Вечер

камерной музыки

ТРИО: ОБОРИН, ОЙСТРАХ. КНУШЕВИЦКИЙ
Камерная музыка — чудесная область музыкального искусства, в ко
торой имеются произведения, яв
ляющиеся высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Существует мнение, что глубокая, серьезная камерная музыка недо
ступна широкой аудитории. Однако жизнь на каждом шагу опровергает эго заблуждение. Сложные произведения камерной литературы становятся понятными, если их безукоризненно исполняют в художественном и техническом отношении, А такая безукоризненность, помимо таланта, высокой музыкальной куль
туры и технического мастерства, требует от исполнителей и большой работы для достижения необходимого ансамбля.
Эти качества и отличают художественное содружество наших выдающихся исполнителей — пианиста Л. Оборина, скрипача Д. Ойстраха и виолончелиста С. Кнушевицкого, образовавших постоянно работаю
щий ансамбль-трио. Состоявшийся в Малом зале консерватории концерт явился первым из намеченного цик
ла вечеров камерной музыки. В его программу вошли три фортепианных трио: Бетховена, Шуберта и Рахманинова.
«Большое» трио написано Бетховеном в 1811 году. Оно глубоко пе
содержанию и полно драматического смысла. Для исполнения его необходима большая внутренняя сосредоточенность исполнителей. Это про
изведение не дает исполнителям- ма
териала для демонстрации своих внешних виртуозных данных, но предоставляет богатые возможности
для подлинного творчества. Именно так и подошли артисты к своей задаче. Их исполнение было вдумчивым и глубоко убедительным. С первых же тактов вступления фортепиано аудитория почувствовала дыха
ние настоящего искусства, и это ощущение оставалось до конца.
Столь же хорошо было исполнено и трио Шуберта. Чувствовалось, что артисты играли его с большой лю
бовью, и это передалось слушавшей их аудитории.
Во втором отделении было исполнено элегическое трио Рахманинова, посвященное памяти П. И. Чайковского.
Написанное с большим темпераментом, полное благородного лиризма, эмоциональное по своему содер
жанию, оно предоставляет каждому члену ансамбля большие возможности показать свое исполнительское дарование. Особенно ярко сказалось здесь чудесное звучание инструмен
та ж большое артистическое обаяние Л. Оборина, мастерство и безупречный вкус Д. Ойстраха и волнующая кантилена виолончели С. Кнушевицкого. Исполнение этого вдох
новенного произведения захватило слушателей и оставило огромное впечатление.
Проф. Е. Гузиков.

КАМЕРНЫЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧАЙКОВСКОГО

КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ
ИСПОЛНЕНИЕ
Закончился конкурс на лучшее исполнение камерных фортепианных и вокальных сочинений Чайковского, организованный Москов
ской филармонией к 50-летию со дня смерти композитора. Конкуре имел целью привлечь молодёжь к участию в концертах, посвящённых творчеству Чайковского.
В конкурсе выступили молодые певцы и пианисты — студенты Московской консерватории, артисты оперло-драматической студии им. К. С. Стаяиславского и т. д. Отбо
рочная комиссия, состоящая из ав
торитетных музыкантов во главе с лауреатам Сталинской премии А. Неждановой, отметила высокий уровень музыкальной интерпретации камерных произведений Чайковского.
Особенно выделилась оперно-драматическая студия им. К. С. Ста
ниславского, хорошо поработавшая оо своими исполнителями и пока
равшая на конкурсе прекрасных певцов. Из четырёх вокалистов, вы
деленных отборочной комиссией, трое являются артистами этой сту
дии (А. Сабодашев, А. Григорьева и 3. Соловьёва). Четвёртый вокалист, также выделенный комиссией из участников конкурса, — Г. Тиц.
Все четыре певца выступят в юбилейных концертах, устраивае
мых филармонией в ноябре этого
года. В этих же концертах примет участие и молодой пианист Леонид Зюэин, подготовивший фортепианный цикл «Времена года».
При Московском университете открылся музыкальный лекторий, созданный но инициативе Московской государственной филармонии. Первая лекция— о Чайковском — собрала многочислен ную аудиторию. На снимке: арфистка Вера Дулова исполняет музыкальные иллюстрации к лекции.
Фото А. ГАРАНИНА.
Творческий вечер артистов ГАБТ
Сегодня в филиале Большого театра Союза OOP состоится творческий вечер молодежи ГАБТ, посвященный 25-летию ВЛКСМ. С большой, разнообразной программой вы
ступят молодые афт петы оперной труппы, балета и оркестра.
В коллективе Большого театра Союза ССР около 100 комсомольцев. Все они принимают активное уча
стие в творческой и общественной жизни театра, выезжают на фронт, часто выступают в шефских концертах.
Больше всего молодёжи в балетной труппе. В основном — это окончившие хореографическое учи
лище при ГАБТ. Многие из них выдвинулись в ряды ведущих мастеров балета. Воспитанница комсо
мола заслуженная артистка РСФСР D. Лепешинская за выдающиеся достижения в области хореографического искусства удостоена Сталинской тиремин. Лепешинская — депутат Московского совета.
Блестящая исполнительница главных партий во многих балетных спектаклях ГАБТ. заслуженная ар
тистка РСФСР С. Головкина также является воспитанницей ленинскосталинского комсомола.
Заслуженной популярностью в коллективе балета пользуются Э. Бочарникова, заместитель секретаря комсомольского комитета, окон
чившая без отрыва от производства ГИТИС по театроведческому факультету; И. Тихомирнова, член комсомольского комитета; молодые испол
нители С. Звягина, награжденная орденом Красной Звезды за художе
ственное обслуживание фронта; Г. Черкасова, Евгения Фармалянц, Гр- Фарманянц и многие другие.
В оперном коллективе комсомол воспитал таких талантливых певцов, как заслуженную артистку РСФСР О. Леонтьеву, С. Хромченко. Выдви
нулись за последние годы среди
оперной молодёжи Т. Талахадзе, Н. Чубенко, И. Соколова. Молодая артистка И. Масленникова отлично исполнила в нынешнем сезоне партию Снегурочки.
Заметно выросли творчески молодые артисты оркестра — М. Гурвич, участник квартета ГАБТ, Б. Гольдштейн, участник Всесоюзного конкурса музыкантов-исподнптелей, возглавляющий комсомольскую органи
зацию, дирижеры К. Коядра шин, С. Сахаров, А. Цейтлин.
Большие творческие успехи достигнуты ва последние годы и молодыми артистами двух других ведущих театров столицы — МХАТ ССОР им. Горького и Малого театра.
В Московском Художественном театре в текущем сезоне с успехом исполняла ведущие роли в новых
спектаклях «Глубокая разведка» и «Русские люди» молодая артистка А. Комолова. Комеомолка Кира Ива
нова исполнила ведущие роли в пьесах «На дне» и «Последние дни(«Пушкин»). Артистка А. Георгиев
ская, играющая Наташу в «Трёх сестрах», также воспитанница комсомола.
В Малом театре во Многих спектаклях основные роли уопешно сыграны молодёжью. Артист Д. Павлов, окончивший училище им. Щепкина, был принят в труппу Малого театра в 1941 г. За два года он сыграл ведущие роли в спектак
лях «Лес», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Варвары», «Нашествие», «Фронт». Комсомолка В. Тем
кина отличилась в спектаклях «В степях Украины» и «Комедианты».
Талантливая молодёжь упорно продолжает учиться, повышать свою творческую квалификацию. Наибо
лее одарённые, молодые артисты Малого театра с 1 ноября приступят к учебным занятиям по разделам — актерского мастерства, художественного чтения, грил!а и т. Д- Они пройдут специальный семинар по истории Малого театра. Под ру
ководством народного артиста РСФСР И. Судакова молодёжь будет готовить в студийном порядке спек
такли. Такая же группа наиболее одарённых исполнителей создана й в Московском Художественном театре.

