Штурмовая

комсомольская

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 28. (Спец. корр. ТАСС). Лето 1941 го
да. Занялось кровавое гарево над городами и сё ищи, захваченными немцами. В одни из этих тяжёлых дней делегация комсомольцев Винницы пришла к командующему. Комсомольцы сказали:
— Мы допризывники, в армию нас не взята, но оставаться здесь больше не можем. Пустите на фронт!
По тому, как горели глаза, как яростно сжимались кулаки, как нетерпеливо ждали ответа, — по
нял генерал: перед ним юноши с горячими комсомольскими сердцами. И ещё понял генерал, что отказать нм нельзя.
Долгий и трудный путь борьбы и учёбы прошли комсомольцы. Бе
зусые юноши выросли в закалённых бойцов с несгибаемой во
лей и холодным расчетом в бою. Неприступные высоты, железобетонные и стальные укрепления, от
борные дивизии врага — вот об - екты, которые - громит и уничтожает штурмовая комсомольская инженерная брига.ш
«Страшная пехота» — так называют немцы эту бригаду, которой командует полковник Петров.
На подступах к Смоленску наша часть билась двое суток за одну высоту. Взять её было трудно по
тому, что на этой высоте немцы построили подземную крепость и опоясали ее цельнометаллическими литыми ДОТ амн,
Тогда на штурм иоднялся батальон комсомольской бригады. Не днвпзпя, не полк, а один баталь
он. Заухала вражеская артиллерия, застучали пулемёты и автоматы, завизжали снаряды шестистволь
ных миномётов. Дым, земля, металл — все смешалось.
Как вихрь, ворвался на высоту штурмовой комсомольский баталь
он, и разгорелся рукопашный бой. Крики «ура» смешались с немецкими проклятиями. Гулко отдава
лись удары прикладов. Рвались гранаты, стонали раненые: В каждой траншее шёл бой. Комсомольцы били немецких громил ножа
ми. расстреливали в упор, рубили сапёрными лопатами, душили голыми руками.
Сшибая все на своём пути, рвался вперёд Иван Громак. Он уже уничтожил расчеты двух пулеметов
н размозжил головы нескольких немцев. Когда в него бросил гранату немецкий офицер, Громак поймал её и с силой швырнул об
ратно. Она разорвалась в воздухе, поразив нескольких немцев, но офицер остался жив, а скоро тяже
ло раненый свалился Громак. Еще через несколько секунд Иван Гро
мак поднялся во весь свой рост в разорванной одежде, в крови, и шатаясь, шагнул навстречу врагу. В руках его блеснула сапёрная лопата, и голова немца разлете
лась. Но сам герой, обессиленный, упал. Санитары бережно подняли его. У подножья высоты перевязали рапы и отправили в госпиталь.
Вражеская пуля ударила в шею комсомольца Попова. Хлынула кровь, заливая гимнастёрку. Попов схватился рукой за шею и не за
метил, как немец занес над его головой приклад для удара. Но, не усисв опустить его, свалился немец, сражённый пулей комсомольца Кпян. В таг же миг двое немцев сбита Кияна с ног. Тогда поднялся с земли окровавленный По
пов, и острый сапёрный нож по самую рукоятку вошел в тело фашиста.
Так дрались и комсомольцы Федоренко, Шевченко, Ивасенко, Марченко, Смзкотин, все бойцы. Так дрались комсомольцы. За сорок минут они уничтожили более 300 нем
цев, заняли высоту, которую немцы укрепляли полтора года.
Когда на высоте стихло и увели последних пленных, комсомольцы
выстроились в ряды. Многих нехватало. Бережно, как самую дра
гоценную ношу, подняли погибших их боевые друзья и вынесли на вершину холма. Здесь, на самой высокой точке земли, только что отбитой у врага, вырыли братскую могилу и опустили туда тела героев.
...Снова гремят битвы, и новой славой покрывает себя комсомольская штурмовая инженерная бригада, по праву носящая почётное наименование Смоленской^
Капитан А. Сахнин.

