федоровича
Награждение орденами Суворова и Кутузова
генералов и офицерского состава Красной Армии
За умелое и мужественное руководство боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях с немецко-фа
шистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены:
орденом Суворова Первой степени — генерал-лейтенант артиллерии А. К. Сивков;
орденом Суворова Второй степени — генерал-полковник авиации К. А. Вершинин, генерал-майор танковых войск Е. Е. Кабанов, полковник Б. Л. Петров и другие, всего 15 человек;
орденом Кутузова Второй степени — 23 человека.
(ТАСС).
Награждение орденами и медалями генералов, офицерского, сержантского и рядового состава
Красной Армии
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и
проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Вер
ховного Совета СССР награждены:
орденом Ленина—сержант И. И. Белов, гвардии старшина П. П. Бу
гаев. полковник С. Г. Закиян, крас
ноармеец И. В. Овчарик, гвардии старший лейтенант медицинской службы Б. Я. Рекуц и другие, всего 20 человек;
орденом Красного Знамени. — 11 человек;
орденом Отечественной Войны Первой степени — 19 человек;
орденом Отечественной Войны Второй степени — 10 человек;
Орденом Красной Звезды — 10 человек;
медалью «За отвагу» — 1 человек; медалью «За боевые заслуги» —3 человека.
(ТАСС). Указ Президиума Верховного Совета СССР
О награждении доктора технических наук
профессора Ленинградского кораблестроительного института Вологдина Виктора Петровича
орденом Трудового Красного Знамени
За выдающиеся заслуги в обла
сти развития и внедрения электросварки в судостроении, в связи о шестидесятилетием со дня рожде
ния и тридцатипятилетием научйопедагогической и производственной
деятельности, наградить доктора технических наук, профессора Ленинградского кораблестроительно
го института Вологдина Виктора Петровича орденом Трудового Красного Знамени.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 25 октября 1943 г.
ПОБЕДНЫЕ советские стяги взвились над Днепропетровском и
Днепродзержинском. Наступление наших войск безостановочно продол
жается. «Известия» в корреспонден
ции из Днепропетровска «Победа на Днепре» пишут: «Правый берег Днепра — высокий и обрывистый— был укреплён немцами с величай
шей старательностью. Сюда были подуяиуты резервы, в том числе танковые части и много артиллерии всех калибров. Германское командование готовилось к длительной обо
роне на этом участке, центрами которого являлись Днепропетровск
и Днепродзержинск, превращённые в сильнейшие опорные пункты». На
ступлению на Днепропетровск и Днепродзержинск предшествовала тщательная, кропотливая подготовка. Все, начиная от специальной трени
ровки войск и кончая часом начала наступления, было заранее продумано и рассчитало. Когда наша артиллерия сделала свое дело — огне
вые средства противника были в значительной степени деморализованы, начался едва лп не самый ответственный этан операции — пере
права через Днепр. Пол покровом темноты на воду были спущены плоты, лодки баркасы. «Под Днепропетровском повторилось то же, чему вся страна была свидетелем севернее Киева, юго-восточнее Кремен
чуга и южнее города Переясла®- Хмельницкий. Отныне к героям переправы на этих плацдармах прибавились герои днепропетровской переправы. Йод огнём неприятеля греб
ли наши храбрецы. Пули, осколки мин ударяли по их утлым судёнышкам. Некоторые плоты переворачи
вались, бойцы погружались в ледя
ную воду. И тем не менее Днепр был преодолён». «Битва, за Днепро
летровск и Днепродзержинск, — указывает далее газета, — отличалась наяряжёвными темпами. В те
Победа бригады
стерженщиц
Марии Костениной
Работа стерженщиц — одна из самых трудоёмких. И когда стер
женщица выполняет более двух норм за смепу, для литейного цеха это большое событие.
Сегодня секретарь комитета ВЛКСМ Н-ского завода тов. Козловская нам сообщила;
— Фронтовая бригада стерженщиц Марии Костениной занимает второе
место по нашему заводу. В августе рабочие бригады выполняли полто
ры нормы за смену, в сентябре и в начале октября — две. Вчера бригада Марии Костениной доби
лась нового трудового успеха. Она выработала две’с половиной нормы. Молодежь завода горячо поздравляет передовую фронтовую бригаду.
Рекорды швейниц
На швейной фабрике № 1—шесть фронтовых бригад и одна комсо
мольско-молодёжная. 15 октября они
об’явшпи стахановскую вахту в честь 25-легия ВЛКСМ. Вчерашний день для молодёжи фабрики был особенно успешным.
Вот что нам сообщили сегодня на фабрике.
Комсомольско-молодёжная бригада тов. Венедиктовой изготовила 2.000 погонов вместо 1.300 по норме. Фронтовая бригада тов. Тарасовой работает по конвейеру. Она шьёт шаровары. Норма — 170 штук за
смену. Свыше 200 изделий бригада не давала никогда. Вчера на стахановской вахте она сшила 230 ша
ровар. Фронтовая бригада тов. Гу
риной делает петлицы. 3.500 петлиц — результат её вчерашней работы. Раньше эта бригада за смену давала намного меньше.
Знатная стахановка фабрики мотористка тов. Попова вчера выполнила пять норм, моторист тов. Афанасьев — четыре нормы.
Комсомольцы и молодёжь Москвы, вступив на вахту в честь 25-ле
тия ВЛКСМ, ежедневно показывают образцы стахановского труда. Сле
сарь-комсомолец тов. Винокуров вчера собрал в четыре с половиной раза больше автоматов, чем полагалось по норме. Фронтовые брига
ды тт. Соколова и Обуховой (завод, где главным инженером тов. Мазо) на стахановской вахте выработали по пять норм за смену.
чение короткого времени немцы получили ряд тяжёлых ударов, линии их были смяты, войска, защищавшие подступы к обоим украинским горо
дам, опрокинуты. 25 октября штурм Днепропетровска увенчался полным успехом. В этот же день был взят и Днепродзержинск».
ТЯЖЕЛЫЕ картины открылись
перед глазами воинов, вступивших на улицы Днепропетровска и Днепродзержинска, — пишут «Известия». — Заводы, лучшие общест
венные и жилые здания разрушены намцами. Взорваны Театр оперы и балета, Дворец культуры на Артемовской улице, здание Горного ин
ститута и другие. Особенно жесто
кие разрушения причинены заводугиганту им. Петровского. Немцы жгли его в течение многих дней. В Днепродзержинске сожжены .десятки лучших зданий. Взорван памятник Свободы. Тысячи людей замучены в застенках гестапо.

