Кадры из фильма «Битва за нашу Советскую Украину». Слева — жители Харькова приветствуют вступившие в город части Красной Армии; справа — командир партизанского отряда Герой Советского Союза генерал-майор С. Ковпак беседует со стариком-крестьянином.

„Битва за нашу Советскую Украину“

„ЗДРАВСТВУЙ, Днепр! Великая
славянская река!.. Мы существуем уже как победители в этой гигантской борьбе и такими останемся в исторпи на нашей искалеченной ранами, но прекрасной Украине...
Это наша история. Наша жизнь и бессмертие».
Такими словами заканчивается волнующий, прекрасный докумен
тальный фильм*). Фильм о цветущей
Украине. О страданиях и подвигах её лучших сынов н дочерей. О кро
вопролитных битвах за украинскую землю. О доблести и славе советских воинов, несущих под знамена
ми Ленина—Сталина возмездие и гибель немецким захватчикам.
Фильм создан на полях сражений. Операторы снимали его в боях ереди грохота орудий, скрежета танков, в дымящихся развалинах городов, где автоматные очереди в уличных боях завершали последние мгновения немецкой власти.
Александр Довженко и руководимые им режиссёры Ю. Солнцева, Я. Авдеенко создали на этом мате
риале фильм, равного которому по
поэтической силе и эмоциональной мощи не создавала еще за время войны наша кинематография. Текст Александра Довженко звучит, как голос украинского народа, о кото
ром рассказывает эта пламенная летопись о великих мучениях и подвигах, этот бессмертный фильм с
простым и мужественным назва-. нием: «Битва за нашу Советскую Украину».
Фильм выходит на экраны страны, когда советские войска уже ве
дут бои на освобождённых землях правобережной Украины. Уже не от
дельные герои, вплавь переправившиеся, а целые соединения, оснащённые могучей техникой, расширя
ют плацдармы на правом берегу Днепра. «Мы победители в этой гигантской битве!» — говорит нам фильм и рассказывает, как далась эта победа.
Вот она, Украина. Мирная, цветущая, плодоносная страна. Такой была она до войны. В белоснежном, как невеста, уборе цветущих
плодовых садов, в золотых, волнами колышащихся морях хлеба
предстаёт она перед нами. Как спокойна и величественна зеркаль
ная гладь широких вод седого Днепра и тихого Дуная! Какие красивые женщины и девушки работают на полях, собирая плоды ра
достного свободного труда. И над всей страной, над запорожскими знойными степями над городами, утопающими в цветении фруктовых садов, над богатствами и улыбками людей плывёт украинская песня, песня счастливого народа.
Как расцветала передовая техника и наука Украины, ставшей ро
диной стахановского движения! Как был счастлив народ! За годы совет
ской власти произошло величайшее событие в истории украинского народа: встретились разделённые веками единокровные братья и вос
соединились навсегда в единой, нерушимой семье
Перед нами — древний Киев. На его широких улицах, площадях
плывут пёстрые реки людских ко
лонн с цветами и знамёнами. На веленом поле киевского стадиона — стройные, загорелые молодые спортсмены. К ним, юным и красивым, обращает свои слова автор фильма:
«Не для убийства и разорений растил вас Сталин, дорогие юноши и девушки. Он готовил из вас стро
ителей великой социалистической державы. Вы были в творческой работе, и все вашп пеоб’ятные подл уже начали петь песню вашему вдохновению. Но ненадолго улыбну
лась вам история. Где вы сейчас? Сколько вас в немецкой неволе оплакивает судьбу свою? Сколько погибло!..».
Чёрный дьш. Адские разрывы тяжёлых фугасных бомб закрывают от нас солнечные горизонты полей, садов. То фашизм обрушился всей
своей чудовищной силой на мирную страну.
Самолеты с паучьими свастика
ми вереницей идут в пике, сбрасыва
ют тысячи бомб на белые украинские хатки, на города, сёла. В огне Украина!..
Сжимаются кулаки, и спазмы гнева подкатываются к горлу, ког
да мы видим, как идут гитлеровские солдаты по нашей земле.
Они смеются. Они идут по улидам горящих деревень и смеются. Они перешагивают через трупы, через лужи крови, их рукава засуче