ДНЕВНИК ИСКУССТВ

* 3 НОЯБРЯ в Большом вале консерватории состоится открытая генеральная репетиция исполнения 8-й сим
фонии Дмитрия Шостаковича. Она устраивается для представителей мос
ковской музыкальной и театральной общественности.
* УКРАИНСКОЕ государственное издательство выпустило из печати ка
мерное произведение композитора Б. Лятошинекого «Украинский квин
тет» для фортепиано, дв^х скрипок, альта и виолончели.
* ОЧЕРЕДНОЙ концерт-выставка советского симфонического творчества состоится сегодня в Большом зале консерватории. Исполняются 23-я сим
фония Мясковского, «Узбекская сюита» С. Василенко, концерт для виолончели с оркестром В. Кочетова и симфони
ческая поэма Б. МАйзеля «Ленинград». Программу исполняет симфонический оркестр Комитета но делам кинематографии под управлением Д. Блока. Со
лист — лауреат конкурса исполнителей С. Кнушевицкий.
* СЕГОДНЯ в действующую армию выезжает бригада артистов Малого те
атра во главе с народным артистом РСФСР Н. Светловидовым и артисткой В. Обуховой (бригадир). Бри
гада подготовила специальный концерт — творческий отчет о работе Малого театра. В программе — сцены из пьес Шекспира, Островского, Корнейчука, стихи и песни советских поэтов и композиторов.

Ленинградское хореографическое

училище

К ВЫСТУПЛЕНИЯМ
В MOCKВE
В Москву из города Молотова приехала группа воспитанников Ле
нинградского хореографического училища в составе 28 человек, глав
ным образом учащихся старших классов.
— С чувством большого волнения, — сказал в беседе с нашим сотрудником и. о. директора училища М. Д. Волобринский, — ехали в Москву учащиеся и педагоги, чтобы принять участие в концертах, посвящённых; 25-летию Б ЛКОМ.
Как известно, наше училище награждено орденом Трудового Красного Знамени за достижения в подготовке кадров для советского бале
та, В дни войны мы продолжаем воспитывать будущих мастеров хореографического искусства.
В настоящее время наше училище находится в гор. Молотове, где уже свыш% двух лет работает Ле
нинградский государственный театр оперы и балета им. Кирова. Занятия ведут художественный руково
дитель училища Н. П. Ивановский, народная артистка РСФСР профес
сор А. Я . Ваганова, заслуженные артисты РСФСР В. И Пономарева, А. В. Лопухов, Б. В. Шавров. ба
лерины Л. М. Тюнтина и Н. А. Камкова. Л. М. Тюнтина и Н. А. Камкова вместе с Н. П. Ивановским возглавляют приехавшую в Москву группу.
В .Молотове состоялись два выпуска окончивших училище. В прошлом году выпущены 17 и в нынешнем — 24 молодых артиста балета. Выпускник! показали одно
актный балет «Волшебная флейта», который прошел о большим успехом. Все они приняты в театр име
ни Кирова, в Ленинградский малый оперный театр, находящийся сей
час в Чкалове, в театры Свердлов-1 ска, Молотова, Ашхабада, Ташкента.
Наши учащиеся ведут большую работу по обслуживанию воинских частей, госпиталей и клубов гор. Молотова.
В Москве устраивается несколько выступлений наших учащихся; первое состоялось вчера днем в Концертном зале имени Чайковского В программе были показаны отрывки из балетов «Раймонда» Гла
зунова, «Тарас . Бульба» Соловьева- Седого, классические и народные танцы.
Действующая армия. В разведке.
Фото ТАСС

Концерты

в освобожденных

районах

В районы, освобождаемые от немецких захватчиков, выезжает много театральных и концертных бригад, посылаемых различными организациями. Надиях в Москву вернулись три бригады, побывавшие в Орле, Брянске, Курске, Белгороде, Харькове и Сумах.
В Орле было дано около 30 концертов. Затем бригады отправились в Брянск. О 20 сентября по 4 октября бригады выступали в Курске, где состоялось больше 20 концертов, и в Белгороде.
Во время пребывания в Харькове артисты выступали в Оперном театре им. Шевченко, в Театре русской драмы, во Дворце культуры им. Сталина. За пол
тора месяца артисты дали свыше 70 концертов.