Перед славной годовщиной

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 27. (Спец. корр. ТАСС). Комсомольцы
Н-ского соединения развернули ши
рокую подготовку к 25-летию
ВЛКСМ. Они изучают документы о героях Краснодона и подвиге Александра Матросова, создают фотовитрины , с портретами комсомольцеворденоносцев.
На родину отличившихся молодых бойцов подразделения, а также ком
сомольцам Краснодона посланы письма. На-днях в Н-ской части про
изошла интересная встреча. Перед бойцами выступил участник I и Ш с’ездов комсомола сержант Василий
Носов, награждённый медалью «За отвагу». Он поделился своими впе
чатлениями, рассказал о встрече участников III съезда с Лениным.
Стремясь достойно отметить славную годовщину, знатные снайперы фронта Андрей Гостюхин и Иван Сергеев в эти дни довели счёт уничтоженных фашистов до 200 каждый. Снайпер Сергей Косоногое, ис
требивший 111 немцев, подготовил
60 снайперов. Отважный советский воин Мурашкин взорвал две землян
ки врага, уничтожил 10 фашистов и захватил ценные документы.

Подвиг пулеметчика Афанасия Симакова

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 27 (Спец. корр. ТАСС). Наша разведы
вательная группа из 12 человек, в состав которой входил сержант Афа
насий Симаков оо своим станковым пулемётом, проникла глубоко в тыл противника. Немцы обнаружили советских бойцов и стали преследовать их, взяв в полукольцо. Коман
дир подразделения, получив данные о тяжёлом положении разведчиков, приказал им вернуться назад. Разведчики начали с боем отходить.
Немцы были с трёх сторон. Они непрерывно обстреливали горсточку храбрецов, всё плотнее сжимая вокруг них полукольцо. Отход развед
чиков прикрывал пулемёт Симакова.
Будучи не в ситах справиться с неуязвимым пулемётчиком, они пустили против Симакова танк. Герой
сержант не оставил пулемета и стал стрелять по смотровой щели двигавшегося прямо на него танка.
Вражеские танкисты били из пушки и пулемётов. Прямым попа-, данием вражеского снаряда пулемёт был разбит вдребезги, а отважный пулемётчик тяжело ранен в обе ноги. Взяв винтовку, он стал отстреливаться от наседавших гитлеровцев. Немцы решили взять его в плен и со всех сторон ползли к тяжело раненному. Симаков продол
жал стрелять до последнего патрона, истребляя одного за другим фашистов. А когда немецкие солдаты подошли совсем близко, сержант Афа
насий Симаков слабеющими руками бросил гранату, взорвал ею себя и около десятка окруживших его врагов.
Рис. художника В. Корецкого.

Налет разведчиков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 28. (Спец. корр. ТАСС). Взвод автомат
чиков. получив боевой приказ, дви
гался по лесной тропе. Тщательно просматривая местность, младший
лейтенант Поставит обнаружил в кустах замаскированные орудия. Тут же спали гитлеровцы.
Дав сигнал своим бойцам, Поставит обошёл врага и взял его в полукольцо. Затем с криком «ураавтоматчики бросились в атаку.
Удар наших бойцов был для фашистов настолько неожиданным, что они кинулись врассыпную, ед
ва успевая отстреливаться. Младший сержант Шуйский уничтожил нз автомата трёх немецких артил
леристов и захватил орудие вместе с лошадьми. Вторую пушку захва
тили младший лейтенант Поставит, младший сержант Незенцев и ря
довой Кузнецов. Трёх фашистов они веяли в плен. Автоматчик Смирной захватил в плен двух немецких унтер-офицеров. Всего в этом бою разведчики уничтожили свыше 30 гитлеровцев и захватили 3 орудия, 7 лошадей, 2 радиостанции, кухню и 17 пленных.