ны выше локтей, в руках автоматы. За их спиной поднимаются к небу чёрные клубы дыма. Горит наша страна. А по истерзанной земле идут «голубоглазые, двуногие немец
кие скоты из гитлеровской неметчины». Идут и смеются.
Горят поля спелой пшеницы.
Сапогом и прикладом вышибает дверь колхозной хаты гитлеровский
мародер. Нагнувшись и озираясь, как вор, он лезет в хату. А вот и
другой мародер в фельдмаршальском мундире, заплывший жиром обер-бандит Геринг. Он тоже бродит
по разорённой Украине. И тоже улыбается.
Великие потоки народных масс шли на восток. Угоняли стада, увозили машины, взрывали электро
станции, мосты и заводы, ничего не пожалели. Уходили люди с родной Украины на восток.
Отступала Красная Армия, кровью врата поливая каждую пядь советской земли Перед нами на эк
ране проходят эпизоды героической обороны Одессы, Харькова, Киева.
Тяжелые дни отступления. Тяжёлая дождливая осень 1941 года, когда, сражаясь, уходили советские воины на восток, унося с собой самое дорогое: оружие и веру в победу.
На экране возникает Москва. На ленинском мавзолее — товарищ Сталин.
«Выдержала нерушимая дружба советских народов, выдержал подлинно-народный харайтер совет
ского строя и беспредельная любовь народа к своему вождю Сталину».
Не покорилась захватчикам полоненная украинская земля. Экран переносит пас на оккупированную Волынь. Здесь в самый разгар немецкой оккупации советский оператор, пробравшись в глубокие вражеские тылы, заснял то, что немцы
называют «новым порядком». Мы видим село, снесенное о лица земли гитлеровскими карателями. На пепелищах уцелевшие люди. Вот деревня Рудня Хочинская, отбро
шенная на века назад. Женщины тянут борону по обездоленной земле.
Обездоленная, обескровленная, но непокорённая земля. В лесах правобережья подлинные хозяева укра
инской земли — партизаны. Это не отряды. Это — армии с артиллери
ей, сапёрными частями, создающими капитальные переправы на бур
ных реках. И на наших глазах ста
рый партизан Сидор Артемьевич Ковпак, гроза немцев, становится генералом и Героем Советского Со
юза. Идут партизанские дивизии с боями навстречу наступающей Красной Армии.
Великие дела, которые творят на Волыни лесные солдаты, перекликаются на экране с далёкими уральскими заводами, где земляки гене
рала Ковпака куют в цехах грозное оружие победы- Академик, Ге
рой Социалистического Труда Патон, киевляне, харьковчане, донбассовцы, создавая танки и пушки, соревнуются со своими юными и седовласыми сверстниками, пускаю
щими под откос немецкие эшелоны.
Прошла зима. Красная Армия погнала врага от Волги и с Кавказа на запад и снова вступила на родную украинскую землю.
С изумительной реалистической силой показаны в этом фильме война, бои.
И в шумах боя слышим мы слова Довженко:
«Вдохновлённые любимым Маршалом Сталиным, благословляемые и приветствуемые освобождённым на
родом, гвардейцы словно забывали пройденные просторы, усталость, жертвы и бросались в танковые атаки с яростью львов, и никогда
может быть бессмертие народа не ощущалось в жизни с такой силой,
как среди этого грома пожаров и множества свежих могил».
Мы видим ярость этих атак в боях за Харьков. Пятятся немцы (в эпизодах боя, как и во всем филь
ме, мастерски использованы кадры трофейной хроники). Немецкие солдаты, отстреливаясь, бегут из горя
щего села. Они уже не улыбаются в аппарат. Они, согнувшись, как крысы, перебегают в своих транше
ях. Но какая же сила устоит перед тем, что видим мы на экране? Сот
ни орудий бьют непрерывно. Грохот выстрелов уже сливается в сплош
ной гул. Бьют огненным смерчем «катюши». И идут в атаку люди. Идут в пыли, вымазанные кровью и грязью. Ползут через кукурузу, кирпичи, рвы. Мчатся на танках с
лицами, искаженными судорогой гнева. Харьков в железном полукольце.
Первым прорвался на окраину города командир гвардейского пол
ка майор Григорий Рудик. И мы видим его героиче
скую смерть. Его боевые товарищи бережно выносят его на носилках. Это снял оператор Орлянкин.
«Обнажите головы, современники эпохи, разнесите по всему миру славу сына украинского народа. Пусть вое человечество знает и пусть знают все, какие только бу