Цирк и его артисты На спектаклях Московского

государственного цирка

Ремонт зрительного зала Театра революции.
Фото С. ЛАРИЧЕВА.

О

слепительно ярко загораются
фонари под куполом цирка. Блестит жёлтый песок на арене. Гремит оркестр. Двумя традиционными рядами выстраивается «уни
форма» у входа. И шпрехшталмейстер выходит на манеж, об являя первый номер программы.
Так начинается цирковое представление.
Так оно начиналась давно, почти п тех пор, как в 1782 г. в лондон
ском цирке Астлея. а позже в парижском цирке Франконц сформи
ровался тиц конно-акробатлчесжого циркового зрелища, явившийся ро
доначальником нынешнего цирка. В России с цирком впервые познако
мились в 1827 г. в Петербурге, jeorда были открыты «представления конных дел мастера итальянца Турниера».
Но искусство цирка много старше. Искусство ярмарочных акробатов и жонглеров средневековья, буффо
нада итальянской комедии масок уже заключали в себе многие элементы современного цирка. Он всег
да был неродным любимцем. Ещё не появились первые клоуны на цирковых манежах России, а народ давно уже знал и любил веселое искусство скоморохов. И позже на ярмарках и народных гуляниях лю
ди, никогда не слыхавшие слова «театр», знали и любили балаганных
акробатов и фокусников. Тот цирк, который мы внаем, воспринят и
донес до нашего временя лучшие традиции этих ярмарочных представлений, традиции подлинно народного зрелища.
Ha-днях на открытии Московского госцирка мы увидели в фойе галлерею портретов. Были тут главным образом люди советского цирка, его лучшие мастера. Но три портрета напоминали нам о прошлом русского цирка, о его классических традициях, бережно сохраненных до нашего времени и утверждаемых сейчас на советском манеже. Это — портреты братьев Дуровых и Виталия Лазаренко (отца).
В старом, дореволюционном, цирке в России, где любой загранич
ный гастролер имел предпочтение перед русским артистом, в обста
новке бессовестной экаплоатации и нищенских условий существования сформировывались и вырастали русские цирковые таланты, оставившие нам замечательные образ
цы своего мастерства. Любим
цы галерки, народных масс, они сохранили и донесли до наших дней ту здоровую основу циркового искусства, о которой писал в «Ниже
городском листке» и «Самарской газете» А. М. Горький, подчеркивавший, что именно эта основа и делает пирк подлинно на(родпым зрелищем.
Этот отзыв писателя вспоминаешь на первых представлениях недавно открывшегося Московского госцирка.