П

ИСЬМО Председателю Государст
венного Комитета Обороны товарищу Сталину И. В. от колхозников и колхозниц Раменского района Московской области опубликовано в газетах. Колхозники и колхозницы Раменского района сообщают в этом письме о сдаче сверх плана 1.002.940 п>згов овощей и карто
феля и 291.000 литров молока в фонд здоровья защитников Родины. «Если бы этот картофель и овощи разместить в мешки, — пишут «Из
вестия», — а мешки уложить в одиннадцать рядов, то поднялся бы колоссальный штабель отличного
картофеля, моркови, капусты, лука, брюквы, свёклы, и штабель этот про
тянулся бы от Раменского до Мооквы. Если везти эти овощи одновре
менно, пришлось бы загрузить и двинуть 40 больших железнодорожных ооставов».

Пионеры в честь

юбилея

Пионерские дружины Октябрьского района готовятся достойно отме
тить 25-летие комсомола. Помимо выполнения своих школьных обяза
тельств каждый пионер обещает ко дню юбилея собрать не меньше 50 килограммов металлолома. Школь
ники 228-й школы уже собрали его 15 тонн.
В свободное от учебы время кипит работа в пионеротрядах, в кружках, студиях. Участники художественной самодеятельности с увлечением разучивают специальные концертные программы. Юные художники готовят рисунки, рукодельницы — художественные вышивки. Несколько лучших работ от
правлены на выставку в городской Дом пионеров.
Пионеры участвуют в экскурсиях на выставки «Комсомол в отечественной войне», «Оборона Сталин
града», «Военно-Морской Флот в отечественной войне», в музей Николая Островского.
В школах района широко развернулись два конкурса: на лучшее изложение книги Н. Островского «Как закалялась сталь» и на луч
шее исполнение стихотворения о комсомоле.
Сегодня в школах начинаются торжественные сборы пионерских дружин.
30 октября пионеры соберутся на торжественный общерайонный пионерский востёр. На нем дружи
ны будут рапортовать комсомолу о выполнении своих обязательств.
Здесь они встретятся с участниками отечественной войны.
В честь 25-летия ВЛКСМ. На Н-ском заводе столицы широко известны производственные достижения комсомольско-молодежной бригады А. Маркова, носящей имя Героя Советского Союза Александра Матросова. Гото
вясь к встрече славной годовщины комсомола, бригада прочно закрепила свои успехи ж сейчас систематически выполняет план на 350 процентов. На снимке: бригадир А. Марков и стахановка В. Николаева за работой.
Фото Н. ФИГУРКИНА (ТАСС).

Выпуск продукции растет

— Свой рекорд я установил в день, для меня совсем особенный.
С этими словами слесарь-обор щик Павел Майоров достаёт из кармана комсомольский билет. Бережно открывает он новенькую книжку н показывает запись: «Бремя вступ
ления в ВЛКСМ — октябрь 1943 года».
— В тот день, когда меня приняли в комсомол, я дал три нормы, — с гордостью говорит Майоров.
В том же цехе работает брат Павла Майорова, Александр, тоже сле
сарь-сборщик. Оба брата вступили в комсомол в один день. И дешь этот Александр также ознаменовал рекордной выработкой.
Несколько дней коллектив завода несёт стахановскую вахту в честь знаменательных дат — 26-й годовщины Великой Октябрьской социа
листической революции и 25-летия ВЛКСМ. Вставая на комсомольскую вахту, лучшие молодые рабочие подали заявления о приеме их в ряды ленинско-сталинского комсомола.
...За длинными, во весь цех, столами девушки и юноши собирают карбюраторы. В бригаде слесарейсборщиков. почти исключительно молодёжь. Сейчас, в дни вахты, бригадой руководит помощник мастера слесарь Александр Майоров.