дут жить в поколениях, Рудяки, как умирал их молодой прапрадед В 1943 ГОДу...
— По противнику огонь!»
Вместе с войсками, освобождающими Украину, шли наши операто
ры. И вместе с ними пройдут по освобождённой земле миллионы ки
нозрителей. Руины городов, некогда прекрасных. Уничтоженные нем
цами университеты, дворцы, театры и заводы. Харьков, Сталино, Чернигов, Артемовен, Глухов, Краматорск, Полтава, Мариуполь...
Вот они, рвы, в которых фашисты в каждом городе закапывали тысячи убитых советских людей. Мёртвые говорят нам, и каждое их слово огненным рубцом пылает в сердцах наших:
«Смотрите, живые, ве отворачивайтесь от страшных наших ям. Нас нельзя уже ни забыть, ни за
молчать. Нас много. Нас великое множество на Украине. Не забудьте нас. Отомстите Германии за наши муки!».
Шахта Серго. Из недр ее извлекают трупы молодых рабочих, застреленных гитлеровскими палачами.
«Мёртвые поднимаются уже из страшных своих ям. Берегитесь, мастера смерти, убийцы наших ра
бочих, разорители Донбасса», — говорит голос о экрана. И мы ви
дим начало расплаты. Идёт по Украине Красная Армия. Выходят
из лесов ей навстречу славные партизаны и, пролив слезу радости в торжественный час встречи, вместе идут дальше с армией на запад.
Страшным осжало-м смотрит с эк рана череп в эсэсовской каске. Это — один из тех, кто, смеялся, шагая через детские трупы в начале кар
тины. Поля крестов, горы немецких трупов, и над всем этим гул тяжё
лых боев, с которыми движется армия-осрободительница по полям Украины. На этой земле, еще не ос
тывшей от горячих сражений, встречаются усталые, преследующие врага бойцы с колхозниками, вышедшими на полевые работы. Удоб
ренная кровью и согретая солнцем победы, земля дождалась хозяев
своих, пришедших оплодотворить её.
К ненависти и мщению зовет этот фильм.
«Ужасы содеянного фашизмом долго будут потрясать воображение. Но и в веках уже мы, обагрённые кровью, завещаем то, что не
сем в сердцах своих сегодня, — ненависть, презрение и беспощадную месть проклятым врагам, разо
рителям нашей ^страны. Чтоб не осталась неотмщённой ни одна ма
теринская слезав Чтоб на тысячу лет прокляли немцы день, когда по
сягнули они на жизнь и свободу парода.
Бейте же, воины великой советской земли!
Сокрушайте врага, уничтожайте, гоните его!».
И долго еще после того, как загорится свет в зрительном зале, зрителя волнуют могучие образы и благородные идеи, которыми насы
щен этот яркий и правдивый фильм.
Фильм документален с начала до конца, и в этом его потрясающая сила. Киноаппарат проникает в са
мую гущу борьбы. Мы слышим подлинные шумы боя, где охрип
шие голоса людей заглушаются грохотом орудий. В сумерки мы на пе
редовой слышим, как солдаты поют украинскую песню. Они сидят в окопе усталые и выпачканные гли
ной. Тихо поют. И эта песня незабываема.
Мы слышим в фильме плач (матерей над трупами замученных немцами детей и слышим рассказы людей о пережитом, о том, чему труд
но было бы поверить, если б не существовал фашизм.
«Битва за нашу Советскую Украину» — прекрасное, величественное произведение нашего хроникального киноискусства. Замечательную рабо
ту проделал талантливый коллектив создателей фильма и прежде всего
Александр Довженко, дикторский текст которого звучит с огромной силой. Довженко говорит с экрана как участник событий, и его сло
ва доносятся к нам из огня боёв, сквозь скрежет танковых гусениц, взволнованно л страстно, как приговор истории. -х
Перед зрителем раскрывается во всем своем историческом величии страница истории мужественного украинского народа, бессмертный героизм её благородных сынов, ко
торым посвящен фильм: «Бессмертной памяти славных сынов и бра
тьев оружлых украинского народа, что понесли великий труд боёв и пролили свою кровь за его жизнь и свободу, и в знак славных воинов наших, несущих под знаменем Ленина—Сталина суровую месть немецким захватчикам».
Величие нашей родины, несокрушимую мощь нашего Елрода, пламенную любовь к отчизне и нена
висть к ее врагам утверждает этот монументальный фильм, зовущий к отмщению и победе.
Р. Кармен.