Музей

Художественного

театра

Одновременно с 45-летием Московского Художественного театра исполнилось 20 лет со дня создания музея, МХАТ.
Хранящееся в музее многочисленные экспонаты воссоздают историю Художественного театра. Вот знаменитая визитная карточка Вл. И. Не
мировича-Данченко, адресованная К. С. Станиславскому, на которой мелким почерком карандашом написано: «Получили ли вы мое пись
мо? Говорят, вы будете в Москве завтра, в среду — я буду в Слав. Базаре — не увидимся ли? Или из
вестите по прилагаемому адресу, когда н где?». Эта встреча, состояв
шаяся в «Славянском Базаре», как известно, решила судьбу нового театра.
В различных документах показано, как коллектив, руководимый К С. Станиславским и Вл. И. Неми
ровичем-Данченко, долго, тщательно, любовно готовился к первому спектаклю; многие материалы рассказывают о дружбе Горького и Чехова с коллективом театра.
Здесь собраны макеты, эскизы, афиши, программы, фотографии всех спектаклей, осуществленных теат
ром, сотни книг, нотных сборников, альбомов, десятки тысяч газетных вьчрезок со статьями и рецензиями, приветственные адреса, подношения, лавровые венки—свидетельство мирового признания МХАТ.
Бережно хранятся режиссерские экземпляры Станиславского и Неми
ровича-Данченко, стенографические отчеты репетиций, подробные дневники, рукописи пьес Чехова, переписка мастеров МХАТ с выдающи
мися писателями, общественными деятелями, артистами, реягассерамн, художниками: Чеховым, Горьким,
Сухбатовым-Южины м, Ермоловой, Федотовой, Бенуа, Головиным, Сикс-вым, Добужияским и др.
Среди экспонатов музея — лавровый венок, с которым связаны имена трех выдающихся мастеров русской сцены. В 1884 году, отмечая 50-летний юбилей артиста Малого театра Самарина, драматурги преподнесли ему лавровый венок. Самарин этот венок возложил на голову своей любимой ученицы Федо
товой. Спустя много лет, Федотова передала его своему любимому ученику Станиславскому.
Мало кому известно, что Станиславский снимался в игровом филь
ме. В музее хранится экземпляр кнлошутки, разыгранной в Москве подле сада «Эрмитаж» Станиславским. Москвиным, Лужским и Вишневским. Собрано также большинство художественных фильмов, в ко
торых снимались артисты МХАТ, я большое количество документальных кинокадров, в которых запечатлены различные эпизоды истории театра. Имеющиеся в музее док>чаенты и фотографии актеров. чуть ли пё с детского возраста, сохранят облик мастеров Художественного театра, и созданные ими роли.
Сейчас музей, получивший большое помещение в соседнем доме с МХАТ, начал готовиться к откры
тию. Норая экспозиция музея будет во много раз расширена
Героизм югославских партизан
СТАМБУЛ, 1. (ТАСС). Павеличевские и гитлеровские газеты не могут скрыть, что население Далма
ции (Югославия) настроено крайне враждебно к немецким оккупантам и усташам и что вооружённая борь
ба в Далмации не затихает ни на один день.
Военный корреспондент немецкофашистской газеты «Допау цейтунг» признаёт в одной из своих статей, что для «поддержания порядка» оккупантам пришлось перебросить в город Сплит дополнительно целую дивизию ОС, укомплекто
ванную преимущественно пемцами, проживающими в Югославии.
Отмечая враждебное отношение югославского населения к оккупан
там, корреспондент пишет, что «ещё до войны наоедение Северной Далмации отличалось своими антифашистскими настроениями».
Вернувшийся недавно из Сплита в Загреб павеличевекий «мзгнисфр по делам освобождённых областей» Булат сообщил корреспонденту газеты «Нова хрватска», что от горо
да Сннь, куда он был доставлен на самолёте, до самого Сплита ему пришлось следовать вместе с германскими частями, продвигавшимися но направлению к городу с не
прерывными боями. Несмотря на то, что «министра» сопровождали целый немецкий батальон н усташская часть, ему не удалось избежать партизанской пули. Он был ранен в ногу и доставлен обратно в Загреб. Булат заявил, что уже в не
скольких километрах от Синь они
подверглись обстрелу со стороны партизан. Вскоре немцы и усташи столкнулись с крупными силами
партизан и вынуждены были принять бой. Партизанские силы в этом районе, заявил Булат, оказались «очень крупными и хорошо воору
жёнными; онн держат в своих ру
ках все командные высоты. Об оже. сточённости боёв можно судить
хотя бы по тому факту, что по нашим частям партизанами было выпущено несколько тысяч снарядов».
Булат рассказывает также, что партизаны «очень часто бросались в атаку», причём атаки носили «оже
сточённый характер». В этих боях оккупанты и усташи понесли боль
шие потери. По признанию Булата, на ноле боя осталось несколько соя трупов немцев и усташей. Среди убитых усташей оказались «многие видные люди». В Сплпте, заявил
заключение Булат, партизаны «сделали всё, чтобы во всех отношениях затруднить положение властей».
Военный корреспондент газеты «Нова хрватска» пишет, что неболь
шая группа партизан совершила не. давно нападение на уеташскую ко
лонну, состоявшую из 30 машия- Нееколько машин было подбито. Один раненый партизан, скрывав
шийся в лесной сторожке, был ок
ружён усташами. Убедившись, что им не удастся захватить партизан
живым, усташи подожгли сторожку. Патриот погиб в огне.
Та же газета сообщает, что в одном из горных районов Далмации партизаны расстреляли назначенно
го Павеличем «управителя» района Ивана Микича и одного из его под
ручных Будиселнча. Значительная часть этого района, по признанию газеты, находится в руках партизан.

