О ПЛАНЕ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ

(К СМОТРУ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ) В прошлом теа-сезоне работа художественных
советов больше всего страдала от бесплано
вости и бессистемности. Это обстоятельство порождало и безответственность, а также малую активность членов советов. Наконец, это же явление снижало и политическую роль органов советской общественности на театре.
Впрочем, по некоторым театрам планы были. Однако, как правило, это были планы, не выдер
живающие ни малейшей критики. Все дело сводилось к читке пьес и обсуждению репертуар
ного плана в целом, а иногда предусматривался просмотр художественным советом генеральных репетиций. И только очень немногие передовые театры включали в план своих работ вопросы шефства над крупными фабриками и заводами, выезды советов на рабочие собрания и т. п.
Но надо сказать, что эти благие пожелания и намерения выполнялись крайне слабо.
Не приходится говорить о том значении для художественных советов, какое имеет их переход на плановое начало. Бесспорно, что только таким путем мы сможем добиться и активизации советов и повышения их общественно-политиче
ской роли и авторитета. Итак, за плановость! Но этого мало. Необходимо с самого начала озаботиться реорганизацией работы художественных советов, добившись в первую очередь регу
лярности созыва их заседаний, во всяком случае не реже одного раза в месяц, организации при советах двух секций: репертуарной и общественно-организационной.
В этом году следует добиться того, чтобы советы охватили своею работой не только вопросы репертуара, но и задачи организации советской общественности вокруг и внутри театра. Словом, борьба за всесторонний характер работы художественных советов является актуальной проблемой.
Вот основные группы вопросов, подлежащих проработке на советах и их секциях.
Конечно, доминирующее место займут вопросы репертуара: репертуарный план на этот и на бу
дущий теа-сезон, проработка тематики будущего репертуара, привлечение драматургов. Читка пьес текущего сезона и обсуждение режиссерских планов. Просмотр генеральных репетиций. Под
готовительные работы к будущему сезону должны начаться не позднее января-февраля месяца.
Вторая группа вопросов: организация советской общественности на театре. Сюда войдут такие задачи, как: устройство конференции рабо
чего зрителя, диспуты и доклады как в самом театре, так и в рабочих районах, на крупных фабриках и заводах, обслуживание подшефного рабочего клуба или завода, проверка обществен
ной работы среди актеров и работников данного театра и, наконец, выступление художественного совета, а также отдельных его членов, как в общей, так и театральной прессе. В последнем случае, в задачи советов входит не только освещение
в прессе своей работы, участие в организуемых смотрах работы советов, но и общественное выступление по поводу той или иной постановки, оценка идеологической стороны. Художественные советы могут выступать в порядке самокри
тики по общим вопросам жизни своего театра, влияя таким путем на исправление отдельных ошибок дирекций.
Следует использовать опыт Замоскворецкого театра по организации уголков театра в стенных газетах рабочих предприятий, а также издание театральных стенгазет.
Третья группа вопросов: обслуживание рабочего зрителя. Здесь прежде всего необходимо проверить план районной работы театра, продажу целевых спектаклей (и систему этой продажи),
распространение абонементов. В связи с этой задачей, было бы целесообразно провести совещание с представителями заинтересованных учреждений и организаций.
Четвертая группа — проработка вопроса о типизации театра и о путях его развития.
Эти вопросы актуальны не только для Москвы и Ленинграда, но и для провинциальных театров.
Типизация театров, конечно, теснейшим образом связана с вопросом о путях их развития.
В этом случае не приходится ограничиваться только определением тех социальных групп, на которые предполагает ориентироваться театр в своем репертуаре. Огромное значение приобре
тает вопрос о формальном направлении театра. Надо сказать, что вопросам формальной установки театра уделяется нашей общественностью недостаточное внимание; между тем, совершенно оче
видно, что между новым репертуаром и старыми приемами его сценического оформления имеются вопиющая несогласованность и противоречия.
Мало того, рядом театров теряются перспективы дальнейшей их работы. В провинциальном театре этот вопрос должен разрешаться под об
щим лозунгом борьбы с театральным штампом, рутиной, за использование идеологических и формальных достижений передовых советских театров.
Наконец, пятая группа—выдвижение театральной молодежи. Этот вопрос особое значение приобретает для государственных театров. В провинции художественными советами должна вестись борьба за молодую режиссуру.
В практике работы провинциальных театров имеется ряд примеров безобразного отношения театральных дирекций и руководящих театрами
учреждений к молодой режиссуре. Авторитет старого режиссера, культивирующего театраль
ную рутину, не понимающего задач советского театра, не умеющего дать политически правильную трактовку исполняемым пьесам, тем не менее продолжает всячески охраняться. Художествен
ные советы должны повести с этим явлением энергичную борьбу. НИК. МАСЛЕННИКОВ