2 декабря в Москву, после пятимесячного отсутствия, вернулся из-за границы нар. арт.
В. Э. Мейерхольд и артистка театра Мейерхольда З. Н. Райх. На вокзале Мейерхольд был встречен всей труппой театра, представителями от подшефных частей Красной армии, литературных организаций и проч.
Впечатление от него у меня скорее отрицательное, чем положительное. В «Соm die Française», в театрах «Antoine» и «Gymnase» — трафа
рет, рутина и просто классическая скука. Нет нового актера, нет новых имен. Объясняется это тем, что французскому режиссеру (за исключением, может быть, Мюзик-холла), совершенно чужды поиски молодых и свежих дарований. Подготовка новых актерских кадров во Франции происходит по-старинке, в консерваториях, где до сих пор учат декламировать нараспев Корнеля и Расина. Подобная академичность приводит к тому, что ежегодно Парижская консерватория выпускает несколько десятков посредственных, добросовестных ремесленников от театра, обесцвечивая свежие и яркие дарования.
Это в корне неправильно. Режиссер должен быть активен. Задача режиссера заключается не только в умении поставить пьесу, но и найти и выдвинуть талантливого актера. В свое время Станиславский разыскал Качалова. Рейнгардт, например, и сейчас ищет актеров.
Здесь я должен оговориться. Слово «левыйнельзя, конечно, толко
вать, как принято у нас. Попросту, во Франции есть несколько театров,
которые делают героическую попытку уйти от трафарета и шаблона академиков. Вот эти театры,
при известной снисходительности, можно назвать «левым авангардом». Конечно, все, что показывают эти театры, в смысле сценического оформления и
режиссерской трактовки — знакомо нам давнымдавно. Это — этапы, давно пройденные русским театром. И ничего нового они нам дать не могут. Но сама по себе попытка отхода — чрезвычайно любопытна и заслуживает нашего внимания. Возглавляет левый авангард Жувэ, два года тому назад показавший «Ревизора» на француз
ском языке. В этом году Жувэ поставил пьесу «Зигфрид», талантливого писателя Жироду. В смысле постановки и общей трактовки — это вре
мена «Гедды Габлер» на нашей сцене. Сейчас театр готовит Мольера.
Театр «Atelier» показал «Птицы» Аристофана. Уклон театра — символический, я бы сказал даже — мистический. В этом театре сильнее всего чувствуется влияние и веяние старой немецкой школы.
Бати, в «Comedie des Champs-Elysées», поставил «Гамлета» в конструктивных декорациях. Пьеса провалилась из-за неумения использовать кон
структив. Провалу способствовал, до известной степени, внутренний разрыв между содержанием трагедии и конструктивным оформлением.
Над раскрепощением французского театра от старых окаменелых форм много работает Фирмен Жемье, приезжавший к нам в Москву.

О так называемом
«левом авангарде
НА ВОКЗАЛЕ
Современный французский театр
Вряд ли в короткой беседе я смогу передать вам все то, что я видел и слышал за последние месяцы.
МЕЙЕРХОЛЬД БЕСЕДУЕТ... Вс. Мейерхольд на вокзале
Переписка Ленина с Чаплиным
Писатель Жироду, о котором я уже говорил, нашел, по его словам, переписку В. И. Ленина с известным американским кино-актером и режис
сером Чарли Чаплиным (два или три письма). Известие это обошло всю французскую прессу и вызвало немалую сенсацию. Содержание писем Жироду держит в тайне, собираясь использовать их, как основной материал в своей новой заду
манной пьесе. Об этих письмах я собираюсь специально сообщить в Институт Ленина,
Об Америке, русской опере и прочем
Я привез с собою вышедшую недавно в Америке книгу по истории развития театра. Перелистывая этот замечательный труд, где собрано все, начиная от эллинского театра — кончая театром наших дней, вы найдете немало страниц, посвященных советскому театру. Это лишний раз подчеркивает тот интерес, который существует в Америке к театральной жизни за океаном и, в особенности, к теа-жизни СССР.
Америка в театральном деле быстро идет вперед.
В то время, как Франция испытывает буквально панический ужас перед советской фильмой (за все время пребывания во Франции я не встретил ни одной советской картины), Америка выпускает фильму «Инсургены», в которой она буквально льет воду на колесо социализма. И нет ничего удивительного в том, что картина эта вызывает восторженные аплодисменты у рабочей аудито
рии, готовой в каждом намеке на СССР видеть отражение на экране своих заветных желаний.
Констатируя огромный интерес к русскому театру, я должен отметить, что речь идет исключительно о советском искусстве и советском театре.