Налеты нашей авиации на железнодорожный узел

Знаменка и станцию Никополь

В ночь на 25 октября наша авиация вновь бомбардировала скопле
ния немецких воинских эшелонов на железнодорожном узле Знаменка и станции Никополь. Наблюдением отмечены взрывы и пожары
на железнодорожных путях среди вагонов и платформ с военными грузами противника.
Все наши самолёты вернулись на
свои аэродромы.

В гитлеровском тылу

Яростные угрозы по адресу «распространителей слухов
ЖЕНЕВА, 26. (ТАСС). Гитлеровская газета «Форстер тагблат» (вы
ходящая в провинции Бранденбург) поместила отчёт о митинге, созванном местной гитлеровской организа
цией в городе Форете. Как явствует из этого отчёта, выступивший на
митинге гитлеровский пропагандист в резкой форме высказал своё воз
мущение тем, что население города проявляет недоверие к официальным сообщениям германского вер
ховного командования о положении на фронтах. «Многие лица, — зая
вил гитлеровский оратор, — не удовлетворяются сводкой верховного командования и усиленно распространяют различные слухи». Он обру
шился с яростной бранью на этих лиц и угрожал им жесточайшими карами.
С речью в таком же духе выступил недавно гитлеровский наме
стник Эльзаса «гаулейтер» Вагнер. Газета «Мюльгаузеп тагблат» пишет, что, по словам Вагнера, многие жители Эльзаса «всячески затрудняют и срывают» мероприятия гер
манских властей. Вагнер заявил, что происходит массовое бегство мо
лодых 1 эльзаоцев в Швейцарию с целью избежать мобилизации для отбывания воинской и трудовой невинности. Этих лиц, по словам Вагнера, ждет «самое беспощадное наказание».
Огромный рост государственного
долга в Германии
СТОКГОЛЬМ, 26. (ТАСС). Немецко-фашистская газета «Националь
цейтунг», выходящая в Эссене, по
местила статью, в которой констатирует прогрессирующий рост госу
дарственного долга в Германии. По словам газеты, за первые военные месяцы 1939 г. государственный долг увеличивался в среднем в ме
сяц более чем на 2 млрд, марок. В 1940 году средний месячный рост государственного долга выражался
в сумме 2,8 млрд., в 1941 году — более чем в 4 млрд., в 1942 году — в 4,8 млрд, марок.
В 1943 году рост государственной задолженности усилился. За период с января по август этого года она возросла на 44,4 млрд, марок. К концу августа государственный дол? составлял 229 млрд, ма
рок, причем в ату цифру некоторые статьи задолженности не включены.
Газета указывает, что во время первой мировой войны 1914—18 гг. общая сумма государственного долга составила 153 млрд, марок. Га
зета отмечает, что почти половина всех расходов покрывается за счёт налогов.
Острый недостаток
врачей в Эльзасе
ЖЕНЕВА, 26. (ТАСС). Гитлеровская газета «Мюльгаузер тагблат» в статье о медицинском обслуживании населения Эльзаса признаёт, что оно
резко ухудшилось из-за недостатка врачей. В последнее время, пишет газета, в приёмных у врачей вспыхивают форменные бунты вследст
вие того, что врачи не в состоянии обслужить всех пациентов.

