НАШИ ГОСЦИРКИ

И ЭСТРАДА

Художественная политика гос
цирков.
Мастерская циркового
искусства.
Литературнорепертуарная
работа и изда
тельская
деятельность.
Художественная политика эстрады.
Изучение зрителя.
Деревенская работа.
Задача строительства советского циркового искусства формулируется, как задача социальной реконструкции цирка. Художественная политика Госцирков определяется, как политика организации массового циркового зрелища на основе
совершенной артистической техники классических форм современного цирка в их социальной реконструкции: идеологическом соответствии слова и устремленности техники в сторону физкультуры и спорта. Искусство цирка требует строжайшей самодисциплины и самовоспитания. Цирк — здоровое искусство, он не терпит диллетантизма. Без абсолютной точности, без выверенной в тысячных долях стройности — цирка нет. От современной клоунады мы должны требовать не
только достижений комедийных, но и достижений социальных. В современном цирке клоун владеет смехом тысяч. У клоуна, у эксцентрика, цирковое искусство должно слиться с его политической ролью.
Отсюда вытекают две задачи: воспитание нового артиста и перевоспитание старого. Мастерская циркового и эстрадного искусства с трехлетним курсом — является первой организованной плановой школой создания и воспитания новых мастеров цирка. Школа должна подготовлять будущего артиста цирка и эстрады, воспитывая в нем акробата, вольтижера, танцора и пантомимиста, каковыми были в истории цирка все блестящие мастера этого искусства. Одновременно при школе организована самостоятельная, экспериментально-производственная мастерская советской клоунады и сатиры.
Эта работа прежде всего экспериментальна. От реплик конферанса, от статей и заметок в прессе — до темы музыкально-драматического этюда — литературное бюро объединяет все то, что имеет отношение к печатному слову, к литературной
стельности Госцирков. Организация фундаментальной библиотеки по теории и згории искусства цирка, изучение серии популярных брошюр по теории и технике
циркового искусства и издание журнала «Цирк и Эстрада» дополняют работу литературно-репертуарного бюро.
В области организации эстрадного дела по линии художественно-производственной поставлена задача—экспериментальная работа в области создания новой художественной формы на эстраде методами режиссерского, литературного оформления и корректирования индивидуального мастерства эстрады. Идея органи
зации эстрадного дела в разрезе культурно-социальном формулируется, как идея организации авангардного искусства малого плана, синтезирующего отдельные формы зрелища в их законченной, убыстренной форме, и преломляющего их в разрезе политических идей нашей эпохи. В разрезе художественно-формальном искусство эстрады должно объединить обозрение, полит-сатиру, скэтчи, эксцентрическую пантомиму, культуру и технику движения и танца, механические нововведения театра, элементы шумовой музыки, цирка и клоунады. По линии организационной, параллельно с орга
низацией постоянных эстрадных театров в крупнейших рабочих и экономических центрах, Центральное Управление выдвигает идею организации передвижных эстрадных коллективов для деревни и городских в форме организации передвижных эстрадных зрелищ на фабриках и заводах — в период перерывов,
эстрадных зрелищ в рабочих клубах и организации карнавально-политических зрелищ на улицах в дни советских праздников.
На основе изучения запросов зрителя в процессе циркового и эстрадного представления, путем записи реакций зрителей на отдельные артистические номера, анкетирования зрителей и т. п., Центральное Управление получает возможность внесения корректив общественности в тематическое и формальное построение циркового зрелища.
Организация деревенского цирка стала одной из важнейших политических задач Госцирка. Ее технической формой стала организация передвижного деревен
ского цирка. В деле смычки с крестьянством продвижению цирка в деревню предстоит сыграть не малую и не последнюю роль. Идее организации передвижного цирка для
деревни должно быть обеспечено содействие профсоюзов — Всерабиса, Всеработпроса и Всеработземлеса, — при поддержке Наркомзема, Наркомздрава и других наркоматов, заинтересованных в специальных видах цирковой агитации в деревне: санитарно-просветительной, сельско-хозяйственной, налоговозаймовой и др.
А. М. Данкман.