Д

ЕНЬ был серый, бесцветный. С
рассвета шёл дождь, потом он немного приутих, вновь припустил и лил до вечера, как из ведра. Ка
залось, трудно было найти уголок, где не плескалась бы вода и не хлюпала грязь. Потоки грязной,
шумной воды несло по земле, как в половодье.
День провели в ремонте. Чинились, запасались боеприпасами. Шёл разговор, будто соседняя часть собирается первой форсировать Днепр, й слух этот понесло от серд
ца к сердцу, каждому было больно: день назад отмахали почти пятьде
сят километров, а тут вдруг сдать, чтоб другие перешли первыми.
До Днепра предстояло перейти Десну. Ее форсировали ночью. Кру
гом метался огонь и было светло, как в полдень. На правом берегу суетились немцы. Они палили в упор, не целясь, а за ними полыхало огромное зарево пожаров.
Первыми Десну переплыли бойцы роты лейтенанта Прядко — все до одного комсомольцы. Они связали плащи, набили их соломой и под свист пуль поплыли на этих само
дельных понтонах. Десна шла тут небыстро, плыть было ловко, но пулемётные очереди всё больше и
больше жали к воде, .всё ниже и ниже, и противный пересвист пуль вызывал злобу. Нежданно опусти
лись замертво в воду москвичи Ваня Котельников и Серёжа Зарудин. Остальные еще более пригнулись, но все плыли и плыли. Суша была ря
дом. Лейтенант Александр Прядко, кавалер ордена Александра Невского, волгарь, 23-летний красавец, приподнялся, спрыгнул в студёную воду н бросился напрямик к берегу.
— А ну, вперёд, соколы, вперёд! — кричал Прядко.
Комсомольская рота бросилась за ним. В Десне почили лишь Ваня Котельников и Серёжа Зарудин, но я- они, казалось, благословляли этот штурм, и каждый из бойцов помнил двух москвичей и еще яростнее бнл
Алексей ГЛЕБОВ
врага. Немцы дрогнули, побежали. Десна осталась позади. Рота с боя взяла хутор ц пошла вперёд через лес, опять в бой, на Днепр.
В лесу впереди шли запорожец Иван Грищенко, Москвич Семён Во
лосов, севастополец Иван Верещагин, сибиряк Иван Звонков, псковитянин Иван Сокольников. Ваня Котельни
ков, погибший в Десне, был пятым в знаменитой в подразделена л ин
терне Иванов, прошедших вместе всю.войну, с самого её начала, видавших и горести и победы, умевших жить и молча и громко, знав
ших цену пороху и меткому выстрелу. Крайний в цепи Иван Грищен
ко, самый тихий и грустный нз всех
пяти, вдруг услышал хруст. Кто-то пробирался сквозь чащу и шёл на
встречу комсомольцам Грищенко
вскинул автомат и остановился за дубом. >
— Кто идёт? Отой! Руки вверх! — крикнул ОН:
Крутой приднепровский ветер отнес голос Грищенко куда-то в сторону. Грищенко приготовился стрелять, как вдруг увидел впереди себя человека в оборванной красноармейской шинели, с лицом, рассеченным накрест глубокими ранами. Человек, обливаясь кровью, шептал:
— Лагерь военнопленных немцы здесь жгут. Ту! вот, за лесом... Всех жгут, братцы, живьём жгут, спасите...
Комсомольцы уложили красноармейца возле дороги и пошли из ле
са к селению Верхняя Дубечня. Чуть левее к селу вышли автомат
чики. С севера уже громыхало «ура» — там дрались разведчики, первыми ворвавшиеся в село.
Грищенко спросил Верещагина: — У тебя как с гранатами?
— Дюжину имею. С меня хватит! — улыбнулся Верещагин.
Бой длился минут сорок. Село раздирало взрывами. Два пожара взлетели к небу, как огромные птицы. Потом канонада затихла, и по
катилось тысячеустое «ура». Враг бежал.
Иван Сокольников был тяжело ранен, и его оставила в крайней хате. Сестры бинтовали ему ноги, а он кричал, ругался и молил:
— Да доберусь я! Говорю вам, что доберусь. Тут же двадцать ки
лометров до Днепра остаётся! А Днепр синий, широкий, красивый... Вот и мать моя, она знает...
У Сокольникова начался бред. Грищенко с Верещагиным и Звонковым постояли возле товарища, оста
вили ему пачку табаку и пакетик с сахаром, пожали руку и ушли.
До полдня рота прошла с боем ещё шесть селений- Комсомольцы дрались, как львы.
Потом они взяли село Воропаево. Это было большое село. Немцы не хотели его оставлять. Бой длился почти до вечера. После Воропаева, без отдыха, рота пошла на запад, к самому Днепру, и в двух километрах от реки захватила село Тарасовичи. А поздно вечером, после деся
ти освобождённых сёл, когда совсем перестал дождь и первые звезды приветливо мигнули с небес, комсомольцы подэшяи к Днепру.
Когда комсомольцам об’явшш, что они назначены первыми на правый берег, все они. обрадованные и гор
дые этим приказом, заторопились на паром, и Грищенко предупредительно спросил у своего друга:
— А гранать/фще есть?
— Нет, все вышли, — ответил Верещагин.
— И у меня все вышли, — сказал Грищенко. — Я схожу за ни
ми. Там пригодятся, — и он указал рукой на правый берег Днепра.
Он сходил за гранатами, бережно вложил их в сумку и пошел к воде на паром.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
Более 20 тысяч партизан в департаменах Канталь
и Верхняя Луара -Аресты в Лионе.
НЬЮ-ЙОРК, 28. (ТАСС). Мадридский корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс сообщает, что в де
партаментах Канталь и Верхняя Луара, по данным самих властей Виши, действует более 20 тыс. партизан. Гяды партизан растут непре
рывно. Такой размах партизанского движения вызывает сильное беспокойство лавадевскон клики. Недавно Лаваль приказал послать кара
тельный жандармский отряд для разгрома партизан, имеющих базу
в горах Буа-Нуар, в 50 милях от Виши. Однако при организации
этой карательной экспедиции
сти Виши натолкнулись на серьёзные затруднения, так как многие жандармы всячески уклонялись от участия в экспедиции, опасаясь за овою судьбу
СТОКГОЛЬМ, 28. (ТАСС). Гитлеровская газета «Паризер цейтунг
утверждает что полиции города Лиона удалось арестовать более 30 членов нелегальных организаций, совершивших целый ряд диверси
онных актов на железной дороге. Полиция будто нашла также большой склад оружия и боеприпасов.