Активные боевые действия

югославских партизан

ЖЕНЕВА, 26. (ТАСС), По полученным из Югославии сведениям, партизанские части заняли в Босанской Крайне сильно укреплённый
оккупантами город Сански Мост. Взято в плен 15 гитлеровских офи
церов и 850 солдат. Захвачено 5 орудий, 6 миномётов, 40 ручных пуле
мётов, 830 винтовок, 2 вагона бое
припасов, 4 радиостанции и много другого военного имущества. Эти же части уничтожили все гарнизоны противника в окрестностях Приедора. Город Приедор окружён со всех сторон. Во время этих операций партизаны взяли в плен 1.100 гитлеровских солдат и 28 офицеров и за
хватили богатые трофеи, в то* числе 8 орудий, 16 миномётов, 8 тя
жёлых и 66 ручных пулемётов, 1.500 винтовок и 3 вагона боеприпасов.
Партизанские части ведут оборонительные бои в секторе Карловац— Жумберак, где гитлеровские и усташекие части пытаются вернуть по
терянные нми позиции. В Жумбераке бойцы одного партизанского от
ряда совершили нападение на гитлеровский гарнизон близ Десница и взяли в плен 34 солдата противни
ка, захватили 2 станковых пулемёта, 2 миномёта и много винтовок. Близ Вараждина партизаны разрушили мост и истребили 16 гитлеровцев.
Между Добоем и Маглаем партизаны уничтожили 4 немецких танка и разрушили 3 км. железнодорожного полотна. В Славонии партизан
скими частями разрушена железнодорожная станция Каледина. Пущены под откос два поезда и уничто
жены 2 паровоза и 56 вагонов. В этих операциях были взяты в плен 42 гитлеровца, в том числе одни полковник.
Во время операций у железнодорожного моста между Вердом н Боровницей партизаны истребили 70 немцев, захватили 3 противотанко
вых пулемёта, много боеприпасов и военного обмундирования, уничтожили з противотанковых орудия, прожектор и 6 грузовиков противникэ..
60.000 жертв
гитлеровского террора
во Франции
ЛОНДОН, 26 (ТАСС). Лондонское радио передаёт сообщение выходящей во Франции нелегально газеты «Либерасион» о жертвах гитле
ровского террора в стране. Газета пишет, что, даже по явно пре
уменьшенным данным гитлеровских оккупационных властей, общее число французов, расстрелянных в ка
честве заложников, приговорённых к смерти, но умерших до казна в местах заключения, а также приговорённых к каторжным работам гер
манскими судами с июня 1940 года по настоящее время, составляет 60 тыс. человек.

Сорок пять лет МХАТ

*) Новый документальный фильм. Плач фильма — заслуженной артистки
РСФСР Ю. Солнцевой. Режиссеры — 10. Солнцева, Я.-Авдеенко. Художествен
ный руководитель--лауреат Сталинской премии заслуженный деятель искусств A. Довженко. Снимали операторы лау
реаты Сталинской премии Б. Вакар, П. Касаткин, В. Орляпкпн, А. Софьин.
B. Фроленко. В. Штатланд; операторы — В. Афанасьев. К. Богдан, Н. Быков, М. Глидер. М. Гольбрнх, И. Гольд* штейн. Е. Ефимов, И. Запорожский. М. Каштан, И. Кацман, В. Комаров. 10. Кун. Г. Могилевский. Ь. Рогачев* скип, С. Семенов. В. Смородин, С* Урусевскин, С. Шейнин и др. Дикторский текст А, Довженко читает Л. Хмара. Музыка композитора Д. Клебанова, А. Штогаренко. Консультант — генералмайор С. Платонов. Производство Украинской н Центральной студий кинохроники.