Слесари Лукашина, Булкина, Тимощук исключительно быстро мон
тируют десятки деталей в узлы. Одна ия сборщиц заболела и не
вышла на работу. Её заменяет опытный слесарь Александра Не
чипорук, в совершенстве изучившая все операции. В дни вахты Нечи
порук даёт 350 процентов нормы. Лукашина, Булкина, Лешина и дру
гие сборщицы также в три раза перевыполняют свои задания.
Раньше бригада собирала 140 — 150 карбюраторов. Включаясь в предоктябрьское соревнование, она обязалась давать за смену по 200
карбюраторов. Это обязательство перевыполнено. Бригада выпускает в смену но 230—250 карбюраторов.
Все цехи увеличили выпуск продукции. Через три—четыре часа после начала смены поступают сообщения о том, что стахановцы выполнили сменные задания. Прессов
щица тов. Каримова в дни вахты втрое перекрывает норму, прессовщица тов. Павлова выполняет норму на 375—400 процентов. Сверлов
щицы тт. Селина и Бычкова дают по две о половиной нормы. За дво
их работает стахановка тов. Беспалова.
Весь завод, где главным инженером тов. Тарасов, выполняет суточ
ный план на 112—119 процентов.
Успех подписки в Москве
С огромным успехом проходит на фабриках, заводах, в учреждениях и домовладениях столицы реализация билетов Третьей девежно-вещевой лотереи.
На металлообрабатывающем заводе Бауманского района рабочий тов. Прокудин, участник великой отечественной войны, заявил:
— Пусть мои трудовые рубли помогут усилить мощь нашей родной доблестной Красной Армии, которая с каждым днем все энергичнее громит врага.
Тов. Прокудин подписался на 400 рублей.
Все рабочие этого завода приобрели билетов лотереи на сумму, со
ставляющую 15—20, а некоторые и 30 процентов месячного заработка.
Дружно прошла подписка на швейной фабрике Железнодорожного района. Все работники цеха молодежных бригад Подписались в среднем на 40 процентов к месячной зарплате, а ученицы Зягарева и Дюжева — на 75 процентов месячного фонда.
На заводе им. Серго Орджоникидзе не было ни одного рабочего, который подписался бы ниже, чем на 15 процентов месячного заработка. Большинство рабочих подписывалось на 17—20 процентов, комсомолка Домалина — на 25 процен
тов, рабочий Колобойинков — на 50 процентов месячной зарплаты и т. д.
С не меньшим успехом идет продажа лотерейных билетов в сбере
гательных кассах столицы за наличный расчет. Вчера сберегатель
ные кассы Ленинградского района продали билетов на 23.000 рублей, Сокольнического района — на 28.000 рублей. Бауманского — на 33.000 рублей, Фрунзенского — на 43.000 рублей, Октябрьского — на 48.000 рублей и т. д.
В Кировском районе большинство предприятий и учрежде
ний еще вчера полностью закончило подписку . В среднем она со
ставляет более чем 20 процентов месячной заработной платы.
На многих предприятиях района трудящиеся при Подписке вносят деньги наличными. Так коллектив 1-го пассажирского отделения Московско-Донбасской железной дороги, завершив подписку, почти половину суммы внес наличными.
Рабочие и служащие завода, где секретарем парторга из&ции тов.
Золотарева, подписались более чем на 30 процентов к фонду зарплаты.
С большим успехом прошла подписка на фабрике «Парижская коммуна». Рабочие и служащие при
обрел® лотерейных билетов более чем на 2б процентов месячного заработка.
Вчера работники Центральной сберегательной кассы Кировского
района (директор тов. Трушкина) уже реализовали лотерейных билетов на 4.770.000 рублей.
Подписка в районе продолжается.