Зверские издевательства гитлеровцев

над советскими военнопленными

ЛОНДОН, 28. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт, что, по сведениям, полученным- бельгийским министер
ством информации, гитлеровцы зверски издеваются над советскими
военнопленными, находящимися в двух лагерях в районе Шарлеруа (Бельгия). Пленных заставляют
вставать в 4 часа утра и работать до 11 часов вечера Всю имевшуюся у них теплую одежду гитлеровцы отняли. Пленных морят голодом, подвергают жесточайшим издева
тельствам и побоям. Большая часть больных пленных погибает в лагерях.
Острый недостаток рабочей силы
в Германии
СТОКГОЛЬМ, 28. (ТАСС). Гитлеровская газета «Берлинер берзеицейтунг» пишет, что в связи с недо
статком рабочей силы и оборудования в военной промышленности пе
ред всеми невоенными отраслями промышленности поставлена зада
ча — «отдать всё до последнего». По словам газеты, «теперь прочёсы
вается рабочий персонал невоенных предприятий и целых отраслей хозяйства». Газета пишет, что невоен
ные предприятия закрываются с тем, чтобы всё их сырье, машины и рабочую силу передать военным заводам.

Террор гитлеровцев в Бельгии

и Голландии

СТОКГОЛЬМ, 28. (ТАСС). Выходящие в Бельгии и Голландии гит
леровские газеты публикуют день за днём описки бельгийцев и голландцев, расстрелянных по подозрению в антигерманской деятельности.
Так, газета «Дейче цейтунг нн Нидерланден» сообщает, что приве
дён в исполнение вынесенный германским верховным судом смерт
ный приговор по делу голландцев Янсена и Дитерса из Амстердама. Им было пред’явлено обвинение в том, что ещё зимой 1940 года они организовали забастовку в Амстер
даме, а весной 1941 года призывали рабочих прекратить работу, резуль
татом чего и явилась забастовка, вспыхнувшая 25 февраля.
Газета «Брюсселер цейтунг» пишет, что германский военно-полевой суд приговорил к смертной казни бельгийца Шарля Вербнста за участие в актах насилия против германской армии и укрывательство оружия. В частности Вербисту вменялось в вину убийство одного ефрейтора германской армии и стар
шего советника германской военной администрации Флада.
Та же газета сообщает, что по приказу полевой комендатуры Брюсселя казнена группа бельгийцев, по
хитивших большое количество продовольственных карточек и снабдивших ими членов нелегальных антигерманских организаций.