Действия авиации

союзников

ЛОНДОН, 31. (ТАСС). По сообщению штаба военно-воздушных сил союзников на Ближнем Востоке, в ночь на 30 октября тяжелые бом
бардировщики союзников атаковали аэродром в Гераклионе (остров Крит). Наблюдалось множество взрывов на посадочных площадках. Бомбардировке подверглись также неприятельские корабли в гавани Наксос и вблизи острова Кос.
В восточной части Средиземного моря вражеская авиация атаковала корабли союзников. Сбито 4 немецких самолёта. Из этих и других опе
раций не вернулись на свои базы 2 самолета союзников.
Разруха в германском
тылу
ЖЕНЕВА, 31. (ТАСС). Гитлеровская газета «Фелькишер беобахтерконстатирует, что на многих пред
приятиях рабочие перегружаются выполиением различных специальных заданий, что, по признанию га
зеты, ведёт к крайнему истощению сил рабочих.
СТОКГОЛЬМ, 31. (ТАСС). Касаяеь положения в германских городах, подвергающихся бомбардировкам с воздуха, немецко-фашистская газета «Берлинер берзенцейтунг» призна
ёт, что в большинстве этих городов торговля дезорганизована, оптовые
склады большей частью разрушены, розничные магазины разбиты и не работают. Подвоза нет. Вследствие этого большая часть населения лишена предметов первой необходимости.
Налет германских самолетов на Англию
ЛОНДОН, 1. (ТАСС). Как сообщает английское министерство авиации, в ночь на 31 октября неболь
шое число самолётов противника пересеяло юго-восточное побережье Агаглии, причём несколько само
лёте® достигло района Лондона. В далеко отстоящих друг от друга пунктах были сброшены бомбы, причинившие незначнтелитый ма
териальный ущерб. Число жертв среди населения невелико. Два самолёта противника уничтожены.