Девять тонн

металла

сверх плана

Таков итог
рабочего дня сталевара
Харитонского
На заводе «Серп и молот» широко развернулось соревнование между молодыми сталеварами, прокат
чиками, ремонтниками. Дать стране и фронту больше металла, достойно встретить 25-летие леиинско-стэлинского комсомола — вот стремление каждого комсомольца и молодого рабочего.
Сталевар тов. Харитфмский, упорно борющийся за первенство в со
ревновании коксоиольско-молодёжных бригад электропечей, добился нового производственного успеха: на
днях он дал за смену сверх плана 9 тонн металла.
Хорошо несут стахановскую вахту в честь славного юбилея и дру
гие сталевары. Сталевар Николаев, бригадир комсомольско-молодежной
бригады, дает ежедневно 20 токи металла вместо 1ад по плану. Он соревнуется с Харитонским. Одно время Николаеву удалось перегнать своего товарища, но вчера Харитонский скова вырвался вперед и сва
рил пять плавок вместо трех по плану. Однако, ‘первенство в сорев
новании держит сталевар Петровцев.
Активно соревнуется и молодёжь эпектроцеха. Бригады, возглавляе
мые комсомольцами тт. Рыбакиным и Белохвостик, добились высоких показателей. Только за последние дни бригада тов. Белохвостик вы
полнила норму на 190, а бригада тов. Рыбакина — на 185 процентов.
В ремонтно-механическом цехе отлично несёт стахановскую вахту
бригада токарей тов. Мотина. Все рабочие этой бригады двухсотнйки.
Успехи молодых рабочих помогают цехам перевыполнять план. Так, за 19 октября цех электропечей вы
полнил план на 142,2 процента, дав уже 108,5 процента месячного задания.
Всего за этот день завод сварил высококачественной стали на 13 процентов больше плана, и в этом немалая заслуга молодёжи.