Успех советской музыки в США

НЬЮ-ЙОРК, 28. (ТАСС). В ньюйоркском зале Карнеги-холл состоялся концерт советской музыки, устроенный американо-русским ин
ститутом. Концерт прошел с большим успехом. Музыкальные крити
ки газет «Нью-Йорк тайме» и «Нью-Йорк геральд трибюн» поме
стили рецензии, в которых дают высокую оценку исполнявшимся произведениям советских композиторов, особенно произведениям Шостаковича.
С огромным успехом прошел также концерт в нью-йоркской опере «Метрополитен». Исполнялись про
изведения Шостаковича, Чемберджи, Александрова и других советских композиторов, а также популярные советские песни «Катюша», «Тачапка» л другие.
Борьба литовского
народа
против оккупантов
ЛОНДОН, 28. (ТАСС). Лондонское радио сообщает, что, по полученным сведениям, в Литве непрерывно цастет число диверсионных актов на железных дорогах. В недавно изданном оккупационными властями при
казе признаётся факт разрушен а я железнодорожных мостов литовцами. Оккупационные власти угрожают высылкой семей и уничтожением всего имущества лиц. подозреваемых в участии в диверсионных актах и саботаже.
Казни итальянцев
в Новаре
ЖЕНЕВА, 28. (ТАСС). Гитлеровское агентство сообщает, что более 30 «итальянских саботажников» бы
ло захвачено немецкими солдатами и офицерами в тот момент, когда они подготовляли взрыв на железной дороге близ Новары. Часть аре
стованных итальянцев была ка-зиена на месте, а остальные преданы военному суду.
Антигерманские диверсии
в Дании
СТОКГОЛЬМ. 28. (ТАСС). Шведское телеграфное агентство переда
ёт из Копенгагена, что в ночь на 24 октября в Данни было соверше
но несколько диверсионных актов. В Слагельсе была брошена зажига
тельная бомба в склад зерна. На одном литейном заводе взорвалась бомба, разрушившая плавильную печь. Завод полностью прекратил работу.
В ночь на 21 октября немецкий часовой застрелил на улице Копен
гагена 26-летпего датчанина за то, что последний пытался якобы пров икнуть в отель, занятый герман
скими офицерами. Днём 21 октября неизвестный проезжавший на ве
лосипеде мимо этого отеля, бросил бомбу в стоявший перед ним немец
кий военный автомобиль Взрывом были разбиты все окна р неле 19 октября на железнодорожной стан
ции Люнгбю была брошена бомба в вагон с немецкими боеприпасами
Война на Тихом
океане
ЛОНДОН. 27. (ТАСС). Штаб объединенного командования вооруженными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает что ави
ация союзников произвела налет на японские позиции в районе залива Хуоя (Новая Гвинея).
Авиация союзников атаковала японские об’екты также в других секторах этого театра военных действий
ОТОВСЮДУ
* ПО СООБЩЕНИЮ из Оан-Франпнско, 25 октября вечером в окрестностях города ощущался самый сильный за последние несколько лет подземный толчок.
* У ПОБЕРЕЖЬЯ Флориды произошло столкновение двух танкеров. Один из них, груженный авиационным бен
зином, взорвался. Погибло 88 человек, спасено 28.
* ПО СООБЩЕНИЮ агентства Ассошиэйтед Пресс, правительство США внесло в список фирм, с которыми американцы не имеют права заключать торговые сделки, дополнительно 79 ар. гентинских и 22 испанских фирмы.
ВРАГ превратил Мелитополь в ба
стион, прикрывавший юг Украины я Крым. Немцы защищали город с яростью и упорством, и этот
тихий город, утопающий в садах, стал ареной жесточайших боёв. Как в Сталинграде, здесь шли оражения за каждую улицу, за каждый дом.
Илья Михайлович Пашков, получив донесение, что батальон капи
тана Скорого пробирался к центру города, поспешил к нему.
Капитан Скорый первый прорвал оборону, на плечах противника вор
вался на южную окраину, захватил сразу четыре улицы и начал про
двигаться вперёд. Сейчас он был уже в центре Мелитополя,
Командный пункт Скорого был в большом, перегороженном пополам подвале под больницей. Капитан лежал на небольшой кучке соломы, застланной плащпалаткой. Здесь же стоял телефон, и на доске лежала карта, освещённая лампой, сделан
ной из снарядной гильзы. Увидев полковника, Скорый поднялся и по привычке хотел приложить руку к козырьку, но, издав лёгкий стон, неловко улыбнулся. Пашков молча выслушал доклад об обстановке, будто ничего не замечая.
— Ранены и, коаечно. в санбат не пошли? Даже по сочли нужным донести? — сурово сказал полков
ник, — разве от вас чего-нибудь другого можно было ожидать?
Полковник, казалось, сердился. После каждого слова он плотно сжимал губы, будто чеканя фразы, и лишь светлые его небольшие глаза, окружённые тонкой сеткой мор
щин, с отцовской теплотой и лаской смотрели на капитана.
— Куда еще ранены? Чувствую, что
едной раной вы не обошлись.
Скорый снова неловко улыбнулся:
— Сущий пустяк, товарищ полковник, поцарапал руку и плечо, об этом даже говорить не стоит. Вот, я вам доложу, солдаты у меня, так это действительно удивляться приходится.
В эго время в подвал вбежал ефрейтор Мордвннцев, чёрный, засыпанный землей н пылью.
— Я от старшего лейтенанта Никонова. Мы пробились на несколько кварталов вперёд. В наших руках часть Базарной площади — 6 домов по одной стороне, з прилетающие к ним дома на другой стороне н по
средине этого треугольника еще один домик н церковь, — ефрейтор показал но карте. — Вот уже 14 часов, как мы удерживаем этот квартал, находясь в окружении. Два человека, которые пытались связаться с вами, на наших глазах бы
ли убиты. Мне удалось прорваться. У нас скоро начнут истощаться боеприпасы, нуя;на помощь
Полковник сразу оценил важность этого квартала. Это был прекрасный плацдарм для дальнейшего про
движения вперёд. Вызван по телефону командира полка, ои приказал ему немедленно пробить кори
дор к группе Никонова и полностью овладеть всей площадью.
42 человека, во главе которых стояли комсорг полка старший лейтенант Никонов и командир роты

