В связи с показом Московским ТРАМ ом своей первой работы, в периодической и специальной прессе появился ряд заметок как с оценкой постановки, так и на общую тему о положении в ТРАМ’е. Заметки в большинстве своем критикуют постановку и указывают на бедственное материальное положение ТРАМ’а.
Иметь исчерпывающие суждения о работе ТРАМ’а, на основании показанной постановки — еще нельзя, так как работа над ней протекала в крайне ненормальных условиях. Условия эти
таковы: во-первых, работа над пьесой, вернее над сценарием (пьесы вначале вообще не было), протекала при одновременной организационной
стройке самого ТРАМ’а. Кстати сказать, ему от роду всего лишь 11 месяцев, фактически же он существует 7—8 месяцев. Во-вторых, художественное руководство в ТРАМ’е было настолько не
удачно, что чуть не привело к прекращению ТРАМ’а. Пришлось в процессе работы его сменить, при чем смена носила случайный характер. В-третьих, пьеса «Зеленые огни» почти не может быть названа пьесой.
И при всех этих условиях трам’овцы проявили исключительный энтузиазм и трудолюбие, доведя работу до конца. Они создали все же довольно интересный спектакль. Я лично не сомневаюсь,
что при твердом художественном руководстве и прочной материальной базе следующая работа ТРАМ’а будет вполне плодотворной. Порукой этому — дисциплинированность ребят, на-редкость энергичное отношение к делу, а также и то, что в данное время новое художественное руководство не внушает опасения. В отношении материального
благополучия ТРАМ’а, со стороны УМЗП делается все возможное.
Надо констатировать, что те организации, которые кровно заинтересованы в существовании ТРАМ’а, почему-то не проявляют должного внима
ния к его работе, не говоря уже о материальной поддержке. А надо бы. ТРАМ—передовой участок нашего художественного фронта, сможет существо
вать развиваться и плодотворно работать только при полном внимании и поддержке со стороны пар
тийных и общественных органов. Окажем же ему дружно эту поддержку. М. ГЕЙТЦ
В тот же день вечером в театре на спектакле «Горе уму» В. Э. Мейерхольд был встречен ова
циями. Его приветствовала труппа, представители красноармейских частей и краснопресненских организаций молодежи.
На эти приветствия Вс. Мейерхольд ответил кратко:
— Смысл ваших приветствий — будь готов! На них я отвечу двумя словами — всегда готов!
П. ГЕРМАН
Я. А. Тугенхольд,
скончался 29 ноября с/г.
Яков Александрович Тугенхольд писал в последние годы о театре чрезвычайно редко, и обычно
только в тех случаях, когда спектакль его особенно волновал с точки зрения его формальных позиций и своим декоративным разрешением.
Немногие статьи Тугенхольда о современных театральных явлениях неизменно подымали вопросы глубоко
го принципиального значения и заставляли вновь при
сматриваться к упущенным зри
телем фактам и краскам спектакля.
Критик изобразительного
искусства Тугенхольд, естественно, всту
пался в первую
голову за художника театра и будировал интерес к вещественному оформлению сцены.
Его перу принадлежат бле
стящие статьи о
художественном оформлении спектаклей Камерного театра и театра Вахтангова.
Тугенхольд был сторонником живописного театрального действа, защитником острых красок, скульптурной лепки мизансцен, колоритных на
сыщенных образов. В свое время Тугенхольд выдвинул на арену театра художницу Александру Экстер, отражавшую в своих работах—«Фамира Кифаред» и «Саломея» — с наибольшей яркостью
его художественные воззрения и требования к театральному представлению. Позднее, Тугенхольд приветствовал появление на театре художников Игнатия Нивинского, Георгия Якулова,
Исаака Рабиновича и др., и как бы строил мост между театром и изобразительным искусством,
мост беспрерывного единения и общения этих искусств. Тугенхольд увлекал театр — пластиче
скими искусствами, художников же он увлекал — театром. В этом была особенность его заслуги перед театром, и представителями изобразительного искусства. Игру актера Тугенхольд изучал
в соответствии с теми живописными законами, которые ему казались обязательными и на сцене. Социолог по характеру своего критического метода, социалист по мировоззрению, глубоко ак
туальный и современный писатель, Тугенхольд во все свои запросы к театру вносил задания синтеза, формы и содержания, мысли и образа. Воспитанный культурой западно-европейского искус
ства, Тугенхольд старался приобщить советский театр к лучшим образцам западной техники и идеям новейших формальных завоеваний. Тугенхольд умел сочетать в себе содержательность социалиста и утонченность эстета. Он как бы создавал сценическую эстетику, усложненную требовательностью служения массам. Это был популяризатор формы во имя содержания на театре.
Было бы чрезвычайно существенно собрать разрозненные статьи и заметки Я. А. Тугенхольда о театра.
С. МАРГОЛИН ВНИМАНИЕ ТРАМ‘уПАМЯТИ Я. А. ТУГЕНХОЛЬДА
Мои дальнейшие планы.
Как сообщалось, в портфеле театра в настоящее время находится четыре пьесы, и это наличие дает нам право сказать, что мы, конечно, вышли из репертуарного кризиса.
Вопросы передачи нам помещения бывш. «Казино», производство капитального ремонта и полу
чение нужных средств — являются для нас в данную минуту самыми острыми и жизненными.
Благоприятное разрешение этих вопросов, несомненно, повысит интенсификацию нашего театра. Этим обуславливается и количество новых постановок.
«Всегда готов»!