ПОДАРКИ

ЗАЩИТНИКАМ

РОДИНЫ
Москвичи часто посылают фронтовикам подарки, дружеские письма,
Фабризса им. Клары Цеткин ежедневно получает десятки писем от фронтовиков. Она поддерживает тесную связь с защитниками родины. Часто переписываются с фрон
товиками н рабочие артели «Москюстпвейбелье»» Огах айовцы артели почти ежедневно получают пись
ма от воинов и офицеров. Письма эти обычно зачитываются в цехах,
в обеденные перерывы. Многих бойцов работницы знают не толь
ко по письмам и фотографиям, но и лично.
Сейчас, работницы артели готовят подарки офицерам и бойцам под
шефной воинской части. Текстильногалантерейная фабрика и артель «Швея-художник» готовят кисеты; швейная фабрика № 1 — белье; фабрика «Полиграфизделие» л «По
лиграфшкола» посылают красочно оформленные блокноты е надписью: «Защитнику родины».
Сейчас на всех предприятиях района идёт подготовка подарков.
Коллектив одного завода готовит для подшефной части партию маленьких изящных зажигалок с выгравированными на них фамилия
ми лучших снайперов и танкистов. На заводе «Платиноприбор» фронтовикам делают именные портсигары. На многих предприятиях рай
ггромтреста готовится в подарок тёплая одежда,, шеховые жилеты, варежки, носки, свитеры и т. н.
150-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО
В ознаменование исполняющегося в ноябре 150-летия со дни рождения великого русского математика Н. И. Ло
бачевского с 1 по 16 ноября во всех университетах и педагогических институтах страны организуются откры
тые заседания кафедр математики, посвящеяпые его научной н педагогической деятельности.
Московский, Ленинградский и Казанский университеты проводят научные сессии и выставки. Казанский универ
ситет выпускает «Ученые записки», в которых много места уделено ролл Лобачевского в развитии этого университета.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ
ТЕХНИКУМ
На заводе «Калибр» за короткий срок — полтора месяца — оборудовано помещение для инструментального техникума. Кроме учебных аудиторий возданы физический и химический кабинеты. Подавляющее большинство студентов техникума — рабочие завода.
ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ХОЗЯЙСТВА
Деревообделочные заводы 2 и 11 получили заказ на изготовление оконных рам и дверей для Высокдагоческого района Московской области, достра
давшего от немецкой оккупации. Вое предприятия Ростокинского района сто
лицы примут участие в восстановления хозяйства своего подшефного освобожденного района.
В Высокиничах отроятся новые дожа Заводы готовят различные изделия: дверные скобы, печные дверцы жт.д.
В Выео*шничеекий район выехала бригада москвичей, которая выяснит ва месте нужды колхозников.
КОМБИНАТ
БЫТОВОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ
Закончены ремонт и оборудование вновь открываемого большого магази
на-комбината (Таганская площадь) по обслуживанию инвалидов отечествен
ной войны. В состав комбината входит продовольственный, промтоварный, по. судно-хозяйственный отделы. Здесь же будут ателье по пошивке верхней одежды и белья, мастерская по починке и пошивке обуви, парикмахерская.
Гх*ри комбинате создаются стол заказов и специальный отдел по обслужи
ванию тяжелобольных инвалидов отечественной войны.
ПОДГОТОВКА истопников
В Кировском районе идут занятия последней группы истопников. Всего в течение августа и сентября подготовлено уже 195 истопников. Все они прошли теоретическое и практическое обучение. Практические занятия с кур
санта ми проводились под руководство* опытных инструкторов-кочегаров в .лучших котельных дома № 1/2 но Дербеневской набережной.
РЕМОНТ АТЕЛЬЕ
И МАСТЕРСКИХ
В Киевском районе успешно проходит ремонт помещений ателье и мастерских. Комбинат бытового обслуживания, чтобы не прерывать работы, организовал ремонт своих мастерских пре
имущественно в вечернею и ночное время.
Большинство ателье уже отремонтировано, утеплено и полностью обеспечено на зиму топливом.