Воины 91-й Мелитопольской

старший лейтенант Минаев, уже отбита семь вражеских контратак. Установив один станковый пулемёт на полуразрушенной церкви, второй — в угловом доме и третий — в крайнем шестом доме, расставив на различных этажах остальных зда
ний еще четыре ручных пулемёта, усилив их автоматами и винтовка
ми, эта группа держала под своим перекрестным огнём всю площадь и прилегающие к ней улицы. 42 вои
на, прошедшие школу Сталинграда, не страшились того, что немцам уда
лось их окружить во много раз превосходящими силами. Они зна
ли, пока есть патроны, выбпть их не сможет никто. Они были уверены, что продержатся до подхода товарищей.
Горы вражеских трупов лежали на подступах к домам. Сначала немцы, очевидно пьяные, целыми тол
пами бросались на этот квартал. Пулемётчики Никитин, Назаренко, Тошбаев, Несбеков, Ануа н другие своими очередями так старательно
выкашивали их ряды, 3что. лишь единицам удавалось спастись от гу
бительного огня советских воинов. Тогда немцы начали штурмовать отдельные здания небольшими груп
пами. Но, когда они подбирались близко к одному из домов, их на
крывали огнём с другого. Во время пятой атаки немцам удалось ворваться в дом, где начальником гарнизона был лейтенант Даниэль Гарнизон этот состоял из четырех че
ловек, включая и начальника. Сержант Щербина в упор застрелил пролезшего через дыру в стене не
мецкого унтер-офицера. Двух гитлеровцев, ворвавшихся в крайнее окно нижнего этажа, срезал автомат
ной очередью Даниэль. Вслед за первыми сюда устремились еще с
десяток немцев, но подоспевший с другого конца дома рядовой Велика
нов омело ринулся к окну и бррсил в самую гуйду немцев гранату. Уце
левшие фашисты отпрянули назад, но в это время пулемётчик Никитин с соседнего дома пригвоздил и их.
Тогда враг бросил сюда три танка, гроз но направил свои йушкп. Не стреляя, приближались танки.
— Товарищ старший лейтенант, — обратился вдруг к Никонову еф
рейтор Иванченко. — Разрешите «не встретить эти танки, как положено!
— Давайте, Иванченко! — Никонов хотел еще сказать что-нибудь торжественно о том, что родина не забудет его подвига, но большой, немного неуклюжий ефрейтор, пере
ступив с ноги на ногу, подошёл ближе к комсоргу полка и тихо вымолвил:
— Если что, вспомните, как говорят у нас на Украине, не злым, тихим словом, что жил такой Изанченко с Белой Церкви и нипочём ему были немецкие танки.
- — И нам разрешите, — почти одновременно вымолвили Барабанов и Гриненжо.
— Разрешаю, товарищи, и горжусь, что все трое вы комсомольцы!
Выйдя из дома, Иванченко, Барабанов и Гриненко подползли к кустам у дороги. Танки шли — два рядом и один в стороне. Иванчен
ко взял на себя крайний. Он хотел один-на-один встретиться с- этим бронированным вратам. Извиваясь, он дополз, укрываясь за кустами. Он зажал в кулаке гранату. В голо
ве переплеталось много мыслей, но одна плыла над всеми: «Попасть в гусеницу!».
Танк уже был близко. Выдыхая яркое пламя, заговорила пушка. Не
сколько снарядов упало вблизи уг
лового дома. Из своего укрытия Иванченко не мог бросить гранату, а стальная громадина, как будто чувствуя это, остановилась и боль