Бесчинства лавалевских чиновников

ЖЕНЕВА, 1. (ТАСС). По полученным здесь сведениям, «прави
тельство» Виши назначило эо все торговые н промышленные пред
приятия своих так называемых «экономических контролёров». По существу эти «контролёры» выполняют функции полицейских над
смотрщиков. В нх задачи входит, главным образом, борьба с сабота
жем, а также наблюдение за тем, как выполняются наряды на выде
ление рабочих для отправки ва принудите л ь яые работы в Герма
нию и как выполняются германские военные заказы. Кадры этих «экономических контролёров» укомплектованы преимущественно из соста
ва лавалевской полиции, членов «партий» Дорио и Деа в. других фашистских организаций.
«Экономические контролёры», по свидетельству швейцарских газет, бесчинствуют на (французских пред
приятиях, вымогают взятки и т. п. Так, швей царей я газета «Трибюн де Женев» пишет: «В Париже много говорят о скандальных злоупотреблениях «экономических контро
лёров». С первого дал создания этой вспомогательной полиции, аппарат которой быстро разбух; неза
конные поборы и лихоимство «контролёров» приняли огромные
размеры. Сотни этих «контролёровбуквально разоряют мелких н средних торговцев. Врываясь в магази
ны, они переворачивают всё вверх ддом, разыскивая предметы и про
дукты, хранение которых, по их словам, является преступлением. Владельцы магазинов не осмеливаются жаловаться, так как нм угро
жают -занесением в «чёрные списки» и другими карами».
Неумирающие традиции циркового искусства — сила, смелость, естественная грация морового человече
ского тела, красота и ритмическая точность движений, акробатическая
ловкость, мастерство дрессировки — все это мы увидели в первой про
грамме цирка. Нельзя не восхищаться, например, безукоризенной рабо
той эквилибристов Симадо. Молодые артисты, выросшие и завоевавшие успех на манеже советского цирка, работают в традициях и манере старых мастеров цирковой акробатики. Их номер отличается и акробатической выдумкой, и совершенст
вом отделки, и хорошим вкусом. Слово вкус может показаться неуместным в применении к выступле
ниям акробата на цирковой арше. Но именно вкус и определяет здесь работу настоящего мастера. Найти Нужный рисунок номера, избежать штампа и вульгаризации, обладать чувством меры — вот что требуется от такого артиста. Здесь мало таланта. и тренировки, нужен вкус, чувство стиля, которое отличает ремес
ленника от художника. Этим качестг м и обладают Симадо.
Артисты не ограничиваются тра
диционными приёмами эквилибристов на проволоке, они работают и с першем (шестом), я на лестни
цах, и как партерные акробаты. Блестящий номер, эффектный и запоминающийся
Когда артист старого цирка показывал превосходный номер, о нём говорили: «номер европейского класса». Артистам советского цирка та
кие сравнения не требуются. Их класс давно уже достиг того уровня, до которопа много лет приходилось тянуться артисту дореволюци
онного цирка. Именно такой класс и отличает выступление воздушных гимнастов Земонтовых. Они работают в кольцах на торпеде под купо
лом цирка, работают без сетки, с исключительной смелостью и лов
костью. Но это не,безрассудная игра с опасностью, не щегольство риском. Артисты точно знают свои возмож
ности, в совершенстве владеют своими мускулами, работают легко,
четко, уверенно. Одного из них — Д. И. Зементова — мы знаем как превосходного тур ни ста. Один из
первых выпускников ленинградской мастерской циркового искусства, Зементов добцДся прекрасных резуль
татов на турнике. Его выступление в роли воздушного гимнаста демонстрирует нам одно из основных ка
честв советского циркового артиста: стремление вперёд, нежелание останавливаться на достигнутом, не
устанное совершенствование своего мастерства.
Эти качества характерны и для Ирины и Александра Буслаевых, выступающих в уже известном москвичам аттракционе «Круг сме
лости» и в роли наездников страдяциониосклассн (ес.ким комаром «двой
ной высшей школы верховой езды». В точности их управления лошадь
ми, в безукоризненности посадки, в ловкости, с какой они заставляют
лошадей выполнять те или иные движения, чувствуется мастерство, свойственное лишь лучшим дрессировщикам-наездникам старой школы.
В программе цирка много интересных, неплохо задуманных и сделанных номеров. Хорошо работа
ют акробаты-эксцентрики Масляновы, «каучуковые люди» Пчельников н Серебряков и молодой Виталий Лазаренко, унаследовавший спортив
ные качества своего отца. Лазарепко-сын работает в хорошем темпе и с большой уверенностью, он ловок, гибок и обладает хорошим прыж
ком У него ещё нет, правда, трй легкости и непринужденности, с которой проделывал свои акробатиче
ские трюки Лазаренко-отец, но есть все данные, чтобы добиться этого. Надо лишь упорио работать и быть требовательным к себе н к своему искусству.
Особо следует сказать о клоунах. Не .удается пока этот жанр нашему цирк< Искусство клоуна требует от артиста комического даровапия. хорошего вкуса, а главное—остроумного и доходчивого литературного текста. И вот такого Текста мы не услышали в программе. Были отдель
ные удачные репризы, но в целом не было ни одного интересного клоунского «аптрэ». Хорошо, как всегда. выступал* лишь Каран д’Аш (Румянцев), сумевший давно уже най
ти свою оригинальную маску и свою манеру исполнения, остроумную и тактичную.
Уходишь из цирка с радостным впечатлением от красочного зрели
ща. У артистов советского цирка есть все данные для дальнейшего творческого роста и совершенствован ни: верность традициям, желание работать и большая любовь к своему искусству.
А. Рославлев.
Казни в Чехословакии ЖЕНЕВА, 31. (ТАСС). Гитлера
ская газета «Дер нейе таг» сообща ет, что оккупационные власти в Пра ге казнили хозяина одной гостнни
цы — чеха и его сына за то, что они «вместе о постояльцами слуша ли передачи заграничных радио станций».
Та же газета сообщает о казня 11 чехов, в там числе двух женщин
Им было пред’явлено обвинение в том, что они «предоставляли пита ние и кров и поддерживали анти
государственные элементы, а такжа хранили исправное огнестрельное, оружце и боеприпасы».