Вечер юных

историков

В городском Доме пионеров состоялся вечер, посвященный 25-летию Ленин
ско-сталинского комсомола. На вечере присутствовали 600 школьников — членов исторических кружков район
ных домов пионеров и школ Москвы,
Открыл собрание председатель клуба юных историков ученик 7-го класса О. Годунов. О докладами выступали пиойеры Ростокинского и Москворец
кого домов пионеров. Они рассказали много интересных фактов из истории московского комсомола. На вечере вы
ступила секретарь МГК ВЛКСМ тов. Бочарова.
НОВЫЕ ПРОДУКТЫ
ИЗ СОИ
На заводе концентратов № 3, где директором тов. Здобнов, изготовлены новые виды продукции из сои и соевой муки — сгущенное молоко, кон
центраты кофе, какао и чая, паштеты. Б родукты отличаются высокими вкусовыми и питательными качествами. Сейчас оборудуется цех мощностью в один миллион стаканов какао в сутки.
НА ЗИМНЕЕ
ХРАНЕНИЕ
Центральная плодоовощная база Молотовского райпищеторга (директор тов. Антонов), пользуясь устойчивой и су
хой осенью, начала дополнительную заготовку овощей. Работники базы оборудовали еще одно овощехранили
ще и приступили к закладке на зиму дополнительно свежей капусты, свеклы и других овощей.
Всего база уже заготовила более 1.00* тонн картофеля, капусты, моркови,
свеклы и т. д. Кроме того, более 300 тонн овощей засолено.
Лечебные учреждения района, детские сады и ясли в течение всего года будут полностью обеспечены свежими и солеными овощами.
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕМОНТНЫХ
КОНТОР
Технический отдел Мосжилуправления приступил к обследованию ремонтных контор Дзержинского, Проле
тарского, Свердловского и Советского районов. Задача обследования — про
верить, как кошгоры выполняют свой План, как они используют механизмы. Предстоит обследонание и других районных ремонтных контор.
В ОДНУ из сентябрьских ночей
немцы взорвали за собой последний красавец-мост, соединявший Днепропетровск с его левобережным предместьем — Нижнеднепровском. Орда варваров, задыхаясь, спешила укрыться за рекой от гнева и мести народной.
Отступая на правый берег Днепра, немцы сожглп дотла, преврати
ли в пепел и руины левобережные окраины города. Дым пожаров стлался над водой. Тяжкий грохот взрывов слышен был нашим частям, бравшим штурмом предмостные укрепления немцев. Славный украинский город, занимавший почётное
место в семье индустриальных со
ветских городов, лежал перед нами. Крупнейший украинский промыш
ленный центр, третий по значению город Украины, где каждая улица, каждый спуск к Днепру радовали сердце чистотой, культурностью, теперь был тих и молчалив, как каменная гробница.
— Что сделали варвары с Днепропетровском! —. строго и скупо сказал стоявйТий рядом со мной майор.
Нас отделяла от Днепропетровска почти двухкилометровая полоса Днепра. Ветер разносил над городом столбы серого пепла. Недалеко от проспекта Карла Маркса рдело пла
мя пожара. Слева бессильно свисали взорванные немцами стальные фер
мы Лоцманского моста. Со стороны
Днепропетровска доносился сухой треск пулемётных очередей.