С

ОРОК пять лет назад впервые
раздвинулся занавес Художественного театра (занавесы во всех театрах тогда поднимались кверху, а не раздвигались), и зрители, собравшиеся на открытие нового театра, на первое представление тра
гедии А. К. Толстого «Царь Фёдор
Иоаниовкч», впервые допущенной на сцену, услышали первую реплику Андрея Шуйского:
«На это дело крепко Надеюсь я».
Первые слова, произнесенные со сцены- Художественного театра, оказались пророчеством о его судьбе.
На «дело» Художественного театра при его основании «крепко надеялись» все, кто понимал, что дра
матический театр пришёл в тупик рутины и шаблона, все, кто жаждал обновления театра вместе с преображением всей русской жизни. Художественный театр не просто начинал свою деятельность как четвёртый драматический театр в Мо
скве (вместе с ним в тот же сезон 1838—1899 г. действовали театры Малый, Новый и Корша), Художе
ственный театр, начиная свое дело, об’являл войну старому театру.
«Программа начинавшегося дела, — говорит основатель театра К. С. Станиславский, — была революци
онна. Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности. и против ложного пафоса декламации, и против актер
ского наигрыша, и против других условностей постановки, декораций и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, ничтожного репертуара тогдашних театров. В своем разрушительном революционном
стремлении ради обновления искусства мы об’явили войну всякой ус
ловности в театре, в чём бы она ни проявлялась: в игре, постанов
ке, в декорациях, в костюмах, в трактовке пьес и пр.».
Эта «программа» Художественного театра не напрасно названа Станиславским революционной: в обла
сти театра она такового я была. Она несла с собой утверждение на театре реализма, утверждение прав
ды, мысли и благородной простоты на сцене, утверждение высокой культуры и одушевленной идейности в работе актёра и режиссёра.
На первой же репетиции, при первой встрече с труппой К. С. Станиславский, призывая актёров к дружной работе, требуя от них самоотверженной преданности делу, с глубоким душевным волнением говорил:
«Если мы с чистыми руками не подойдём к этому делу, мы замара
ем его, испошлим и разбредемся по разным концам России: одни, чтобы вернуться к прозаическим, повседневным занятиям, другие, что
бы ради куска хлеба профанировать искусство на провинциальных сценах. Не Забудьте, что мы разойдёмся запятнанными, осмеянными поделом, так как мы приняли на себя дело, имеющее не простой, ча
стный, но общественный характер... Мы стремимся создать первый разумный, нравственный, общедоступный театр, и этой высокой целимы посвящаем свою жизнь».
С какой законной гордостью могут вспомнить теперь ветераны Ху
дожественного театра—О. Л. Книппер-Чехова, А. В. Халютлна, И. М. Моек кал — эти слова его основа
теля, услышанные ими сорок пять лет тому назад. Надежды на «дело» Художественного театра оправдались в полной мере.
История Художественного театра — это почётная и мудрая летопись борьбы за правду в искусстве, за высоту художественных задач в театре, за силу и искренность служе
ния родине и человечеству оружием искусства.
Еще в 1900 г., на варе деятельности Художественного театра, А. М. Горький, чье, славное имя носит теперь театр,; о любовным вниманием подметил, что в этом театре «даже плотники любят искусство больше и бескорыстнее, чем многие из известных русских литераторов», и писал о том А. П. Чехову. А. Чехов, пьесам которого Ху
дожественный театр дал жизнь и успех, в свою очередь писал Вл. И. Немировичу- Данченко:
«Художественный театр — это лучшая страница той книги, кото
рая будет когда-либо написана о современном русском театре... Это
— единственный театр, который я люблю».
Есть отаыв одного из зрителей Художественного театра, отзыв, ко
торый невозможно читать без вол
нения. «Превосходно играют в «Художественном-общедоступном» — до сих нор вспоминаю с удовольствием свое посещение в прошлом го
ду»*). Это писал В И. Ленин в 1901 году.
Много нового, светлого, яркого и глубоко жизненного внёс Художест
венный театр в искусство театра, в мастерство актёра и режиссёра, И до Художественного театра, конеч
но, великие актбры создавали на сцене великие образы, — кто же
*) В. И. Ленин. Письма к родным. 1894—1919. ГИЗ. Л. Ш1. Отр. ай. Питало к матери от 20/11 МОИ
не слыхал о Гамлете- — П. С. Мочалове, о городнпчем — М, С. Щеп
кине, об Орлеанской деве — М. Н. Ермоловой? Но на сцене постоянно отсутствовал величайший из обра
зов — образ народа. В отдельных спектаклях бывали «народные сцены»: толпились статисты, размахивая руками, суетились плохо за
гримированные липа в русских или римских костюмах, но народ, великий совершитель исторических/ деяний, на сцене отсутствовал. Впервые появился он в первом же спе
ктакле Художественного театра, в сцене на Яузе, в пьесе «Царь Фёдор Иоаннович». Смотря эту народ
ную сцену, знаменитый историк В. 0. Ключевский сказал:
— Я давно знал, чем кончались народные возмущения в старой Мо
скве, но только тут увидел я, как возникают народные движения.
Ещё полнее раскрылись творческие возможности, и стремления
Художественного театра в советские годы. Из множества спектаклей,
посвящённых Великой Октябрьской социалистической революции и сыгранных в сотнях театров, е наи
большей силой и вместе с тем с покоряющей правдой и простотой героическая тема революции прозвучала в спектакле Художествен
ного театра «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (постановка К. С. Станис
лавского). Спектакль этот был чужд внешней театральности, был далек от показного пафоса, весь был выдержан в строгих тонах му
жественной простоты и сцениче
ской правды Его истинным героем был народ, обретающий в подвиге груда и борьбы новое бытие в истории.
За «Бронепоездом» последовал ряд постановок Художественного театра, в которых его прекрасное искусство поднялось на новую ху
дожественную высоту. Такие спектакли, как «Горячее сердце», «Мерт
вые души», «Воскресение», «Анна Каренина», «Враги», «Три сестры», «Женитьба Фигаро», «Тартюф», памятны всем зрителям. Лучшей характеристикой этих постановок могут служить слова Вл. И. Немировича-Данченко: «МХАТ всегда признавал только искусство, насыщен
ное большими мыслями. Теперь он наполняет свои постановки крупны
ми социальными и политическими идеями. Он хочет, чтобы они передавались зрителю через совершенную художественную форму, да
вая зрителю непосредственную и светлую радость». Революция углубила и- обновила искусство Художе
ственного театра, связав его прочно с жизнью народа и с устремлениями великой родины, строящей новую жизнь.
Эта творческая близость Художественного театра к народу особенно сильно проявилась в дня отечественной войны.
Новые спектакли театра, показанные в эти дни — «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Фронт» Корнейчука, «Глубокая разведка» А. Крона, «Русские люди» К. Симонова, — все эти спектакли посвя
щены одной теме: теме великого народа, его творческих подвигов, его несокрушимой мощи.
Творческая сила патриотического лозунга МХАТ — сражаться ору
жием искусства за жизнь и счастье народа, за светлое будущее всего человечества — была велика в про
шлом и стала еще могущественней в дни отечественной войны.
И, несомненно, великая сила этого лозунга приведёт МХАТ к новым творческим победам на попри
ще его служения искусству своей страны.
С. Дурылин.
Вчера в 13 кинотеатрах Москвы началось демонстрирование нового документального фильма «Битва за нашу Советскую Украину», сделанного режиссерами Ю. Солнцевой и Я. Авдеенко под общим
художественным руководством лауреата Сталинской премии А. Довженко.
За первый день картину успело посмотреть более 100.000 человек. Бойцы н офицеры Красной Армии, побывавшие в кино «Метро
поль», отмечают в своих отзывах исключительные достоинства фильма: «Фильм «Битва за нашу Советскую Украину» зовёт к мщению н одновременно вселяет непоколебимую веру в окончательную победу над озверелым врагом».
На копировальных фабриках Главкинопроката печатается около 400 копий фильма, которые будут отправлены на фронт, в освобождённые районы Украины в во все крупные города Союза.