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 31. (ТАСС). Штаб объединенного командования вооруженными силами союзников в юго-западпой части Тихого океана сообщает, что вы
садившиеся на острове Шуазель (Соло моновы острова) войска союзников за
креплпли свои позиции. Авиация союников произвела налет на японски аэродромы в Кавнвенге (остров Нова
Ирландия), на острове Сел ару и в Кахилч (остров Шортлеид). Средние бомбардировщики союзников атаковал японские об’екты в Гасмата (Нова
Британия). У острова Церам самолеты союзников потопили японское грузовое судно водоизмещением в 2 тысяч
тонн. Истребительная авиация союзников, патрулировавшая в района Соломоновых островов, в воздушном бою
25 японскими истребителями сбила 13 самолетов.
Японская авиация произвела налет на Буну (Новая Гвинея) и Гвадалканар (Соломоновы острова}, не причинив ущерба. у
ТОКИО, 31. (ТАСС). Агентство Доме
Цусин сообщает, что сегодня утром авиасоедипение союзников в составе ОД самолетов совершило палет на яповекую базу Рабаул (Новая Британия).
ОТОВСЮДУ
* МОРСКОЙ министр США Нокс сообщил на пресс-конференции о назна
чении командующего всеми военными операциями в северной части Тихом* океана вице-адмирала Кинкэйда коман
дующим военио-морекпми силами в юго-западной части Тихого океана вм
сто вице-адмирала Карпендера. кото рый примет кома вдова пне 9-м воеино морским округом Великих озер.
* ГАЗЕТА «Таймс» опубликовала заявление супруги Черчилля о том, что к 29 октября фонд помощи Советскому Союзу превысил 4 млн. фунта
стерлингов. Большая часть этой суммы состоит из взносов рабочих, сотни ты
сяч которых неделю за неделей делают свои вклады. «Это. — говорится
заявлении, — действительно народный Фонд, и этим путем английский на род выражает советскому народу сво уважение, удивление и восхищение
непревзойденной храбростью, патриот
домом к военными успехами».

Молодежь трех театров

Театры Азербайджана к 26-й годовщине
Октября
БАКУ. (ТАСС). Театры Баку готовят к 28-й годовщине Октября новые спектакли и концертные програм
мы. Бакинцы впервые прослушают оперу композитора Дзержинского «На
дежда Светлова», оперу Узеира Гаджибекова «Кер Оглы* на азербайджанском и русском языках. Новую постановку — пьесу «Махаббет» Мирзы Ибрагимова н на азербайджанском языке «Грозу
Островского покажет Азербайджанский драматический театр.

Неукротимая ненависть югославского народа к гитлеровским захватчикам

Телеграммы из-за границы
В Московском цирке. Выступление эквилибристов Симадо.
Фото И. МАЛЬСКОГО.