Бои за Днепропетровск

— Наших людей расстреливают, слышите? — сказал майор. — Вчера мне пришлось беседовать С ме
стным врачом Иваном Герасимови
чем Карговым. Два с лишним года пробыл он под немцем. Когда наши подошли, ему удалось вырваться оттуда. Знаете, что он рассказывает?
Майор принялся перечислять:
— Немцы превратили город в кладбище. Они расстреляли, замучили, сожгли заживо много тысяч лю
дей. Незадолго до нашего прихода сюда они вывесили в городе приказ о том, что все взрослое население должно покинуть Днепропетровск и уйти в западном направлении. Кто не уйдет — тому пуля в лоб. Советские люди отказались подчинить
ся немцам. Начались повальные обыски, массовые облавы. Людей расстреливали в центре города, угоняли под конвоем жандармов и эсэсовцев, под дулами пулемётов. Отстанешь — смерть. Возразишь кон
воиру — смерть. Понравятся твои вещи немцу — смерть. Около двух тысяч жителей немцы согнали в
центральный городской парк и ско
сили пулемётными очередями. Так погпбла и семья врача.
Мужчин немцы посылали строить вокруг города оборонительные линии. Когда работы были закончены, всех их длинной колонной отправили в лесок за кладбищем. Ни
кто оттуда не вернулся... Старых сталеваров немцы разыскивали с
собаками-ищейками и волокли в комендатуру. Их даже не отправ
ляли из города, а расстреливали на месте как людей, дожидающихся прихода Красной Армии.
Во время рассказа к майору подошёл старый рабочий Андрей Митрохов, потомственный сталевар Нижнеднепровока. Он стоял перед командиром полка и, роняя скупые мужские слезы, говорил;
— Бери меня к себе, мне нужно добраться до горла немца...
И о® показал тяжёлой, натруженной рукой на Днепропетровск.
Майор улыбнулся, крепко пожал руку сталевару и сказал:
— Так не годится. Мы его вот так возьмем... — ж он широко ра
скинул руки, как бы собираясь взять Днепропетровск в железные об’ятия.
История боёв за Днепропетровск и Днепродзержинск — яркое свидетельство не только мужества, стойкости, выносливости наших войск,
но и возросшего опыта командиров, - военной зрелости всей нашей Красной Армии, образец чёткого, слажениого взаимодействия войск. В то время, когда прорвавшиеся юго-восточнее Кременчуга танковые соеди
нения вытягивались острым клином по направлению к Кривому Рогу, а части, наступавшие от Верхнедн-еп
ровска, стали угрожать тылам противника, действующего на днепро
петровском плацдарме, под покровом
ночи началась переправа наших войск через Днепр между Днепро
петровском и Днепродзержинском. Переправе, происходившей одновременно в нескольких местах, предше
ствовала мощная артиллерийская подготовка. Сначала небольшие десантные отряды, потом более крупные’ подразделения е тяжёлым воо
ружением форсировали Днепр и с хода вступили в бой с немцами, атаковав их с нескольких сторон.
Замысел нашего командования состоял в том. чтобы, скова® немцев с фланга и тыла, расчленить их оборо
ну на линии Днепропетровск — Днепродзержинск, разбить её на изолированные части и разгромить ка
ждую часть в отдельности. Замысел этот полностью удался. В результате ожесточённых, кровопролитных бое®, в ходе которых немцы понесли тяжёлые потери в живой силе и технике, противник вынужден был откатиться двумя разрозненными груп
пами: одна — к Днепропетровску, другая — к Днепродзержинску. Под угрозой клещей п полного окруже
ния немцы отступали все ближе к городским кварталам. Бои перенес
лись на улицы обоих городов. Здесь они были не слишком продолжи
тельными: огрызаясь, создавая на кажем -пути множество препятствий
немцы в то же время прекрасно понимали, что каждый час промедле
ния может привести к тому, что они попадут в мышеловку. Призрак Сталинграда реял над германскими частями, вселяя в ряды противника нервозность и подавленность.
25 октября бои на Днепропетровском плацдарме закончились подлой победой Красной Армии. Советские стяги взвились над обоими городами.
Глазам наших бойцов предстали картины, леденящие кровь. Днепропетровск разгромлен, разорён. Десятки и сотни лучших зданий унич
тожены Здания оперы, гостиницы «Красной», Горного института, Дворца культуры взорваны специальны
ми подрывными командами Улицы зацадсны, битым стеклом повсюду груды ’шебня, кирпича, пска^ежеяные балки. То же примерно н в Днепродзержинске. Бойцы, не останавливаясь. 1 движутся на запад. Каждый из них даёт себе и товарищам клятву — мстить врагу, мстцть без пощады за все его злодеяния.
Из подвалов, ям, укрытий выходят жители, которым удалось спрятать
ся от немцев. Липа их носят следы непередаваемых страданий. Все они торопятся чем-нибудь помочь нашим воинам, показывают, где немцы минировали здания и где прятали оружие. В обоих городах захвачено громадное количество трофеев.
Майор А. Михеев.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 25.

Третья денежно-вещевая

лотерея

В честь ХXV-летия ВЛКСМ