Телеграммы из-за границы

Венгерское правительство
расправляется
с «недовольными
ЖЕНЕВА, 26. (ТАСС). Будапештское радио сообщает, что на заседании руководства венгерской прави
тельственной партии выступал премьер-министр венгерского прави
тельства Каллап. Он заявил, что «в нынешние тяжёлые времена» пе
ред венгерским законодательством стоят большие задачи, связанные с необходимостью «сохранения спо
койствия и порядка в стране». С речью выступил также министр внутренних дел Керестеш-Фишер. Венгерское правительство, заявил он, «считает сохранение спокойст
вия и порядка жизненно важной задачей правительства и с величайшим вниманием следит за тем, чтобы не допускать капих-либо волнений и нарушений спокойствия».
Будапештское радио передаёт также, что министр юстиции Ридочал внёс в парламент законопроект, предусматривающий усиление нака
заний за такие действия, шторые нарушают, «спокойствие и порядок в стране

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 25. (ТАСС). Штаб об’единенного йомандования вооруженными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что попытки японцев прорвать линии австра
лийских войск в районе гавани Финша (Новая Гвинея), повидимому с целью эвакуировать японские войска морем, не имели успеха.
Разведывательные самолеты союзников произвели неожиданный ночной налет на японские суда у острова Бу
ка (Соломоновы острова). Истребительные самолеты союзников произвели также налет на Кахили (остров Шортленд). Средние и пикирующие бомбар
дировщики союзников в сопровождении истребителей атаковали скопления
барж у острова Шуазель (Соломоновы острова). Средние бомбардировщики произвели также ночной налет на японский аэродром на острове( Амбоина. Возникли многочисленные пожары.
Средние бомбардировщики атаковали японские склады снабжения в Гасмата (остров Новая Британия). Авиация союзников произвела налет на аэродро
мы Уэйвейка (Новая Гвинея). Атаке подверглись также находящиеся в порту японские суда. На земле уничтоже
но 20 японских самолетов. В районе складов возникли многочисленные по
жары. ЕЛтшлено два грузовых судна водоизмещением в 1000 тонн каждое. Остальные суда получили поврежде
ния. Из 28 японских истребителей, пытавшихся оказать сопротивление, сбито 3 и возможно сбито еще 8. Авиация союзников потеряла 4 истребителя.
ЛОНДОН, 25. (ТАСС). Штаб английского командования в Индии сообща
ет, что главными об’ектами налетов англпйской авиации в Бирме 28 октяб
ря были позиции японских войск. В Аракане подверглись атаке Бутидаунг и другие занятые японцами населенные пункты.