ше не двигалась. Один снаряд уже срезал гребень крыши, еще минута —две, и будет разрушен дом.
— Эх, была не была! — крикнул Иванченко и, как когда-то в детст
ве с высокой вербы с замирающим сердцем бросался в речку, гигант
ским прыжком кинулся вперёд, мгновенно распластался на земле, описал рукой полукруг в воздухе и метнул гранату. Прогремел взрыв. Иванченко сразу почувствовав слабость во всем теле. Это была разрядка после огромного нервногс напряжения. С трудом поднял он го
лову. Танк крутился на месте, смешно переворачиваясь. Сейчас эта
машина напоминала ему стреножелшого коня. Тогда он спокойно метнул еще одну гранату. Танк загорелся.
— Вот и все, «— сказал вслух Иванченко и, поднявшись, вытер о гимнастёрку руки, будто выполнив грязную работу Откуда-то ударял пулемёт, но он шёл, не сгибаясь, уверенный, что сейчас его не возьмёт никакая пуля.
Барабанов и Гриценко, подбив один танк и обратив в бегство дру
гой, уже были в доме, когда зашёл Иванченко. Они вместе с Никоновым бросились ему навстречу:
— Немцы! — прозвучал в это мгновение голос Назаренко.
Не успев даже слова сказать, все поспешили к своим местам.
Так в неустанной борьбе проходил час за часом. Минул день, прошло полночи.
Уже давно ушёл ефрейтор Мордвинцев к командиру батальона, при
ближалась грозная минута, которой так боялся Никонов, — кончались боеприпасы.
В это время созданные по приказу полковника Пашкова штурмовые группы пробивали дорогу к Базар
ной площади. Сапёры, автоматчики, расчёты противотанковых пушек со своими подвижными орудиями, ми
номётами, захватывая дом за домом, шли вперед. Не знающий устали ка
питан Скорый командовал этими группами. Он понимал, что одна утерянная минута может стоить жи
зни всем защитникам квартала. Ка^ питан не давал ни секунды отдыха.
Пришли во-время. Ефрейтор Мордвннцев, шедший в передовой штурмовой группе, вбежал в угловой дом.
— Наши подходят, сейчас будут здесь! — крикнул он.
На площадь хлынула толпа отступающих немцев. Их нагоняли целые снопы трассирующих пуль.
— Огонь! — скомандовал Никонов,—н, Хотя его слыхали только в одном доме, весь квартал зазвучал выстрелами.
На раоовете капитан Скорый позвонил командиру полка. Он доложил ему, что вся Базарная площадь очищена и что группа Нико
нова захватила три новых дома на следующей улице.
— С вами хочет говорить хозяин, он сейчас у меня, — сказал командир полка, — передаю трубку.
Скорый услышал знакомое лёгкое покашливание полковника Пашкова.
— Передайте товарищам мою благодарность и скажите, если мы н дальше будем так драться, — ди
визия завоюет наименование Мели
топольской. Вы чувствуете, как это звучит?
— Чувствую! — изо всех сил крикнул Скорый.
Десять дней подряд вся страна думала о них. Она еще не знала имен этих солдат и офицеров, сражавшихся за Мелитопрль. Но, зата
ив дыхание, прислушивалась к их гулкой поступи. Сегодня нал израненным городом — необычная ти
шина. 91 Мелитопольская дивизия пошла вперёд.
Е. Ратнер,
спец. корр. ТАСС.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 27.

Телеграммы из-за границы

Положение во Франции